Специальная индивидуальная программа развития для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости

3
0
Материал опубликован 28 February 2022 в группе


работа участника всероссийского интернет проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» www.методкабинет.рф

Сурова Вероника Петровна,

учитель краевого государственного бюджетное общеобразовательное учреждение «Тинская школа-интернат»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тинская школа-интернат»

Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УР И.о. директора ОУ ______К.В. Агеева __________О.Е.Гапеева

от «___» _______ 2021 г. приказ № ___

Согласовано: от «__» _______ 2021 г.

Родитель (законный представитель) _________________________

(Ф.И.О.)

Специальная индивидуальная программа развития

на 2021 - 2022 учебный год

Ответственный за реализацию программы:

классный руководитель_______ Е.Н. Терешонок

учитель ___________В.П. Сурова

Рассмотрено на МО

от «___» ________ 2021 г.

протокол № __

Принято пед.советом

от «___» ________ 2021 г.

протокол №___

п. Тинской 2021 г.



Структура специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

1. Общие сведения о ребёнке.

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.

3. Индивидуальный учебный план.

4. Содержание образования в условия организации и семьи:

4.1. Формирование базовых учебных действий.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

4.3. Нравственное развитие.

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6. Программа сотрудничества с семьей

7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Пояснительная записка


Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Тинская школа-интернат»».

При разработке СИПР учитывались индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умеренной умственной отсталостью.

Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволят ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

1.Индивидуальные сведения об обучающемся:

ФИО ребенка: ________

Возраст ребенка: ____лет

Место жительства: _____________

Мать: ________

Год обучения в ОУ: 10

Ступень обучения: 2

Группа (особые потребности): 2

Форма обучения: очно-заочная на дому

Заключение ПМПК: Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

П.Д. учащаяся 9 класса, находится на домашнем обучении с 1 сентября 2012 года. Семья не полная, многодетная, состоит из 5-ти человек, из которых 4 детей. Проживает в частном деревянном доме с печным отоплением. Мать – домохозяйка. Сестры учатся в 1 и 3 классе общеобразовательной школы, брат в 6 классе коррекционной школы. Мать занимается воспитанием и развитием дочери. Семейные отношения удовлетворительные. Навыки самообслуживания у девочки сформированы, но требуется контроль со стороны матери. Ребенок не испытывает потребность в уходе. Дома для ребенка созданы условия для учебной деятельности (имеется письменный стол, учебники, рабочие тетради, канцелярские принадлежности). По характеру девочка добрая, общительная, свободно и легко вступает в контакт с учителем, проявляет радость при встрече. Внешний вид опрятный.

По итогам 2020-2021 учебного года отмечается незначительная динамика в усвоении СИПР, задания выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. Учебно-познавательная мотивация развита на среднем уровне. Словарный запас беден, ограничен объем знаний об окружающем мире. Представления характеризуются не дифференцированностью, фрагментарностью. Темп работы, работоспособность средняя. Самостоятельно работать над учебным материалом затрудняется, нуждается в помощи взрослого. Восприятие замедленное, характерно узость объема восприятия, нарушены пространственно-временные представления. Представления лишены обобщенности, полноты, отмечается фрагментарность на бытовом уровне. Внимание неустойчивое, непроизвольное. Память механическая, объем памяти заниженный, запоминает с трудом и быстро забывает. Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор. Под диктовку пишет, но необходимо четкое проговаривание слов. При списывании с печатного текста допускает ошибки в виде пропусков, замены букв. Работы старается оформлять аккуратно.

Владеет счетом в пределах 100, обратный счет путает. Сравнивает числа без ошибок. Счетные операции выполняет с помощью наглядного материала и по линейке, вычислительный навык не сформирован. Затрудняется при решении задач. Различает и называет геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник и квадрат, но допускает неточности в построении. Необходима направляющая, контролирующая помощь со стороны педагога.

Чтение полными словами и по слогам, смысл прочитанного понимает не всегда. Выделить главную мысль и пересказать текст затрудняется. Старается читать текст выразительно, соблюдая паузы и интонацию в конце предложения. Может заучивать стихотворения, но только после полного разбора текста.

Взаимоотношения с педагогом спокойные, уравновешенные. Требования и поручения выполняет с желанием. На замечания и похвалу реагирует адекватно.

При проведении диагностики на начало учебного 2021 года было отмечено:

- эмоциональное состояние устойчивое, спокойное;

- кратковременная память, замедленная переключаемость;

- может выполнять действия по подражанию и образцу;

- группирует предметы по цвету, форме, величине;

- знает названия геометрических фигур, может отличить, выполняет построения;

- выполняет прямой и обратный счет в пределах 100, но допускает ошибки;

- может составлять примеры, сравнивать числа в пределах 100;

- знает и называет дни недели;

- выполняет сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 100, но опускает ошибки, необходима помощь взрослого;

- затрудняется при решении задач;

- знает названия предметов окружающего мира, их изображения по изучаемым темам;

- знает времена года, называет отличительные признаки;

- при названии месяцев допускает ошибки;

- читает по слогам и целыми словами, смысл прочитанного не всегда понимает;

- затрудняется при пересказе текста, необходима помощь учителя;

- может списывать с печатного и рукописного текста, допускает мало ошибок;

-пишет под диктовку с четким проговариванием учителя.

Приоритетные коррекционные занятия:

Литературное чтение (альтернативное чтение).

Русский язык (графика и письмо).

Математика (математические представления и конструирование).

Окружающий мир (человек, природа, общество).

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

3. Индивидуальный учебный план.

