Программа элективного курса по географии «Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»
Программа элективного курса
по географии
«Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»
Автор: Пикерская Юлия Сергеевна
Учитель географии
МБОУ г. Иркутска СОШ № 34
Пояснительная записка программы элективного курса «Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения ставит перед педагогом трудные задачи, каким образом привить обучающимся навыки правильного экологического поведения, как в популярной и доступной форме довести основные правила щадящего рационального природопользования, любви к природе? Один из путей решения этих задач – привлечение элементов этнопедагогики в учебный процесс, так как именно эта наука сформировалась как междисциплинарная отрасль знаний на стыке этнологических и психолого-педагогических наук.
Традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения, связь человека с природой и религиозные воззрения, будучи неотъемлемыми частями этнопедагогики, способствуют становлению личности. Педагог может обратиться к и авторитетному опыту предшествующих поколений, или к религиозным основам, которые имеют большой потенциал знаний и способны активировать «генетическую память» учащихся. Большим подспорьем в решении этого может стать применение народной педагогики, которая учитывает природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, и конечно специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.
Из сказанного следует, что в процессе непрерывного экологического образования необходимо шире использовать опыт народной педагогики и вводить в состав элективного курса иллюстративный материал из самых разнообразных источников, в том числе и тексты религиозного содержания. Этот материл можно использовать в тематических уроках и ролевых играх, которые являются одним из путей их внедрения в систему экологического образования школьников для повышения его эффективности.
При этом может иметь место наличие обратной связи, когда на элективных курсах экологии ученики будут узнавать и о своем этносе и о своей религии. А знания, полученные в конкретной ролевой игре, позволят ученикам выбрать правильную систему своего поведения во время отдыха на Байкале, куда традиционно приезжает большое количество иркутян с детьми, и даже подсказывать родителям, как следует поступать в определенных ситуациях, чтобы не войти в конфликт с природой.
Привлечение обучающихся к проведению ролевых игр позволяет развивать коммуникативные способности личности ребенка, умение логично и последовательно излагать свою мысль, быстро реагировать на изменение обстоятельств, и, в итоге способствует самообразованию.
Подобные элективные курсы позволяют активизировать процесс усвоения знаний учащимися и облегчает для них понимание связей, характерных для природных систем. Отсутствие при этом оценки, как конечного результата контроля, способствует изменению акцентов получения знаний, и принуждение сменяется осознанной необходимостью
В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе с взрослыми. А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой экологического воспитания и способа его использования в современных условиях. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями.
Характеристикой народных педагогик являются природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.
Данная программа составлена для учащихся 8 класса, так как в ней раскрывается комплексная географическая характеристика данного района. Программа рассчитана на 34 учебных часа, включает характеристику географического положения различных этносов, природных условий и ресурсов, типичных ландшафтов, традиций и обрядов, хозяйственного комплекса территорий. Изучаются также экологические проблемы и пути их решения.
Программа разработана с учетом психолого-педагогических возможностей учащихся 13-15 лет усвоить специфическую систему знаний и приемов самостоятельной работы, их любознательности и познавательного интереса к учебно-практической деятельности.
Для организации познавательной деятельности учащихся, в которой соединены содержательная и операционная части знаний, в программе предусмотрены практические работы, которые предполагается выполнять одновременно с изучением нового материала. Фактически они нацеливают учителя на использование практического и проектного методов обучения в сочетании с наглядным и словесным, при этом обучающиеся работают как со статистическим и картографическим материалом, дополнительной литературой, так и непосредственно с географическими объектами и явлениями на местности.
Таким образом, данная программа реализует краеведческий подход, в процессе которого осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим (в одних случаях для конкретизации, в других – для углубления знаний о географических особенностях своей местности). Местные объекты и явления играют роль географической лаборатории и для познания, и для применения знаний и приемов самостоятельной работы.
Цель данного курса: 1) формирование личности, способной успешно функционировать в условиях этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности. Этнокультурный компонент содержания образования может и должен стать важнейшим естественным фактором возрождения основ традиционной культуры, несущий в себе общечеловеческие ценности национального мировоззрения, формирование у обучающихся способностей к пониманию исторического развития национальной культуры как диалога культур.
2) создание такой школы, где дети разных национальностей могли бы вместе получать знания, общаться, знакомиться с национальными культурами и на этой основе учились бы понимать друг друга, учились бы жить в согласии в многонациональном коллективе.
Использование этнокультурного компонента является средством повышения эффективности педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей обучающихся, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности обучающихся.
Этнокультурное содержание образования в школе реализуется через введение в учебный план факультативных занятий по этнокультурной направленности.
Основные задачи этнокультурного образования:
- овладение каждым обучающимся знаниями о своем регионе, быте, культуре, истории, литературе, проблемах народов, населяющих наш регион;
- самостоятельной, проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
- воспитание выпускника – умелого хранителя, пользователя и созидателя ценностей и традиции региона.
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны
иметь представление:
* об особенностях обучения и воспитания в семьях, исповедующих различные верования и живущих в различных природных условиях региона;
* об основах географического краеведения
знать:
* особенности обрядности в различных этнических группах и общинах;
* историю народонаселения и этнографию России и Иркутске;
* конфессиональную их принадлежность или ориентации; этические нормы христианства, ислама, шаманизма как верований, распространенных в Иркутске;
уметь:
* вести себя в среде с любой конфессиональной ориентацией;
* формировать уважение к труду;
* формировать умения и навыки практических исследований, обработки и анализа материала;
* самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять географические знания; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, проводить наблюдения, составлять описания, объяснять происходящие процессы и явления;
* развивать интерес к учебно-исследовательской работе;
* развивать умения: способствовать развитию любознательности, расширению кругозора учащихся
* развивать память логическое мышление, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.)
приобрести навыки:
* формирования чувства красоты и трепетного отношения к искусству, уважения к личности;
владеть, иметь опыт:
* использования народной мудрости, народного искусства при формировании культуры межэтнических отношений;
* владеть высокими этическими нормами в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;
* владеть духовной культурой и нравственностью;
* владеть гражданской активностью и стремиться участвовать в мероприятиях по благоустройству своего города, по защите окружающей среды.
Содержание программы элективного курса «Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»
Введение …………………………………………………………1 час;
Тема 1. Этнос …………………………………………………………….2 часа;
Практическое занятие ………………………………………….1 час;
Тема 2. Экологические проблемы в системе мировых и
национальных религий………………………………………….3 часа;
Практические занятия …………………………………………..2 часа;
Тема 3. Коренные народы и экология ………………………………..1 час;
Эвенки ……………………………………………………………1 час;
Буряты …………………………………………………………...1 час;
Тофы ……………………………………………………………..1 час;
Экскурсия в музейный комплекс «Тальцы»…………………..2 часа;
Практические занятия …………………………………………..2 часа;
Мероприятия, проводимые с учреждением ИООО и «Центр бурятской культуры» - концерт, выставка, лекции и др. ……………………………..2 часа;
Тема 4. «Зеленый» ислам………………………………………………..2 часа;
Практические занятия…………………………………………...2 часа;
Тема 5. Шаманизм………………………………………………………..2 часа;
Практические занятия …………………………………………..2 часа;
Тема 6. Экологические вопросы в Библии……………………………..2 часа;
Экскурсия в музей города Иркутска…………………………..2 часа;
Мероприятия, проводимые с учреждением ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» совместно с ИООО и «Центр бурятской культуры» ………………………………………………………………………2 часа;
Заключение (круглый стол)………………………………………………..1 час.
Методические рекомендации по изучению курса
Основные формы и методы работы:
Лекционное занятие
Практическая работа
Экскурсия
Творческие задания (рефераты, доклады)
Тестовые задания
Учебно-тематический план программы элективного курса «Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»
№ п/п |
Наименование тем программы |
Общее количество часов |
В том числе |
|
практических работ |
экскурсий |
|||
1. |
Введение |
1 |
||
2. |
Этнос |
3 |
1 |
|
3. |
Экологические проблемы в системе мировых и национальных религий |
5 |
2 |
|
4. |
Коренные народы и экология |
10 |
2 |
4 |
Эвенки |
||||
Буряты |
||||
Тофы |
||||
Экскурсия в музейный комплекс «Тальцы» |
||||
Мероприятия, проводимые с учреждением ИООО и «Центр бурятской культуры» - концерт, выставка, лекции и др |
||||
5. |
«Зелёный» ислам |
4 |
2 |
|
6. |
Шаманизм |
4 |
2 |
|
7. |
Экологические вопросы в Библии |
6 |
||
Экскурсия в музей города Иркутска |
2 |
|||
Мероприятия, проводимые с учреждением ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» совместно с ИООО и «Центр бурятской культуры» |
2 |
|||
8. |
Заключение «Круглый стол» |
1 |
|
|
Всего |
34 |
9 |
8 |
Материалы для подготовки учителя к работе с данным курсом
Этнография: учебник / под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. — М.: Высшая школа, 1982. — С. 320. Глава 10. “Народы Сибири”.
Буряты – коренной народ Сибири: рекомендательный список литературы / сост. библиотекарь-библиограф отдела «Краеведение и местное самоуправление» Центральной городской библиотеки Л. В. Белобородова; ред. гл. библиограф информационно-библиографического отдела Г.Н. Ковалева; гл. библиотекарь Г.Ф. Дайнеко. – Ангарск:
Земля у Байкала : история и культура коренных народов Сибири: Выставка из собрания Ирк. обл .краевед. музея / сост. Л. Аскарова. - Иркутск : [б. и.], 2001. - 111 с. : ил.
Иркутский областной краеведческий музей : альбом. – Иркутск : Артиздат, 2003. – 168 с. : цв. ил. (Разделы «Быт русского населения», «Коренные народы Сибири»).
Ленкова, Н. И. Костюмы народов Прибайкалья / Н. И. Ленкова. – Иркутск : [б. и.], 2001. –52 с. : ил.
Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири / отв. ред. Л. М. Русакова, Н. А. Миненко. – Новосибирск : Наука, 1987. – 192, /4/ с. : ил.
Буряты
Буряты: культура, обычаи, традиции / составитель Е.А. Шульгина. – Иркутск, 2008. – 40 с. – (Мы живем вокруг Байкала. Вып.1).
Алагуева, В. Алмазная книга о бурятах. Основы мироздания : история, традиции, культура, легенды / В. Алагуева. – Улан-Удэ : Республ. тип., 2007. – 96 с. : цв. ил.
Алагуева, В. Золотая книга о бурятах : история, традиции, культура, легенды / В. Алагуева. – Улан-Удэ : Республ. тип., 2006. – 96 с. : цв. ил.
Батодоржиев, Б. В. Дуулан, хатаран сэгэе! : [Споём и станцуем, будем веселиться!] : на бур. яз. / Б. В. Батодоржиев. – Улан-Удэ : Буряад Унэн, 2008. – 40 с.
Бурятский национальный костюм [Изоматериал] : брошюра / худож. Е. Д. Будажапова. – Улан-Удэ : ГЖК Бурятия, 2003. –11 с. : цв. ил.
Бурятские народные сказки : сборник / сост., авт. коммент. Б. Дугаров ; худож. Р. Халилов. – М. : Современник, 1990. – 383 с. : ил.
Бурятские народные сказки : сборник / сост., авт. коммент. Б. Дугаров ; худож. Э. Андрус. – Улан-Удэ : ОАО «Республикан. типография», 2002. – 456 с. : ил.
