Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
на 2018-2019 учебный год
МБОУ ЦО № 7 (учебный корпус 4)
Адрес: город Тула, ул. Октябрьская, дом 81б.
Сведения о ребенке:
Фамилия, имя ребенка: Аооооооо
Дата рождения: 00.00.2015 г.
Группа: 2 младшая
Краткая характеристика ребенка:
Мальчик поступил в ДОУ 01.09.2017.г. в 1 младшую группу. Адаптация проходила тяжело в течение двух месяцев: во время приема ребенок плакал, цеплялся за маму, в группе старался спрятаться, не подходил к детям, отказывался садиться на стул, не давал взрослым себя обнять, приласкать. Первое время не садился за стол во время приема пищи, не позволял себя покормить. Попытки детей подойти к ней, дать игрушку или взять его личную приводили к истерике. Навыки самообслуживания были развиты слабо: не мог самостоятельно снять колготки, шорты и сесть на горшок, одеться после сна.
Во 2 младшей группе поведение полностью изменилось: в группу идет с удовольствием, играет с детьми, делится игрушками, но словесно общается мало, так как речь недостаточно развита, дети не понимают, что он говорит. Мальчик это понимает, поэтому и к взрослым обращается редко, с детьми разговаривает мало. Почти самостоятельно одевается и раздевается. Культурно-гигиенические навыки развиты хорошо. Физическое развитие соответствует норме. Болеет редко. Иногда бывает капризен и упрям, но ребенка можно быстро успокоить, переключив его внимание на что-то интересное. Умеет занять себя, может долго играть в выбранную игрушку. Любит наводить порядок, знает, где лежат все игры и игрушки.
По результатам диагностики в начале 2018-2019 учебного года было выявлено, что ребенок имеет низкий уровень освоения образовательной области «Речевое развитие».
Причины составления индивидуального образовательного маршрута: ребенок отстает в речевом развитии; недостаточен интерес к познавательной деятельности во время работы в коллективе, отвлекается на посторонние шумы, нуждается в индивидуальном подходе, активность речевого общения снижена. В непосредственной образовательной деятельности при фронтальной форме проведения медленно включается в работу, медленно запоминает и быстро забывает, тяжело даются заучивание стихотворений и пересказ.
Цель: создание оптимальных условий для развития речи ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника.
Задачи маршрута сопровождения:
1. Развитие речи и личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
2. Осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;
3. Проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанником;
4. Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Предполагаемый результат:
1. Развитие мелкой моторики пальцев.
2. Совершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова, строить предложения.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и ДОУ.
Социальная характеристика семьи:
Семья полная, многодетная, благополучная (родители морально устойчивы, воспитаны, имеют еще старшую и младшую дочерей). Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проживают в отдельной квартире, у мальчика со старшей сестрой отдельная комната, где созданы все условия для полноценного развития обоих детей (развивающие игры и игрушки, книги по возрасту, материалы для рисования, лепки). Взаимоотношения в семье теплые, доброжелательные. Мальчика немного балует папа, но когда он проявляет упрямство и непослушание, родители строги, последовательны в своих действиях.
Организация работы:
Месяц Неделя | Режимные моменты, цели, задачи ООД | Совместная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Ноябрь 1 неделя | Развитие слухового внимания, восприятие речевого слуха: д/и «Кто как кричит?». Развитие связной речи: Интервью «У меня игрушки есть…». | При одевании на улицу назвать, что изображено на шкафчике. Пальчиковая игра «Прятки». | Рекомендации по подбору игр для развития речи ребенка. |
2 неделя | Освоение речевых умении и навыков: д/и «Кто поет?» Коммуникационная игра «Кот по имени Щекот». | Д/и «Кто у кого есть?» | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» (для проведения дома). |
3 неделя | Освоение правильного употребления названия взрослых и детенышей животных: д/и «Кто есть у кого?», презентация о животных «Кто есть кто». | Рассматривание картинок «Мамы и малыши» | Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем». |
4 неделя | Освоение связной речи при повторении текста, | Заучивание наизусть стихотворения А.Барто «Зайку бросила хозяйка» | Повторение разученного стихотворения. |
Декабрь 1 неделя | Развитие связного высказывания (сначала совместно с воспитателем, затем самостоятельно), проговаривая, что оденем на прогулку. Развитие артикуляционного аппарата: упражнение «Пузырь лопнул». | С-р игра «Оденем куклу Катю на прогулку» | «Консультация «Развиваем логическое мышление» |
2 неделя | Развитие громкости, плавности речи. Игра «Ветерок». Декламирование стихотворения А. Барто «Зайку бросила хозяйка» перед всей группой. | | Беседа «Значение пальчиковых игр для детей» |
3 неделя | Обогащение качественного словаря, правильное название предметов: д/и «Картинки-половинки» | Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был? | Составить зимнюю композицию дома |
