12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пешкун Юлия Алексеевна60


Название методической разработки: интегрированный урок географии и биологии в 6 классе

«Природный комплекс, природное сообщество»

Автор разработки: Пешкун Юлия Алексеевна

Общая часть


Предмет

Класс

Тема урока


Биология

6

«Природный комплекс, природное сообщество»


Используемый учебник


Название

Класс

Авторы


Биология

6

Н.И. Сонин


География

6

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский


Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные


Различать понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «природное сообщество»,«природный комплекс». Характеризовать разные природные сообщества и природные комплексы. Определять взаимосвязь и взаимообусловленность между географической оболочкой и его частями

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

Регулятивные: Постановка учебной задачи, сравнивание, контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.

Познавательные: Осуществлять поиск информации, моделировать различные по структуре природные сообщества и природные коплексы, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения признаков, формулирование проблемы, формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: Строить диалог и монолог (речевая деятельность), осуществлять учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, с достаточной полнотой и точностью выразить проблемы и пути решения.

Оценивание усваиваемого содержания, формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; осознание ценности живых объектов;

формирование основ экологической культуры.



ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)


Интерактивная доска, ПК, проектор

Слайд-презентация, дидактические карточки, Видео «Природа России» https://www.youtube.com/watch?v=clEwG7_uhWY,

Клип о реке: https://yandex.ru/video/search?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%20%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%8F%D1%85%D1%82%D0%B5%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1477048344003844-3429467296917583356127111-sf10-032&noreask=1&filmId=zDFslrqhUXI,

Википедия









Организационная структура урока


Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Длит. этапа (мин)

1.Огмомент:



Приветствие детей и гостей, настраивание на позитив, создание рабочей обстановки


1



Видео «Природа России»


Просмотр

5



Картинки на интерактивной доске

Проблема: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

мнения уч-ся



Формулировка Темы:


«Природный комплекс, природное сообщество»



II. Новая тема





Записывают тему в тетрадь



Определение целей занятия:



Освоить понятия «природный комплекс», «природное сообщество»

3


Определение задач:



Найти определение понятий их отличия, самостоятельно искать новую информацию, отбирать и анализировать информацию, составлять схемы, работать с учебником



Работа с таблицей


«Знаю, хочу знать, узнаю»

Может вам знакомы эти термины и вы можете что – то о них рассказать друг другу. И впишем в колонку «ЗНАЮ»

Заполняют колонку «Знаю»

2




Давайте составим вопросы о том, что мы хотим узнать Колонка «Хочу знать»


Вносят в колонку: Как? Почему? Зачем? Что? Где?

2


Проблемная ситуация:

Работа с интернетом (википедией и другими источниками)

Какие слова близкие по значению к слову комплекс вы знаете? Для этого можно пользоваться разными источниками информации, в том числе словарями и интернетом

Работают в парах

5


Составление кластера

Работа с интерактивной доской


Пишут по одному слову от группы

3



На доске t1572240788aa.png

Какие слова характеризуют природный комплекс и природное сообщество?

(соединить стрелками) Лишние слова найти в словаре (Экосистема, БГЦ — близкие слова по смыслу)


Находят в словаре

5


Работа с понятиями


Давайте обобщим понятие «природный комплекс», составим из слов определение:

Природный комплекс- сочетание живой и неживой природы: воздуха, воды, растений, животных, почв, горных пород

2




Давайте проделаем тоже самое с понятием «ПС, БГЦ, экосистема»

Биогеоценоз- это комплекс совместно живущих на определенной территории и связанных друг с другом и с неживой природой видов растений и животных


2


Работа с картинками

Работа с интерактивной доской

Можете ли вы предложить примеры БГЦ и ПК, который вы видели в природе?

Какие растения растут в этих сообществах?

Обращали ли Вы внимания , на каких почвах произрастают различные виды деревьев и трав? Приведите примеры.

Как Вы думаете : одинаковое ли количество влаги и света необходимо для различных растений (кувшинки, березы и купальницы, рогоза)?


Ответы детей

5


Формулировка вывода


Сделайте вывод:


в каждом БГЦ и ПК свои определенные условия для жизни растений и животных

2


Работа с картой






Работа с интерактивной доской

А можно ли на карте природных зон мира найти примеры БГЦ и ПК? Показать на карте

А можно ли на карте России тоже найти примеры БГЦ и ПК?

На плане местности?

Показывают на карте и доске

5


Проблемная ситуация:


можно ли между БГЦ и ПК поставить знак «=» или их нельзя связать знаком «=»? Почему?

Высказывают мнения

2


Заполнение в таблице колонки «Узнал»




3


Составление кластера:

Работа с интерактивной доской

на доске слова «географическая оболочка», вы должны дописать слова-ассоциации. Объединить их по смыслу облаками и составить определение:

Географическая оболочка - это оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера

3



Работа с интернетом (википедией и другими источниками)

Расположите ПК в порядке уменьшения их размера. Для этого найдите незнакомые слова в словаре или Википедии.

t1572240788ab.png


Работа со словарями

3



Работа с интерактивной доской

Какое имя дадите самой маленькой матрешке? А следующей? А самой большой? Подписать имена матрешек


2




А можно ли такую иерархию провести в природных сообществах?

Расположите ПС в порядке уменьшения их размера

t1572240788ac.png


2


Заполнение колонки «Узнал»



Заполнение колонки «Узнал»

3


Проблемная ситуация:



Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения.  Вопрос. Почему расплодились мыши, от которых погибли растения? 

Ответы детей

3



Работа с интерактивной доской

Покажите связь между компонентами БГЦ огорода? (на слайде) Картинки, которые нужно соединить стрелками


2


Просмотр видео «Цепи питания»

Работа с интерактивной доской Звенья пищевой цепи

Покажите связь компонентов ПК, соедините стрелками


5


Заполнение таблицы колонки «Хочу узнать»


Фото о Мильтюше. Что за река на фотографии, узнали? Что вы о ней можете рассказать о реке? А что мы не знаем о ней составьте вопросы и запишите в таблицу?


Заполнение таблицы колонки «Хочу узнать»

2


Клип о реке:



Рассказ о реке (ученик) на фоне

2


Проблемная ситуация:


Существует мнение, что комары – это вредоносные кровососущие насекомые. Если их уничтожить, то ничего не случиться в природе без них. Подтвердите или опровергните это мнение

Ответы детей

2



Работа с интерактивной доской

Как это повлияет на ситуацию в реке? Изобразите цепь питания в реке . (соединить стрелками картинки)


3


Проблемная ситуация:


Фото леса. На фоне сказка «Грустная история»

Обсудим сказку:

Зачем в лесу нужны грибы?

- Зачем в лесу нужны насекомые? Птицы? Животные?


Ответы детей

3




И какой же напрашивается вывод!?




III Закрепление



Работа с интерактивной доской

Упражнения «Найди «белую ворону»

Дети отгадывают

2

IV Итог урока


Заполнение таблицы «Знаю, Хочу знать, Узнал»




Заполнение таблицы «Знаю, Хочу знать, Узнал»


2

V. Рефлексия




Сегодня на уроке мне…

 Меня особенно удивило то, что…

Было бы хорошо, если бы…

Какие чувства вы испытываете?

 Заслушивается рефлексия. Раздаются смайлики и учащиеся отмечают свое настроение от урока

 Спасибо всем за работу. (Учитель дает характеристику каждому ученику, которую аргументирует.)

Окончательную оценку за урок вы получите, после проверки ваших индивидуальных зачетных листов


Ответы детей

3

VI. Домашнее задание




Биология – п.25, география – п.28; на выбор творческое задание: составить кроссворд или написать синквейн по данной теме.


Записывают в дневник домашнее задание

1



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.