Методическая разработка «Использование игровых технологий во внеурочной деятельности с детьми с ТМНР при реализации СИПР»
Пояснительная записка к презентации
/data/files/t1706770903.docx (Конспект методической разработки «Игровые технологии»)
Обучающие, развивающие, воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра в любом возрасте и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие способности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.
Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в тоже время, исследуя, экспериментируя, обучаясь. Обучающие, развивающие и воспитывающие игры можно применять как в урочное время, так и во внеурочное время.
В данной статье приведу примеры игровых технологий, которые я использую во время внеурочной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) при реализации СИПР (специальная, индивидуальная программа развития).
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий: для расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности.
Направления внеурочной деятельности в классе «Особый ребёнок» 6 год обучения следующие: нравственное «Погружение в сказку», общеинтеллектуальное: «Я и мир вокруг меня», социальное: «Мастерская добрых дел», общекультурное «Азбука этикета».
Игровые технологии тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание, познавательный интерес. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения и воспитания. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра – одно из самых сильных воспитательных средств. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности.
Во внеурочной деятельности активно применяются игровые технологии. Цель игровой технологии: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей. Классификация игр: предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных. Игрушки для детей с ТМНР – одно из самых важных средств познания мира. Они помогают развивать у детей органы чувств, тренировать координацию движений, оказывают влияние на их духовное развитие. Игрушки стимулируют собственную активность детей: моторную (машинки, мячи, лошадки и т.п.), строительную (всевозможный строительный материал – конструкторы и т.п.) и социальную (куклы всевозможных типов, мебель, посуда и т.п.).
Творческие игры, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Ролевые игры – это всегда совместные, групповые игры. В игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками. У них складываются определенные нормы поведения, формируются эмоциональные реакции и нравственные чувства. Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить причино- следственные связи.
Дидактическая игра «ЛОТО». Играя в лото дети закрепляют представления об окружающем мире, получают новые знания, развивают речь, пополняют словарный запас, память, внимание.
В работе использую серию игр лото Транспорт», «Весёлые зверята», «Дикие и домашние животные», «Игрушки» и т.п.
Дидактическая игра «Шнуровка». Игры – шнуровки формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».
Конусный театр, театр на столе, театр на ладошке. Разновидности театров помогают детям с ТМНР координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, побуждают выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
«Пазлы». Дидактическая игра «весёлая логика» или пазлы, способствует развитию мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы.
«Найди половинку». Это занимательная игра, которая помогает обучающимся с ТМНР развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление. Она знакомит детей с объектом окружающего мира. Играя, учащиеся учатся складывать изображение целого предмета из двух половинок.
Развивающая дидактическая игра «Головоломка». Данная игра помогает детям изучать формы и цвета, учит работать по образцу, развивает внимание, мелкую моторику, пространственное ориентирование, устную речь.
Также детям с ТМНР очень полезны игры с сыпучими предметами (фасоль, рис, горох). Работая с сыпучими предметами, дети развивают тактильные ощущения, снимают напряжения, развивают мелкую моторику, учатся пересыпать из одной ёмкости в другую.
Во внеурочной деятельности с детьми с ТМНР при реализации СИПР также использую различные варианты игр с целью присоединения элементов с помощью липучек, кубики с нанесением изображения.
В игре у детей развивается осознанное восприятие окружающего мира, наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память, повышается учебная мотивация.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ТМНР.
Большую роль в развитии и воспитании детей с ТМНР принадлежит различным видам детской деятельности. В качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.
Значение игровой технологии во внеурочной деятельности при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач.
Использование различных игр с детьми с ТМНР во внеурочное время необходимо с целью стимулирования познавательного интереса и расширение представлений о мире и о себе, социального опыта
Игровая деятельности для обучающихся с ТМНР оказывает особые благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления.
Также игра способствует дальнейшему психическому и физическому развитию такого «особого» ребенка.
Трефилова Раиса Поликарповна
Артеменко Елена Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Артеменко Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Панов Егор Игоревич
Артеменко Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Волкова Надежда Павловна
Артеменко Елена Николаевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Артеменко Елена Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Артеменко Елена Николаевна