Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»

18
0
Материал опубликован 1 May 2020 в группе

Урок русского языка в 5 классе.Имя прилагательное как часть речи.

Радькова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска


Цели урока: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умение правильного выбора морфологических признаков имени прилагательных.

Ход урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности.

- 8 февраля в нашей стране отмечается День науки. В этом году в связи с 75-летием со Дня Победы в Великой Отечественной войне он проходит под лозунгом «Наука ковала победу». Наука, действительно, ковала победу: годы Великой Отечественной войны были временем подъема творческой мысли ученых, оригинальных и смелых решений инженеров, конструкторов, рабочих. За время войны только в производство легендарного танка Т-34 было внедрено более 200 изобретений или, говоря современным нам языком, «инноваций». Одновременно со сражениями на полях боев шла схватка интеллектов в лабораториях, на полигонах, в университетских аудиториях. И советская наука одержала в этом поединке убедительную победу. Вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом и посвящён и наш сегодняшний урок, а начнём мы его с орфографического диктанта.

2.Орфографический диктант.

Научный коллектив, блистательные открытия, жёсткие условия, талантливые учёные, беззаветный труд, смертельная опасность, сверхинтересное изобретение, тяжёлые испытания, зажигательные снаряды, легендарное оружие, эффективный метод, серьёзные исследования.

- Значение каких слов вам непонятно?

Беззаветный труд – чуждый всякого расчета; самоотверженный.

Легендарное оружие – вызвавшее своей необычностью легенды.

Эффективный метод - приводящий к нужным результатам; действенный.

Серьёзные исследования -значительные по теме, содержанию.

- В записанных словосочетаниях выделите орфограммы, объясните свой выбор.

- Найдите слова, употреблённые в переносном значении, подберите к данным словам синонимы.

Блистательные открытия – выдающиеся, замечательные, превосходные.

Жесткие условия – суровые.

- Что объединяет слова, употреблённые в переносном значении?

- Сделайте вывод о теме сегодняшнего урока.

3.Определение темы урока.

- Для того, чтобы определить цели сегодняшней работы на уроке, вспомним, какая часть речи называется прилагательным.

- Со словами какой части речи связаны имена прилагательные? Как выражается эта связь? Подсказка – в словосочетаниях из орфографического диктанта.

Имена прилагательные связаны с именами существительными; эта связь выражается в том, что род, число и падеж прилагательного определяется по роду, числу и падежу существительного.

- Значит, цель нашей сегодняшней работы – потренироваться в определении рода, числа и падежа прилагательных и правописании окончаний в словах этой части речи. Выполним для этого объяснительный диктант (распечатка).

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание окончаний прилагательных, определите их род, число, падеж.

1)Большим успехом советских ученых и инженеров в годы войны было создание системы залпового огня, легендарных «катюш» - грозного оружия, которое соединило в себе подвижность и огневую мощь. 2) Самые легкие и манёвренные истребители Второй мировой войны Як-3 были созданы в конструкторском бюро А.С.Яковлева в 1943 году и появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений этого же года. 3) Разработка основного стрелкового оружия российской пехоты - автомата Калашникова - была начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитАльной палате.

- «Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой», - говорил глава Академии Наук в годы ВОв Владимир Леонтьевич Комаров. Но не только над созданием нового, эффективного оружия трудились учёные. Недавно у нас прошёл классный час, посвященный блокаде Ленинграда, мы говорили о «Дороге жизни», существовавшей на Ладоге. Её функционирование – тоже заслуга учёных. Обратимся к распечатке.

В первые две недели работы «Дороги жизни» под лёд провалились около 100 машин. Когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратнам пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньшей груз, машины проваливались. Учёные изучили механическее свойства ледовово покрова и установили, что причина – в деформации льда и распространяющихся от неё упругех волнах, которые зависят от скорости движения транспорта. Если она близка к скорости распространения ледовай волны (35 км/ч), то даже одна машина может вызвать пролом. На основе этого открытия были разработаны правила движения автоколонн по льду, благодаря выполнению которых «Дорога жизни» действовала без аварий.

- Прочитайте текст про себя. Значение каких слов вам непонятно?

- Прочитайте текст вслух. Какова его тема и идея?

- Найдите прилагательные, в окончаниях которых допущены ошибки, выпишите их в составе словосочетаний, исправьте эти ошибки, определите род, число и падеж прилагательных.

4.Рефлексия.

- Что запомнилось вам на уроке? Что удивило, заинтересовало?

5.Д/З: упражнение 329: списать 1-ый абзац, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, подчеркнуть эпитеты.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.