Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС с интеллектуальными нарушениями с применением инновационной методики АССЕРТ
Для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения учащегося, соответствующее его психофизическим особенностям было проведено психологическое, дефектологическое обследование воспитанника дошкольной группы А.
Результаты комплексного обследования: на первый план выходит отсутствие контакта, мутизм, отмечаются двигательные стереотипии. На приближение незнакомого взрослого реагирует отрицательно, если взрослый знакомый- соглашается пойти с ним, но уходит от активного вмешательства в свою деятельность. Направленное диагностическое обследование провести не удалось. Игровая деятельность представлена стереотипными действиями (ходит и «звучит», может трогать разные поверхности: стену веранды, боковое покрытие, когда освоится – танцует) игрушки и игры самостоятельно в руки не берет. Иногда подходит к шкафу с игрушками и рассматривает их. Начал давать руки и ладошки для работы. Поведение полевое, в глаза смотрит, но в контактах не заинтересован. При этом мальчик проявляет сообразительность: может из набора взять понравившийся мячик для массажа; с первого раза запомнил расположение комнат; может концентрировать внимание на привлекательном для себя занятии: рисовании, рассматривании растений. Любит находиться на руках или когда взрослый сидит за спиной. Когда опускают с рук - обижается. Долго привыкает к новым людям, играм. Может через 2-4 недели после первого предъявления взять игру и продемонстрировать способ игры с ней. Отмечаются особенности моторики: неловкость походки, вычурность отдельных движений; парциальное развитие тонкой моторики. Гиперчувствительность подбородка и губ: незнакомые игрушки прикладывает к лицу, изучает. Бытовая адаптация на крайне низком уровне: мальчик себя не обслуживает: самостоятельно не ест, глотает только жидкую пищу, в туалет не просится, навыки опрятности не сформированы. Во время дневного сна просыпается и может кричать и плакать, а может смеяться без причины. Причины эмоций не понятны, эмоции не контролируются. Требуется постоянное сопровождение взрослого в процессе любой деятельности.
Все сказанное выше свидетельствует о необходимости разработки индивидуального коррекционно-развивающего программного обеспечения.
1.1.Социально – эмоциональное направление работы.
По уровню развития А. находится на 1 уровне - выделение себя из окружающей среды.
Задачи
Развитие эмоциональной сферы посредством стимуляции их ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых); пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка.
Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.
Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.
Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.
Обучение ребенка умению проявлять реакцию на состояние комфорта и дискомфорта.
Формировать у ребенка представление о собственном теле;
Развивать способность к распространению опыта познания окружающего мира и элементарного осознания себя в нем.
Формировать умение ребенка выделять себя из окружающей среды: чувствовать собственное тело (незрелую, но, тем не менее, надежную схему тела); выявлять реакции на различные раздражители; уметь выделить из окружающей среды предметы и манипулировать ими. При этом важно все усилия направлять на то, чтобы обогащения тактильных, вестибулярных, зрительных и звуковых впечатлений ребенка осуществлялось с целью получить хотя бы кратковременную улыбку ребенка
Корректировать так называемое «полевое» поведение ребенка.
Отрабатывать выражение лица, позы и жесты тела, формировать речь в сочетании с движениями тела, зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах (шарфик, размещенный между ребенком и взрослым, воздушный шарик и т.д.). Такая работа будет готовить постепенное развитие у ребенка умения использовать невербальные типы поведения как средства регуляции социального взаимодействия.
Обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружения: не обнюхивать, не прикладывать к лицу, подбородку т.д. Основной задачей при этом является обучение ребенка приемам подражания. При этом имитация на ранних этапах в основном - невербальная, на более поздних - невербальная и вербальная
Коррекция двигательного «полевого» поведения ребенка, например, блуждание по комнате без какого-либо занятия, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом.
Систематически развивать мелкую моторику руки ребенка: уметь что-то попросить, протягивая руку и выполняя хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями). В дальнейшем учим удерживать игрушки (одной, двумя руками), отпускать игрушки, изготовленные из различных материалов (дерева, резины, ткани, полиэтилена). Корректировать навязчивые движения рук, характерные для аутичного ребенка: верчение перед глазами кистями рук,
В дальнейшем переходим к формированию все более сложных кинетических программ, направленных на развитие моторной сферы ребенка.
