Программа тематической смены «Игра и я» (1–11 классы)
Направленность программы: социально-педагогическая
Возраст участников: – 7-17 лет.
Место проведения: ЗЦДЮТ «Зеркальный» ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 3 |
Актуальность программы | 3 | |
Новизна программы | 4 | |
Социальная значимость | 5 | |
Цель и задачи программы | 5 | |
Ожидаемые результаты | 6 | |
2. | Реализация программы | 6 |
Игровая модель | 6 | |
Органы детского самоуправления | 7 | |
Краткое содержание смены | 7 | |
Основные этапы реализации смены | 8 | |
Риски и способы их преодоления | 14 | |
3. | Организационно-педагогические условия реализации | |
Информационно-методическое обеспечение | 15 | |
Ресурсное обеспечение | 15 | |
Кадровое обеспечение | 15 | |
4. | Оценка эффективности программы | 16 |
5. | Список литературы | |
Законодательные акты | 16 | |
Концептуальные основы программы | 17 | |
Материалы для подготовки и разработки событийного ряда смены | 18 | |
Интернет источники | 18 |
ПРОГРАММА 4 ЛЕТНЕЙ СМЕНЫ 2021 ГОДА
«ИГРА И Я»
Название программы: «Игра и Я»
Направленность программы: социально-педагогическая
Авторы программы:
Капов Даниэль , педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;
Вероника Афанасьевна, художественный руководитель ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Возраст участников: – 7-15 лет.
Место проведения: Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный»
Время проведения: 07.08 – 27.08. 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная идея смены – научиться использовать игровые приемы всевозможных видов игр для решения реальных жизненных (бытовых, социальных, психологических и т.д.) задач.
Актуальность:
Уникальный и неповторимый мир детства непрерывно связан с таким явлением как игра. Дети, наблюдая за взрослыми и подражая им, часто играют во взрослую жизнь: в «Дочки-матери», в «В войнушку», в «Шпионов», в «Казаки-разбойники», меняясь ролями, устанавливая свои удобные правила. Но выходя из этого мира детства, новый взрослый человек сталкивается с тем, что реальная игра взрослого мира людей имеет подчас жесткие правила и ставит непоколебимые условия без права переиграть, изменить правила или остановить игру и начать сначала.
И часто так бывает, что новые взрослые люди, еще не окрепшие духом, не до конца разобравшись в нюансах и тонкостях взрослой жизни, не прислушиваясь к советам опытных взрослых и родителей, играют по правилам детской игры, бездумно допуская ошибки, не задумываясь о последствиях.
Как пишет Т.А. Кривко-Апинян в своей книге «Мир игры»: «Школа, другие учебные заведения в редких случаях способны увлечь подростка, дать всепоглощающие ориентиры жить и действовать. С другой стороны, по биоантропологическим и психологическим параметрам это возраст большой активности, ищущей формы и пути разрядки.
В конечном счете, оказывается, что игра, как и в детстве, остается ведущей формой жизнедеятельности, компенсирующей ограниченность и недостатки жизни реальной. Только эта игра становится другой.
Уходит игра как вид деятельности, но сохраняется игровой тип поведения и сознания. Остается игровая структура иной по содержанию деятельности. Содержание становится другим. Если ребенок воспроизводил формы поведения, то подросток применяет на себя отношения, чувства, переживания; риск и борьбу реальной жизни.
Поэтому здесь так расплывчата грань, отделяющая игру от реальности, настоящую боль от условной, настоящее поражение от условного. Когда социальная активность затруднена, обстоятельства реального существования неудовлетворимы, - остается альтернативный вариант: контркультура и альтернативные вынужденным формам общежития – семье, учебной группе – формы консолидации.
Исследователи молодежной культуры отмечают стремление молодежи заимствовать основные внешнекультурные формы и роли взрослости (курение, алкоголь, одежда). Причем из всего диапазона ценностей, норм, качеств взрослого человека выделяются наиболее внешние, табуированные для подростка и посему воспринимаемые им как проявление взрослости и свободы.» И, «наломав» к определенному возрасту «дров», приходит осознание того, что не все так просто и легко, как в детстве.
Но как можно помочь детям быть готовыми к столкновению с трудностями взрослой жизни? Можно предложить попробовать играть в «жизнь» по взрослым правилам. Но взрослые правила не всегда понятны детям. Тогда можно использовать не правила, а приемы игры, с помощью которых можно решать различные жизненные задачи. Другими словами детям предлагается не просто играть в какую-либо игру, занимая свободное время, а научиться применять полученный навык в модели взрослых жизненных задач.
