Индивидуальный план работы по логопедическому сопровождению ребёнка с ОВЗ (ТНР (вариант 5.1)
работы по логопедическому сопровождению
ребёнка с ОВЗ ТНР (вариант 5.1)
ФИ ребёнка, 23.08.2011 г.р.
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (11.03.2019г) установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ТНР).
Испытывает трудности в обучении, обусловленные общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития, стёртой дизартрией, парциальным недоразвитием познавательной деятельности.
Рекомендации ПМПК: Обучение по АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1), с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования. Сопровождение учителем –логопедом, направленное на развитие понимания обращённой речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи, слоговой структуры слова, фонетико-фонематических представлений, коррекцию звукопроизношения.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с тяжёлыми нарушениями речи получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи.
Несформированность речевых и неречевых психических функций негативно отражается на формировании такого сложного вида деятельности, как учебная, являющейся ведущей в школьном возрасте. Усвоение учебного материала, базовых знаний, овладение практическими умениями и навыками, особенно в области языка, предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых способностей, психологическую готовность к выполнению учебной деятельности.
Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти. Несовершенство устной речи учащихся с речевой патологией препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи, как необходимого элемента социальной культуры и общения
Для качественного и полноценного усвоения комплексной общеобразовательной программы и дальнейшего обучения в школе, с этими детьми необходимо проводить ежедневную комплексную оздоровительную и коррекционно-образовательную работу.
Актуальное состояние развития речевой сферы ФИ ребёнка на момент обследования
Полиморфное нарушение звукопроизношения. Речь неразборчивая, невнятная, малопонятная для окружающих. Фонематические процессы недостаточно развиты: испытывает трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом и синтезом. Словарный запас бедный, неточный, ограничен обиходно-бытовой тематикой, испытывает трудности в подборе синонимов и антонимов, в речи преобладают существительные и глаголы. Грамматический строй недостаточно развит: имеются нарушения порядка слов в предложении, пропуски отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования, наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. Связная речь не развита: испытывает трудности в составлении рассказа по серии картинок, не даёт развёрнутого ответа на вопросы, при пересказе наблюдается нарушение последовательности событий, пропуск смысловых звеньев.
Логопедическое заключение: ОНР (3 уровень речевого развития). Стёртая дизартрия.
Целью коррекционного логопедического сопровождения обучающегося является создание и реализация специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
В процессе коррекционного логопедического сопровождения решаются следующие задачи:
- своевременное выявление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностей их адаптации в образовательной организации;
- определение индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- определение особенностей организации образовательной деятельности для выявленной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов основной образовательной программы начального общего образования;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого медикопедагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психологического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся С ОВЗ;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья консультативной и методической помощи.
Коррекционно-развивающая логопедическая работа должна носить комплексный характер и предусматривать развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, связной речью, а также специальные мероприятия, направленные на коррекцию нарушений чтения и письма, препятствующих успешному усвоению общеобразовательной программы.
Учитывая индивидуальные особенности развития обучающегося, его образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционной логопедической работы:
-формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий;
-обогащение и развитие словарного запаса, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
-развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;
-развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний;
-развитие пространственных и временных представлений, психических процессов.
Организация обучения.
Индивидуальные логопедические занятия 2 раза в неделю по 30 мин. по коррекции звукопроизношения по «Программе логопедической работы по преодолению фонетического недоразвития речи у детей» и логопедические занятия в группе 2 раза в неделю по 40 мин по «Программе логопедической работы по преодолению нарушения чтения и письма, обусловленного ОНР и ФФНР, у детей с ОВЗ», направленные на профилактику дисграфии.
Срок освоения программы составляет 1 - 4 года.
Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов:
степени выраженности речевого недоразвития,
компенсаторных возможностей ребенка,
психофизиологических возможностей ребенка, состояния его интеллекта,
регулярности посещения ребенком занятий,
выполнения домашнего задания и т.д.
При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.
Контроль реализации программы
Мониторинг: - стартовая диагностика (методика Т.А. Фотековой); - промежуточная диагностика (анализ письменных работ); - итоговая диагностика (слуховой диктант, методика Т.А. Фотековой).
Ожидаемые результаты
К концу обучения обучающийся должен знать и уметь:
Уметь правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству.
Уметь различать слово и предложение, записывать схему предложения. Соблюдать правила написания предложений.
Различать и употреблять в самостоятельной речи термины «звук, буква, слог, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой». Соотносить звуки с соответствующими буквами.
Знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков.
Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.
Иметь достаточный словарный запас и правильный грамматический строй речи для построения связного высказывания.
Иметь навык конструирования элементарного высказывания с использованием учебных терминов.
Иметь пространственно-временные представления.
Правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков.
Иметь готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
Уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.
Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематического недоразвития и предупреждение неуспеваемости по русскому языку у обучающихся начальных классов при первично сохранном интеллекте, нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития.