Программа элективного курса по географии «Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»

2
0
Материал опубликован 14 November 2016 в группе

Программа элективного курса

по географии

«Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»

Автор: Пикерская Юлия Сергеевна

Учитель географии

МБОУ г. Иркутска СОШ № 34

 

Пояснительная записка программы элективного курса «Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения ставит перед педагогом трудные задачи, каким образом привить обучающимся навыки правильного экологического поведения, как в популярной и доступной форме довести основные правила щадящего рационального природопользования, любви к природе? Один из путей решения этих задач – привлечение элементов этнопедагогики  в учебный процесс, так как именно эта наука сформировалась как междисциплинарная отрасль знаний на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. 

Традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения, связь человека с природой и религиозные воззрения, будучи неотъемлемыми частями этнопедагогики, способствуют становлению личности. Педагог может обратиться к и авторитетному опыту предшествующих поколений, или к религиозным основам, которые имеют большой потенциал знаний и способны активировать «генетическую память» учащихся. Большим подспорьем в решении этого может стать применение народной педагогики, которая учитывает  природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, и конечно специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.  

  Из сказанного следует, что в процессе непрерывного экологического образования необходимо шире использовать опыт народной педагогики и вводить в состав элективного курса иллюстративный материал  из самых разнообразных источников, в том числе и тексты религиозного  содержания. Этот материл можно использовать в тематических уроках и ролевых играх, которые являются одним из путей их внедрения в систему экологического образования школьников для повышения его эффективности. 

  При этом может иметь место  наличие обратной связи, когда на элективных курсах экологии ученики будут узнавать и о своем этносе и о своей религии. А знания, полученные в конкретной ролевой игре, позволят ученикам выбрать правильную систему своего поведения во время отдыха на Байкале, куда традиционно приезжает большое количество иркутян с детьми, и даже подсказывать родителям, как  следует поступать в определенных ситуациях, чтобы не войти в конфликт с природой. 

Привлечение обучающихся к проведению ролевых игр позволяет развивать коммуникативные способности личности ребенка, умение логично и последовательно излагать свою мысль, быстро реагировать на изменение обстоятельств, и, в итоге способствует самообразованию. 

Подобные элективные курсы позволяют активизировать процесс усвоения знаний учащимися и облегчает для них понимание связей, характерных для природных систем.  Отсутствие при этом оценки, как конечного результата контроля, способствует изменению акцентов получения знаний, и принуждение сменяется осознанной необходимостью 

В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе с взрослыми.  А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой  экологического воспитания и способа его использования в современных условиях. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями.    

Характеристикой народных педагогик   являются природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.  

Данная программа составлена для учащихся 8 класса, так как в ней раскрывается комплексная географическая характеристика данного района. Программа рассчитана на 34 учебных часа, включает характеристику географического положения различных этносов, природных условий и ресурсов, типичных ландшафтов, традиций и обрядов, хозяйственного комплекса территорий. Изучаются также экологические проблемы и пути их решения.

Программа разработана с учетом психолого-педагогических возможностей учащихся 13-15 лет усвоить специфическую систему знаний и приемов самостоятельной работы, их любознательности и познавательного интереса к учебно-практической деятельности.

Для организации познавательной деятельности учащихся, в которой соединены содержательная и операционная части знаний, в программе предусмотрены практические работы, которые предполагается выполнять одновременно с изучением нового материала. Фактически они нацеливают учителя на использование практического и проектного методов обучения в сочетании с наглядным и словесным, при этом обучающиеся работают как со статистическим и картографическим материалом, дополнительной литературой, так и непосредственно с географическими объектами и явлениями на местности.

Таким образом, данная программа реализует краеведческий подход, в процессе которого осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим (в одних случаях для конкретизации, в других – для углубления знаний о географических особенностях своей местности). Местные объекты и явления играют роль географической лаборатории и для познания, и для применения знаний и приемов самостоятельной работы.

