Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в ГБОУ АО АСШИ № 2

7
0
Материал опубликован 8 July 2021 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Образование детей с особыми образовательными потребностями»

Ермолина Н.Ф. учитель-логопед, г. Архангельск

«Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в ГБОУ АО АСШИ № 2»

Всё чаще в школах на психолого-педагогических консилиумах в обсуждениях успеваемости обучающихся, анализировании качества обученности, мониторинге результатов выполненных работ выявляется категория детей, которые не справляются с выполнением большого количества заданий, которым необходима специализированная помощь педагогов. Что же это за категория детей?

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, которые нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Однако к данной категории детей можно причислять как ребенка с психофизическими нарушениями, так и без них, ведь особые образовательные потребности могут быть следствием социально-культурных влияний. Это не только дети-инвалиды, имеющие явно выраженные нарушения в развитии, дети со статусом ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), но и дети с отклоняющимся развитием поведения, с отклонениями в психоэмоциональном и речевом развитии.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Законе «Об образовании в Российской Федерации» определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В нашем учреждении осуществляется инклюзивное образование обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), с задержкой психического развития (ЗПР). Но в данной работе учитель-логопед опирается на сопровождение обучающихся, имеющих первичный речевой дефект. Данная категория детей имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Какие же затруднения в учебной деятельности испытывают обучающиеся с ОВЗ? Безусловно к ним относятся:

 - Отсутствие или снижение мотивации к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

- Низкий темп работы при выполнении заданий;

- Трудности в понимании инструкций. Необходимость в оказании помощи со стороны взрослого или одноклассника, который понял данное задание;

- Низкий уровень развития психических процессов: внимания (устойчивость, концентрация, переключение), памяти, речи, мышления;

- Низкая самооценка, повышенная тревожность;

- Нарушение координации движений, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики, высокий уровень психомышечного напряжения;

- Повышенная утомляемость и возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. 

Логопедия младшего школьного возраста кроме нарушений устной речи рассматривает недостатки письма и чтения (дисграфия и дислексия).

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.

Дислексия – сложности в овладении чтением. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

Причины нарушения чтения и письма являются сходными. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дислексий и дисграфий. Наиболее распространенные – фонематическая, оптическая, кинетическая (моторная), смешанная.

Правильная постановка диагноза позволяет:

- планировать и проводить учебно-коррекционную работу с ребенком индивидуально (с учетом причин) и фронтально (с учетом комплекса последствий);

- четко организовать социально-психологическое сопровождение в условиях образовательного учреждения.

Работа в тандеме с классным руководителем, педагогом-психологом, педагогами сопровождения и дополнительного образования, медперсоналом и заинтересованными родителями, позволяет рационально планировать работу с обучающимися данной категории, подбирать эффективные приемы и средства в коррекционно-развивающем процессе, использовать дифференцированный подход.

Важно каждому педагогу и специалисту на психолого-педагогическом консилиуме определить спектры работы с ребенком, чтоб результат был максимально эффективным. Имея перед собой план деятельности, педагог с легкостью может формировать у обучающегося необходимые универсальные учебные действия, корректируя и восполняя пробелы в знаниях обучающихся с ТНР, приближаясь к намеченной цели.

При организации образовательной деятельности по АОП в ГБОУ АО АСШИ № 2 создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся. Соответственно учитель-логопед будет работать над развитием всех компонентов речи, в том числе над коррекцией нарушений звукопроизношения, развитием фонематического восприятия, грамматического строя речи, пополнением словарного запаса и пр.

Педагог-психолог – формировать ВПФ, сопровождать в адаптационный период, развивать уверенность в себе, развивать познавательную сферу.

Классному руководителю важно учитывать рекомендации педагогов сопровождения, использовать их на уроках для способствования комфортной обстановке ребенка с особыми образовательными потребностями среди нормативно развивающихся одноклассников.

Педагогу-библиотекарю отводится немаловажная роль – подбирать литературу для внеурочного чтения в соответствии с возможностями обучающегося, вовлекать его в дискуссию с классом при обсуждении литературных произведений.

Социальный педагог осуществляет содействие коррекции внутрисемейных отношений, внутригрупповых отношений в образовательной организации.

Социальная интеграция обучающихся с особыми образовательными потребностями – это основная цель коррекционной работы. В результате ребенок должен по максимуму включиться в общественную жизнь, почувствовать себя нужным и полезным. И данная работа активно ведется через разнообразные формы работы.

Так, например, на заключительном интегрированном уроке (окружающий мир + логопедия + информатика и ИКТ) «Путешествие по Золотому кольцу России», обучающимся была предложена работа в «турфирме». Интеграция ребенка с ОВЗ проходила через одобрение ответов на вопросы педагога, включение в командную работу на уроке для создания буклетов, где каждому обучающемуся отводилась определенная роль (оформитель, составитель, редактор, презентатор). Большое внимание классным руководителем уделялось воспитанию в детях толерантности, взаимовыручки и поддержки.

Вместе со специалистами сопровождения дети с ОВЗ готовились и принимали участие в индивидуальных и коллективных конкурсах: Творческий конкурс «В стране счастливого детства Агнии Барто» (XХVII областной конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья), где участники сами выбрали, выучили и представили на суд жюри видеозапись выразительного чтения стихотворения Агнии Барто в номинации «Читаем с радостью!»:

​​​​​​​2 место: https://disk.yandex.ru/i/MA7X1OzP8x0DrQ 

1 место: https://disk.yandex.ru/i/o1nSTid1uhmo0w 

Сертификат за участие: https://disk.yandex.ru/i/E83IBCBfYz0PfQ 

t1625757628aa.jpgКоллективное участие в региональном этапе Всероссийского конкурса социальной рекламы в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «СТИЛЬ ЖИЗНИ – ЗДОРОВЬЕ! 2020» с целью профилактики аддиктивного и аутодеструктивного поведения обучающихся в образовательных организациях. Ссылка на видеоролик «Выход есть всегда!»: https://youtu.be/Jj0CBF0iVlI  

Очень много приемов и методов для успешной интеграции детей рассматриваемой категории. Но следует учитывать общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с особыми образовательными потребностями:

- Обращаться к обучающемуся всегда по имени. Принимать ребенка таким, какой он есть. Искать и находить в нём положительные черты, «сильные» стороны, на которые можно опираться при реализации коррекционного маршрута.

- Как можно чаще общаться с ребенком, мотивировать его на расширение словарного запаса и кругозора, развивать коммуникативные способности, снижать уровень тревожности.

- Избегать наступления переутомления у обучающихся с особыми образовательными потребностями, используя разнообразие форм в работе, переключения и смены деятельности. Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими, для повышения самооценки чаще хвалить даже за малые заслуги, но он должен знать за что. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований, давать задания в соответствии с его возможностями, но не забывать задачи уровня ближайшего развития.

- Стараться делать замечания как можно реже и не в категоричной форме, чтоб не «разрушить» полученные результаты.

- Оставаться спокойным в любой ситуации, не поддаваться сиюминутным эмоциям.

Настойчивость – это то, что невозможное делает возможным, а возможное – предопределенным.


Используемые информационные источники:

Лалаева Р.И., БенедиктоваЛ.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Союз, 2001

gym1542.mskobr.rudeti s ovz.pdf

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/xarakteristika_tyazhelyix_narushenij_rechi/

http://www.niro.nnov.ru/?id=23256&template=print


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации