12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Индира Саитова404
Пока в глазах своих мальчишек я вижу интерес - я буду работать в школе.
Россия, Архангельская обл., г. Мирный
Материал размещён в группе «Проектная деятельность »
2

Использование элементов творческого проектирования в процессе обучения на уроках технологии

Современный урок в условиях ФГОС.

Использование элементов творческого проектирования в процессе обучения

на уроках технологии

Саитова Индира Алиевна

учитель технологии

МКОУ СОШ № 4 г. Мирный

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности школьников посредством создания условий приобретения опыта деятельности, а также способности социализации в обществе.  В школе предмет «Технология» является интегрированной образовательной областью, один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой. Самостоятельная деятельность обучающихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени. Так какие инновационные технологии применимы для образовательной области "Технология”? Важной особенностью образовательной области "Технология” является направленность на творческое развитие учащихся. Один из методов такого развития – это метод творческого проектирования. Суть метода – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы), как для педагога, так и для учащихся.

Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от работника теперь требуют как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу . Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности.

В современном обществе мужчина должен не только уметь выполнять несложные ремонтные работы по дому, изготавливать простые предметы, но и всегда быть в «деловой» форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку.

Подготовить обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, сформировать развитую, творческую, инициативную и предприимчивую личность - это моя главная задача.

Обозначенная задача заставила меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для предприимчивости и развития творчества учащихся, позволили бы научить школьников решению выявленных и осознанных ими реально существующих технологических задач окружающего мира.

Я всегда моделировала свои уроки, применяя групповую, звеньевую, парную работу, игровое, проблемное обучение, организовывала работу по опорным схемам, но не всегда получала удовлетворение от уроков.

Передо мной каждый раз возникали вопросы:

Как обеспечить условия для учащихся, которые позволяли бы:

мыслить системно и комплексно;

самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;

сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы, общества и самого человека;

развивать способности рассуждать о реальном технологическом мире через представления, суждения и понятия; разумно создавать, использовать и управлять;

непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности

Изучение литературы передового педагогического опыта , позволило мне апробировать в своей практике элементы одной из технологий, методов, которые бы способствовали сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовали творческому развитию личности. Это – метод творческого проектирования.

Я убеждена, что внедрение учителем технологии в практическую деятельность метода творческого проектирования обеспечит:

повышение качества образования;

повышение уровня этического, эстетического и эмоционального развития сферы личности;

повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к учебному предмету технологии;

успешную самореализацию и профессиональное самоопределение обачающихся;

адаптацию к современным социально-экономическим условиям жизни;

повышение уровня развития творческих способностей, умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу.

В основе метода проекта лежит система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, которая ориентируется на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Условия метода проекта – это не только сообщение новой информации и обучение приемам самостоятельной работы, но и осознание проблемной области, выявление конкретной задачи и ее формулировки, выбор оптимального варианта, выбор инструмента, оборудования, экономическое и экологическое обоснование, контроль качества, коррекция, испытание, реклама своей разработки, оформление, самооценка и защита проекта.

Метод проекта позволяет учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а обучающимся самостоятельно разработать и изготовить изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, с учетом своих возможностей, способностей и интересов, а также потребностей.

Вот он - современный урок, когда ученики используют технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения своих проектов по созданию изделий от идеи до ее реализации, а учитель выступает как организатор и руководитель процесса.

Продуктивность такого опыта заключается в том, что такая система работы позволяет обучающимся своим разумом, своими руками и при помощи обычных ручных инструментов изготовить изделие, с учетом достижений научно-технического прогресса, требований дизайна и техноэтики. Учащиеся учатся создавать проектно-технологическую документацию через учебно-игровую, учебно-экспериментальную и учебно-производственную деятельности. А трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения технологической культуры, делая их бережливее, гуманнее, добрее.



Готовых решений нет. Поэтому работу начинаем с творческого задания – учебного задания по созданию графической документации к проекту. Графическая деятельность на данном этапе работы позволяет формировать чувство меры, гармонии. Чертеж, рисунок, эскиз – основные языковые средства идеи и результата решения творческой задачи. В ходе работы учащимся необходимо выполнить ряд этапов и ответить на вопросы:

Что хочу или что нравится? Т.е. необходимо оценить собственные предпочтения.

Что будет легко, а что сложно? Этап оценки своих умений и способностей.

Планирование – составление последовательности изготовления изделия.

Реализация и коррекция – в ходе работы выбор необходимых способов обработки. Часто бывает смена первоначального варианта, так как от ошибок не застрахован никто, но необходимо найти оптимальный путь решения проблемы.