Коррекция недостатка осмысления предмета как объекта манипуляций и целенаправленных действий. Для этого у ребенка формируем, прежде всего, умение ориентироваться в квазипространственном поле (собирать пазлы, вкладыши, открывать засовы, наливать жидкость) и при этом стараться, насколько это возможно, согласовывать движения разных частей тела.
Побуждение ребенка перераспределять пальцы руки на игрушке с помощью разных по величине, толщиной и объемом предметов; захватывать предмет двумя, тремя пальцами. Для развития тактильной чувствительности руки подбирать предметы, различные по своим качествам (материала, фактуры, плотности, упругости); использовать игры с детским кремом, который малыш может размазывать на различных поверхностях (зеркальце, резиновом коврике, мисочке).
Развивать координацию движений руки путем обучения ребенка выкладывать, а потом складывать в ведерко различные предметы, снимать и надевать на стержень кольца пирамидки, расчленять на части матрешки, бочки, деревянные яйца, формочки для песка и т.д.
формировать у ребенка реакции на различные раздражители окружающей среды (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные) в процессе восприятия предметов и манипулирования ими. Активизировать слуховые, зрительные, тактильные компоненты «комплекса оживления» с помощью игры-забавы с воздушными шариками разного цвета, напевание ребенку песенок, напевание тех гласных звуков, которые есть в речи ребенка, чтением стихотворных потешек. При этом поочередно использовать игры, которые вызывают «комплекс оживления», и молчаливое присутствие взрослого в поле зрения ребенка.
Планомерно развивать у ребенка умение прислушиваться к голосу взрослого, искать и находить глазами источник звучания. Использовать: детские песенки, сказки, стишки, содержанием которых предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишка-косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.).
Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое сосредоточение - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам. Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители. При этом учитываем, что мальчик может быть очень чувствительным к слабым раздражителям.
Развивать зрительные дифференциации цвета и формы, стимулировать зрительное сосредоточение на предмете, формировать сенсо-моторные функции (размещение вкладышей, близких по форме в соответствующих отверстиях, нанизывание колец, изменяющихся по величине, разложение однородных предметов разной величины на две группы и т.д.).
Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т.д и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.
1.2.Коммуникативно – речевое направление работы.
Ярымов Алексей находится на первом уровне развития речи - развитие довербальной коммуникации.
Задачи развивать предпосылки совместной деятельности;
формировать способность к подражанию движений и звуков.
формировать способность к зрительному контакту во время общения;
развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);
развивать устойчивость и концентрацию внимания
Детализация задач:
Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).
Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-булъ, хлоп-хлоп).
Обучение произнесению гласных звуков (a-a).
Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па-па; баба).
Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.
Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).
Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук,тренировка «радиально-ладонного» захвата, когда ребенок хватает ладонью и сгибает все пальцы вокруг предмета.
Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук, закрепление «цангового» захвата, когда ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев.
В дальнейшем:
Продолжение массажа мышц рта и закрепление умений выполнения артикуляционной гимнастики (с помощью взрослого).
Закрепление понимания ребенком своего имени и соотнесение с самим собой; называние своего имени.
Закрепление понимания речевых и жестовых указаний взрослого.
Продолжение обучения выражению действий и своих желаний одним словом: «открыть», «закрыть», «дай», «привет», «пока» и др. и соответствующим жестам.
Обучение соотнесению предметов с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту).
Закрепление умений произнесения звуков: повторение звуков, воспроизводящих голос животного, произносимых взрослым; осознание собственных движений рта и более четкой артикуляции при произнесении звуков. При игре используются игрушки, затем картинки домашних животных, голоса которых легко воспроизводятся: кошка, собака, корова, коза.
Обучение ответам на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? — Да», «Это ложка? — Нет»).
Обучение составлению простых предложений, состоящих из двух-трех слов, включая подлежащее и сказуемое (фразой из двух слов «действие + предмет») с опорой на картинки с изображением людей, выполняющих какое-либо действие («Кто это? — Папа». «Что папа делает? — Папа идет»).
1.3.Художественно-эстетическое направление работы.
Первый уровень как начало последовательной коррекционной работы является возможным потому, что ребенок уже преодолел определенные страхи и имеет хотя бы относительную восприимчивость к сигналам окружающей среды.