Цель данного курса: 1) формирование личности, способной успешно функционировать в условиях этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности. Этнокультурный компонент содержания образования может и должен стать важнейшим естественным фактором возрождения основ традиционной культуры, несущий в себе общечеловеческие ценности национального мировоззрения, формирование у обучающихся способностей к пониманию исторического развития национальной культуры как диалога культур.

2) создание такой школы, где дети разных национальностей могли бы вместе получать знания, общаться, знакомиться с национальными культурами и на этой основе учились бы понимать друг друга, учились бы жить в согласии в многонациональном коллективе.

Использование этнокультурного компонента является средством повышения эффективности педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей обучающихся, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности обучающихся.

Этнокультурное содержание образования в школе реализуется через введение в учебный план факультативных занятий по этнокультурной направленности.

Основные задачи этнокультурного образования:

- овладение каждым обучающимся знаниями о своем регионе, быте, культуре, истории, литературе, проблемах народов, населяющих наш регион;

- самостоятельной, проектно-исследовательской деятельности обучающихся;

- воспитание выпускника – умелого хранителя, пользователя и созидателя ценностей и традиции региона.

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны

иметь представление:

* об особенностях обучения и воспитания в семьях, исповедующих различные верования и живущих в различных природных условиях региона;

* об основах географического краеведения

знать:

* особенности обрядности в различных этнических группах и общинах;

* историю народонаселения и этнографию России и Иркутске;

* конфессиональную их принадлежность или ориентации; этические нормы христианства, ислама, шаманизма как верований, распространенных в Иркутске;

уметь:

* вести себя в среде с любой конфессиональной ориентацией;

* формировать уважение к труду;

* формировать умения и навыки практических исследований, обработки и анализа материала;

* самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять географические знания; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, проводить наблюдения, составлять описания, объяснять происходящие процессы и явления;

* развивать интерес к учебно-исследовательской работе;

* развивать умения: способствовать развитию любознательности, расширению кругозора учащихся

* развивать память логическое мышление, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.)

приобрести навыки:

* формирования чувства красоты и трепетного отношения к искусству, уважения к личности;

владеть, иметь опыт:

* использования народной мудрости, народного искусства при формировании культуры межэтнических отношений;

* владеть высокими этическими нормами в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;

* владеть духовной культурой и нравственностью;

* владеть гражданской активностью и стремиться участвовать в мероприятиях по благоустройству своего города, по защите окружающей среды.

Содержание программы элективного курса «Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»

Введение …………………………………………………………1 час;

Тема 1. Этнос …………………………………………………………….2 часа;

Практическое занятие ………………………………………….1 час;

Тема 2. Экологические проблемы в системе мировых и

национальных религий………………………………………….3 часа;

Практические занятия …………………………………………..2 часа;

Тема 3. Коренные народы и экология ………………………………..1 час;

Эвенки ……………………………………………………………1 час;

Буряты …………………………………………………………...1 час;

Тофы ……………………………………………………………..1 час;

Экскурсия в музейный комплекс «Тальцы»…………………..2 часа;

Практические занятия …………………………………………..2 часа;

Мероприятия, проводимые с учреждением ИООО и «Центр бурятской культуры» - концерт, выставка, лекции и др. ……………………………..2 часа;

Тема 4. «Зеленый» ислам………………………………………………..2 часа;

Практические занятия…………………………………………...2 часа;

Тема 5. Шаманизм………………………………………………………..2 часа;

Практические занятия …………………………………………..2 часа;

Тема 6. Экологические вопросы в Библии……………………………..2 часа;

Экскурсия в музей города Иркутска…………………………..2 часа;

Мероприятия, проводимые с учреждением ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» совместно с ИООО и «Центр бурятской культуры» ………………………………………………………………………2 часа;

Заключение (круглый стол)………………………………………………..1 час.

 

Методические рекомендации по изучению курса

Основные формы и методы работы:

Лекционное занятие

Практическая работа

Экскурсия

Творческие задания (рефераты, доклады)

Тестовые задания

Учебно-тематический план программы элективного курса «Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»

п/п

Наименование тем программы

Общее количество часов

В том числе

практических работ

экскурсий

1.

Введение

1

   

2.

Этнос

3

1

 

3.

Экологические проблемы в системе мировых и

национальных религий

5

2

 

4.

Коренные народы и экология

10

2

4

 

Эвенки

     
 

Буряты

     
 

Тофы

     
 

Экскурсия в музейный комплекс «Тальцы»

     
 

Мероприятия, проводимые с учреждением ИООО и «Центр бурятской культуры» - концерт, выставка, лекции и др

     

5.

«Зелёный» ислам

4

2

 

6.

Шаманизм

4

2

 

7.

Экологические вопросы в Библии

6

   
 

Экскурсия в музей города Иркутска

   

2

 

Мероприятия, проводимые с учреждением ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» совместно с ИООО и «Центр бурятской культуры»

   

2

8.

Заключение «Круглый стол»

1

 

 

Всего

34

9

8

Материалы для подготовки учителя к работе с данным курсом

Этнография: учебник / под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. — М.: Высшая школа, 1982. — С. 320. Глава 10. “Народы Сибири”.

Буряты – коренной народ Сибири: рекомендательный список литературы / сост. библиотекарь-библиограф отдела «Краеведение и местное самоуправление» Центральной городской библиотеки Л. В. Белобородова; ред. гл. библиограф информационно-библиографического отдела Г.Н. Ковалева; гл. библиотекарь Г.Ф. Дайнеко. – Ангарск:

Земля у Байкала : история и культура коренных народов Сибири: Выставка из собрания Ирк. обл .краевед. музея / сост. Л. Аскарова. - Иркутск : [б. и.], 2001. - 111 с. : ил.

Иркутский областной краеведческий музей : альбом. – Иркутск : Артиздат, 2003. – 168 с. : цв. ил. (Разделы «Быт русского населения», «Коренные народы Сибири»).

Ленкова, Н. И. Костюмы народов Прибайкалья / Н. И. Ленкова. – Иркутск : [б. и.], 2001. –52 с. : ил.

Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири / отв. ред. Л. М. Русакова, Н. А. Миненко. – Новосибирск : Наука, 1987. – 192, /4/ с. : ил.

Буряты

Буряты: культура, обычаи, традиции / составитель Е.А. Шульгина. – Иркутск, 2008. – 40 с. – (Мы живем вокруг Байкала. Вып.1).

Алагуева, В. Алмазная книга о бурятах. Основы мироздания : история, традиции, культура, легенды / В. Алагуева. – Улан-Удэ : Республ. тип., 2007. – 96 с. : цв. ил.

Алагуева, В. Золотая книга о бурятах : история, традиции, культура, легенды / В. Алагуева. – Улан-Удэ : Республ. тип., 2006. – 96 с. : цв. ил.

Батодоржиев, Б. В. Дуулан, хатаран сэгэе! : [Споём и станцуем, будем веселиться!] : на бур. яз. / Б. В. Батодоржиев. – Улан-Удэ : Буряад Унэн, 2008. – 40 с.

Бурятский национальный костюм [Изоматериал] : брошюра / худож. Е. Д. Будажапова. – Улан-Удэ : ГЖК Бурятия, 2003. –11 с. : цв. ил.

Бурятские народные сказки : сборник / сост., авт. коммент. Б. Дугаров ; худож. Р. Халилов. – М. : Современник, 1990. – 383 с. : ил.

Бурятские народные сказки : сборник / сост., авт. коммент. Б. Дугаров ; худож. Э. Андрус. – Улан-Удэ : ОАО «Республикан. типография», 2002. – 456 с. : ил.

Бурятский слог : пособие для самостоятельного изучения. – Ангарск : [б. и.], 2006. – 138 с. : цв. ил.

Буряты // Народы России : праздники, обычаи, обряды. – М. : РОСМЭН, 2013. – С. 62-63.

Будаев, Ц.Б. Самоучитель бурятского языка : учеб.-метод. пособие. - Улан-Удэ, 1993. – 132 с.

Гэсэр. Бурятский народный героический эпос. Т. 1 / Пер. В. Солоухин ; худож. А. Сахаровская. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1986. – 288 с. : ил.

Гэсэриада : прошлое и настоящее : сборник / сост. Ю. И. Будаев, Б.С. Дугаров. – Улан-Удэ : Бурятское отд-ние ВФК, 1990. – 120 с.

Доржиев, Ц.З. Байкал. Мир живой природы : фотоальбом / Ц.З. Доржиев, Б.-Ц.Б. Намзалов ; фот. Г.Я. Егерь и др. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. – 136 с., 211 ил.

Ёрдынские игры / сост. С. А. Гурулёв. – Иркутск, 2000. – 9 с.

История народов, живущих вокруг Байкала. – Иркутск, 2007. –139 с.

Колотушкин, М. «Человеку многому можно поучиться у нерпы» // СМ-номер один. - 2004. - № 39. – С. 12.

Матханова, Н. А. Чтобы в юрте горел огонь : повесть / Н. А. Матханова ; худож. Г. Алимова. – М. : Дет. лит., 1981. – 126 с. : ил.

Праздники народов России : энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – 103 с. : ил. – (Энциклопедия).

Сказки народов Сибири / сост. Г.А. Смирнова. – Красноярск : Витал, 1992. – 208 с. : ил.

Шаракшинова, Н. Бурятский фольклор. – Иркутск : Кн. изд-во, 1959. – 228 с.

Шаракшинова, Н. О. Лирические песни бурят / Н. О. Шаракшинова. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. – 146, /2/ с.

Войлошникова, Е. Мы такие разные! [Одежда, быт бурятского народа] / Е. Войлошникова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 31–33.

Игнатьева, О. Ёхор // Сибирячок. – 2008. – № 2. – С. 33.

Назаркин, А. Д. Игра в лодыжки / А. Д. Назаркин // Традиционная народная культура и современность : (материалы, тезисы сообщений областной научной конференции «Виноградовские чтения»). – Иркутск : Иркутский областной центр народного творчества и досуга, 1999. – С. 34–36.

Песни бурят // Сибирячок. – 2010. – № 1. – С. 24–25.

Эвенки

Эвенки: культура, обычаи, традиции / составитель Е.А. Шульгина. – Иркутск, 2009. – 46 с. – (Мы живем вокруг Байкала. Вып. 2).

Афанасьева, Е. Ф. Эхо тайги : учебник-хрестоматия по эвенкийской литературе для уч-ся 5–9 кл. / Е. Ф. Афанасьева, А. А. Воронина, И. Б. Костина. – Улан-Удэ : Бэлиг, 2006. – 174, [2] с.

Борсук, О. Эвенкия: от древности к современности // Живописная Россия. – 2005. – № 4. – С. 28–31.

Гурулёв, С. А. Что в имени твоём, Байкал? / С. А. Гурулёв. – 2-е изд. перераб., доп. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – 168 с. – (Страницы истории нашей Родины).

Гурулёв, С. А. Эвенкийские топонимы от названия рыб // Тальцы. – 1998. – № 1. – С. 27–32.

Записки путешественников и исследователей (вторая половина XVI – XVIII в.) : хрестоматия. Т. 1. – Новосибирск : Кн. изд.-во, 2007. – 480 с. – («Забайкалье – сокровищница веков»).

Как олень эвенку достался // Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока / сост. В. Санги. – Красноярск : Кн. изд-во, 1989. – С. 197-198.

Кто дал эвенкам солнце : сказки, предания и устные рассказы эвенков / вступ. статья, запись, пер. и примеч. проф. М. Г. Воскобойникова. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. – 248 с.

Народы России : энциклопедия. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 1994. – С. 416–419.

Праздники народов России : энциклопедия / М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – С. 76–77. : ил. – (Энциклопедия).

Старые эвенки говорят // Сибирячок. – 1993. – № 6. – С. 12–13.

Так в Сибири говорят : пословицы и поговорки народностей Сибири / сост. Б. Ховратович. – Красноярск : Кн. изд.-во, 1964. – С. 70–77.

Фольклор эвенков Прибайкалья / записал и обраб. М. Г. Воскобойников. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1967. – 182, [2] с. : ил.

Хромов, В. В. Русско-эвенкийский тематический словарь. Личады – эвэды турорук / В. В. Хромов. – Иркутск : [б/и], 2008. – 160 с.

Хромов, В. В. Эвенки орлиной реки В. В. Хромов. – Иркутск : ИП Савченко А. В., 2004. – 60 с.

Шаманский костюм: из коллекции Иркутского областного краеведческого музея : альбом-каталог / авт.-сост. О.А. Чернявская ; фото С.Н. Мурзин. – Иркутск : Артиздат, 2004. – 80 с. : цв. ил.

Эвенки // Народы России : праздники, обычаи, обряды. – М. : РОСМЭН, 2013. – С. 70–71.

Эвенкийская кухня // Одон. – 2003. – № 10. – С. 10–11.

Эвенкийские народные игры // Тальцы. – 1998. – № 2. – С. 71.

Эвенкийские сказки / сост. С.А. Садко ; худож. Э.С. Гороховский. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1971. – 135 с.

Тофалары

Тофалары: культура, обычаи, традиции / составитель Е.А. Шульгина. – Иркутск, 2010. – 52 с. – (Мы живем вокруг Байкала. Вып. 3).

Бройдо, С. М. За 62-й параллелью / С. М. Бройдо. – Иркутск : Кн. изд-во, 1957. – 183 с.

Красник, В. Ф. В краю оленьих троп / В. Ф. Красник. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. – 112 с.

Легенды, сказки и песни седого Саяна : тофалар. фольклор / записал и пер. с тофалар. В. И. Рассадин. – Иркутск, 1996. – 249 с. – (Комитет по культуре Иркутской обл. администрации. Обл. центр нар. творчества и досуга).

Ленкова, Н. И. Костюм народов Прибайкалья / Н. И. Ленкова. – Иркутск : Изд-во Архитектурно-этногр. музея «Тальцы», 2001. – 52 с.

Лиходеев, Л. И. Поездка в Тофаларию: путешествие без приключений. – М. : Сов. Россия, 1959. – 111 с.

Мельникова, Л. В. Тофы : историко-этнографический очерк / Л. В. Мельникова ; отв. ред. В. В. Свинин. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд.- во, 1994. – 304 с.

Назаркин, А. «Аргамчи-Ыры» – большой праздник маленького народа / А. Назаркин // Народная культура Приангарья : информ.-метод. сб. – Иркутск, 2002. – Вып. 1, 2. – С. 51–54.

Нилов, В. Н. Тофаларские шаманы / В. Н. Нилов // Народная Культура Приангарья : информ.-метод. сб. – Иркутск, 2004. – Вып. 2. – С. 58–61.

Праздники народов России : энциклопедия. – М. : Росмэн, 2002. – 104 с. : ил.

Протасова, Н. И. Очерки о Нижнеудинске. – Иркутск : Изд-во «Макаров С. Е.», 2000. – 244 с.

Рассадин, В. И. Тофаларско-русский словарь. Русско-тофаларский словарь / В. И. Рассадин. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд.-во, 1994. – 288 с.

Русин, С. Н. Ленточки странствий / С. Н. Русин. – Иркутск : Артиздат, 2016. – 256 с.