Новизна:
Каждый день каждого года каждого века любого человека не похож ни на один другой. Изменения каждого дня нам могут показаться незначительными, но если посмотреть на совокупность изменений каждого дня в масштабах года или столетия, то скорость, с которой происходят перемены, поразительны. Не так давно было то время, когда стационарный телефонный аппарат стоял не в каждой квартире. А сегодня редко можно встретить человека, который не имеет своего мобильного телефона. И многие молодые люди учились на такие профессии, которые сейчас не востребованы. А сегодня появились такие новые специальности, по названию которых не всегда сразу можно определить, чем конкретно человек занимается. И этот «вихрь» перемен и новизны раскручивается с такой силой, что запрыгнуть и хорошо зацепиться удается не каждому. Важно обладать всевозможными навыками и умениями, которые как хороший набор инструментов для мастера, помогут справиться с любой жизненной задачей. Этот набор всевозможных умений и навыков можно приобрести еще в детстве, когда ребенок начинает играть.
С возрастом игры становятся сложнее и более приближенными к ситуациям взрослой жизни. Но важно не просто играть в игру, интересно проводя время, а важно уметь применить полученные навыки и приемы игры во взрослой жизни. В наше время появилось много популярных игр, когда без лишних слов понятно, где и как применить полученный навык, например настольная игра «Монополия». Но есть огромный спектр интересных и любимых многими игр, где область применения полученных навыков и использования приемов не так явно определена. Данная программа направлена на то, чтобы дети, по окончании или в процессе игры могли анализировать, выявлять и определять приемы игры и с помощью взрослого научились находить способы и варианты их применения в жизни.
Социальная значимость:
Мы все живем в социуме, где реализация наших основных потребностей не обходится без взаимодействия и контакта с людьми. Но нет одинаковых людей и характеров, как и нет одного способа взаимодействия с каждым человеком.
К каждому нужен индивидуальный подход, такой своеобразный «ключик». И чем больше человек имеет таких «ключиков», тем легче ему находить точки и способы взаимодействия с людьми. Каждая игра – это своеобразный тайник, где спрятаны такие «ключики». Важно, играя в игру, суметь их найти и научиться определять какие «дверцы» открывает тот, или иной «ключик».
И уже на стадии игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, попадая в одинаковые предлагаемые обстоятельства игры, сталкиваясь характерами, уровнем воспитания, развития интеллекта, жизненного опыта.
Цель:
Обогащение жизненного опыта социально и личностно значимым результатом через анализ игры и определение способов применения игровых приемов и полученных навыков в решении реальных жизненных задач.
Задачи:
Обучающие:
расширение кругозора, развитие познавательных интересов в различных сферах;
получение навыков широкого спектра игр;
обучение способам применения игровых приемов и полученных навыков в процессе игр;
Получение навыков организации досуга.
Развивающие:
социализация и адаптация участников смены к жизни в обществе;
самореализация участников смены через различные виды игровой и творческой деятельности;
развитие коммуникативных качеств;
развитие уверенного поведения.
Воспитательные:
привитие ответственности за принятие решения;
создание условий для развития и реализации потенциала ребенка, проявления индивидуальных качеств;
Ожидаемые результаты:
Результатом программы станет полученный опыт, в умении анализировать игру и находить способы применения игровых приемов и навыков полученных в процессе игровых действий для решения жизненных задач и ситуаций. Самореализация и проявление своих индивидуальных качеств и способностей. Приобретение новых знаний и навыков в способах организации досуга.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Игровая модель смены.
В основе игровой модели смены предполагается использование элементов ролевой игры. Цель каждого отряда стать победителем, обладателем «Победного кристалла». В общую игру вводится игровая валюта в виде золотых и серебряных слитков. А так же ценные предметы-артефакты.