Бурятский слог : пособие для самостоятельного изучения. – Ангарск : [б. и.], 2006. – 138 с. : цв. ил.
Буряты // Народы России : праздники, обычаи, обряды. – М. : РОСМЭН, 2013. – С. 62-63.
Будаев, Ц.Б. Самоучитель бурятского языка : учеб.-метод. пособие. - Улан-Удэ, 1993. – 132 с.
Гэсэр. Бурятский народный героический эпос. Т. 1 / Пер. В. Солоухин ; худож. А. Сахаровская. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1986. – 288 с. : ил.
Гэсэриада : прошлое и настоящее : сборник / сост. Ю. И. Будаев, Б.С. Дугаров. – Улан-Удэ : Бурятское отд-ние ВФК, 1990. – 120 с.
Доржиев, Ц.З. Байкал. Мир живой природы : фотоальбом / Ц.З. Доржиев, Б.-Ц.Б. Намзалов ; фот. Г.Я. Егерь и др. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. – 136 с., 211 ил.
Ёрдынские игры / сост. С. А. Гурулёв. – Иркутск, 2000. – 9 с.
История народов, живущих вокруг Байкала. – Иркутск, 2007. –139 с.
Колотушкин, М. «Человеку многому можно поучиться у нерпы» // СМ-номер один. - 2004. - № 39. – С. 12.
Матханова, Н. А. Чтобы в юрте горел огонь : повесть / Н. А. Матханова ; худож. Г. Алимова. – М. : Дет. лит., 1981. – 126 с. : ил.
Праздники народов России : энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – 103 с. : ил. – (Энциклопедия).
Сказки народов Сибири / сост. Г.А. Смирнова. – Красноярск : Витал, 1992. – 208 с. : ил.
Шаракшинова, Н. Бурятский фольклор. – Иркутск : Кн. изд-во, 1959. – 228 с.
Шаракшинова, Н. О. Лирические песни бурят / Н. О. Шаракшинова. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. – 146, /2/ с.
Войлошникова, Е. Мы такие разные! [Одежда, быт бурятского народа] / Е. Войлошникова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 31–33.
Игнатьева, О. Ёхор // Сибирячок. – 2008. – № 2. – С. 33.
Назаркин, А. Д. Игра в лодыжки / А. Д. Назаркин // Традиционная народная культура и современность : (материалы, тезисы сообщений областной научной конференции «Виноградовские чтения»). – Иркутск : Иркутский областной центр народного творчества и досуга, 1999. – С. 34–36.
Песни бурят // Сибирячок. – 2010. – № 1. – С. 24–25.
Эвенки
Эвенки: культура, обычаи, традиции / составитель Е.А. Шульгина. – Иркутск, 2009. – 46 с. – (Мы живем вокруг Байкала. Вып. 2).
Афанасьева, Е. Ф. Эхо тайги : учебник-хрестоматия по эвенкийской литературе для уч-ся 5–9 кл. / Е. Ф. Афанасьева, А. А. Воронина, И. Б. Костина. – Улан-Удэ : Бэлиг, 2006. – 174, [2] с.
Борсук, О. Эвенкия: от древности к современности // Живописная Россия. – 2005. – № 4. – С. 28–31.
Гурулёв, С. А. Что в имени твоём, Байкал? / С. А. Гурулёв. – 2-е изд. перераб., доп. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – 168 с. – (Страницы истории нашей Родины).
Гурулёв, С. А. Эвенкийские топонимы от названия рыб // Тальцы. – 1998. – № 1. – С. 27–32.
Записки путешественников и исследователей (вторая половина XVI – XVIII в.) : хрестоматия. Т. 1. – Новосибирск : Кн. изд.-во, 2007. – 480 с. – («Забайкалье – сокровищница веков»).
Как олень эвенку достался // Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока / сост. В. Санги. – Красноярск : Кн. изд-во, 1989. – С. 197-198.
