Интегрированный урок географии и биологии в 6 классе «Природный комплекс, природное сообщество»
Название методической разработки: интегрированный урок географии и биологии в 6 классе
«Природный комплекс, природное сообщество»
Автор разработки: Пешкун Юлия Алексеевна
Общая часть | | ||||||
Предмет | Класс | Тема урока | | ||||
Биология | 6 | «Природный комплекс, природное сообщество» | | ||||
Используемый учебник | | ||||||
Название | Класс | Авторы | | ||||
Биология | 6 | Н.И. Сонин | | ||||
География | 6 | Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский | | ||||
Планируемые образовательные результаты | | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | | ||||
Различать понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «природное сообщество»,«природный комплекс». Характеризовать разные природные сообщества и природные комплексы. Определять взаимосвязь и взаимообусловленность между географической оболочкой и его частями Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. | Регулятивные: Постановка учебной задачи, сравнивание, контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль. Познавательные: Осуществлять поиск информации, моделировать различные по структуре природные сообщества и природные коплексы, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения признаков, формулирование проблемы, формулирование познавательной цели. Коммуникативные: Строить диалог и монолог (речевая деятельность), осуществлять учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, с достаточной полнотой и точностью выразить проблемы и пути решения. | Оценивание усваиваемого содержания, формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; осознание ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры. | | ||||
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | | |||||
Интерактивная доска, ПК, проектор | Слайд-презентация, дидактические карточки, Видео «Природа России» https://www.youtube.com/watch?v=clEwG7_uhWY, Википедия | | |||||
Организационная структура урока | | ||||||
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Длит. этапа (мин) | ||
1.Огмомент: | | | Приветствие детей и гостей, настраивание на позитив, создание рабочей обстановки | | 1 | ||
| | Видео «Природа России» | | Просмотр | 5 | ||
| | Картинки на интерактивной доске | Проблема: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? | мнения уч-ся | | ||
| Формулировка Темы: | | «Природный комплекс, природное сообщество» | | | ||
II. Новая тема | | | | Записывают тему в тетрадь | | ||
| Определение целей занятия: | | | Освоить понятия «природный комплекс», «природное сообщество» | 3 | ||
| Определение задач: | | | Найти определение понятий их отличия, самостоятельно искать новую информацию, отбирать и анализировать информацию, составлять схемы, работать с учебником | | ||
| Работа с таблицей | | «Знаю, хочу знать, узнаю» Может вам знакомы эти термины и вы можете что – то о них рассказать друг другу. И впишем в колонку «ЗНАЮ» | Заполняют колонку «Знаю» | 2 | ||
| | | Давайте составим вопросы о том, что мы хотим узнать Колонка «Хочу знать» | Вносят в колонку: Как? Почему? Зачем? Что? Где? | 2 | ||
| Проблемная ситуация: | Работа с интернетом (википедией и другими источниками) | Какие слова близкие по значению к слову комплекс вы знаете? Для этого можно пользоваться разными источниками информации, в том числе словарями и интернетом | Работают в парах | 5 | ||
| Составление кластера | Работа с интерактивной доской | | Пишут по одному слову от группы | 3 | ||
| | На доске | Какие слова характеризуют природный комплекс и природное сообщество? (соединить стрелками) Лишние слова найти в словаре (Экосистема, БГЦ — близкие слова по смыслу) | Находят в словаре | 5 | ||
| Работа с понятиями | | Давайте обобщим понятие «природный комплекс», составим из слов определение: | Природный комплекс- сочетание живой и неживой природы: воздуха, воды, растений, животных, почв, горных пород | 2 | ||
| | | Давайте проделаем тоже самое с понятием «ПС, БГЦ, экосистема» | Биогеоценоз- это комплекс совместно живущих на определенной территории и связанных друг с другом и с неживой природой видов растений и животных | 2 | ||
