Игровые методы обучения в педагогической практике

II Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Игровые методы обучения в педагогической практике»
Автор – Маевская Полина Викторовна, преподаватель иностранных языков ЧУ ЦО «Аврора» города Москвы
Игровые методы обучения в педагогической практике
«Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся » (А. Эйнштейн).
Современное общество очень многогранно и необычайно технологично. Ему нужны высококвалифицированные специалисты с гибким мышлением, умением адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам и вызовам. Безусловно, чтобы вырастить и воспитать новое поколение, необходимы очень большие и мощные ресурсы. Ведущую роль здесь играет образование.
Школьное образование за последние 15 лет существенно изменилось: расширилось содержание предметных программ, усилился контроль успеваемости учащихся, добавилось много внеурочных видов деятельности.
Объем знаний соответствующий необходимым требованием стал очень большим даже в начальной школе. Многие дети в силу своего психического и эмоционального развития не способны понять и хорошо усвоить такой объем материала, и уже в начальной школе начинается непосильная «погоня» с репетиторами, дополнительными занятиями за образовательным стандартом. В результате из жизнерадостного, способного и любопытного первоклассника мы получаем несчастного, нервного и немотивированного к учебе выпускника начальной школы.
В средней и старшей школе планка повышается, а наш ученик уже устал. И может быть его психическое и эмоциональное состояние уже соответствуют восприятию информации большого объема, но ученик не хочет учиться, ему не интересно, весь процесс вызывает отторжение. Все его заложенные природой способности к определенному предмету/предметам останавливаются в своем развитии. И как бы интересно и прекрасно не был бы написан и оформлен учебник, он его самовольно даже не откроет. Какие бы невероятно методичные были рабочие тетради к этому учебнику, и сколько бы дополнительного материала не было тщательно собрано и представлено, все это не работает так, как мы хотели бы. Все это говорит о том, что ребенок потерялся в своей темноте и не может найти луч света, которые выведет его в благополучную и интересную жизнь.
Давайте подумаем, что такое луч света? – На мой взгляд, самое простое этому определение, это радость, желание, смысл и инициатива. Что такое для ребенка радость? – конечно, игра! И если ребенок играет, значит, у него есть желание, он видит смысл и проявляет инициативу.
Выдвинута гипотеза о том, что в условиях обогащения учебной среды с помощью игровых методов обучающиеся снимают стресс, чувствуют себя благополучно и уверенно, приобретают мотивацию к учебному процессу, находят себя.
Актуальность исследования связана с необходимостью применения игровых методов на всех этапах обучения в школе (начальной, средней, старшей). Поскольку высокая нагрузка образовательных программ по предметам может негативно сказаться на их физическом и психологическом здоровье: проявляясь в виде конфликтного поведения, демотивации, апатии к учебному процессу и других стрессовых реакций.
Задачи
1. Исследовать актуальность видов игр применяемых на разных ступенях обучения и их функциональность
2. Сравнить обогащение образовательной среды с помощью игровых методов в младшей, средней и старшей школе и природные интеллектуальные, психологические и физиологические потребности учащихся в соответствии с их возрастом
3. Провести наблюдение за поведением учащихся младшей, средней и старшей школы на уроке без игрового компонента и на уроке с игровым компонентом
4. Сделать выводы о целесообразности игровых методов на разных этапах обучения и степени соответствия их индивидуальным потребностям учащихся.
Характеристика и основные свойства игровых методов
Игра – это не просто развлечение, а ценный и стимулирующий вид деятельности. В первую очередь, она служит миниатюрной копией окружающего мира.
Участвуя в игре, нам открывается доступ к бесчисленным возможностям: можно примерять различные образы, совершать путешествия во времени, посещать экзотические места и многое другое. Здесь необходимо задействовать воображение, уметь находить применение даже незначительным деталям, оперативно решать возникающие трудности и проигрывать различные сценарии.
Учащиеся, получившие опыт в игре способны гибко подходить к решению задач в других сферах, а те, кто играл недостаточно и не смог полностью раскрыть свой потенциал в игре, часто опасаются сделать ошибку. Таким образом, игра представляет собой своего рода подготовку к реальной жизни, востребованную в самых разных ситуациях.
Антон Семёнович Макаренко подчеркивал, что игра играет важнейшую роль в развитии ребенка, являясь для него тем же, чем для взрослого является работа или служба. Характер ребенка в игре во многом определяет его будущие успехи в профессиональной деятельности.
Игровые подходы в образовании позволяют создавать ситуации, которые способствуют получению, усвоению новых знаний, формированию практических навыков и накоплению опыта.
Ключевые достоинства игровых методов заключаются в следующем:
1. Они многогранны: объединяют в себе активность и расслабление, обучение и удовольствие, подражание и творчество, взаимодействие и самовыражение;
2. Они требуют вовлеченности: для достижения успеха в игре необходимо приложить определенные усилия;
3. Они стимулируют развитие и интеллектуальный рост: помогают находить решения, осваивать новые модели поведения, учиться, исследовать мир и лучше понимать себя.
Виды игровых методов и их соответствие возрасту учащихся
Использование игровых техник позволяет организовать увлекательную учебную среду, где учащиеся не просто усваивают информацию, но и активно взаимодействуют с ней, совершенствуя свои умения и применяя полученные знания на практике. При подборе игровых методов важно ориентироваться на задачи урока, возрастные особенности и текущий уровень подготовки учеников. В зависимости от целей обучения, игровые методы можно классифицировать следующим образом (см. Таблицу 1):
Таблица 1 - Виды игровых методов обучения
| Дидактические | Воспитательные | Развивающие | Социализирующие |
Фокус | Стимулирование познавательной активности, расширение кругозора, формирование практических навыков и умений, необходи -мых для успешного выполнения различных заданий. | Формирование самостоятельности, жизненных ценностей (моральных, эстетических, мировоззренческих), развитие умения работать в команде и взаимодействовать с другими. | Развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения и других творчес- -ких способностей, а также повыше -ние мотивации к обучению и стремле - -ние к новым знаниям. | Знакомство с нормами и правилами поведения в обществе, формирование адаптивности к новым условиям, развитие навыков эффективного общения и самоконтроля. |
Примеры | Игры с использованием предметов, настольные и печатные игры, словесные упражнения. | Игры: «Цепочка», «театр», «музыкальный крокодил» и т.д. | Игры: «Данетки», «Веришь – не веришь», поиск слов (файндворды). | Игры на сплочение коллектива, игры, направленные на профориентацию. |
Важно учитывать психологическое и физическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и потребности.
Для младших школьников (1-4 классы) особенно эффективны викторины, ролевые, словесные, интерактивные и настольные игры. Учитывая, что внимание детей этого возраста может быть неустойчивым, рекомендуется чередовать несколько коротких игр и раундов.
Игры со сложной структурой и детальными инструкциями, такие как тематические настольные развлечения, будут полезны для школьников среднего звена (5–9 классы). В этом возрасте учащиеся уже способны воспринимать и обрабатывать значительные объемы информации во время игрового процесса. Поначалу им может быть не очевидно, что игра служит инструментом для изучения материала урока.
Для старшеклассников (10-11 классы) более результативными окажутся деловые игры, разбор кейсов, мозговые атаки и командные упражнения. В этом возрасте ученики охотнее работают вместе, взаимодействуя друг с другом и с преподавателем.
Необходимо, чтобы выбранная игра соответствовала образовательным задачам урока и не была чрезмерно сложной.
Влияние игровых методов обучения на развитие личности учащихся в младшей, средней и старшей школе (примеры из педагогической практики)
Игра в группе младших школьников на уроке английского языка 3 класс (9-10 лет)
Таблица 2 - Активность на уроке без игрового компонента
| Тип ученика | Поведение | Активность |
Всего учеников в группе - 8 чел. из них: | смелые и бодрые - 3 чел. | Проявляют инициативу на уроке, иногда эгоистичны по отношению к менее смелым ученикам, любят быть в центре внимания. | высокая |
тихие и сомневающиеся - 5 чел. | Предпочитают отсидеться, даже если знают ответ, преимущественно наблюдают, а не действуют, отвлекаются. | средняя, низкая |
Игра « В зоопарке» (At the Zoo)
| |||||
| | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
__________ | ___________ | __________ | _______________ | _________ | _______ |
__________ | ___________ | __________ | ______________ | _________ | ________ |
__________ | ___________ | __________ | ______________ | _________ | ________ |
Цель игры: практиковать и повторить слова по теме «Животные» (Animals), дать простые описания на английском языке
Описание игры: картинки животных прикрепляются на доску и нумеруются от 1 до 6. Дети по очереди кидают кубик. Выпавший номер соответствует какому-то животному на доске, ребенок должен придумать фразу соответствующую определенному животному.