Традиционные цели, которые связывают с занятиями по изобразительному искусству для аутичных детей являются преждевременными. Конечно, и в отношении таких детей (как и любых других) может идти речь о развитии эстетического восприятия, умение замечать красивое в окружающей среде, необходимо закладывать основы художественного вкуса, знакомство с различными видами и жанрами изобразительного искусства. Но к этому детей с аутизмом надо подготовить, предварительно развить умение, как использовать цвет, форму, линии, штрихи, различные материалы (карандаши, краски, фломастеры, восковые карандаши, свечи, природный материал, глину, пластилин, тесто, бумага, картон), овладение различными техниками (штамповка, рисование пальчиком, ладошками, обрыв объемной аппликации, и т.д.). А этим простым умениям предшествует способность концентрировать внимание, выполнять инструкции педагога, сидеть определенное время на одном месте и т.д.
Первый этап является дообразотворческим, когда ребенок наблюдает за действиями взрослого, которые рисуют, делает попытки повторить их движения – либо совместное выполнение действий.
Задачи
развивать способность всматриваться, рассматривать художественные изображения; повышать устойчивость зрительного внимания
формировать желание манипулировать с изобразительными материалами (рисовать, лепить, вырезать, наклеивать);
развивать интерес к выполнению изображений взрослым;
формировать умение эмоционально реагировать на цвет, цветное пятно и т.д.;
развивать сенсорную сферу благодаря экспериментам с кинестетическими и зрительными ощущениями;
формировать процесс восприятия;
повышать устойчивость зрительного внимания;
стимулировать развитие сенсомоторных умений и пространственной ориентации.
Методы, способы, приемы
Привлекать внимания к предметам ярких цветов, учить замечать цветные пятна, следы, формы на листе, знакомить со свойствами краски (гуаши), учить делать цветные пятна ладошкой на бумаге («рука в руке»); способствовать сосредоточению внимания ребенка на ощущениях, создавать условия для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями в плане развития способности их восприятию.
Знакомство со свойствами материалов (прежде всего, краской) и элементарными приемами их использования. Варианты изображения - пятна, линии, формы.
Смешивание цветов гуаши, наблюдение за преобразованием цветов, когда взрослый погружает кисточку (палец) в краску, а потом водит им по бумаге, образуя цветные точки и черточки. Ребенку так же помогают обмакнуть палец в краску и оставлять следы на бумаге. Обучение работе с кисточкой.
Совместное рисование дает возможность не только расширить круг методов в пределах изобразительной деятельности, а также знакомить аутического ребенка с окружающим миром. Рисование взрослым помогает привлечь внимание малыша к определенным деталям, на которые он не обращал внимания. Сначала взрослый быстро рисует отдельные предметы, достаточно схематично, отражая наиболее существенное, при этом эмоционально объясняет с помощью слов и жестов, обращаясь к ребенку.
Рисование пальцами, ладошками позволяет расширить возможности ребенка по рисованию, почувствовать изобразительный материал, его свойства, чувство ритма. Если ребенок откажется рисовать с помощью пальцев, возможно использование шаблонов или штампов. Для этого достаточно взять, например, ватную палочку, опустить ее в краску, а потом опустить ее на бумагу сверху вниз.
При обучении решающую роль играет пример взрослого. Взрослый рисует, лепит любимую игрушку ребенка, обязательно сопровождая этот процесс своим эмоциональным рассказом. Этот метод имеет название «совместное рисование». Взрослый постоянно выражает игровое отношение к процессу изобразительной деятельности, результаты ее обыгрываются (рисунок подарили кукле, слепили печенье, покормили куклу и т.д.). Мотивация должна вызывать желание рисовать, лепить, а не только выполнять указания взрослого.
Показатели успешного развития:
Ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепки и рисования; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин.
1.4 Психомоторное направление работы
У Ярымова Алексея двигательная активность развита на уровне элементарных ощущений.
Задачи:
формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;
действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку,
воспроизводить звуки и слова - заменители.
формировать навыки схватывать предметы разной величины и формы и рассматривать их;
формировать сенсомоторный опыт.
развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;
развивать способность к визуальному контакту через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов;
налаживание взаимодействия между анализаторами с помощью разноплановых ресурсов музыкальных упражнений.
корректировать сенсомоторные ощущения;
расширять ограниченный спектр движений, которые выполняют только роль аутостимуляции
Показатели успешного развития: ребенок имеет чувство безопасности и доверия, а также предпосылки арт-педагогического диалога с педагогом (благодаря специально подобранным средствам привлечения его внимания и заинтересованности). Владеет различными формами активных проявлений, сформированы предпосылки сенсомоторной координации.
1.5Познавательное направление работы.
А. находится на 2 уровне познавательного развития – « Элементарные знания о предмете».
Задачи
развивать способность к восприятию и наблюдению за предметами;
формировать представления о предметах быта, которые чаще всего использует ребенок, названия отдельных их признаков и действий с ними, простые правила безопасности при пользовании ими, а также игрушки, их названия и действия с ними;
развивать умение выполнять предметные действия, которые требуют умения подбирать, совмещать предметы или его части;
формировать умение различать предметы по величине и форме (большой, маленький, похожий на куб, шар); группировать сходные и соотносить различные предметы по величине, форме; сравнивать объекты с учетом двух свойств (величина и форма и т.д.).
формировать способность к отзыву;
учить действовать по инструкции;
формировать способность употреблять в собственной речи слова, которые дают элементарные представления об ориентировании в пространстве (там, здесь, сюда, туда)
Показатели успешного развития:
Формирование элементарных математических представлений: различает понятия «один-много», выделяет один и много предметов из группы предметов; различает 2 предметы разного размера - «большой - маленький»; выделяет большой или маленький предмет из группы контрастных по размеру предметов; различает две различные геометрические формы;
Ознакомление с окружающим миром: имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отца), узнает и показывает 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку (настоящая, игрушка, рисунок);
Формирование сенсорного опыта: реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет; знает и узнает среди других красный и желтый цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу
Планирование коррекционной деятельности учителя-логопеда,
учителя-дефектолога
Навыки участия в занятии
Сидит на стуле самостоятельно
В ответ на обращение по имени смотрит в глаза
Смотрит в глаза, когда просят «Посмотри на меня»
Выполняет инструкцию «Опусти руки вниз»
Навыки имитации
Имитирует крупные движения
Имитирует действия с предметами
Имитирует тонкие движения
Имитирует движения рта
Навыки понимания речи
Выполняет инструкцию из 1 части
Показывает части тела
Узнает и показывает предметы
Узнает и показывает картинки
Узнает знакомых людей
Выполняет вербальные инструкции
Узнает действия на картинках
Узнает предметы в окружении
Показывает на картинки в книжке
Определяет предметы по их функции
Понимает, что кому принадлежит
Узнает знакомые звуки из окружения
Экспрессивный язык
1.Указывает на предмет, который хочет в ответ на вопрос «Что ты хочешь»
2. Спонтанно указывает на желаемый предмет
3.Имитирует звуки и слова
4. называет предметы
5. называет картинки
6. Просит желаемый предмет словами
7. О желаемых или не желаемых предметах – отвечает речью или жестом показывает - да и нет
8. Называет по имени знакомых людей
9. Делает выбор
10. Здоровается
11. Отвечает на социальные вопросы
12. Называет действия на картинках, говорит, что делают другие и сам
13. Называет функции предметов
14. Называет, чье это
Предакадемические навыки
Соотнесение
Одинаковые предметы
Одинаковые картинки
Предмет и картинка
Цвета, геометрические формы буквы и цифры
Неодинаковые предметы
Предметы по ассоциации
Самостоятельно выполняет простые задания
Определяет по цвету
Определяет по размеру
Узнает буквы
Узнает цифры
Читает до 10 в прямом порядке
Считает предметы
Самообслуживание
Пьет из чашки
Пользуется ложкой и вилкой во время еды
Снимет обувь
Снимает носки
Снимает штаны
Снимает рубашку
Пользуется платком (салфеткой)
Пользуется туалетом (по-маленькому)
Примерное перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с окружающим (педагог-психолог) на 2018-19 уч.г.