Каждый участник придумывает себе игровой образ и, соответственно игровое имя, а так же набор уникальных качеств и способностей. Каждый участник сам или при помощи взрослого определяет себе игровую задачу на смену или ряд задач, которые он в течение смены решает. Помимо индивидуальных задач, которые дети сами себе ставят в соответствии с особенностями своего придуманного образа, каждому отряду ставится своя отрядная задача, о которой другие отряды не знают. Например: собрать за смену все артефакты «силы», собрать сад камней или заработать самое большое количество игровой валюты. Те отряды, которые справились с игровой задачей, получают «Победный кристалл». Победивших отрядов может быть один или несколько. Так же можно собрать не один «Победный кристалл», а несколько. В этом случае победителем станет тот отряд, у кого будет кристаллов больше.
Игровые задачи решаются в игровых турнирах и поединках. Артефакты выигрываются в дружинных играх, игровая валюта вручается по итогам отрядных достижений каждого дня. Чтобы завладеть нужным артефактом, которым обладает другой отряд, можно вызвать представителя того отряда на игровой поединок или межотрядный турнир в любой игре: спортивной, настольной, интеллектуальной или любой другой на выбор. Если отряд-обладатель артефакта соглашается, то устраивается межотрядный турнир или поединок, где победитель становится обладателем артефакта.
Все игры смены подбираются таким образом, чтобы все навыки, полученные в той или иной игре, участники могли применить в решении не только игровых задач, но и таких задач, которые являются моделью жизненных ситуаций. Например: выбор пары (для старшего возраста), нахождение и добыча игровых ресурсов, нахождение способов применить свои индивидуальные особенности и таланты, необходимость расставлять приоритеты и делать выбор, достигать цель, работая в команде и др.
Каждый отряд, помимо дружинной ролевой игры, может вести свою отрядную игру, вводить персонажей и игровую валюту. По окончании смены все индивидуальные задачи в отряде анализируются и награждаются те, кто смог их за смену решить.
Действующие на смене органы самоуправления.
Совет командиров – совет командиров отряда, который собирается каждый день, чтобы обсудить планы на будущее, проанализировать прошедшие дела.
Совет хозяев – совет ребят, следящих за чистотой в отрядах (как детских комнатах, так и отрядных местах и зонах заботы).
Совет физоргов – совет ребят, занимающийся физкультурной деятельностью отряда, следят, когда проходят турниры, кто в них участвует, помогают инструкторам по физической культуре в организации спортивных дел.
Дежкомы – дежурные командиры на отрядах, на день становятся правой рукой вожатого
Краткое содержание смены
Организационный период.
Педагогическая цель – введение в игровую модель смены, выбор и создание игрового образа, знакомство с Центром «Зеркальный» его традициями и правилами.
Адаптация в условия временного коллектива. Экскурсии по «Зеркальному». Линейка открытия смены. Отрядная игра на взаимодействие «Разведка». Первый сбор органов самоуправления. Традиционный сбор «Здравствуй, «Зеркальный»!». Огонек знакомств.
Основной период.
Педагогическая цель – реализация программы смены.
День Дружбы (Игра по станциям «Игры народов Мира»).
День Дворовых игр (Игры по станциям «А у нас во дворе», межотрядные дворовые игры на взаимодействие).
День интеллекта (Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», Просмотр фильма с последующим обсуждением)
День актерской игры (Игра по станциям «Театр», Конкурс актерского мастерства, дискотека);
День команды (Игра на местности «Форт Боярд);
День досуга (Игровые и творческие площадки);
День Экватора смены («Веселые старты», «Комический футбол», Огонек Экватора смены);
День креатива и творчества (Концерт «Радуга Талантов»);
День ВВС (Игра по станциям «Экипаж»);
Международный День левшей (Мастерские декоративно-прикладного творчества, выставка-продажа сувениров своими руками «Ярмарка», игры на улице «Народные гуляния»);
День семейный (Ролевая игра на местности «Семья», турнир по настольным играм)
День путешествий (Игра на местности «Поездка за границу»);
День приятных сюрпризов (Тематический огонек);
День Игры (Большая ролевая игра);
День Стихий (концерт на берегу озера «Четыре Стихии»);
День вдохновений (Концерт творческих коллективов ГДТЮ). А так же в основной период смены предполагаются спортивные состязания, дискотеки, прогулки.
Заключительный период.
Педагогическая цель – подведение итогов смены.
Подведение итогов смены. Традиционный сбор «До, свидания, «Зеркальный»!», Линейка закрытия смены, прощальный костер. Награждение по итогам смены.
Основные этапы реализации смены.
Дата | Название мероприятия | Формы и методы проведения мероприятия | Ожидаемые результаты | Способы диагностики |
07.08. | Экскурсия по лагерю | Прогулка-экскурсия. Знакомство с территорией лагеря, легендами «Зеркального» | Адаптация в лагере в условиях временного коллектива | Наблюдение |
Огоньки знакомств | Вечерний сбор отряда, знакомство | Развитие коммуникативных навыков, уверенного поведения. Знакомство с традициями лагеря | Наблюдение | |
08.08. | Линейка открытия смены | Торжественный сбор дружины на площадке для сборов | Введение в игровую модель смены | Наблюдение, включенное наблюдение |
Игра на местности «Разведка» | Поисковая игра на местности | Знакомство с объектами лагеря, знакомство с представителями разных служб лагеря. | Оценочный лист | |
Дискотека знакомств | Дискотека под открытым небом | Знакомство участников смены в неформальной обстановке | наблюдение | |
09.08. | Сбор «Здравствуй, «Зеркальный»!» | Общий сбор дружины на зрелищно-концертном мероприятии с | Знакомство с участниками смены. Приобщение к традициям проведения официальных мероприятий | Наблюдение |
10.08. | Игра по станциям «Игры народов мира» | Игра по станциям, где на каждой станции мастер игры знакомит с правилами традиционной игры какого-либо народа мира. Команда играет определенное время и по сигналу переходит на другую станцию, где знакомится и играет в игру другого народа. | Знакомство с традициями и правилами проведения народных игр разных национальностей | Наблюдение, оценочный лист прохождения станций, анкетирование |
11.08. | Игра по станциям «А у нас во дворе» | Игра по станциям, где команды узнают и играют в игры, которые были популярны в разные времена в России во дворах и пришкольных площадках. | Знакомство с дворовыми играми, которые были популярны в разные времена в России | Оценочный лист прохождения станций, анкетирование |
Марафон межотрядных игр | Подвижные дворовые игры на улице между отрядами с использованием дидактического материала | Знакомство с популярными дворовыми играми | Наблюдение, анкетирование | |
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | Игра в кино-концертном зале с использованием интерактивных мультимедийных технологий | Расширение кругозора в сфере познавательных интересов. Знакомство с вариантами использования мультимедиатехники | Протоколы жюри | |
Фильм с последующим обсуждением | Просмотр фильма с последующим обсуждением в форме ток-шоу | Развитие навыков анализирования, умения высказывать свою точку зрения. | Наблюдение, включенное наблюдение | |
12.08. | Командная игра на местности «Театр» | Перемещение команд по территории в поисках локальных станций. Выполнение заданий ведущего на станции для получения вспомогательных элементов, из которых команда в результате создает мини-спектакль. | Получение и применение на практике навыков сценического мастерства, интеллектуальных познаний в области театрального искусства. Развитие командного духа и взаимодействия. Развитие устремленности к достижению общей цели. Привитие ответственности за свой вклад в результат общего дела. | Наблюдение, игровые протоколы ведущих станции. |
Дискотека «Маскарад» | Дискотека с элементами костюмирования | Развитие творческой фантазии, эмоциональное и физическое раскрепощение | Наблюдение, фото материалы | |
13.08. | Соревнования по бадминтону | Спортивные соревнования | Повышение физической активности, приобщение к ЗОЖ | Наблюдение, протоколы соревнований |
Игра по станциям «Форт Баярд» | Игра по станциям, где команды проходят различные испытания | Укрепление командного духа, проявление находчивости и применение индивидуальных качеств в достижении общей цели | Наблюдение, оценочный лист, анкетирование | |
14.08. | Игровые и творческие площадки | Интерактивные обучающие локальные площадки, которые проводят вожатые и дети. Площадки по обучению танцам, фитнесу, пению, играм в компании, фокусам и т.д. | Проявление своих способностей и применении их на практике, а так же знакомство с другими способами проведения досуга. | Наблюдение |
15.08. | Тематическая линейка «Экватор» | Сбор дружины на площадке для сборов для получения информационного блока с развлекательными элементами | Подведение итогов за прошедший период смены, поднятие общего положительного эмоционального фона | Наблюдение, включенное наблюдение |
«Веселые старты» | Командные спортивные эстафеты | Повышение физической активности, приобщение к ЗОЖ | Наблюдение, включенное наблюдение, протоколы соревнований | |