| Работа с картинками | Работа с интерактивной доской | Можете ли вы предложить примеры БГЦ и ПК, который вы видели в природе? Какие растения растут в этих сообществах? Обращали ли Вы внимания , на каких почвах произрастают различные виды деревьев и трав? Приведите примеры. Как Вы думаете : одинаковое ли количество влаги и света необходимо для различных растений (кувшинки, березы и купальницы, рогоза)? | Ответы детей | 5 | ||
| Формулировка вывода | | Сделайте вывод: | в каждом БГЦ и ПК свои определенные условия для жизни растений и животных | 2 | ||
| Работа с картой | Работа с интерактивной доской | А можно ли на карте природных зон мира найти примеры БГЦ и ПК? Показать на карте А можно ли на карте России тоже найти примеры БГЦ и ПК? На плане местности? | Показывают на карте и доске | 5 | ||
| Проблемная ситуация: | | можно ли между БГЦ и ПК поставить знак «=» или их нельзя связать знаком «=»? Почему? | Высказывают мнения | 2 | ||
| Заполнение в таблице колонки «Узнал» | | | | 3 | ||
| Составление кластера: | Работа с интерактивной доской | на доске слова «географическая оболочка», вы должны дописать слова-ассоциации. Объединить их по смыслу облаками и составить определение: | Географическая оболочка - это оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера | 3 | ||
| | Работа с интернетом (википедией и другими источниками) | Расположите ПК в порядке уменьшения их размера. Для этого найдите незнакомые слова в словаре или Википедии. | Работа со словарями | 3 | ||
| | Работа с интерактивной доской | Какое имя дадите самой маленькой матрешке? А следующей? А самой большой? Подписать имена матрешек | | 2 | ||
| | | А можно ли такую иерархию провести в природных сообществах? Расположите ПС в порядке уменьшения их размера | | 2 | ||
| Заполнение колонки «Узнал» | | | Заполнение колонки «Узнал» | 3 | ||
| Проблемная ситуация: | | Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения. Вопрос. Почему расплодились мыши, от которых погибли растения? | Ответы детей | 3 | ||
| | Работа с интерактивной доской | Покажите связь между компонентами БГЦ огорода? (на слайде) Картинки, которые нужно соединить стрелками | | 2 | ||
| Просмотр видео «Цепи питания» | Работа с интерактивной доской Звенья пищевой цепи | Покажите связь компонентов ПК, соедините стрелками | | 5 | ||
| Заполнение таблицы колонки «Хочу узнать» | | Фото о Мильтюше. Что за река на фотографии, узнали? Что вы о ней можете рассказать о реке? А что мы не знаем о ней составьте вопросы и запишите в таблицу? | Заполнение таблицы колонки «Хочу узнать» | 2 | ||
| Клип о реке: | | | Рассказ о реке (ученик) на фоне | 2 | ||
| Проблемная ситуация: | | Существует мнение, что комары – это вредоносные кровососущие насекомые. Если их уничтожить, то ничего не случиться в природе без них. Подтвердите или опровергните это мнение | Ответы детей | 2 | ||
| | Работа с интерактивной доской | Как это повлияет на ситуацию в реке? Изобразите цепь питания в реке . (соединить стрелками картинки) | | 3 | ||
| Проблемная ситуация: | | Фото леса. На фоне сказка «Грустная история» Обсудим сказку: Зачем в лесу нужны грибы? - Зачем в лесу нужны насекомые? Птицы? Животные? | Ответы детей | 3 | ||
| | | И какой же напрашивается вывод!? | | | ||
III Закрепление | | Работа с интерактивной доской | Упражнения «Найди «белую ворону» | Дети отгадывают | 2 | ||
IV Итог урока | Заполнение таблицы «Знаю, Хочу знать, Узнал» | | | Заполнение таблицы «Знаю, Хочу знать, Узнал» | 2 | ||
V. Рефлексия | | | Сегодня на уроке мне… Меня особенно удивило то, что… Было бы хорошо, если бы… Какие чувства вы испытываете? Заслушивается рефлексия. Раздаются смайлики и учащиеся отмечают свое настроение от урока Спасибо всем за работу. (Учитель дает характеристику каждому ученику, которую аргументирует.) Окончательную оценку за урок вы получите, после проверки ваших индивидуальных зачетных листов | Ответы детей | 3 | ||
VI. Домашнее задание | | | Биология – п.25, география – п.28; на выбор творческое задание: составить кроссворд или написать синквейн по данной теме. | Записывают в дневник домашнее задание | 1 |