Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»
Урок русского языка в 5 классе.Имя прилагательное как часть речи.
Радькова Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цели урока: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умение правильного выбора морфологических признаков имени прилагательных.
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности.
- 8 февраля в нашей стране отмечается День науки. В этом году в связи с 75-летием со Дня Победы в Великой Отечественной войне он проходит под лозунгом «Наука ковала победу». Наука, действительно, ковала победу: годы Великой Отечественной войны были временем подъема творческой мысли ученых, оригинальных и смелых решений инженеров, конструкторов, рабочих. За время войны только в производство легендарного танка Т-34 было внедрено более 200 изобретений или, говоря современным нам языком, «инноваций». Одновременно со сражениями на полях боев шла схватка интеллектов в лабораториях, на полигонах, в университетских аудиториях. И советская наука одержала в этом поединке убедительную победу. Вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом и посвящён и наш сегодняшний урок, а начнём мы его с орфографического диктанта.
2.Орфографический диктант.
Научный коллектив, блистательные открытия, жёсткие условия, талантливые учёные, беззаветный труд, смертельная опасность, сверхинтересное изобретение, тяжёлые испытания, зажигательные снаряды, легендарное оружие, эффективный метод, серьёзные исследования.
- Значение каких слов вам непонятно?
Беззаветный труд – чуждый всякого расчета; самоотверженный.
Легендарное оружие – вызвавшее своей необычностью легенды.
Эффективный метод - приводящий к нужным результатам; действенный.
Серьёзные исследования -значительные по теме, содержанию.
- В записанных словосочетаниях выделите орфограммы, объясните свой выбор.
- Найдите слова, употреблённые в переносном значении, подберите к данным словам синонимы.
Блистательные открытия – выдающиеся, замечательные, превосходные.
Жесткие условия – суровые.
- Что объединяет слова, употреблённые в переносном значении?
- Сделайте вывод о теме сегодняшнего урока.
3.Определение темы урока.
- Для того, чтобы определить цели сегодняшней работы на уроке, вспомним, какая часть речи называется прилагательным.
- Со словами какой части речи связаны имена прилагательные? Как выражается эта связь? Подсказка – в словосочетаниях из орфографического диктанта.
Имена прилагательные связаны с именами существительными; эта связь выражается в том, что род, число и падеж прилагательного определяется по роду, числу и падежу существительного.
- Значит, цель нашей сегодняшней работы – потренироваться в определении рода, числа и падежа прилагательных и правописании окончаний в словах этой части речи. Выполним для этого объяснительный диктант (распечатка).
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание окончаний прилагательных, определите их род, число, падеж.
1)Большим успехом советских ученых и инженеров в годы войны было создание системы залпового огня, легендарных «катюш» - грозного оружия, которое соединило в себе подвижность и огневую мощь. 2) Самые легкие и манёвренные истребители Второй мировой войны Як-3 были созданы в конструкторском бюро А.С.Яковлева в 1943 году и появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений этого же года. 3) Разработка основного стрелкового оружия российской пехоты - автомата Калашникова - была начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитАльной палате.
- «Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой», - говорил глава Академии Наук в годы ВОв Владимир Леонтьевич Комаров. Но не только над созданием нового, эффективного оружия трудились учёные. Недавно у нас прошёл классный час, посвященный блокаде Ленинграда, мы говорили о «Дороге жизни», существовавшей на Ладоге. Её функционирование – тоже заслуга учёных. Обратимся к распечатке.
В первые две недели работы «Дороги жизни» под лёд провалились около 100 машин. Когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратнам пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньшей груз, машины проваливались. Учёные изучили механическее свойства ледовово покрова и установили, что причина – в деформации льда и распространяющихся от неё упругех волнах, которые зависят от скорости движения транспорта. Если она близка к скорости распространения ледовай волны (35 км/ч), то даже одна машина может вызвать пролом. На основе этого открытия были разработаны правила движения автоколонн по льду, благодаря выполнению которых «Дорога жизни» действовала без аварий.
- Прочитайте текст про себя. Значение каких слов вам непонятно?
- Прочитайте текст вслух. Какова его тема и идея?
- Найдите прилагательные, в окончаниях которых допущены ошибки, выпишите их в составе словосочетаний, исправьте эти ошибки, определите род, число и падеж прилагательных.
4.Рефлексия.
- Что запомнилось вам на уроке? Что удивило, заинтересовало?
5.Д/З: упражнение 329: списать 1-ый абзац, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, подчеркнуть эпитеты.