Игра на стадионе «Комический футбол» | Игра в футбол с костюмированными, игровыми и комическими элементами | Повышение физической активности, повышение общего положительного эмоционального фона, проявление творчества и фантазии | Наблюдение, включенное наблюдение | |
16.08. | Концерт «Радуга талантов» | Концерт участников смены | Проявление своих творческих и организационных способностей | Наблюдение |
Соревнования по плаванию | Спортивные соревнования | Повышение физической активности, приобщение к ЗОЖ | Наблюдение, протоколы соревнований | |
17.08. | Тематическая линейка, посвященная Дню ВВС | Сбор дружины на площадке для сборов для получения информационного блока о тематике дня, с включением игровых элементов | Укрепление патриотического духа | Наблюдение |
Игра по станциям «Экипаж» | Игра по станциям на взаимодействие | Проявление командного духа и воспитание ответственности за свой вклад в результат общего дела | Оценочный лист | |
Праздничная дискотека | Дискотека | Повышение физической активности, физическое и эмоциональное раскрепощение, развитие уверенного поведения | Наблюдение | |
18.08. | Тематическая линейка | Сбор дружины на площадке для сборов для получения информации дня с включением игровых элементов | Расширение кругозора, повышение общего положительного эмоционального фона | наблюдение |
Мастерские декоративно-прикладного характера | Локальные площадки с ведущим мастером. На каждой площадке мастер проводит обучение ремеслу определенного вида. | Приобретение навыков декоративно-прикладного творчества. Развитие эстетического и художественного вкуса. Развитие концентрации внимания, сосредоточенности, нацеленности на результат. | Наблюдение | |
«Ярмарка» Выставка-продажа сувениров сделанных своими руками | Организованная площадка для выставки сувениров, сделанных своими руками на мастерских с возможной продажей за игровую валюту смены. | Демонстрация своего мастерства в сфере декоративно-прикладного искусства и проявление способностей в сфере реализации и сбыта товара. Расширение кругозора в сфере народных промыслов. | Наблюдение | |
Игры на местности «Народные гуляния» | Свободное перемещение участников по территории в поисках игровых площадок. Участие в состязаниях и конкурсах в традиционном народном стиле. | Повышение физической активности и положительного эмоционального фона. Расширение кругозора в области познаний традиционных народных состязаний и площадных увеселениях | Наблюдение, протоколы с подсчетами игровой валюты | |
19.08. | Ролевая игра на местности «Семья» | Игра на местности с включением костюмированных ролевых персонажей | Укрепление командного духа, проявление индивидуальных качеств, способностей в выстраивании логики и планировании на модели реальных жизненных ситуаций. | Оценочный лист по результатам игры |
Турнир по настольным играм | Организованные площадки, где ведущий мастер игры каждой площадки обучает группу участников правилам определенной игры и проводит игру или серию игр до получения результатов | Получение навыков организации досуга в малой компании или в семейном кругу с использованием настольных игр | Наблюдение, оценочный итоговый лист | |
20.08. | Игра на местности «Поездка за границу» | Игра на местности с включением костюмированных ролевых персонажей | Проявление индивидуальных качеств и применение игровых приемов и навыков в решении жизненных задач на модели реальных жизненных ситуаций | Оценочный лист по итогам игры |
Мастер-классы по сценическому искусству | Локальные площадки с ведущим мастером. На каждой площадке мастер проводит обучение и тренинг по актерской технике. | Приобретение нового опыта и повышение своего мастерства в сценическом искусстве. | Наблюдение | |
21.08. | Игра на местности «Фотокросс» | Свободное передвижение по территории, фотосъемка объектов и постановочных сюжетов на заданную тематику | Развитие наблюдательности, творческой фантазии. | Наблюдение, оценочный лист |
Соревнования по настольному теннису | Спортивные соревнования | Повышение физической активности, приобщение к ЗОЖ | Наблюдение, протоколы соревнований | |
22.08. | Большая ролевая игра на местности 2 части | Ролевая костюмированная игра на местности по сюжетной линии смены | Проявление своих индивидуальных качеств в достижении общей цели. Применение игровых приемов и полученных навыков в течение смены. | Оценочный лист по итогам игры |
23.08. | Концерт на берегу озера «Четыре стихии» | Концерт под открытым небом и финальным зажжением костра на воде | Проявление творческих и организаторских способностей | Наблюдение |