Совет зверей : тофаларская сказка / в записи Е. Осокина // Сибирячок. – 2000. – № 1. – С. 21.

Стоянов, А. К. Тофаларские народные песни : материалы фольклор. экспедиций 1975–1976 гг. / А. К. Стоянов ; под ред. В. И. Рассадина. – Иркутск : б. и., 1980. – 124 с.

Тофаларские народные сказки / записал и обраб. В. Рассадин ; пересказ. для детей В. Бахревский ; худож. Б. Лапшин. – М. : Дет. лит., 1988. – 39 с. : ил.

Тофалары // Народы России : праздники, обычаи, обряды. – М. : РОСМЭН, 2013. – С. 60–61.

Тофалары – уникальная народность России [Электронный ресурс]. – Иркутск : ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2007. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.

Часник, Е. М. Тофалария – страна гор [Электронный ресурс] : в 3 ч. / Е. М. Часник. – Иркутск : ИНПЦ, 2006. – 3 эл. опт. диска (CD-ROM) : цв., зв.

Шерхунаев, Р. А. Сказки и сказочники Тофаларии / Р. А. Шерхунаев. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1977. – 324 с.

Аргамчи – ыры : (фольклорный тофаларский праздник) // Информационный сборник / Областной центр народного творчества и досуга. – Иркутск, 1994. – Вып. 4. – С. 19–22.

Русские

Русские: культура, обычаи, традиции / составитель Е. А. Шульгина. – Иркутск, 2012. – 62 с. – (Мы живем вокруг Байкала. Вып. 4).

Бурцев, А. Е. Гадания русского народа // Отечество. Краеведческий альманах. – М. : Профиздат «Отечество», 2001. – С. 275–281.

Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г. С. Виноградов ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М. : Вост. лит., 2009. – 896 с. : ил. – (Этнограф. б-ка).

Гадания, колядки, веснянки, русские песни и сказки / собрал и обраб. Г. М. Науменко; худож. Г. Алимов. – М. : Астрель : АСТ, 2004. – 175, [1] с. : ил. – (Хрестоматия школьника).

Дети и народная культура: Иркутск. 6-е Виноградовские чтения. 13-16 мая 1992 г. / науч. ред. Е. И. Шастина. – Иркутск : Ирк. обл. центр нар. творчества, 1995. – 68 с. – (Нотное приложение. – С. 57–68).

Ищук, В. В. Народные праздники / В. В. Ищук, М. И. Нагибина ; худож. В. Х. Янаев. – Ярославль : Академия К : Академия Холдинг, 2000. – 159 с. : ил.

Кирсанова, Р. М. Русский костюм и быт ХVIII-ХIХ веков / Р. М. Кирсанова. - М. : Слово, 2002. - 224 с. : ил. - (Большая б-ка "Слова").

Козлов И. И. Колокола не умолкают / И. И. Козлов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1980. – 269 с.

Копилка игр Сибирячка : игры, сказочки, считалки, дразнилки, потешки, задачки, поделки / сост. С. Асламова ; худож. Я. Лисицина. – Иркутск : Ж-л "Сибирячок", 1995. – 480 с. : ил. – (Сибирячок-малышам).

Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова ; худож.: А. С. Котова, М. В. Маркова. – СПб. : Паритет, 2005. – 240 с. : ил. + вкл.

Ладик, Л. А. Свидание с Иркутском /Л. А. Ладик. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. – 192 с. : ил.

Легенды и напевы Усть-Кутского края : тропою памяти. – СПб : [б. и.], 1997. – 84 с.

Ляховская, Л. Энциклопедия православной обрядовой кухни : праздники, традиции, обычаи, обряды / Л. Ляховская. – СПб. : Интерласт, 1993. – 670 с.

Мельникова, Л. М. Традиционная культура русских старожилов Усть-Кутского района Иркутской области / Л. М. Мельникова ; Иркутский областной Дом народного творчества. – Иркутск : Типография «На Чехова», 2015. – 56 с. – (Этнография Иркутской области. Вып. 1).

Мельхеев, М. Н. Происхождение географических названий Иркутской области /М. Н. Мельхеев. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1964. – 90 с.

На Ивана, на Ивана, на Купала / [сост. М. А. Карышева]. – Иркутск : [б. и.], 2010. – 155, [1] с. – (Фольклор Иркутской области ; вып. 8).

Нефедьева, А. К. Московский тракт / А. К. Нефедьева, В. В. Тихонов; худож. О. Ю. Фролова. – Иркутск : ГУК АЭМ «Тальцы», 2010. – 320 с.

Панкеев, И. Обычаи и традиции русского народа / И. Панкеев. – 2-е изд., испр. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 542 с.

Петров, В. М. Летние праздники, игры и забавы для детей / В. М. Петров, Г. Н. Грищина, Л. Д. Короткова. – М. : ТЦ "Сфера", 1998. – 128 с.

Посреди России встану: тысяча казачьих частушек / собиратель М. Е. Трофимов. – Иркутск : Издание ОГУП «Иркутская обл. типография № 1», 2000. – 208 с.

Праздники народов России : энциклопедия. – М. : Росмэн, 2002. – 104 с. : ил.

Распутин, В. Г. Сибирь, Сибирь… / В. Г. Распутин ; фото Б. Дмитриев. – Иркутск : Артиздат, 2000. – 256 с. : ил.

Рождественская ночь : сборник / сост., предисл., очерки, подготов. текстов и коммент. Г. В. Афанасьева-Медведева. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. – 416 с.

Русские народные песни и танцы Иркутской области. Вып. 2 / сост. С. И. Пушкина, сост. Т.Н. Гвоздева. – Иркутск : [б. и.], 2003. – 162 с. + нот.

Русские песни Восточной Сибири / подгот. текста и сост. В. П. Зиновьев. – Иркутск : [б. и.], 2006. - 240 с.

Русский месяцеслов : православный календарь. Народные обычаи, обряды, поверия, приметы на все случаи жизни. Календарь хозяина / сост. А. Г. Байбородин. – Иркутск : [б. и.], 1998. – 540 с.

Русский народ : его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / сост. М. Забылин. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992. – 541 с.

Русский праздничный народный костюм / ред.-сост. Ю. Дорофеев ; худож. О. Птушкина. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – /16/ с. : ил.

Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост. Н. Соснин, авт.-сост. И. Шангина. – СПб. : Искусство-СПб, 1998. – 399, /24 с. : ил.

Савраска и тигр : сибирская сказка / Иркутск : Иркутское обл. изд-во, 1938. – 12 с.

Сибирские посиделки : издания временного хранения (менее 2-х лет) / Всерос. муз. об-во, Обл. центр нар. тв-ва и досуга Иркутского комитета по культуре. – М. : [б. и.], 1993. – 85, [3] с.

Сибирские сказки : сборник / худож. В. Фридеман, В. Болдин. – Иркутск : кн. изд-во, 1957. – 175 с.

Сирин, А. Д. Необоримая стена / А. Д. Сирин. – Иркутск : ИЦ журнала «Сибирь». – 2000. – 208 с.

Снегирев, И. М. Русские народные пословицы и притчи / И. М. Снегирев ; изд. подгот. К. А. Костюхин. – М. : Индрик, 1999. – 624 с. – (Традицион. духовн. культура славян. Издание памятников).

Соколова, Л. В. Воспитание ребенка в русских традициях / Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова. – М. : Айрис Пресс, 2003. – 208 с. : ил.

Соловьева, М. Р. Празднично-обрядовая культура русских старожилов Восточной Сибири. Троица : метод. пособие / М. Р. Соловьева. – Иркутск : ИГПУ, 2003. – 76 с.

Сперансов, Н. Н. Земельные гербы России / Н. Н. Сперансов. – М. : Сов. Россия, 1974. – С. 186-187.

Там за лесом, за поляной / [сост. М. А. Карышева]. – Иркутск : [б. и.], 2010. – 131, [1] с. - (Фольклор Иркутской области ; вып. 9).

Филиппов, Э. К. Русские народные танцы Иркутской области / Э. К. Филиппов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1965. – 126 с.

Фольклор Восточной Сибири : сборник / сост. А. Гуревич. – Иркутск : ОГИЗ, 1938. – 176, /4/ с.

Шангина И. Русские дети и их игры / И. Шангина. – СПб. : Искусство – СПБ, 2000. – 296 с.

Шелегина, О. Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири. (Историко-этнографические аспекты. ХVI-ХХ вв.) : учеб. пособие. Вып.1. / О. Н. Шелегина. – М. : Логос, 2001. – 183 с.

Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи : энциклопедия / авт. С. В. Истомин ; худож. Г. Н. Соколов. – М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. – 383, [1] с. : ил.

Базилишина, М. Р. Формы изучения и освоения детского игрового фольклора в школе/ М. Р. Базилишина // Народная культура Приангарья : информ.-метод. сб. – Иркутск : Областной центр народного творчества и досуга, 2001. – Вып. 1, 2. – С. 22–42.

Бородина, М. В. Детский фольклор / М. В. Бородина // Традиционная народная культура и современность : (материалы, тезисы сообщений областной научной конференции «Виноградовские чтения»). – Иркутск : Иркутский областной центр народного творчества и досуга, 1999. – С. 53–60.

Назаркин, А. Д. Словесные игры в ладоши: тексты и замечания об их исполнении / А. Д. Назаркин // Народная культура Приангарья : информ.-метод. сб. – Иркутск : Областной дом народного творчества и досуга. – Иркутск, 2004. – Вып. 2. – С. 90–97.

Чернявская, О. А. Использование фольклора в экскурсии для детей / О. А. Чернявская // Традиционная народная культура и современность : (материалы, тезисы сообщений областной научной конференции «Виноградовские чтения»). – Иркутск : Иркутский областной центр народного творчества и досуга, 1999. – С. 138–142.


 

Рецензия на программу элективного курса по географии на тему «Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»

Программа курса рассчитана на 34 часа, сформулированы цели и задачи, намечены предполагаемые результаты, раскрыто содержание тем. Для оценки результативности учебных занятий применяется различные виды работ: лекционные занятия, исследовательская деятельность, практические работы, экскурсии, творческие задания (рефераты, доклады) и др.

Программа данного элективного курса составлена для учащихся, проявляющих интерес к родному краю, его природным и экологическим особенностям. Учебные занятия рассчитаны в основном на совместную работу учащихся и учителя по анализу статистических данных, справочной литературы, художественной литературы, воспитания толерантности, формирование и навыков экологического образования. В процессе работы развивается интерес к учебно-исследовательской деятельности. Программа составлена с опорой на знания и умения, полученные учащимися в предшествующих курсах географии и самостоятельной подборке материала из разных источников.

Программа расширяет кругозор учащихся, совершенствует навыки исследовательской деятельности, формирует стремление познать историю как государства, так и родного края.

Большое значение имеет данная программа для воспитания обучающихся. Школьники на экскурсиях знакомятся с жизнью, бытом, отношением к природе и животному миру, традициям и обрядам коренных народов Иркутска. Также обучающиеся в процессе исследовательской работы узнают много нового: природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, и конечно специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.

Через данную программу учитель работает над проблемами нравственного воспитания.

Доцент, к. б. н., заместитель декана географического факультета иркутского государственного университета

Бархатова О. А. __________________________________

Доцент, к. г. н., географического факультета Иркутского государственного университета

Левашова М. В. _______________________________

Комментарии
Комментариев пока нет.