Интерактивное комплексное занятие в подготовительной группе по теме: «Звук «Ш». Буква «Ш»
Интерактивное комплексное занятие в подготовительной группе по теме:
«Звук «Ш». Буква «Ш»
Цель: Знакомство детей со звуком [Ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнить произношение звука [Ш];
закрепить умение правильно произносить звук Ш в слогах, словах и фразовой речи;
учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
продолжать формировать понятие «согласный, твердый, глухой звук».
совершенствовать навык деления слов на слоги.
упражнять в образовании относительных прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, речевое дыхание;
развивать фонематическое восприятие, просодическую сторону речи.
развивать логическое мышление, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества;
воспитывать самоконтроль над своей речью.
Технологии:
использование игровых методов; здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, элементы логоритмики, технологии сохранения и стимулирования здоровья: «Гимнастика для мозга» - кинезиологические упражнения.
Интерактивная технология.
Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивный ресурс «Learning Apps».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Знакомство с гостями.
Логопед: «Ребята! Сегодня мы отправимся в интересное путешествие. Нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, вы справитесь? Я в вас нисколько не сомневаюсь.
2.Работа по теме.
Задание №1: «Артикуляционно-акустическая характеристика звука [ш]».
Пальчиковая гимнастика в сочетании с речевым дыханием
«Надуваем шарик».
Надуваем шарик быстро, пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их. Произносим «ш-ш-ш» не отрывая друг от друга медленно разводим руки в стороны. Вдруг шар лопнул – хлопок в ладоши, воздух вышел – подуть на ладони. Стал он тонкий и худой - снова собрать пальцы в щепотку.
Логопед:
Л: Что происходит с губками?
Л: Губки округляются и слегка выдвигаются вперед.
Л: Что происходит с зубками?
Д: Зубки сближены.
Л: Где находится язычок?
Д: Широкий кончик языка поднят вверх за зубки.
Л: Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.
Какой это звук: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? Почему это согласный, глухой, твердый звук? Каким цветом обозначаем звук [ш]?
Задание №2 Преобразование слов, составление схемы слова.
Логопед: Ребята, сейчас мы совершим с вами настоящее волшебство: мы превратим кошку в мышку. Превращать можно, изменяя по одному звуку в слове.
Интерактивная игра «Волшебники».
Логопед:
Какой первый звук в слове кошка?
Какой первый звук в слове мышка?
Замените звук [к] в слове кошка на звук [м].
Какое слово получилось? Что такое мошка?
Вот мы и превратили кошку в мошку.
Какой второй звук в слове мошка? На какой звук его нужно заменить, чтобы получилась мышка? Вот мы и превратили кошку в мышку.
Сколько слогов в слове мышка? Подбери схему. Посмотри на домик, там живет два слога. А теперь выложите звуковую схему слова. Сколько звуков? Какой первый звук? Каким цветом его обозначим
Ссылка на игру: https://learningapps.org/watch?v=p4q2oeeen22
Выполнить пальчиковую гимнастику:
Шу! – мышонку шепчет мышка,-
Засыпай скорей малышка
Шу, шу, шу, - мышонок ждёт:
Может мышь сама уснёт?
(Головина Н.Ю.)
Задание №3 Интерактивная игра «Читай, не торопись, и смотри, не ошибись!».
Логопед: Помоги мышке прочитать написанный слог.
Ссылка на игру: https://learningapps.org/watch?v=pbywwtnr522
Задание № 4 Интерактивная игра «Тук, тук, тук. Где же звук?». Мышка любит рисовать картины. Помоги мышке поймать звук в названии предметов.
Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец).
Ссылка на игру: https://learningapps.org/watch?v=p44jtsvvj22
Физминутка «Как живешь? – Вот так!»
Л: Дети звук [Ш] изучали и немножечко устали!
Дети выходят на ковер. Слушают музыку и выполняют движения с речевым сопровождением за логопедом. На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» и показывают нужное действие.
«Как живёшь? - Вот так! (показывают большой палец правой руки)
- Как идёшь? - Вот так! («шагают» двумя пальцами по ладони)
- Как бежишь? - Вот так! (сгибают руки в локтях и показывают, как
работают ими при беге)
- Ночью спишь? - Вот так! (кладут руки под щеку, на них голову)
- Как берёшь? - Вот так! (делают руками хватательные движения)
- А даёшь? - Вот так! (делают руками движения, как будто дают
что-то)
- Как грозишь? - Вот так! (указательным пальчиком грозят соседу)
- А шалишь? - Вот так! (надувают щеки и слегка шлепают по ним
ладонями)
Задание № 4 Интерактивная игра «Волшебный лес». Упражнение в делении слов на слоги.
Логопед: Мышка попала в волшебный лес. Помогите ей расколдовать слова. Поделите правильно слова на слоги и определи к схеме.
Ссылка на игру: https://learningapps.org/watch?v=pwcgr00ua22
Задание № 5 Упражнение в образовании относительных прилагательных со звуком [Ш].
Интерактивная игра «Какой?»
Логопед: А сейчас помогите мышке изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой?
Например: вишня – вишневый
Мышь - … (мышиный)
Плюш - … (плюшевый)
Шелк - … (шелковый)
Шум - …(шумный)
Шоколад - …(шоколадный)
Шерсть - … (шерстяной)
Школа - … (школьный)
Ссылка на игру: https://learningapps.org/watch?v=preqwvt5322
Задание № 6 Упражнение в произношении звука [Ш] в предложениях.
Интерактивная игра «Исправь ошибки».
Логопед: Помогите мышке исправить ошибки.
«Предложения ищите, и ошибки в них найдите!»
Мышка поймала кошку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
Письмо пишет дедушку.
Камешек нашел Пашу.
Какая схема подходит к предложениям? Правильно подбери.
(Ответы детей)
Ссылка на игру: https://learningapps.org/watch?v=p7e7ij15c22
Подведение итогов занятия
Л: Так тихо наблюдали за нами мышь! А вот и закончилось наше интересное путешествие. Вам понравилось?
Л: Над каким звуком мы сегодня работали?
Л: Вспомните характеристику этого звука. Что важно запомнить?
(Ответы детей)
Л: Назовите слова со звуком [Ш].
Л: Вспомните, какие задания вам понравились больше всего?
Л: А что показалось трудным?
Л: Если вам занятие понравилось – поднимите солнышко, если нет – тучку.
Прощание с детьми и гостями.