Процесс игры и подготовка:
1. Перед игрой повторить числа от 1 до 6, названия животных, прилагательных для описания животных.
2. Прикрепите картинки животных на доску, дайте каждому животному номер.
3. Попросите одного ученика кинуть кубик. Когда на кубике выпадет номер, ученик должен назвать животное под этим номером. Преподаватель или ученик пишет название животного под картинкой. Например: It is a lion. – Это лев.
4. Затем следующий ученик бросает кубик. Если на кубике выпадает тот же номер, ученик должен сказать что-то об этом животном. Например: It is big. – Он большой.) Преподаватель может написать это на доске. Если на кубике выпадает другой номер, то ученик называет уже другое животное. Текст может выглядеть так:
It is a lion. It is big. – Это лев. Он большой.
It is golden. – Он золотого цвета.
It likes sleeping and eating. – Он любит спать и есть.
5. Игра продолжается пока все животные не будут названы и описаны.
6. Когда все предложения будут на доске, сотрите ключевые слова, оставив пропуски. Попросите учеников прочитать предложения и заполнить пропуски.
It is ________. It is _______. – Это __________. Он ____________.
It is ___________. – Он _______________.
It likes _________ and ___________. – Он любит________и_________.
Альтернативы:
При написании характеристик о животном, прежде чем придумать новое предложение, можно попросить ученика прочитать/вспомнить предыдущие предложения. Например: It is a lion. It is big. It is golden. It likes sleeping and... – Это лев. Он большой. Он золотого цвета. Он любит спать и … .
Структура данной игры подходит и на другие темы, например, «Мой дом», «Страны», « Город» и т.д. Поэтому данная игра может быть актуальна и для учеников постарше с более продвинутым уровнем.
Таблица 3 - Активность на уроке с игровым компонентом
| |||||||||||
|
В процессе игры ученики познакомились с новыми словами как «beak – клюв», «scales – чешуя» и «trunk – хобот».
По приведенным данным в Таблице 3 можно сделать вывод о том, что игра на занятии способствовала:
1. Укреплению дружественных отношений среди учеников;
2. Улучшению коммуникации с учителем, доверию к учителю;
3. Закреплению ранее изученного материала;
4. Получению новых знаний;
5. Интегрировать знания по английскому языку и окружающему миру;
6. Снятию стресса;
7. Повышению мотивации;
8. Проявлению инициативы.
Игра в группе учеников средней школы на уроке английского языка (7 класс)
(13-14 лет)
Таблица 4 - Активность на уроке без игрового компонента
| Тип ученика | Поведение | Активность |
Всего учеников в группе -10 чел. из них: | трудолюбивые, прилежные - 4 чел. | Принимают участие в занятии, следят за ходом урока. | хорошая |
ленивые, не внимательные, слишком веселые, немотивированные к изучению нового -6 чел. | Создают видимость участия на занятии, низкая концентрация на уроке. | удовлетворительная |
Игра «Забавные цепочки» (Funny chains)
Цель игры: практика письменной речи, развитие креативности и гибкости мышления.
Формат игры: Работа в группах по 2-3 человека.
Описание игры: Одна группа сочиняет историю, написав только одну часть, и далее передают другой группе, которая ее продолжает.
Необходимые материалы: листочки бумаги.
Предварительная подготовка не требуется.
Процесс игры:
1. Раздайте каждой группе по пустому листку бумаги.
2. Попросите учеников группы написать свои имена в верхнем правом углу. Затем каждой группе следует написать первые предложения своей истории/сказки/сообщения на определенную тему вверху листочка.
