Статья «Использование элементов творческого проектирования в процессе обучения на уроках технологии»
Современный урок в условиях ФГОС.
Использование элементов творческого проектирования в процессе обучения
на уроках технологии
учитель технологии
МКОУ СОШ № 4 г. Мирный
Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности школьников посредством создания условий приобретения опыта деятельности, а также способности социализации в обществе. В школе предмет «Технология» является интегрированной образовательной областью, один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой. Самостоятельная деятельность обучающихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени. Так какие инновационные технологии применимы для образовательной области "Технология”? Важной особенностью образовательной области "Технология” является направленность на творческое развитие учащихся. Один из методов такого развития – это метод творческого проектирования. Суть метода – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы), как для педагога, так и для учащихся.
Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от работника теперь требуют как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу . Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности.
В современном обществе мужчина должен не только уметь выполнять несложные ремонтные работы по дому, изготавливать простые предметы, но и всегда быть в «деловой» форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку.
Подготовить обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, сформировать развитую, творческую, инициативную и предприимчивую личность - это моя главная задача.
Обозначенная задача заставила меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для предприимчивости и развития творчества учащихся, позволили бы научить школьников решению выявленных и осознанных ими реально существующих технологических задач окружающего мира.
Я всегда моделировала свои уроки, применяя групповую, звеньевую, парную работу, игровое, проблемное обучение, организовывала работу по опорным схемам, но не всегда получала удовлетворение от уроков.
Передо мной каждый раз возникали вопросы:
Как обеспечить условия для учащихся, которые позволяли бы:
мыслить системно и комплексно;
самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы, общества и самого человека;
развивать способности рассуждать о реальном технологическом мире через представления, суждения и понятия; разумно создавать, использовать и управлять;
непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности
Изучение литературы передового педагогического опыта , позволило мне апробировать в своей практике элементы одной из технологий, методов, которые бы способствовали сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовали творческому развитию личности. Это – метод творческого проектирования.
Я убеждена, что внедрение учителем технологии в практическую деятельность метода творческого проектирования обеспечит:
повышение качества образования;
повышение уровня этического, эстетического и эмоционального развития сферы личности;
повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к учебному предмету технологии;
успешную самореализацию и профессиональное самоопределение обачающихся;
адаптацию к современным социально-экономическим условиям жизни;
повышение уровня развития творческих способностей, умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу.
В основе метода проекта лежит система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, которая ориентируется на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Условия метода проекта – это не только сообщение новой информации и обучение приемам самостоятельной работы, но и осознание проблемной области, выявление конкретной задачи и ее формулировки, выбор оптимального варианта, выбор инструмента, оборудования, экономическое и экологическое обоснование, контроль качества, коррекция, испытание, реклама своей разработки, оформление, самооценка и защита проекта.
Метод проекта позволяет учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а обучающимся самостоятельно разработать и изготовить изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, с учетом своих возможностей, способностей и интересов, а также потребностей.
Вот он - современный урок, когда ученики используют технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения своих проектов по созданию изделий от идеи до ее реализации, а учитель выступает как организатор и руководитель процесса.
Продуктивность такого опыта заключается в том, что такая система работы позволяет обучающимся своим разумом, своими руками и при помощи обычных ручных инструментов изготовить изделие, с учетом достижений научно-технического прогресса, требований дизайна и техноэтики. Учащиеся учатся создавать проектно-технологическую документацию через учебно-игровую, учебно-экспериментальную и учебно-производственную деятельности. А трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения технологической культуры, делая их бережливее, гуманнее, добрее.
Готовых решений нет. Поэтому работу начинаем с творческого задания – учебного задания по созданию графической документации к проекту. Графическая деятельность на данном этапе работы позволяет формировать чувство меры, гармонии. Чертеж, рисунок, эскиз – основные языковые средства идеи и результата решения творческой задачи. В ходе работы учащимся необходимо выполнить ряд этапов и ответить на вопросы:
Что хочу или что нравится? Т.е. необходимо оценить собственные предпочтения.
Что будет легко, а что сложно? Этап оценки своих умений и способностей.
Планирование – составление последовательности изготовления изделия.
Реализация и коррекция – в ходе работы выбор необходимых способов обработки. Часто бывает смена первоначального варианта, так как от ошибок не застрахован никто, но необходимо найти оптимальный путь решения проблемы.
Самоконтроль, взаимоконтроль – как справились, что удалось, что не получилось и почему?
Презентация – представление работ в классе, участие в выставках, конкурсах.
Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:
разработка модели совместной творческой деятельности учителя и учащихся;
разработка контроля знаний, умений и навыков (оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе);
обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;
научить последовательным этапам творческого проектирования;
разработка основных требований, предъявляемых к проектированию изделия.
Итак, использование метода творческого проектирования можно представить в виде модели совместной творческой деятельности учителя и обучающихся, которая состоит из организационно-подготовительного, технологического и заключительного этапов :
Первый, организационно-подготовительный, включает в себя:
поиск проблемы
выбор и обоснование проекта
анализ предстоящей деятельности
разработку различных вариантов выполнения проекта
выбор оптимального варианта
подбор материала
разработку технологического процесса и конструкторско-технологической документации
организации рабочего места
Технологический этап состоит из:
выполнения технологических операций
самоконтроля своей деятельности
корректирования технологического процесса
соблюдения технологической, трудовой дисциплины, культуры труда
Заключительный этап содержит:
контроль качества и испытание изделия
корректировку документации
экономико-экологическое обоснование
мини-маркетинговые исследования
подведение итогов
защиту проекта.
При обучении использую следующие формы занятий:
Традиционные занятия, с варьированным характером работы индивидуума (самостоятельная или фронтальная под руководством учителя)
Приобщение школьников к разным аспектам деятельности, связанной с технологической деятельностью. В этом случае школьник сможет быть одним из ниже перечисленных участников проекта - руководителем творческих мероприятий, старшим мастером, архитектором творческих проектов (например, участвуя в проекте "Деревянное зодчество Русского Севера"). Под моим руководством школьники изготавливают новогодние игрушки, оформляют интерьер класса, готовят работы к выставке, участвуют в благотворительных мероприятиях со своими работами, выполняют поисково-краеведческую, исследовательскую работы.
Моя подготовка к уроку зависит от его темы, также от этапа изучения темы, от способностей класса, от физиологии и возрастной психологии учащихся, от времени проведения урока.
С целью создания атмосферы сотрудничества, развития творческого мышления, воображения и познавательного интереса при введении в тему я использую различные приемы: эвристическую беседу, проблемное изложение, уроки-путешествия и др.
За последние 6 лет моей педагогической деятельности :
Повысился уровень обучаемости учащихся .
Вырос уровень творческой активности учащихся по предмету технологии. Школьники активно и ответственно принимают участие в коллективных проектах и олимпиадах.
Получение стабильного результата обучения способствовали также, по-моему мнению, следующие факты:
использование приемов планирования и организации саморазвития, учащихся с помощью коллективной работы;
проведение предметных недель;
проведение выставок творческих работ;
развлекательно-познавательных и деловых игр;
оформление и обновление содержания учебного кабинета;
комфортный микроклимат в образовательном процессе;
создание наглядных пособий;
положительная учебная мотивация у большинства учащихся;
повышение уровня квалификации, курсовая переподготовка учителя.
Продвижение учащихся в развитии умений, положительные результаты в творческой деятельности , 100 % успеваемость, качество знаний учеников, убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных, методических материалов по технологии с использованием творческого проектирования , а именно:
Методические разработки уроков с использованием творческого проектирования.
Тестирование по проектной деятельности для школьников для 7 классов.
Контроль знаний учащихся, задания по выбору.
Осмысление собственной деятельности способствовало выявлению условий, необходимых для достижения прогнозируемых результатов и эффективности дальнейшей работы по творческому проектированию учащихся:
Совершенствование теоретических знаний по теме «Использование творческого проектирования на уроках технологии»;
Обеспечение дидактическими материалами для реализации индивидуальных траекторий учащихся.
Создание специальных программ и учебников по методу творческого проектирования.
Методическое обеспечение учебного процесса, направленное на организацию творческого проектирования обучения на уроках, с учащимися разных способностей и разного уровня обученности.
Пополнение и классификация диагностических тестов, в соответствии с физиологией и возрастной психологией учащихся.
Создание собственного сайта (https://sites.google.com/view/saitova-technology) также помогает мне в моей работе и создаёт перспективные условия для проектной деятельности обучающихся, так как сайт создан не только в помощь учащимся, но и для родителей и моих коллег.
Я уверена, что переход к методу творческого проектирования создает предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.
Литература.
Ливитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.: Просвещение, 2013.
Селевко В.Г. Современные образовательные технологии.М.:Высш.школа, 2014.
Тихонов А.С. Метод творческого проектирования. Екатеринбург: Уральский мастер, 2010.