Кто дал эвенкам солнце : сказки, предания и устные рассказы эвенков / вступ. статья, запись, пер. и примеч. проф. М. Г. Воскобойникова. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. – 248 с.
Народы России : энциклопедия. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 1994. – С. 416–419.
Праздники народов России : энциклопедия / М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – С. 76–77. : ил. – (Энциклопедия).
Старые эвенки говорят // Сибирячок. – 1993. – № 6. – С. 12–13.
Так в Сибири говорят : пословицы и поговорки народностей Сибири / сост. Б. Ховратович. – Красноярск : Кн. изд.-во, 1964. – С. 70–77.
Фольклор эвенков Прибайкалья / записал и обраб. М. Г. Воскобойников. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1967. – 182, [2] с. : ил.
Хромов, В. В. Русско-эвенкийский тематический словарь. Личады – эвэды турорук / В. В. Хромов. – Иркутск : [б/и], 2008. – 160 с.
Хромов, В. В. Эвенки орлиной реки В. В. Хромов. – Иркутск : ИП Савченко А. В., 2004. – 60 с.
Шаманский костюм: из коллекции Иркутского областного краеведческого музея : альбом-каталог / авт.-сост. О.А. Чернявская ; фото С.Н. Мурзин. – Иркутск : Артиздат, 2004. – 80 с. : цв. ил.
Эвенки // Народы России : праздники, обычаи, обряды. – М. : РОСМЭН, 2013. – С. 70–71.
Эвенкийская кухня // Одон. – 2003. – № 10. – С. 10–11.
Эвенкийские народные игры // Тальцы. – 1998. – № 2. – С. 71.
Эвенкийские сказки / сост. С.А. Садко ; худож. Э.С. Гороховский. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1971. – 135 с.
Тофалары
Тофалары: культура, обычаи, традиции / составитель Е.А. Шульгина. – Иркутск, 2010. – 52 с. – (Мы живем вокруг Байкала. Вып. 3).
Бройдо, С. М. За 62-й параллелью / С. М. Бройдо. – Иркутск : Кн. изд-во, 1957. – 183 с.
Красник, В. Ф. В краю оленьих троп / В. Ф. Красник. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. – 112 с.
Легенды, сказки и песни седого Саяна : тофалар. фольклор / записал и пер. с тофалар. В. И. Рассадин. – Иркутск, 1996. – 249 с. – (Комитет по культуре Иркутской обл. администрации. Обл. центр нар. творчества и досуга).
Ленкова, Н. И. Костюм народов Прибайкалья / Н. И. Ленкова. – Иркутск : Изд-во Архитектурно-этногр. музея «Тальцы», 2001. – 52 с.
Лиходеев, Л. И. Поездка в Тофаларию: путешествие без приключений. – М. : Сов. Россия, 1959. – 111 с.
Мельникова, Л. В. Тофы : историко-этнографический очерк / Л. В. Мельникова ; отв. ред. В. В. Свинин. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд.- во, 1994. – 304 с.
Назаркин, А. «Аргамчи-Ыры» – большой праздник маленького народа / А. Назаркин // Народная культура Приангарья : информ.-метод. сб. – Иркутск, 2002. – Вып. 1, 2. – С. 51–54.
Нилов, В. Н. Тофаларские шаманы / В. Н. Нилов // Народная Культура Приангарья : информ.-метод. сб. – Иркутск, 2004. – Вып. 2. – С. 58–61.
Праздники народов России : энциклопедия. – М. : Росмэн, 2002. – 104 с. : ил.
Протасова, Н. И. Очерки о Нижнеудинске. – Иркутск : Изд-во «Макаров С. Е.», 2000. – 244 с.
Рассадин, В. И. Тофаларско-русский словарь. Русско-тофаларский словарь / В. И. Рассадин. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд.-во, 1994. – 288 с.
Русин, С. Н. Ленточки странствий / С. Н. Русин. – Иркутск : Артиздат, 2016. – 256 с.
