«Игровые методы обучения в педагогической практике»

«Игровые методы обучения в педагогической практике»
Незговорова Надежда Владимировна,
музыкальный руководитель, МАДОУ №19,
г. Мончегорск, Мурманская область
В игровых моделях обучения активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для инициативы детей. Стараясь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка я создала музыкальный «бизиборд» - это выносная ширма с нетрадиционными шумовыми инструментами, который направляет активность детей в определенное русло.
Первые опыты применения бизибода на практике позволил мне выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание.
Детям очень нравится выполнять упражнения с нетрадиционными шумовыми инструментами - это сюрпризные яйца, наполненные горохом, рисом, гречкой, «шумелочки», «ветерки», «музыкальные коробочки», колечки, ореховые кастаньеты, которые побуждают к звукокрасочной игре, и направлены на развитие разных видов детского творчества: ритмические импровизации, тембровые эксперименты, звукоимитации.
Цель: Вовлечение детей в процесс активных творческих действий.
Задачи:
Развивать у детей музыкальные способности, мышление, воображение, познавательную активность через экспериментирование со звуками;
Развивать у детей навыки инструментальной импровизации;
Побуждать детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков;
Помочь детям выяснить причины возникновения звуков, уметь находить им применение;
Привлечь родителей к созданию самодельных шумовых инструментов и с помощью игр – экспериментов активизировать их на совместных мероприятиях.
Ширма соответствует следующим требованиям:
содержательно-насыщенная, развивающая (большое количество различных музыкальных инструментов закреплено на ширме, что привлекает внимание и интерес детей);
доступность (учет возрастных особенностей, находится в свободном доступе);
безопасность (материалы экологически безопасные, поверхность основы гладкая, без острых углов);
здоровьесберегающий (содержит элементы на развитие мелкой моторики, зрительных и слуховых анализаторов);
эстетически-привлекательный (компоненты разных форм, цветов, размеров);
все инструменты зонированы: по тембрам, использованным материалам.
При помощи шумовых инструментов предлагаю различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
-игра под фонограмму,
-подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам;
-импровизация звуковых картин на заданную тему;
-звуковая картина – «лесные шорохи»;
-сказки-шумелки.
Это хороший опыт расширения сенсорного диапазона и развития внутреннего "Я" каждого ребёнка. Ширму можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий в разных возрастных группах ДОУ.
Данное пособие пользовалось большой популярностью у детей в летний период, когда большую часть времени дошкольники проводят на прогулке.
Игра- импровизация с использованием музыкального бизиборда
Разговор листьев, снежинок; «Дождик льет и капает», «Усталая и резвая лошадка», «Озорной и спокойный ветер»
«Играй –приговаривай»:
Ша-ша-ша – наша Маша хороша! Шо-шо-шо – пляшет Миша хорошо!
Шу-шу-шу – я для Саши попляшу! Ши-ши-ши – ну-ка, Ксюша, попляши!
Ше-ше-ше – пляшем с радостью в душе!
Импровизация под музыку Э.Грига “Утро”
Вот проснулся ветерок / шуршунчик
Закружился листок / шуршунчики
Зажурчал ручеек / звенелочка
И забегал паучок / пальчиком по стучалочке
Зашумели поля / шумелки
И проснулась вся земля / все инструменты
Под музыку П.И.Чайковского “Жаворонок” проводится речевое упражнение
В небе жаворонок пел, /звенелочка.
Колокольчиком звенел. /звенелочка.
Порезвился в вышине, /
Спрятал песенку в траве. /шуршунчик
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год. /стучалочка.
Речевая игра «Апрель» С. Маршак
Апрель, апрель! На дворе звенит капель. | Удары по бубну |
По полям бегут ручьи, | Тремоло на бубне |
На дорогах лужи. | «Шумовые киндеры» |
Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. | Шумовые мешочки |
Пробирается медведь Сквозь густой валежник. | Круговой барабанчик |
Стали птицы песни петь, | Ореховый кастаньет (фисташковый) |
И расцвел подснежник! | Музыкальные баночки-шуршалочки |
Игра с данным пособием вызывает чувство радости от совершаемых действий, что повышает заинтересованность детей, а также мотивирует их на самостоятельное музицирование.
Список возможных элементов для данного пособия весьма разнообразен, может дополняться и изменяться. Мобильное использование ширмы - шумелки, помогает создать условия для развития творческого самовыражения дошкольников.
В данной игровой модели воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает дошкольников к самостоятельному поиску, исследованию.