24.08. | Концерт творческих коллективов ГДТЮ | Концерт в кино-концертном зале с участием воспитанников художественного отдела ГДТЮ | Привитие художественного вкуса, поднятие общего положительного эмоционального фона | Наблюдение |
Прощальная дискотека | Дискотека | Повышение физической активности, физическое и эмоциональное раскрепощение, развитие уверенного поведения | Наблюдение | |
25.08 | «На волне нашего успеха» | Творческие встречи с профильными коллективами | Знакомство с особенностями деятельности профильных коллективов. Участие в мастер-классах | Обратная связь |
Сюжетная игра «TRON» | Финальное событие смены | Подведение общих отрядных достижений, фиксация и применение знаний, полученных на смене. | Включенное наблюдение, Анкета обратной связи | |
26.08. | Традиционный сбор «До свидания, «Зеркальный»!» | Общий сбор-концерт | Подведение итогов, награждение участников по итогам смены | Наблюдение |
Итоговые огоньки | Подведение итогов смены в отряде | Развитие коммуникативных навыков | Наблюдение, включенное наблюдение | |
Линейка Закрытия смены | Сбор дружины на площадке для сборов для подведения итогов смены и закрытия летнего сезона. Зажжение прощального костра | Подведение итогов | Наблюдение |
Риски и способы их преодоления
Факторы риска | Профилактика |
Недоговоренность, отсутствие взаимодействия между вожатыми, воспитателями и организаторами смены | - Ежедневные встречи организаторов и воспитателей, четкое планирование дня при учете индивидуальных тренировок и репетиций профильных коллективов; - ответственность при передачи информации между напарниками воспитателями; - гибкий подход при планировании дня с учетом возможных изменений графика; |
Недооценка сложности педагогической работы в условиях детского оздоровительного лагеря | - проведение вожатского семинара-практикума перед сменой; - обучение вожатых в системе ШВМ (школа вожатского мастерства) |
Разновозрастный состав участников проекта смены | - адаптация всех массовых мероприятий смены согласно возрасту участников |
Природно-климатические условия | - учет возможных изменений погодных условий; - контроль воспитателей за соответствием одежды детей к текущим погодным условиям; -своевременная просушка мокрой одежды детей; - вариативность мероприятий на случай плохой погоды, разработка альтернативных дел в помещении |
Эмоциональные и физические перегрузки участников смены | - медицинский контроль; - индивидуальная работа воспитателей и педагога с ребенком; - система вечерних огоньков (рефлексия дня); -планирование дополнительных мероприятий с учетом эмоционального состояния отряда. |
Неграмотное планирование дня отрядными воспитателями и вожатыми | - на подготовительном этапе – проведение обучающего мастер-класса, на основном этапе – проведение консультаций по организации отрядной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Информационно-методическое обеспечение
С целью информационно-методического обеспечения реализации проекта программы к началу смены будет разработан и выпущен сборник методических рекомендаций по проведению отрядных дел, соответствующих тематике смены. В течение смены для вожатых будет организована Школа вожатского мастерства, групповые и индивидуальные консультации по подготовке и проведению отрядной работы и массовых дел смены.
Ресурсное обеспечение:
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» располагает следующей ресурсной базой: помещения для кружковой работы, тренажерные залы, зал фитнесса, игровые спортивные площадки с тартановым покрытием (волейбол, баскетбол, легкоатлетические дорожки на тартановой основе, стадион с синтетическим покрытием), открытая тренажерная площадка, зал ритма и пластики, многофункциональный зал игровых видов спорта, специализированный зал спортивной гимнастики, бассейн, сауна, специализированные спортивные залы (фехтование и бокс), кино-концертный зал (550 посадочных мест), пляж, купальня, шлюпки, теннисные корты, отрядные места (открытые и закрытые) для сбора отрядов, учебные кабинеты.
Для организации приема детей на отдых и оздоровление в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» подготовлены следующие объекты: коттеджи круглогодичного использования №№1-5 на 80 детей каждый. Дети в коттеджах проживают в 2-х комнатных номерах: комната для отдыха на 4 человека, комната для занятий. Главный корпус на 165 детей — по 2-3 человека в комнате.