Совет зверей : тофаларская сказка / в записи Е. Осокина // Сибирячок. – 2000. – № 1. – С. 21.
Стоянов, А. К. Тофаларские народные песни : материалы фольклор. экспедиций 1975–1976 гг. / А. К. Стоянов ; под ред. В. И. Рассадина. – Иркутск : б. и., 1980. – 124 с.
Тофаларские народные сказки / записал и обраб. В. Рассадин ; пересказ. для детей В. Бахревский ; худож. Б. Лапшин. – М. : Дет. лит., 1988. – 39 с. : ил.
Тофалары // Народы России : праздники, обычаи, обряды. – М. : РОСМЭН, 2013. – С. 60–61.
Тофалары – уникальная народность России [Электронный ресурс]. – Иркутск : ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2007. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.
Часник, Е. М. Тофалария – страна гор [Электронный ресурс] : в 3 ч. / Е. М. Часник. – Иркутск : ИНПЦ, 2006. – 3 эл. опт. диска (CD-ROM) : цв., зв.
Шерхунаев, Р. А. Сказки и сказочники Тофаларии / Р. А. Шерхунаев. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1977. – 324 с.
Аргамчи – ыры : (фольклорный тофаларский праздник) // Информационный сборник / Областной центр народного творчества и досуга. – Иркутск, 1994. – Вып. 4. – С. 19–22.
Русские
Русские: культура, обычаи, традиции / составитель Е. А. Шульгина. – Иркутск, 2012. – 62 с. – (Мы живем вокруг Байкала. Вып. 4).
Бурцев, А. Е. Гадания русского народа // Отечество. Краеведческий альманах. – М. : Профиздат «Отечество», 2001. – С. 275–281.
Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г. С. Виноградов ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М. : Вост. лит., 2009. – 896 с. : ил. – (Этнограф. б-ка).
Гадания, колядки, веснянки, русские песни и сказки / собрал и обраб. Г. М. Науменко; худож. Г. Алимов. – М. : Астрель : АСТ, 2004. – 175, [1] с. : ил. – (Хрестоматия школьника).
Дети и народная культура: Иркутск. 6-е Виноградовские чтения. 13-16 мая 1992 г. / науч. ред. Е. И. Шастина. – Иркутск : Ирк. обл. центр нар. творчества, 1995. – 68 с. – (Нотное приложение. – С. 57–68).
Ищук, В. В. Народные праздники / В. В. Ищук, М. И. Нагибина ; худож. В. Х. Янаев. – Ярославль : Академия К : Академия Холдинг, 2000. – 159 с. : ил.
Кирсанова, Р. М. Русский костюм и быт ХVIII-ХIХ веков / Р. М. Кирсанова. - М. : Слово, 2002. - 224 с. : ил. - (Большая б-ка "Слова").
Козлов И. И. Колокола не умолкают / И. И. Козлов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1980. – 269 с.
Копилка игр Сибирячка : игры, сказочки, считалки, дразнилки, потешки, задачки, поделки / сост. С. Асламова ; худож. Я. Лисицина. – Иркутск : Ж-л "Сибирячок", 1995. – 480 с. : ил. – (Сибирячок-малышам).
Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова ; худож.: А. С. Котова, М. В. Маркова. – СПб. : Паритет, 2005. – 240 с. : ил. + вкл.
Ладик, Л. А. Свидание с Иркутском /Л. А. Ладик. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. – 192 с. : ил.
Легенды и напевы Усть-Кутского края : тропою памяти. – СПб : [б. и.], 1997. – 84 с.
Ляховская, Л. Энциклопедия православной обрядовой кухни : праздники, традиции, обычаи, обряды / Л. Ляховская. – СПб. : Интерласт, 1993. – 670 с.