4 неделя | Подвести к составлению короткого рассказа, совместно с воспитателем, рассказ- описание об игрушке. | Демонстрация, рассматривание, описание петушка | Прослушивание и повторение песенки «Петя, Петя, Петушок» |
Январь 1 неделя | Учимся правильно мыть руки перед едой, декламируя потешку «Водичка, водичка!» Развитие связной речи: беседа «Подарки от Деда Мороза». | Д/и «Кто как кричит?» | Консультация «Математика – это интересно!» |
2 неделя | Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Д/и «Чудесный мешочек» | Д/и «Картинки-половинки» | |
3 неделя | Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. Драматизация сказки «Теремок». | «Где постучали?», «Угадай, чей голосок» | Самодиагностика «Какой вы родитель?» |
4 неделя | Развивать мелкую моторику рук. Игра «Мозаика», сложить цветок и описать его | Пальчиковая игра «Я и моя семья» | |
Февраль 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке?», упражнение «Покажи, как котенок лакает молоко?» | Презентация о животных «Кто есть кто» | Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» |
2 неделя | Повторить имена друзей – сверстников: коммуникационная игра «Ласковое имя». Подвижная игра «Мы топаем ногами». | Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик, где ты был?» | |
3 неделя | Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата: упражнение для губ «Иголочка». Развитие монологической речи: «Расскажи про своего папу». | Дыхательная гимнастика «Дровосек». Д/и «Повтори за мной». | Домашнее задание «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» |
4 неделя | Работать над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом. Упражнение «Ветерок» | Пластилинография «Цветочек для мамы». | |
Март 1 неделя | Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки): д/и «Что звучит?» | Игра «Кто как поет?» | Консультация «Правильная речь родителей в семье, и вне дома» |
2 неделя | Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений). Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили Мишку на пол» | Чтение цикла стихотворений А.Барто | Чтение стихотворений А.Барто, привлечение ребенка к выразительному чтению. |
3 неделя | Обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе представлений о предметах: «Картинки-половинки» | Игры «Жарко - холодно», «Быстро - медленно», «Весело - грустно» | Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» |
4 неделя | Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту. Игра «Выбери нужную картинку» | Игра «У кого такая картинка» | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
Апрель 1 неделя | Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, видеть и т. д.). Игра «Поздоровайся по-разному». | Игра «Друг за другом». | Учим дома скороговорки. |
2 неделя | Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря: «Кто что делает?» | Рассматривание картины «Весенний лес». | Советы родителям «Учим детей рассказывать по картинке» |
3 неделя | Знакомить с приемами словообразования существительных: д/и «Кто чей малыш». Игры «Назови фигуру», «Выложи медведя из геометрических фигур». | Игра «Найди друзей». Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком. | Домашнее задание «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» |
4 неделя | Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности. Упражнение «Мы веселые зверушки» | Театр « Теремок» Словесная игра «Какой, какая, какое?». | Чтение русской народной сказки «Теремок» с привлечением ребенка. |
Май 1 неделя | Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как к виду занятия. Разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка» | Чтение цикла стихотворений А.Барто. Игра «В гости к нам». | Рекомендации для родителей «Вечерние игры». |
2 неделя | Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных: д/и «Кто чей малыш?», «Кто, кто в теремочке живет?» | Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра Артикуляционная гимнастика «Блины» «Вкусное варенье». | Задание для родителей: создание речевого альбома «Копилка слов и звуков». |
3 неделя | Способствовать формированию диалогической речи. Учить правильно, называть строительные детали и их цвета. «Какой предмет какого цвета?» | Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье» | Порекомендовать родителям перечень логопедических игр. |
4 неделя | Учить рассматривать сюжетную картину, помогая определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Д/и «Что изменилось?» | Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Создание и решение проблемных ситуаций: «Поможем мишке». | Консультация «Как отвечать на детские вопросы?» |
Результаты работы:
К концу учебного года в результате планомерной и систематической работы наблюдается положительная динамика в освоении знаний ребенком в образовательной области «Речевое развитие». Мальчик стал лучше владеть разговорной речью, правильно произносить слова и строить предложения, более свободно общаться с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы предложением; научился составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения, декламировать короткие стихотворения. Речь стала более выразительной, внятной в звуковом отношении. Родителям оказана помощь и поддержка в виде консультирования, бесед, рекомендаций по вопросам развития речи ребенка.
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна