Индивидуальный образовательный маршрут РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА 3 класса с ОВЗ (РАС 8.2) надомное обучение.

Пояснительная записка
В основу разработки индивидуального образовательного маршрута
(ИОМ) используются дифференцированный и системно-деятельностный подходы. Эти подходы к построению ИОМ для обучающихся с
РАС предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования АООП НОО. Применение дифференцированного подхода к ИОМ обеспечивает вариативность содержания образования, предоставляя обучающимся с РАС возможность реализовать индивидуальный потенциал развития и социализацию.
Автор | Шильчикова Ольга Васильевна |
Должность | Учитель-логопед, учитель начальных классов реализующий программы надомного обучения |
Квалификационная категория | Высшая квалификационная категория |
Преподаваемый предмет | Начальные классы |
Название образовательной организации | МБОУ СОШ №72 |
Вид ресурса | Программы |
Тип ресурса | Индивидуальная образовательная программа |
Пояснительная записка | ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ (ИОМ) РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА (РАС 8.2) 3 класса |
Целевая аудитория | Все учителя |
Цели | Достижение государственного стандарта и результатов освоения общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребёнка. |
1. Ф.И.О. ребенка: ххх
2. Дата рождения: х марта 2012 г.
3. Пол: мужской
4. Учитель:
Шильчикова Ольга Васильевна
Специалисты коррекционно-развивающего сопровождения:
Учитель-логопед: Шильчикова Ольга Васильевна
Учитель-дефектолог: Шильчикова Ольга Васильевна
7. Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях индивидуального обучения.
Целевой раздел ИОМ Общие сведения1. Дата поступления в ОО: 1 сентября 2022 г.
2. Название учреждения (аббревиатура): МБОУ СОШ №72
3. Класс: 3 в класс.
4. Наличие инвалидности: Да.
5. Необходима ли разработка индивидуального учебного плана обучающегося? Да.
6. Нужно ли включать в ИОМ направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы (с возможностью дальнейшего планирования разработки АОП)? Да.
7. Есть ли интерактивное сопровождение программ воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием компьютерных технологий? Да.
8. Форма обучения в ОО: индивидуальное (надомное) обучение.
9. Рекомендации по сопровождению специалистов коррекционно-развивающего профиля:
сопровождение педагога-психолога;
сопровождение учителя-логопеда;
сопровождение учителя-дефектолога;
10. Рекомендовано ли наличие тьютора? Да.
11. Данные согласно заключению ПМПК:
Подтвержден ли статус ОВЗ: Да.
В создании специальных условий, связанных с реализацией АООП: нуждается.
Определение образовательной программы: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2).В получении услуг тьютора: нуждается.
Срок очередного освидетельствования на ПМПК: По окончанию начальной ступени обучения.
Психолого-педагогическая характеристикаФ.И.О.:ххх
Дата рождения: хх марта 2012 г.
Школа: МБОУ СОШ №72 Класс: 3 класс.
Вариант обучения: АООП (вариант 8.2).
Посещал ли ребенок дошкольное учреждение?Да, группу компенсирующей направленности.
Испытывал ли трудности нахождения в коллективе?Да.
Физически развит: достаточно.
Координация движений недостаточно развита.
Навыки чтенияЧитает целыми словами. Смысл прочитанного понимает с трудом. На вопросы по прочитанному отвечает с ошибками. Пересказывает содержание прочитанного пересказ недоступен. Заучивать наизусть не может.
Навыки письмаСписывает с печатного и рукописного текста по слогам. Под диктовку пишет, допуская большое количество ошибок. Грамматические задания выполняет с помощью учителя. Почерк разборчивый.
Математические навыкиСчетно-вычислительные навыки сформированы: недостаточно. Решать примеры может на сложение в пределах 30. Решать примеры может на вычитание в пределах 30. Решать примеры может на умножение в пределах механически с таблицей. Решать примеры может на деление в пределах механически с таблицей. Таблицу умножения не знает, не умеет пользоваться. Смысл задачи не понимает. Геометрический материал не усваивает.
ВниманиеВнимание поверхностное, неустойчивое, отвлекаемо. Наиболее эффективными средствами для привлечения внимания является наглядный материал. Темп деятельности медленный.