Кадровое обеспечение:
В ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» имеются следующие штатные единицы педагогического персонала: зам. директора по учебно-воспитательной работе, заведующий сектором организационно-массовой работы, воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования, художественный руководитель, начальник кино-радио технической службы, художник по свету, художник-постановщик, методисты, педагог-психолог и др.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
В конце смены проводится итоговое анкетирование для получения информации об эффективности и полезности проводимых на смене мероприятий. По итогам анкетирования анализируется, какой процент участников смены отметил для себя приобретение нового опыта и необходимых навыков для дальнейшего развития своих способностей.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные акты:Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы»;
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р.
Об исполнении поручения Президента от 31.03.2011 «О подготовке плана мероприятий по реализации в 2011–2015 годах Концепции демографической политики России».
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.
Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы.
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развития образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».
Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
Постановление Правительства Санкт-Петербурга №242 от 15марта 2012 года «О мерах по реализации главы 6 «Социальная поддержка в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге» закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
Распоряжение Комитета по образованию от 29.04.2015 №2060-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга №242 от 15марта 2012 года.
Письмо Министерство образования российской федерации «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации».
Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» // Внешкольник. 2002.№7.
Устав Санкт-Петербурга.
Концептуальные основы программы:Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М.: Знание, 1982, №4.
Безрукова В.С. Педагогика. Учебник. – Екатеринбург, 1996.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. - 215 с.
Леванова Е. А., Соболева А. Н., Плешаков В. А., Телегина И. О., Волошина А. Г.. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия
К.Д.Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагогике / Под общей ред. Е. Белозерцева. М.: «Роман-газета», 1994.
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса, М., 1993.
Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. Проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
Льюис Клайв Стейплз. Хроники Нарнии. Издательство: Эксмо, 2013 г.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студ. — М.: Прометей, 1996
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., 2002.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
Сухомлинский В.А. Верьте в человека. — М.: Молодая гвардия, 1960
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1990
Ушинский. М.: Изд. Дом. Шалвы Амонашвили, 1998.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд. МГУ, 2003.
Шеховская Н.Л. К.Д.Ушинский и Н.А.Бердяев: духовность как нравственная основа личности // Педагогика, 2002, №5.,
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений, изд. ЭКСМО. М.: пер с англ. – 2009 г.
Материалы для подготовки и разработки событийного ряда смены:Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или сто отрядных дел: Методическое пособие. Кострома: РЦ НИТ «Эврика – М», 1998. – 112с.
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. – М., 1994. – 204с.
Игры: обучение, тренинги, досуг./Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1989
«Из записной книжки вожатого» Методическое пособие ЗЦДЮТ «Зеркальный» - 1996г.
Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. – М.: НИИ семьи, 1998. – 136 с.
Козлов В.В., Козлова А.А., Тюлюбаев А.Ю. Психотехнологии развития в условиях оздоровительно-образовательных учреждений. Тематический раздел: «Школа социального успеха». «Я» – Потенциал: стратегия развития. – М.,1999. – 207 с.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1998. – 128 с.
Николаева Л.Н. Сборник задач и упражнений для вожатых, или Игры на всякий случай. - СПб., 2008
Сковородникова В.Е. Это надо знать. –Здравствуй, «Зеркальный»! - СПб., 2010.
Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М: Издательский центр «Академия», 1997
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М.: Новая школа, 1994. – 160 с.
Шмаков С.А. Лето: Вопросы – ответы, подсказки – советы.– М.: NB Магистр,1993. – 144 с.
Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа, 1993. – 112 с.
Шмаков С.А. Ее величество – игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. М.: NB Магистр, 1992. – 160 с.
Шмаков С.А. Уроки детского досуга. В помощь педагогу-экспериментатору и классному руководителю. М., 1992.
Шуркова Н.Е. Воспитание. Новый взгляд с позиции культуры – СПб, 1994г.
Интернет источники:Открытый методический кабинет «Зеркального» http://spb-zerkalny.ru/day-metod.php
Сайт для вожатых «Планерочка» - http://planerochka.org/
Вожатый.RU - http://www.vozhatyj.ru/
Игры с детьми в детском лагере - http://ambivox.info/wiki
Антипедагогика - Школа вожатого - http://antipedagogika.com/category/shkola-vozhatogo/
Летний лагерь - http://summercamp.ru
18
Пролубщикова Наталья Владимировна
Daniel Mukhabovich Kapov
Спицына Любовь Ивановна
Daniel Mukhabovich Kapov
Кияйкина Наталья Федоровна
Daniel Mukhabovich Kapov
Сингаевская Наталья Валерьевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Панов Егор Игоревич
Daniel Mukhabovich Kapov