Например: Once upon a time there was a goose that had only one eye. He wanted to get married. - Жил-был гусь, у которого был один глаз. Он захотел жениться.
3. Спустя пару минут попросите учеников прекратить писать и передать свою историю другой группе. Следующая группа продолжает написание истории тоже в течении пары минут, затем ученики снова передают истории другой группе.
4. Продолжайте так до 5- 6 смен групп. Когда это будет уже последний обмен, предупредите учеников о том, что у них есть 5 минут чтобы закончить историю.
5. Ученики возвращают историю группе первой строчки. Каждая группа читает свою историю перед классом по очереди. Класс слушает и голосует за лучшую историю.
Примечание:
В то время когда ученики вовлечены в процесс, у преподавателя есть возможность пообщаться с ними более неформально. Необязательно использовать сложные конструкции, всего лишь простые и ободряющие комментарии очень эффективны и могут звучать следующим образом: How are you getting on? - Как ваши успехи?; Have you nearly finished? – Вы уже почти закончили?; You can draw some pictures for your story.- Вы можете нарисовать пару картинок к вашей истории; Do you need any help?-Вам требуется помощь?
Если остается лишнее время, предложите ученикам проиллюстрировать некоторые части их повествования
Важно отметить, что преподаватель играет ключевую роль в создании языковой среды на занятии. Когда ученики видят веселого преподавателя говорящего на английском с удовольствием и энтузиазмом, который не волнуется о том, что может сделать ошибку или забыть слово, то у них вырабатывается позитивная модель использования языка.
Больше поощряйте своих учеников за старания, проявление необычного сюжета, удивительных идей. Самое простое поощрение это мотивирующие фразы, например:
Well done! — Молодец!;
Good job! — Хорошая работа!;
You’re doing really well! — Ты очень хорошо справляешься!;
That’s much better now! — Теперь намного лучше!;
You’ve made a lot of progress! — Ты совершил значительный прогресс!;
You haven’t made a single mistake. — Ты не сделал ни одной ошибки;
You tried really hard! — Ты очень старался!;
You’re improving. — У тебя прогресс;
I like that! — Мне это нравится!;
Very good indeed! — Очень-очень хорошо!;
Congratulations! — Поздравляю!;
I’m proud of you! — Я горжусь тобой;
Way to go! – Умница!
Также в процессе прослушивания историй и голосования за лучшую из них, ученики могут похвалить друг друга на английском языке, используя некоторые из этих фраз.
Альтернативы:
Это необязательно должна быть история или сказка, можно предложить такие темы как «Спорт», «Еда», « Путешествия» и т.д.
Таблица 5 - Активность на уроке с игровым компонентом
| Тип ученика | Поведение | Активность |
Всего учеников в группе -10 чел. из них: | трудолюбивые, прилежные - 4 чел. | некоторые ученики данной категории испытывали трудности при подаче идей, были готовы правильно все написать и оформить при условии подачи идей и креативного составляющего. | высокая |
ленивые, не внимательные, слишком веселые, немотивированные к изучению нового -6 чел. | Стоит отметить, что некоторые не испытывали трудностей в креативности написания истории, но испытывали трудности с грамматикой и лексикой. | высокая |
В процессе игры была выявлена кооперация учеников, то есть ученики предпочли объединиться в пары «сильный-слабый».
Также было установлено, что не всегда трудолюбивые и прилежные умеют или могут быстро креативить, в то время как ленивые и не внимательные креативили очень успешно, но не могли применить свою креативность на английском языке, им нужна была помощь трудолюбивых и прилежных.
В результате можно сделать следующие выводы о том, что ученики:
1. С удовольствием и азартом применяли свои навыки;
2. Не боялись делать ошибок;
3. Смогли увидеть свои слабые и сильные стороны;
4. Проявили навыки сплоченности;
5. Лучше узнали друг друга;
6. Выучили новые слова и фразы ободрения;
7.Приобрели мотивацию: изъявили желание участвовать в подобных активностях на каждом уроке.
