Использование фотографий в учебно-воспитательном процессе (статья на основе опыта работы)

20
3
Материал опубликован 12 June в группе

ТЕКСТ СТАТЬИ

Среди дидактических средств, которые педагоги используют в образовательном процессе есть различные виды наглядных пособий: естественные; экспериментальные; предметные (натуральные) и изобразительные; объёмные, печатные и проекционные; знаковые. Про наглядное обучение К. Д. Ушинский писал в своём учебнике «Родное слово. Книга для учащих»: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком. … Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному — по картинкам, другому без картинок, — и вы оцените тогда всё значение картинок для ребёнка». Все знают выражение «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Специалисты в области психологии восприятия полагают, что 60% информации мы обретаем посредством зрения. Таким образом, наглядность служит важным средством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания школьников разного возраста.

Одним из видов учебно-наглядных пособий являются фотографии. Многие педагоги на своих внеклассных мероприятиях, занятиях, уроках используют фотографии. Фотографии постоянно встречаются на экзаменах. Но, на мой взгляд, их полезная роль ещё, как следует, не оценена. Поэтому я и хочу на них остановиться.

Фотография появилась в XIX веке. И войдя, однажды, в жизнь и сознание современного человека, фотография стала привычным явлением, необходимым инструментом для отражения внутреннего мира человека и внешнего мира, окружающего его. Мало этого, есть представление, что появление в искусстве авангардистских течений на рубеже XIX – XX вв.. отошедших от реализма, вызвано тем, что поскольку фотография и так точно передаёт окружающий нас мир, поэтому реализм в изобразительном искусстве не нужен.

Если раньше фотографией занимались профессионалы, то постепенно в сферу фотографирования стали включаться любители, а в настоящее время, думаю, нельзя найти человека, который не фотографирует. Тем более, что для этого сейчас не нужно покупать специальный фотоаппарат (хотя это не возбраняется, фотоаппараты разных марок и разной стоимости можно всегда приобрести). На всех телефонах есть камеры, с помощью которой можно снимать хоть каждую минуту, чем многие и пользуются. Фотография — это прекрасное изобретение, посредством которого каждый из нас может передавать другим в верной копии всё, чем было заинтересовано его зрение. Если посмотреть на любые социальные сети, то львиную долю их объёма составляют именно фотографии.

Итак, можно сказать, что фотографии заполонили мир.

Разберёмся, какие преимущества есть у фотографии по сравнению с другими средствами наглядности, каких целей, задач можно добиться, используя фотографии, какие есть способы работы с фотографиями в учебно-воспитательном процессе.

У фотографий есть большое, прямо огромное, преимущество перед другими наглядными пособиями - точность передачи фотографируемого, объективность. Фотография даёт возможность быстро, просто и точно создать образы предметов, явлений и процессов и, тем самым, обеспечить успешное усвоение учебного материала. Таким образом, фотографии несут знания. Они позволяют наглядно представить предметы, события, явления, даже процессы. Например, фотографии «Временный комитет Государственный Думы», «Германский дирижабль», «Матиус Руст на Красной площади. 28.05.1987», «Перед гробницей Тутанхамона», «Храм Христа Спасителя», «Торжественное шествие с Красного крыльца в Успенский собор. 27 августа 1912 года».

b1718162151.jpgВременный комитет Государственной Думы

k1718162197.jpg
Германский дирижабль
t1718162348.png
Матиус Руст на Красной площади 28.05.1987

l1718162549.pngПеред гробницей Тутанхамона

           k1718162670.jpgТоржественное шествие с Красного крыльца в Успенский собор 27 августа 1912 года.

Поскольку фотография документальна, то она способствуют формированию научной картины мира. А серия фотографий не только создаст представление о предмете, явлении, процессе, но и расширит это представление, и его углубит. Из фотографий можно сделать презентацию.

Но значимость фотографий не только в этом. Есть фотографии с сильным эмоциональным звучанием.  Значение любой фотографии дополняется тем, что она вызывает в уме (и сердце) каждого зрителя. Они способствуют созданию определённой духовной атмосферы, вызывают определённые эмоции. Например, фотография «Дети за партами разрушенной школы в Сталинграде. 1942 год» или «Истощённый узник фашисткого концлагеря».

k1718163947.jpgВ школе Сталинграда

e1718163977.jpgИстощенный юный узник лагеря Эбензее после освобождения.