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | Диагностическое обследование Осень. Овощи. Транспорт Большой-маленький | Совместная деятельность педагогов с ребенком, направленная на выявление индивидуально - психологических особенностей развития. Учить находить на картинке кораблик, машину, самолёт; звукоподражанию; выполнять простейшие действия с игрушкой. Познакомить с красным цветом. Учить выделять красный цвет; выделять круг; выделять размеры предметов (большой, маленький). Учить: находить по образцу овощи (помидор, огурец, картофель) – соотносить картинки; различать по вкусу, нозывать цвет, обводить форму. |
Октябрь | Осень. Осенние признаки Фрукты Я и моя семья. Дикие животные Домашние животные Мое лицо. Игрушки Понятие один-много. | Осень. фрукты. Учить находить по образцу картинку с временем года «осень». Собирать разрезную картинку с изображением осени из 2-х частей. Д/и «Покажи такой же листочек» (по цвету, форме). Д/и «Чудесный мешочек» - воспринимать величину: большой – маленький. Количественные понятия (один-много). Складывать разрезную картинку из 2-х частей. Познакомить с желтым цветом, продолжать закреплять красный. Познакомить с яблоком, бананом. Выделять круг, квадрат, большой, маленький. Учить узнавать знакомые фрукты из незнакомых (из 3-х картинок) Узнавать и показывать себя на фотографии. Показывать маму и папу, учить реагировать на своё имя. Называть по имени себя, маму и папу. Показывать себя, родителей. Называть родителей по имени. Показывать простейшие действия членов семьи (бабушка вяжет, мама гладит ...) опираясь на наглядный материал. Учить узнавать себя в зеркале. Учить показывать части лица. Познакомить с животными – зайцем и медведем. Учить показывать основные части тела животного; воспринимать величины – «большой», «маленький»; имитировать действия животного по показу взрослого (ходим, спим и т.д.); звукоподражанию. Закреплять геометрические формы (овал, круг). Д/и «Выложи из геометрических фигур медведя, зайца». Познакомить с домашними животными – кошкой, собакой. Учить показывать основные части тела животного; воспринимать величины – «большой», «маленький»; имитировать действия животного по показу взрослого (ходим, спим и т.д.); звукоподражанию «мяумяу», «гав-гав». Закреплять геометрические формы (овал, круг). Д/и «Выложи из геометрических фигур кошку». Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
ноябрь | Осень. Признаки. Мир рукотворный и мир природы Посуда. Знакомство с детским садом Свойства бумаги Мягкий-твердый Знакомство с разными материалами по изодеятельности (мелки, акварель) | Закреплять понятия «Овощи, фрукты». Продолжать учить различать знакомые овощи и фрукты. Закреплять умения показывать по инструкции взрослого яблоко, банан, помидор, огурец, картофель. Выделять круг, квадрат. Закреплять красный, желтый цвет, знакомить с зеленым. Дать понятие «один – много». Учить различать предметы рукотворного мира (одежду, игрушки, посуду) от природного (фрукты, овощи, шишки, растения) Воспитывать бережное отношение к живой природе. Дать представление о посуде и её назначении (чашка, тарелка, ложка). Выполнять простейшие действия с посудой. Д/и «Покорми куклу», «Помой посуду», д/и «Сложи ложки» (по размеру). Знакомство с помещениями детского сада, ориентировка в пространстве и знакомство с разными профессиями ближайшего окружения. Учить понимать и называть свойства бумаги: мнется, рвется, намокает,режется (через исследовательскую деятельность) Учить различать и называть «Мягкий – твердый» Учить выбирать знакомые игрушки по инструкции взрослого без предъявления образца по слову «дай» (юла, машина, шарик, мячик, машинка, мишка) Собирать из 3-х частей картинку. Учить производить выбор по величине и форме (дай большой кубик). Формировать восприятие количества «один – много» |
Декабрь | Зима. Изменения в природе. Знакомство с разными материалами по изодеятельности (гуашь, фломастеры). Свойства снега. Свойства дерева Спортивное оборудование. Закрепление большой-маленький. Новый год. | Учить находить по образцу картинку с временем года «зима». Собирать разрезную картинку из 2-3-х частей. Знакомить со свойством снега – «холодный». Учить соотносить изображенное на картинке действие с реальными действиями. Познакомить с белым цветом. Познакомить с деревом ёлка, дать представление о её характерных особенностях (колючая, зелёная, большая, маленькая) Познакомить со сказочными персонажами – Дедом Морозом и Снегурочкой. Д/и «Укрась ёлочку шарами». Учить складывать картинку из 3-х частей; выкладывать ёлочку по образцу (три треугольника разных по размеру). Знакомство со спортивным оборудованием (обруч, мяч, скакалка, палка, лавочка) и варианты использования. Продолжать учить воспринимать величины - «большой – маленький» на материале группы (стол, стул, шкаф…); Учить производить выбор по величине и форме (дай большой кубик). |
Январь | Зима. Изменения в природе. Зимние забавы. Эмоции Одежда. Последовательность одевания Птицы | Собирать из 3-х частей картинку. Формировать представление о зимних играх (катание на санках, лыжах, игры в снежки, снежные постройки). Учить распознавать на картинках положительные и отрицательные эмоции (радость, грусть) Учить определять теплый-холодный. Дать представления об одежде (трусики, майка, шорты, платье), о некоторых частях одежды (рукава, карманы, пуговицы). Учить застёгивать пуговицы; выполнять инструкцию взрослого. Продолжать учить воспринимать величины - «большой – маленький»; находить парные предметы расположенные в разных местах группы. Д/и «Найди такой же»; собирать картинку из 2-3-х частей. Учить одеваться с опорой на зрительную инструкцию. Знакомство с внешним видом зимующих птиц. Аппликация из готовых форм. |
Февраль | Различение живого-неживого, уход за живым. Мама Армия Свойства пластмассы Мягкий-твердый. | Дать представление о том, что живое (животные в уголке природы, растения) требуют ухода и заботы, а неживое (рукотворное) не требует. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Донести значимость мамы в жизни детей. Познакомить с разными родами войск. Учить собирать разрезную картинку из 2-3х частей (танк, ракета, солдат…) Дать представление о свойствах пласмассы (легкая, плавает, мягкая, цветная). Игры с пластмассовыми игрушками в воде. Учить различать и называть мягкое-твердое. |
Март | Весна Труд мамы, папы Обувь. Мебель. Девочки и мальчики, Человек | Труд мамы по дому. Труд мужчины (водителя) Дать детям представление об обуви (сапоги, ботинки) Продолжать учить воспринимать величины - «большой – маленький»; находить парные предметы расположенные в разных местах группы. Д/и «Найди такой же»; собирать картинку из 2-3-х частей. Человек. Части тела. Дать представление о человеке и частях тела (руки, ноги, голова, живот) Учить отличать мальчика и девочку по картинкам. Показывать по инструкции взрослого заданную часть тела. Находить одинаковое изображение человека (неваляшка, гномик, ребёнок) Показывать на кукле части тела. Учить выкладывать из палочек ручки, ножки нарисованному человечку. Дать представление о мебели и её назначении. Учить называть, показывать, соотносить картинки, различать больой-маленький. |
Апрель | Весна, изменения в природе. Домашняя птица Свойства глины Город Труд повара Насекомые Гладкий-шершавый. | Учить находить по образцу время года «весна», собирать разрезную картинку из 2-3 частей. Учить различать весну от времени года – зима; показывать основные признаки весны (лужи, солнышко, травка). Закреплять величину и цвет. Дать представление о домашней птице (петух, курица, цыпленок). Учить показывать основные части (хвост, голова, крылья, клюв); звукоподражанию. Д/и « Раскрась хвост у петушка» - закреплять основные цвета. Д/и «Кто как кричит?» Накомитьсо свойствами глины: пластичная. Дать понятие «город», название, 2-3 достопримечательности. Познакомить с трудом повара. С-рол игра: «Готовим обед», «Накормим Дашу»… Знакомство с внешними признаками насекомых. Различение, называние гладкого-шершавого (поделка из шишек) |
Май | Лето. Диагностическое обследование | Формировать представление о времени года – лето и его признаках. Учить узнавать данное время года по картинке (из 2-х предложенных). Продолжать формировать понятие величины: большой, маленький; понятие количества «один – много» Закреплять основные цвета: красный, жёлтый, зелёный. Совместная деятельность педагогов с ребенком, направленная на выявление индивидуально - психологических особенностей развития. |
С содержанием Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с аутизмом ознакомлены:
«____» ______________2019г. _______________________________
(дата ознакомления)