Игра в группе старших школьников на уроке английского языка (10 класс)
(16-17 лет)
Таблица 6 - Активность на уроке без игрового компонента
| Тип ученика | Поведение и цели | Активность |
Всего учеников в группе -8 чел. из них: | мотивированные - 4 чел. | Всегда готовы выполнить задание, привести пример, проявляют инициативу, понимают необходимость знания английского языка в современном мире, некоторые планируют сдавать ЕГЭ по английскому. | хорошая |
не мотивированные - 4 чел. | Не проявляют инициативу, не торопятся улучшить свой английский, предпочитают оставаться в тени. | удовлетворительная, низкая |
Игра «Угадай!» (Guess)
| |
Цель игры: проверка знаний по теме, развитие коммуникативных навыков и спонтанной речи.
Описание игры: Ученики по очереди тянут из коробки бумажки со словами, которые пытаются объяснить на английском. Другие ученики стараются угадать информацию на бумажке.
Необходимые материалы: небольшие бумажки, коробка.
Подготовка: преподаватель может заранее подготовить свои бумажки с заданиями. Например: вырезки из руководств, инструкций, упаковок.
Процесс игры:
1. Определите тему. Ученикам была предложена тема «Современные девайсы» (Modern devices).
2. Попросите учеников написать слова на бумажках по теме.
3. Соберите бумажки в коробку и добавьте свои задания.
4. Первым бумажку тянет преподаватель. Преподаватель объясняет слово, ученики стараются угадать.
5. Далее ученики тянут бумажки по очереди.
Таблица 7 - Активность на уроке с игровым компонентом
| Тип ученика | Поведение | Активность |
Всего учеников в группе -8 чел. из них: | мотивированные - 4 чел. | Увлекательно старались объяснить слово/комбинации слов; приводили примеры их жизни. | высокая |
не мотивированные - 4 чел. | С удовольствием участвовали в процессе игры, заинтересованно слушали одноклассников, делились знаниями по теме, участвовали в дискуссии, находили нестандартные решения при объяснении слова/комбинаций слов. | высокая |
Ученики быстро втянулись в процесс игры, соревновательный компонент заключался в том, насколько кто продвинут в данной теме. Каждый ученик имел возможности выступить и попрактиковать живое общение. Задания преподавателя помогли проверить учеников насколько они хорошо умеют читать руководство к девайсу, решить проблему всплывающего окна с информацией на английском языке и т.д.
Урок, организованный в игровой форме, позволил:
1. Осознать важность владения английским языком для тех, кто активно пользуется современными технологиями;
2. Увидеть необходимость знания иностранных языков для успешной карьеры и личностного роста;
3. Проявить изобретательность (не все ребята сразу смогли подобрать объяснение к слову, некоторым пришлось использовать жесты);
4. Улучшить беглость речи;
5. Снять напряжение и усталость;
6. Совершенствовать навыки общения.
Результаты исследования подтверждают, что игра – это не просто приятное времяпрепровождение, но и эффективный способ обучения. С её помощью можно достичь любых образовательных целей: стимулировать развитие способностей, накапливать знания, формировать умения и решать воспитательные задачи.
Пока дети учатся в школе до одиннадцатого класса, они находятся в процессе взросления, меняются и стремятся адаптироваться к окружающему миру. Это непростой период, когда они задумываются о выборе будущей профессии.
Анализируя опыт использования игровых методов на уроках, можно заметить положительные изменения в развитии учеников. В младших классах игра пробуждает интерес и желание узнавать новое, в средних – помогает применять полученные знания, навыки и умения по конкретному предмету (в данном случае, иностранному языку), а в старших – способствует развитию критического мышления и способности находить нестандартные решения.
В ходе игры формируются и укрепляются качества, необходимые современному специалисту: творческое мышление, адаптивность, умение общаться, устойчивость к стрессу и способность оперативно и результативно реагировать на возникающие трудности.
Поэтому игровые методы обучения должны занимать центральное место в современной системе образования.
Использованная литература
1. Берджес Д. Обучение как приключение. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 238с.
2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 159.
3. Робинсон К., Ароника Л. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 167с.
4. Федеральный портал «Российское образование» /[Электронный ресурс] https://edu.ru/.
14