Индивидуальный план работы по логопедическому сопровождению ребёнка с ОВЗ (ТНР (вариант 5.1)

5
0
Материал опубликован 14 February 2020

Индивидуальный план

работы по логопедическому сопровождению

ребёнка с ОВЗ ТНР (вариант 5.1)

ФИ ребёнка, 23.08.2011 г.р.


По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (11.03.2019г) установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ТНР).

Испытывает трудности в обучении, обусловленные общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития, стёртой дизартрией, парциальным недоразвитием познавательной деятельности.

Рекомендации ПМПК: Обучение по АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1), с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования. Сопровождение учителемлогопедом, направленное на развитие понимания обращённой речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи, слоговой структуры слова, фонетико-фонематических представлений, коррекцию звукопроизношения.

Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с тяжёлыми нарушениями речи получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи.

Несформированность речевых и неречевых психических функций негативно отражается на формировании такого сложного вида деятельности, как учебная, являющейся ведущей в школьном возрасте. Усвоение учебного материала, базовых знаний, овладение практическими умениями и навыками, особенно в области языка, предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых способностей, психологическую готовность к выполнению учебной деятельности.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти. Несовершенство устной речи учащихся с речевой патологией препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи, как необходимого элемента социальной культуры и общения

Для качественного и полноценного усвоения комплексной общеобразовательной программы и дальнейшего обучения в школе, с этими детьми необходимо проводить ежедневную комплексную оздоровительную и коррекционно-образовательную работу.

Актуальное состояние развития речевой сферы ФИ ребёнка на момент обследования

Полиморфное нарушение звукопроизношения. Речь неразборчивая, невнятная, малопонятная для окружающих. Фонематические процессы недостаточно развиты: испытывает трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом и синтезом. Словарный запас бедный, неточный, ограничен обиходно-бытовой тематикой, испытывает трудности в подборе синонимов и антонимов, в речи преобладают существительные и глаголы. Грамматический строй недостаточно развит: имеются нарушения порядка слов в предложении, пропуски отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования, наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. Связная речь не развита: испытывает трудности в составлении рассказа по серии картинок, не даёт развёрнутого ответа на вопросы, при пересказе наблюдается нарушение последовательности событий, пропуск смысловых звеньев.

Логопедическое заключение: ОНР (3 уровень речевого развития). Стёртая дизартрия.

Целью коррекционного логопедического сопровождения обучающегося является создание и реализация специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.

В процессе коррекционного логопедического сопровождения решаются следующие задачи:

- своевременное выявление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностей их адаптации в образовательной организации;

- определение индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

- определение особенностей организации образовательной деятельности для выявленной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создание условий, способствующих освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов основной образовательной программы начального общего образования;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого­ медико­педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психологического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии);

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся С ОВЗ;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья консультативной и методической помощи.

Коррекционно-развивающая логопедическая работа должна носить комплексный характер и предусматривать развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, связной речью, а также специальные мероприятия, направленные на коррекцию нарушений чтения и письма, препятствующих успешному усвоению общеобразовательной программы.

Учитывая индивидуальные особенности развития обучающегося, его образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционной логопедической работы:

-формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий;

-обогащение и развитие словарного запаса, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

-развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;

-развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний;

-развитие пространственных и временных представлений, психических процессов.

Организация обучения.

Индивидуальные логопедические занятия 2 раза в неделю по 30 мин. по коррекции звукопроизношения по «Программе логопедической работы по преодолению фонетического недоразвития речи у детей» и логопедические занятия в группе 2 раза в неделю по 40 мин по «Программе логопедической работы по преодолению нарушения чтения и письма, обусловленного ОНР и ФФНР, у детей с ОВЗ», направленные на профилактику дисграфии.

Срок освоения программы составляет 1 - 4 года.

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов:

степени выраженности речевого недоразвития,

компенсаторных возможностей ребенка,

психофизиологических возможностей ребенка, состояния его интеллекта,

регулярности посещения ребенком занятий,

выполнения домашнего задания и т.д.

При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.

Контроль реализации программы

Мониторинг: - стартовая диагностика (методика Т.А. Фотековой); - промежуточная диагностика (анализ письменных работ); - итоговая диагностика (слуховой диктант, методика Т.А. Фотековой).

Ожидаемые результаты

К концу обучения обучающийся должен знать и уметь:

Уметь правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству.

Уметь различать слово и предложение, записывать схему предложения. Соблюдать правила написания предложений.

Различать и употреблять в самостоятельной речи термины «звук, буква, слог, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой». Соотносить звуки с соответствующими буквами.

Знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков.

Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.

Иметь достаточный словарный запас и правильный грамматический строй речи для построения связного высказывания.

Иметь навык конструирования элементарного высказывания с использованием учебных терминов.

Иметь пространственно-временные представления.

Правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков.

Иметь готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

Уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематического недоразвития и предупреждение неуспеваемости по русскому языку у обучающихся начальных классов при первично сохранном интеллекте, нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.