Научно-исследовательская работа «Интерактивная песочница для дошкольников»
Интерактивная песочница
для дошкольников
с. Екатеринославка
2020
Содержание:
Пояснительная записка | 3 |
Содержание | 4 |
Выводы | 8 |
Приложение 1 - История | |
Приложение 2 – Техники | |
Приложение 3 – программа «Песочная терапия» | |
«Лучшая игрушка – это кучка песка»
К.Д. УшинскийПояснительная записка
В Октябрьском районе 5 дошкольных образовательных организаций: МДОБУ ДС № 1 с. Екатеринославка «Солнышко», МДОБУ ДС № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка», МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка «Аленушка», МДОБУ ДС п. Восточный «Тополек» и МДОБУ ДС с. Варваровка «Радуга» . Всего 715 воспитанников (на состояние 30 мая 2020 года). Из них 30% летей со второй группой здоровья (ослабленные), 64% - дети с задержкой речевого развития (данные логопедической диагностики). Адаптация к детскому саду проходит в сроки близкие к норме всего у 13% вновь поступивших детей. А так же отмечается повторная адаптация после длительного отсутствия ребенка в детском саду (к примеру отпуск родителей).
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
СодержаниеИгра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно (Приложение 1 – история).
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении .
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.
Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.
Интерактивная песочница позволяет интегрировать образовательные области и решить множество педагогических и коррекционных задач воспитателям, логопедам, психологам. С использованием песочницы
выстраиваются увлекательные занятия, соответствующие календарно-тематическому планированию и ФГОС. Занятия помогают формировать у детей целостную картину мира, расширять кругозор, развивать познавательно-исследовательскую деятельность, память, улучшать коммуникативные навыки и речь, улучшать социальную адаптацию. Игры развивают мелкую моторику, снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют концентрации внимания.
Воспитателям интерактивная песочница помогает создавать увлекательные занятия по окружающему миру, выстраивать доброжелательные взаимоотношения между детьми, погружает в изучаемую тему, помогает закрепить полученные знания.
Использовать песочницу можно с детьми от полутора лет. С интерактивной песочницей выстраивается индивидуальный маршрут для коррекции и реабилитации ребенка с ЗПР, ЗРР, ЗМР, СДВГ, ДЦП. Песочницу эффективно используют в индивидуальном, групповом формате, а так же в семейном консультировании.
Цели и задачи:
Ocнoвнaя цeль этoгo мeтoдa – нeнaвязчивaя пoмoщь peбeнку в ocвoбoждeнии oт эмoциoнaльныx пepeживaний, бecпoкoйcтв, вoлнeний. Пoдcoзнaтeльнo пoвыcить caмooцeнку peбeнкa, нaучить eгo cпpaвлятьcя c тpуднocтями, cкoppeктиpoвaть пcиxичecкoe cocтoяниe. Cпocoбcтвoвaть paзвитию твopчecкиx cпocoбнocтeй и фaнтaзии
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе»
Задачи:
Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
Развивать все познавательные функции ( восприятие, внимание, память, мышление) речь.
Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
Основные направления работы
Вся работа ведется в трех направлениях:
Социально- личностное | Здоровьесберегающее | Интеллектуальное |
Эмоциональное благополучие | физкультурно – оздоровительная работа | расширение кругозора детей |
положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям | профилактическая работа | формирование целенаправленного интереса к познанию |
развитие коммуникативной компетентности ребенка | работа по ОБЖ | развитие интеллектуальных способностей детей |
развитие социальных навыков у детей | | организация опытно – экспериментальной работы. |
бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному). | | |
Практикующие инновационные педагоги и воспитатели ДОУ, использующие в работе песочницу заметили следующее:
- рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время занятий, развлечений;
- у метода нет особых правил. Дети могут рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра;
- развивается моторика;
- одновременно с моторикой развивается речь. Совершенствуется графомоторика. Дошкольники совершенствуют способность повторять контур, правильно удерживать палочку/ручку, соблюдать ритм движений.;
- подходит для любого возраста . магия сыпучей анимации не оставляет равнодушным никого.;
- избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов. Тиков, бессонницы. Здоровые дети на таких занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях;
- помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.
Эти показатели и будут являться ожидаемым результатом использования песочной терапии в наших детских садах.
Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества: расходные материалы стоят не дорого. Оборудование занимает мало места в комнате и не требует особого ухода. Набор инструментов и расходников не большой.
Кварцевый песок – это идеальный вариант расходника. Кварцевые песчинки ровные. Для вариативности работы можно использовать также манку.
Лотки обычно прямоугольной формы 50*70*10, примерно соответствуют размерам поля зрения человека – чтобы картину в целом можно было охватить взглядом, не поворачивая головы.
Внутри песочница выкрашена в голубой цвет, выражающий воздух или воду, внешняя часть – белая . если разгрести песок, прозрачное дно может играть роль море или реки. В игре может использоваться и вода, ее можно подлить к песку, замесить песочное тесто и лепить фигуры. Так же используются небольшие фигурки всего что нас окружает – животные, сказочные и мифические персонажи, предметы человеческой культуры, природные материалы и объекты. Фигурки сделаны из разных материалов, в разных стилях имеют разный характер и поэтому могут отражать самые разнообразные и тонкие нюансы душевных образов. Они служат материалом, посредником, с помощью которых психика получает возможность выразить свои послания.
Антистатик распыляется на стекло перед каждым занятием. Нужен для того, чтобы песчинки не сцеплялись, материал был рассыпчатым после многоразового использования
СметаСтолик деревянный (50*70, высота 10) – шлифованные деревянные панели – 400 руб за 1 штуку (1.5 м) * 2 = 800 руб.
Кусок оргстекла – 500 руб
Гвозди мебельные – 115 руб
Изолента – 100 руб
Краска по дереву – 220(голубая) *220 (белая) руб
Светодиодная лента 3 м+ блок питания 12 В - 2100 руб
Кварцевый песок – 1000 руб
Антистатик – 235 руб
Кисточки, палочки, сито, тоненькие палочки – 350 руб
Набор блесток – 216 руб
Рассчитываем на 5 дошкольных образовательных организаций:
Итого : 5856 руб * 5 = 29280 руб.
Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки.
Ценность песочной терапии в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного малыша, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями. На песке в игровой форме происходит отреагирование различных эмоций - обиды, страхов, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в символическом виде, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты. Главным помощником в эти моменты для ребенка является специалист/воспитатель, который поможет ребенку прийти к гармонии с собой и окружающим миром, а так же гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
Итак, основные механизмы песочной терапии:
Психодиагностика с помощью песочницы;
Быстрое установление доверия со стороны ребенка с помощью игры;
Интерес и удовольствие от занятий;
Развитие важных отделов центральной нервной системы посредством развития мелкой моторики;
Эффект релаксации от взаимодействия с песком;
Отыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка.
Ожидаемые результаты.
Необходимо помнить, что полученные результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале курса.
Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
Развитие воображения, творческого потенциала;
Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
Развитие самооценки и уверенности в себе;
Адаптация в новой среде (детский сад, школа);
Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;
Формирование положительных черт характера.
Показания к курсу занятий:
проблемы поведения различного характера;
замкнутость, неуверенность, заниженная самооценка;
трудности в общении;
трудности адаптации в детском саду;
дети с особыми потребностями — ДЦП, ЗПР, РДА, СДВГ;
ранний детский аутизм (РДА), аутистическое расстройство;
синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
общее недоразвитие речи (ОНР), моторная алалия, сенсо-моторная алалия;
профилактика развития невротических и психосоматических расстройств;
страхи, ночные кошмары;
энурез, энкопрез;
проблемы взаимодействия с родителями, сверстниками;
и многое другое (обсуждается индивидуально на консультации специалиста).
Зaнятия пecoчнoй aнимaциeй мoгут пpинecти пoльзу peбeнку в paзныx acпeктax жизни: • Cooтнecти игpу c peaльнoй жизнью; • Cфopмиpoвaть чувcтвo кoмфopтa и бeзoпacнocти; • Cнять мышeчнoe нaпpяжeниe; • Pacшиpить cлoвapный зaпac; • Улучшить зpeниe и кoнцeнтpaцию внимaния; • Bыучить буквы, oвлaдeть нaвыкaми пиcьмa и чтeния; • Paзвить cлуxoвыe cпocoбнocти. Иcтoчник https://motivacii-net.ru/polza-pesochnoj-terapii-dlja-detej-doshkolnogo-vozrasta/ | Moтивaции-HET.ru
Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного возраста, ведь маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за
недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего развития.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо.
Несомненное преимущество данной техники в том, что ее можно использовать с самого раннего детства. Это позволит родителям узнать о том, как видит окружающий мир их малыш, чего он боится и о чем переживает. Все актуальные мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочной игры.
Главное достоинство метода в том, что ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир в живом трехмерном пространстве, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
Кияйкина Наталья Федоровна