Мельникова, Л. М. Традиционная культура русских старожилов Усть-Кутского района Иркутской области / Л. М. Мельникова ; Иркутский областной Дом народного творчества. – Иркутск : Типография «На Чехова», 2015. – 56 с. – (Этнография Иркутской области. Вып. 1).
Мельхеев, М. Н. Происхождение географических названий Иркутской области /М. Н. Мельхеев. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1964. – 90 с.
На Ивана, на Ивана, на Купала / [сост. М. А. Карышева]. – Иркутск : [б. и.], 2010. – 155, [1] с. – (Фольклор Иркутской области ; вып. 8).
Нефедьева, А. К. Московский тракт / А. К. Нефедьева, В. В. Тихонов; худож. О. Ю. Фролова. – Иркутск : ГУК АЭМ «Тальцы», 2010. – 320 с.
Панкеев, И. Обычаи и традиции русского народа / И. Панкеев. – 2-е изд., испр. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 542 с.
Петров, В. М. Летние праздники, игры и забавы для детей / В. М. Петров, Г. Н. Грищина, Л. Д. Короткова. – М. : ТЦ "Сфера", 1998. – 128 с.
Посреди России встану: тысяча казачьих частушек / собиратель М. Е. Трофимов. – Иркутск : Издание ОГУП «Иркутская обл. типография № 1», 2000. – 208 с.
Праздники народов России : энциклопедия. – М. : Росмэн, 2002. – 104 с. : ил.
Распутин, В. Г. Сибирь, Сибирь… / В. Г. Распутин ; фото Б. Дмитриев. – Иркутск : Артиздат, 2000. – 256 с. : ил.
Рождественская ночь : сборник / сост., предисл., очерки, подготов. текстов и коммент. Г. В. Афанасьева-Медведева. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. – 416 с.
Русские народные песни и танцы Иркутской области. Вып. 2 / сост. С. И. Пушкина, сост. Т.Н. Гвоздева. – Иркутск : [б. и.], 2003. – 162 с. + нот.
Русские песни Восточной Сибири / подгот. текста и сост. В. П. Зиновьев. – Иркутск : [б. и.], 2006. - 240 с.
Русский месяцеслов : православный календарь. Народные обычаи, обряды, поверия, приметы на все случаи жизни. Календарь хозяина / сост. А. Г. Байбородин. – Иркутск : [б. и.], 1998. – 540 с.
Русский народ : его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / сост. М. Забылин. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992. – 541 с.
Русский праздничный народный костюм / ред.-сост. Ю. Дорофеев ; худож. О. Птушкина. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – /16/ с. : ил.
Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост. Н. Соснин, авт.-сост. И. Шангина. – СПб. : Искусство-СПб, 1998. – 399, /24 с. : ил.
Савраска и тигр : сибирская сказка / Иркутск : Иркутское обл. изд-во, 1938. – 12 с.
Сибирские посиделки : издания временного хранения (менее 2-х лет) / Всерос. муз. об-во, Обл. центр нар. тв-ва и досуга Иркутского комитета по культуре. – М. : [б. и.], 1993. – 85, [3] с.
Сибирские сказки : сборник / худож. В. Фридеман, В. Болдин. – Иркутск : кн. изд-во, 1957. – 175 с.
Сирин, А. Д. Необоримая стена / А. Д. Сирин. – Иркутск : ИЦ журнала «Сибирь». – 2000. – 208 с.
Снегирев, И. М. Русские народные пословицы и притчи / И. М. Снегирев ; изд. подгот. К. А. Костюхин. – М. : Индрик, 1999. – 624 с. – (Традицион. духовн. культура славян. Издание памятников).
Соколова, Л. В. Воспитание ребенка в русских традициях / Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова. – М. : Айрис Пресс, 2003. – 208 с. : ил.
Соловьева, М. Р. Празднично-обрядовая культура русских старожилов Восточной Сибири. Троица : метод. пособие / М. Р. Соловьева. – Иркутск : ИГПУ, 2003. – 76 с.