ВосприятиеВосприятие и ощущения развиты недостаточно. Полнота восприятия фрагментарная. Узнавание объектов и явлений затруднено. Временные представления сформированы. Последовательность событий понимает, но путает. Основные геометрические формы узнает, называет. Восприятие величины сформировано.
ОриентировкаОриентировка в пространстве: вправо-влево путает; верх-низ знает; близко-далеко знает. На листе бумаги ориентируется.
ПамятьПамять развита недостаточно. Характер запоминания информации непроизвольный, непродуктивный. Характер передачи информации: неточный, с ошибками, искажённый. Преобладает механическая память. Словесно-логическая, опосредованная, ассоциативная память примитивна. Для развития памяти и лучшего запоминания материала используется наглядность, используется четкое структурирование материала, используется наличие двигательной активности.
МышлениеМышление стереотипное. Операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации, установления причинно-следственных связей недостаточно развиты.
РечьОбращенную речь понимает. Простые инструкции выполняет. Словарный запас ограничен. Грамматический строй речи не соответствует возрасту, нарушен. Темп замедлен. Выразительность речи не развита. Интонационную окраску не употребляет. Речь нуждается в стимулировании. Монологическая речь не сформирована. Диалогическая речь умеет удерживать содержание разговора.
Особенности эмоционально-волевой сферы и поведенияК труду и учёбе относится положительно. В отношениях с педагогами и специалистами коррекционно-развивающего сопровождения доброжелателен (-на). Режимные и дисциплинарные требования соблюдает. На уроках ведет себя пассивно. Умениями и навыками поведения в обществе сверстников, взрослых владеет. Причинами нарушения дисциплины является привлечение к себе внимания. Действия и поступки носят осмысленный характер. При возникновении трудностей просит помощи взрослого, принимает помощь, отказывается от деятельности. Навыки культурного поведения частично сформированы. Ребенок безразличен, отзывчив, опрятен. Интерес к внеклассной, трудовой, кружковой работе, спорту и играм проявляет. Интересы неустойчивы. Характер отличается добротой, сдержанностью. Настроение ребенка устойчивое, положительное. К аффективным реакциям, длительным (быстропроходящим) переживаниям не склонен (-на). Самооценка завышенная. В детском коллективе имеет статус принятого. Уважением сверстников не пользуется.
Направления коррекционной работыРазвитие фонематического восприятия, речеслухового внимания;
Развитие активного и пассивного словарного запаса;
Коррекция устной и письменной речи;
Коррекция звукопроизношения;
Формирование нормативных лексико-грамматических средств языка;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Развитие познавательной сферы;
Развитие навыков поведения, саморегуляции;
Развитие навыков социального взаимодействия;
Развитие учебных навыков;
Развитие базовых учебных действий;
Развитие продуктивной деятельности;
Цель коррекционно-развивающего сопровожденияПомощь в освоении ребенком адаптированной основной общеобразовательной программы АООП НОО (вариант 8.2).
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации ИОМФормирование коммуникативного поведения.
Развитие социально-бытовой ориентировки.
Формирование коммуникативного поведения.
Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Коррекция нарушений личностного развития, дезадаптивных форм поведения.
Развитие коммуникативных навыков обучающихся, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации.
Формирование универсальных учебных действий.
Раздел 2. Создание «безбарьерной» образовательной и коррекционно-развивающей среды в соответствии с вариантом обучения 2.1. Материально-технические условия: 2.1.1. Требования к организации пространства для обучающегося с расстройствами аутистического спектра:наличие безопасной и комфортной среды;
наличие чёткой продолжительности учебного дня с учетом рекомендаций ПМПК и особых образовательных потребностей обучающегося с РАС;
готовность к нахождению в среде сверстников без родителей;
2.1.2. Наличие соответствующего оборудования для обучающегося с расстройствами аутистического спектра:организация индивидуального (учебного) места ребёнка с РАС с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, интеллектуальной недостаточности);
обязательный учёт возможности и особенности аффективной и коммуникативной сфер ребенка, его поведения, моторики, восприятия, внимания, памяти;
организация в помещении класса специальных зон для обучения и места для отдыха и проведения свободного времени;
решение задач, связанных с формированием навыков самообслуживания;
2.1.3. Требования к специальным учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения:специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся с РАС;
использование специальных учебников;
подбор специального учебного и дидактического материала с целью визуальной поддержки и фиксации взгляда (без яркой цветовой насыщенности);
использование рабочих тетрадей и прописей на печатной основе;
2.1.4. Требования к организации рабочего места (согласно варианта стандарта) для обучающегося с расстройствами аутистического спектра:рабочее (учебное) место создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, интеллектуальной недостаточности); при организации учебного места учитываются возможности и особенности аффективной и коммуникативной сфер ребенка, его поведения, моторики, восприятия, внимания, памяти. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны. Кроме учебных зон предусмотрены места для отдыха и проведения свободного времени.