Самоконтроль, взаимоконтроль – как справились, что удалось, что не получилось и почему?

Презентация – представление работ в классе, участие в выставках, конкурсах.





Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:

разработка модели совместной творческой деятельности учителя и учащихся;

разработка контроля знаний, умений и навыков (оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе);

обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;

научить последовательным этапам творческого проектирования;

разработка основных требований, предъявляемых к проектированию изделия.

Итак, использование метода творческого проектирования можно представить в виде модели совместной творческой деятельности учителя и обучающихся, которая состоит из организационно-подготовительного, технологического и заключительного этапов :

Первый, организационно-подготовительный, включает в себя:

поиск проблемы

выбор и обоснование проекта

анализ предстоящей деятельности

разработку различных вариантов выполнения проекта

выбор оптимального варианта

подбор материала

разработку технологического процесса и конструкторско-технологической документации

организации рабочего места

Технологический этап состоит из:

выполнения технологических операций

самоконтроля своей деятельности

корректирования технологического процесса

соблюдения технологической, трудовой дисциплины, культуры труда

Заключительный этап содержит:

контроль качества и испытание изделия

корректировку документации

экономико-экологическое обоснование

мини-маркетинговые исследования

подведение итогов

защиту проекта.

При обучении использую следующие формы занятий:

Традиционные занятия, с варьированным характером работы индивидуума (самостоятельная или фронтальная под руководством учителя)

Приобщение школьников к разным аспектам деятельности, связанной с технологической деятельностью. В этом случае школьник сможет быть одним из ниже перечисленных участников проекта - руководителем творческих мероприятий, старшим мастером, архитектором творческих проектов (например, участвуя в проекте "Деревянное зодчество Русского Севера"). Под моим руководством школьники изготавливают новогодние игрушки, оформляют интерьер класса, готовят работы к выставке, участвуют в благотворительных мероприятиях со своими работами, выполняют поисково-краеведческую, исследовательскую работы.

Моя подготовка к уроку зависит от его темы, также от этапа изучения темы, от способностей класса, от физиологии и возрастной психологии учащихся, от времени проведения урока.

С целью создания атмосферы сотрудничества, развития творческого мышления, воображения и познавательного интереса при введении в тему я использую различные приемы: эвристическую беседу, проблемное изложение, уроки-путешествия и др.

За последние 6 лет моей педагогической деятельности :

Повысился уровень обучаемости учащихся .

Вырос уровень творческой активности учащихся по предмету технологии. Школьники активно и ответственно принимают участие в коллективных проектах и олимпиадах.

Получение стабильного результата обучения способствовали также, по-моему мнению, следующие факты:

использование приемов планирования и организации саморазвития, учащихся с помощью коллективной работы;

проведение предметных недель;

проведение выставок творческих работ;

развлекательно-познавательных и деловых игр;

оформление и обновление содержания учебного кабинета;

комфортный микроклимат в образовательном процессе;

создание наглядных пособий;

положительная учебная мотивация у большинства учащихся;

повышение уровня квалификации, курсовая переподготовка учителя.

Продвижение учащихся в развитии умений, положительные результаты в творческой деятельности , 100 % успеваемость, качество знаний учеников, убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных, методических материалов по технологии с использованием творческого проектирования , а именно:

Методические разработки уроков с использованием творческого проектирования.

Тестирование по проектной деятельности для школьников для 7 классов.

Контроль знаний учащихся, задания по выбору.

Осмысление собственной деятельности способствовало выявлению условий, необходимых для достижения прогнозируемых результатов и эффективности дальнейшей работы по творческому проектированию учащихся:

Совершенствование теоретических знаний по теме «Использование творческого проектирования на уроках технологии»;

Обеспечение дидактическими материалами для реализации индивидуальных траекторий учащихся.

Создание специальных программ и учебников по методу творческого проектирования.

Методическое обеспечение учебного процесса, направленное на организацию творческого проектирования обучения на уроках, с учащимися разных способностей и разного уровня обученности.

Пополнение и классификация диагностических тестов, в соответствии с физиологией и возрастной психологией учащихся.

Создание собственного сайта ( https://sites.google.com/view/saitova-technology ) также помогает мне в моей работе и создаёт перспективные условия для проектной деятельности обучающихся, так как сайт создан не только в помощь учащимся, но и для родителей и моих коллег.

Я уверена, что переход к методу творческого проектирования создает предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

Литература.

Ливитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.: Просвещение, 2013.

Селевко В.Г. Современные образовательные технологии.М.:Высш.школа, 2014.

Тихонов А.С. Метод творческого проектирования. Екатеринбург: Уральский мастер, 2010.



Опубликовано в группе «Проектная деятельность »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.