И в этом значении она оказывает такое же влияние, которое оказывает произведение искусства. Но действуют они по-разному. Например, сравним картину И. Е. Репина 1973 года «Бурлаки на Волге» и фотографию 1915 года «Бурлачки на реке Суре. 1915 год».

a1718164043.png
Бурлачки на реке Суре. 1915 год.

f1718164073.jpg

И. Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1873 год.

Фотографии могут служить средством лучшего познания своих учеников. Каждый ученик читает фотографию, если задания выходят за пределы только их знаниевого характера,  по-разному. Реакции людей на фотографии могут много рассказать о человеке. И не только показать его знания, но и его саму внутреннюю суть. По фотографиям можно узнать, что их интересует, какой у них художественный вкус и какая речь, насколько они внимательны, любознательны, сообразительны.

Необходимо отметить, что существует художественная фотография или фотоискусство. Есть фотографии, которые были проданы, как правило, на аукционах за $1 млн и выше. Чёрно-белая печать Тобольского Кремля бывшего Президента Российской Федерации Д. А. Медведева продана на благотворительном аукционе 16 января 2010 года за 51 млн рублей, а «Озеро в лунном света» Э. Стайхена было продано 14 февраля 2006 года за $2 928 000. Поэтому ещё одним достоинством фотографии, как и любого произведения искусства, является воспитание у человека художественного вкуса.

y1718174397.jpgТобольский Кремль. Фото Д. А. Медведева

x1718174448.jpg
Э. Стайхен. Озеро в лунном свете.

Существуют разные способы использования фотографии в учебном процессе. Они могут использоваться на всех этапах внеклассного мероприятия, занятия, урока. Всё зависит от цели. Очень важен отбор фотографий. Фотография должна рассказывать нужную историю во всех нужных подробностях. Видов фотографий столько, что всегда можно отобрать именно то, что нужно: документальная фотография, инфракрасная фотография, панорамная фотография, прямая фотография, стереофотография… Все не перечислить.  В необходимых случаях можно составить фотоколлаж, фотомонтаж. Фотоколлаж составляется из нескольких фотографий. Фотомонтаж составляется из частей различных фотографий. Есть программы, которые позволяют это сделать. Есть даже фотографическая мозаика. Всё это можно сопроводить надписью, текстом или не сопровождать.

Одна фотография или фотоколлаж может помочь как начать внеклассное мероприятие, занятие или урок, так и и сопроводить его, так его и закончить. Можно начать и целый раздел. Вот пример.​​​​​​​

d1718175186.jpg
Коллаж "Древний Египет". Автор - Карпенюк Екатерина, 5 класс

Примеры использования фотографий в учебном процессе (из опыта работы)

  1. Здесь бабочки не живут (презентация к Международному Дню памяти узников фашистских концлагерей) - https://www.calameo.com/read/00076515948ac115fa50e
  2. Исследование на уроке (фрагмент урока по теме «Февральская революция») - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/issledovanie_na_uroke_071303.html
  3. Мильково в 20-е годы XX века (сочинение-миниатюра по фотографии) - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/staraya_fotografiya_sochinenie_po_fotografii_132858.html
  4. Образовательные фотографии «На Никольской сопке» - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obrazovatelnie_fotografii_na_nikolskoj_sopke_083753.html


ИСТОЧНИКИ

  1. Бурлаки на Волге - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5
  2. Гробница Тутанхамона - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A2%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0#%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%B8
  3. Дети за партами разрушенной школы в Сталинграде - https://waralbum.ru/26292/
  4. История России - https://www.history-at-russia.ru/xx-vek/polozhenie-v-rossii-vo-vremya-pervoj-mirovoj-vojny.html
  5. А. В. Луначарский. Наша культура  и фотография. - http://lunacharsky.newgod.su/articles/nasha-kultura-i-fotografiya/
  6. Список самых дорогих фотографий - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%85_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B9
  7. Фотография - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F
  8. Фотоколлаж - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B6
  9. Фотомонтаж - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B6
  10. Фотомонтаж (доступный аналог Фотошопа, удобный редактор снимков) - https://photo-montage.ru/
  11. К. Д. Ушинский. Родное слово. Книга для учащих - http://www.biografia.ru/arhiv/105.html
  12. MyCollages: Cделать коллаж онлайн бесплатно - https://mycollages.ru/
Комментарии

Спасибо, было интересно познакомиться с содержанием!

12 June

Спасибо, полностью с вами согласна

12 June

Очень интересный материал в приложении! Познавательная статья! Замечательный опыт...

12 June

Сборник методических разработок и педагогических идей