Сперансов, Н. Н. Земельные гербы России / Н. Н. Сперансов. – М. : Сов. Россия, 1974. – С. 186-187.
Там за лесом, за поляной / [сост. М. А. Карышева]. – Иркутск : [б. и.], 2010. – 131, [1] с. - (Фольклор Иркутской области ; вып. 9).
Филиппов, Э. К. Русские народные танцы Иркутской области / Э. К. Филиппов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1965. – 126 с.
Фольклор Восточной Сибири : сборник / сост. А. Гуревич. – Иркутск : ОГИЗ, 1938. – 176, /4/ с.
Шангина И. Русские дети и их игры / И. Шангина. – СПб. : Искусство – СПБ, 2000. – 296 с.
Шелегина, О. Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири. (Историко-этнографические аспекты. ХVI-ХХ вв.) : учеб. пособие. Вып.1. / О. Н. Шелегина. – М. : Логос, 2001. – 183 с.
Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи : энциклопедия / авт. С. В. Истомин ; худож. Г. Н. Соколов. – М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. – 383, [1] с. : ил.
Базилишина, М. Р. Формы изучения и освоения детского игрового фольклора в школе/ М. Р. Базилишина // Народная культура Приангарья : информ.-метод. сб. – Иркутск : Областной центр народного творчества и досуга, 2001. – Вып. 1, 2. – С. 22–42.
Бородина, М. В. Детский фольклор / М. В. Бородина // Традиционная народная культура и современность : (материалы, тезисы сообщений областной научной конференции «Виноградовские чтения»). – Иркутск : Иркутский областной центр народного творчества и досуга, 1999. – С. 53–60.
Назаркин, А. Д. Словесные игры в ладоши: тексты и замечания об их исполнении / А. Д. Назаркин // Народная культура Приангарья : информ.-метод. сб. – Иркутск : Областной дом народного творчества и досуга. – Иркутск, 2004. – Вып. 2. – С. 90–97.
Чернявская, О. А. Использование фольклора в экскурсии для детей / О. А. Чернявская // Традиционная народная культура и современность : (материалы, тезисы сообщений областной научной конференции «Виноградовские чтения»). – Иркутск : Иркутский областной центр народного творчества и досуга, 1999. – С. 138–142.
Рецензия на программу элективного курса по географии на тему «Использование элементов этнопедагогики в экологическом образовании и воспитании школьников»
Программа курса рассчитана на 34 часа, сформулированы цели и задачи, намечены предполагаемые результаты, раскрыто содержание тем. Для оценки результативности учебных занятий применяется различные виды работ: лекционные занятия, исследовательская деятельность, практические работы, экскурсии, творческие задания (рефераты, доклады) и др.
Программа данного элективного курса составлена для учащихся, проявляющих интерес к родному краю, его природным и экологическим особенностям. Учебные занятия рассчитаны в основном на совместную работу учащихся и учителя по анализу статистических данных, справочной литературы, художественной литературы, воспитания толерантности, формирование и навыков экологического образования. В процессе работы развивается интерес к учебно-исследовательской деятельности. Программа составлена с опорой на знания и умения, полученные учащимися в предшествующих курсах географии и самостоятельной подборке материала из разных источников.
Программа расширяет кругозор учащихся, совершенствует навыки исследовательской деятельности, формирует стремление познать историю как государства, так и родного края.
Большое значение имеет данная программа для воспитания обучающихся. Школьники на экскурсиях знакомятся с жизнью, бытом, отношением к природе и животному миру, традициям и обрядам коренных народов Иркутска. Также обучающиеся в процессе исследовательской работы узнают много нового: природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, и конечно специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.
Через данную программу учитель работает над проблемами нравственного воспитания.
Доцент, к. б. н., заместитель декана географического факультета иркутского государственного университета
Бархатова О. А. __________________________________
Доцент, к. г. н., географического факультета Иркутского государственного университета
Левашова М. В. _______________________________