Раздел 3. Коррекционно-развивающая и образовательная деятельность по реализации индивидуального образовательного маршрута 3.1. Заключение и рекомендации психолого-педагогического консилиума (ППк) учрежденияАдаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с расстройством аутического спектра (надомное обучение)
3.2. Оценка индивидуальных особенностей развития ребенкаОсобенности речи: имеет
Особенности познавательного развития: имеет
Особенности социально-коммуникативного развития: имеет
Особенности физического развития: нет
Трудности формирования академических навыков в рамках освоения адаптированного программного материала: имеет
3.3. Определение направлений коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения образовательного процессаСпециалист | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Частота, продолжительность занятий |
Учитель-логопед | Развитие навыков коммуникации. Коррекция нарушений устной и письменной речи. Коррекция звукопроизношения. Формирование лексико-грамматических конструкций. Формирование связной речи. Развитие словаря, лексической системности. Развитие общей и мелкой моторики. | индивидуальная; | 2 раза в неделю по 40 минут; |
Специалист | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Частота, продолжительность занятий |
Педагог-психолог | Коррекция познавательной сферы. Коррекция эмоциональных нарушений. Коррекция нарушений сенсорно-перцептивной сферы. Формирование коммуникативных навыков. Формирование универсальных учебных действий. | индивидуальная; | 2 раза в неделю по 40 минут; |
Специалист | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Частота, продолжительность занятий |
Учитель-дефектолог | Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений. Формирование социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни. Формирование навыков адекватного учебного поведения. Формирование универсальных учебных действий. | индивидуальная; | 2 раза в неделю по 40 минут; |
Предмет | Успеваемость | ||
Начало учебного года | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Русский язык | 4 | 4 | 4 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 |
Математика | 4 | 4 | 4 |
Окружающий мир | 4 | 4 | 4 |
Результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
2 – достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику;
1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;
0 – планируемые результаты не достигнуты.
________________________________________________
(на момент разработки ИОМ)
Предмет | Результативность |
Русский язык | 1 |
Литературное чтение | 1 |
Родной язык | 1 |
Иностранный язык | 1 |
Математика | 0 |
Окружающий мир | 1 |
Итого | 5 баллов |
5-9 баллов – средний уровень достижения предметных результатовРаздел 4. Определение уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) обучающегося с расстройствами аутистического спектра, осваивающего АООП НОО (вариант 8.2)
На момент разработки ИОМ (начало учебного года)Результативность уровня сформированности универсальных учебных действий обучающегося указывается одним из трех числовых значений соответственно:
2 балла – сформировано;
1 балл – частично сформировано;
0 баллов – не сформировано.
Регулятивные УУДУУД | Соответствующий балл |
Начало учебного года | |
Умение понимать и принимать учебную задачу | 0 |
Умение воспроизвести образец | 1 |
Умение сохранять учебную задачу и преобразовывать в познавательную | 0 |
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с задачей | 0 |
Умение контролировать и оценивать собственные действия | 0 |
Умение вносить коррективы на основе оценки и учета характера ошибок | 0 |
Умение проявлять инициативу и самостоятельность | 0 |
Итоговый средний балл | 0.1 |
УУД | Соответствующий балл |
Начало учебного года | |
Умение осуществлять информационный поиск | 1 |
Умение находить информацию по заданному вопросу в тексте | 1 |
Умение находить информацию по заданному вопросу в различных информационных источниках | 0 |
Умение создавать схемы, модели решения учебно-познавательных и практических задач | 0 |
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов | 0 |
Умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация по заданным признакам | 0 |
Итоговый средний балл | 0.3 |
УУД | Соответствующий балл |
Начало учебного года | |
Умение слушать и слышать педагога | 1 |
Умение слушать и слышать сверстников | 1 |
Умение работать вдвоем | 0 |
Умение сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении учебно-познавательных задач | 0 |
Умение работать в группе | 0 |
Умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий | 0 |
Итоговый средний балл | 0.3 |
Результативность:
Cоздание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
5.2. Задачиобучение родителей ребенка с ОВЗ специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома;
коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
формирование адекватной социальной самооценки родителя;
5.3. Ожидаемый результатповышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих);
создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, специалистов, детей и родителей;
создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
5.3. Направления работы с родителями обучающегося с ОВЗНаправления работы | Виды работы | Частота | Сроки проведения и ответственные |
Участие родителей (законных представителей) в разработке ИОМ | беседа; индивидуальное консультирование; индивидуальный опрос; | На момент разработки ИОМ | Учитель. Учитель-логопед. Педагог-психолог. Учитель-дефектолог. |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | беседа; индивидуальное консультирование; организация совместного досуга; анкетирование; | 2 раза в месяц | Учитель. Учитель-логопед. Педагог-психолог. Учитель-дефектолог. |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации ИОМ, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | беседа; индивидуальное консультирование; индивидуальный опрос; анкетирование; | По мере необходимости | Учитель. Учитель-логопед. Педагог-психолог. Учитель-дефектолог. |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации ИОМ и результатах ее освоения | беседа; индивидуальное консультирование; организация совместного досуга; индивидуальный опрос; анкетирование; | По мере необходимости | Учитель. Учитель-логопед. Педагог-психолог. Учитель-дефектолог. |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | | Согласно плану работы | Учитель. Учитель-логопед. Педагог-психолог. Учитель-дефектолог. |
Результативность уровня сформированности универсальных учебных действий обучающегося в середине и в конце учебного года указывается одним из четырех числовых значений соответственно:
2 балла – значительное продвижение;
1 балл – незначительное продвижение;
0 баллов – нет продвижения.
Регулятивные УУДУУД | Соответствующий балл | |
1 полугодие | 2 полугодие | |
Умение понимать и принимать учебную задачу | 1 | 1 |
Умение воспроизвести образец | 1 | 1 |
Умение сохранять учебную задачу и преобразовывать в познавательную | 0 | 0 |
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с задачей | 0 | 0 |
Умение контролировать и оценивать собственные действия | 0 | 0 |
Умение вносить коррективы на основе оценки и учета характера ошибок | 0 | 0 |
Умение проявлять инициативу и самостоятельность | 0 | 0 |
Итоговый средний балл | 0.3 | 0.3 |
УУД | Соответствующий балл | |
1 полугодие | 2 полугодие | |
Умение осуществлять информационный поиск | 1 | 1 |
Умение находить информацию по заданному вопросу в тексте | 1 | 1 |
Умение находить информацию по заданному вопросу в различных информационных источниках | 0 | 0 |
Умение создавать схемы, модели решения учебно-познавательных и практических задач | 0 | 0 |
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов | 0 | 0 |
Умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация по заданным признакам | 0 | 0 |
Итоговый средний балл | 0.3 | 0.3 |
УУД | Соответствующий балл | |
1 полугодие | 2 полугодие | |
Умение слушать и слышать педагога | 1 | 1 |
Умение слушать и слышать сверстников | 1 | 1 |
Умение работать вдвоем | 0 | 0 |
Умение сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении учебно-познавательных задач | 0 | 0 |
Умение работать в группе | 0 | 0 |
Умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий | 0 | 0 |
Итоговый средний балл | 0.3 | 0.3 |
Результативность:
Дата составления ИОМ: 11.06 2023
Учитель: Шильчикова Ольга Васильевна ______________ (Подпись)
Использованная литература:
1.Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс "Поддержка аутичных и отстающи в рзвитии детей". Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ Открытые двери", Минск 1997 г.