Предметные области

Классы/Учебные предметы

Учитель

Самостоя тельное изучение

Всего

Обязательная часть


Русский язык и литературное чтение

Литературное чтение (альтернативное чтение)

1


2

3

Русский язык (графика и письмо)

2

1

3

Математика

Математика (математические представления и конструирование)

2

1

3

Обществознание и естествознание

Окружающий мир (человек, природа, общество)

1

1

2

Искусство

Изобразительное искусство




1


1

Музыка


1

1

Физическая культура

Физическая культура (адаптивная физическая культура)


3

3

Технологии

Технология


10

10

Итого:

6

20

26

Часть формируемая участниками образовательных отношений

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

2


2

Максимально допустимая нагрузка

8

20

28


4. Содержание образования в условия организации и семьи:

4.1. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками



- принятие контакта, инициированного взрослым



- установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса



- ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса:



-планирование учебного дня



- ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий)



- следование расписанию дня



2. Формирование учебного поведения



- поддержание правильной позы



- направленность взгляда:



на говорящего взрослого



на задание



- принятие помощи взрослого



- использование по назначению учебных материалов



-сидение за столом в течение определенного периода времени на занятии



-принятие помощи учителя на занятии



3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками



- выполнение задания полностью (от начала до конца)



- выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи песочных часов)



-переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий и т.д.



- последовательное выполнение нескольких заданий



- сигнализирование учителю об окончании выполнения задания



-выполнение действий по сигналу




4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Литературное чтение (альтернативное чтение) Пояснительная записка

Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить учащихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом.

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Общая характеристика учебного предмета

На уроках литературного чтения учащиеся читают слова, короткие тексты, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста.

Каждая тема изучается на уроках несколько раз при многократном повторении и поэтапном усложнении, что обеспечивает реализацию принципа концентризма и позволяет более прочно усвоить программный материал.

При обучении чтению широко используется игровой и занимательный материал, предлагаются задания в игровой форме. Все уроки чтения сопровождаются достаточным количеством необходимого наглядного материала.

Учитывая различную структуру сложных нарушений у учащихся, их интеллектуальные и речевые возможности, а также способности к обучению, на уроках широко применяется принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Учащимся предлагаются только те задания, которые они могут выполнить самостоятельно или с помощью педагога.

В зависимости от возможностей учащихся темп прохождения программного материала может быть замедлен или несколько ускорен.

Дети старшего школьного возраста учатся читать печатные инструкции, связанные с уроками СБО. Кроме того, учащиеся тренируются в чтении вывесок на улице (связь с уроками социально - бытовой ориентировки), читают короткие рассказы из детских журналов, учатся глобальному чтению (узнаванию) распространенных знаков, безопасности и информации.

К окончанию процесса обучения учащиеся должны уметь прочесть несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.

Цель обученияформирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основные задачи предмета:

-развитие речи, как средства общения в тесной связи с пониманием окружающего мира, личным опытом ребенка;

-формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

-научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Ожидаемый результат

-понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

-умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

-узнавание и различение напечатанных слов, обознача­ющих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

- умение читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно;

- умение делить текст на части под руководством учителя;

- умение выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);

- умение отвечать на вопросы учителя;

- умение пересказывать несложные по содержанию тексты, по вопросам учителя и используя опорные слова;

-умение оценивать поступки героев (с помощью учителя);

- знание наизусть 2-3 стихотворения.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение (альтернативное чтение)»

Согласно Программе и индивидуальному учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение (альтернативное чтение)» отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:

Содержание

Кол-во часов

Золотая осень

4

Великая радость – работа.

5

Страницы истории

1

Что такое хорошо, что такое плохо

2

Здравствуй, гостья – зима

7

Весна – красна

6

Рассказы о животных

4

Рассказы, сказки, стихи для детей

5

Итого

34

Учебно - методическое и программное обеспечение

Методические пособия для учителя:

1. Гусева Г.М. Уроки чтения в 6 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 2007.

Учебные пособия для учащихся:

1. Учебник «Чтение» 6 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы-составители И.М Бгажнокова, Е.С. Погостина, М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная литература:

1. Н.М. Барская, Л.А. Нисневич Пособие для учителя «Обучение русскому языку и чтению в 5-9 классах вспомогательной школы» - М.: Просвещение,1992.

2.С.Ю.Ильина «Уроки чтения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида», 2006.

3. А.В. Каменова «Обучение грамоте» - М.: Просвещение, 1969.

4.Т.А. Подколзина «Чтение текста одновременно с учителем» -М.: Просвещение , 2003.

5.А.А. Стешиц «Работа по обучению грамоте и развитию техники чтения» - М.: Наука, 2004.

6. Е.Н. Соловьёва Методика работы с детьми , у которая слабая память и внимание / М.: Знание , 1989.

7. Н.Н. Светловская «Методика внеклассного чтения» - М.: Просвещение, 1991.

8.Е.Д. Худенко «Коррекционно-развивающие уроки» - М.: Просвещение, 2005.

Дидактический материал

-наборы учебных картинок;

-физкультурные минутки, речевые разминки.

ТСО

Компьютер

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства

Аудио и видео презентации, аудио записи с рассказами, сказками, стихотворениями русских и зарубежных писателей сети Интернет, интерактивные физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Интернет-ресурсы

1. Сайт «Педразвитие.ru»

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/

3. «Я-учитель»»http://ya-hitel.ru/load/konkurs_quot_novaja_volna_quot/scenarii/scenarij_otchetnogo_meroprijatija_po_predmetu_razvitie_rechi/424-1-0-16986

4. Сайт для педагогов «Инфоурок».

5. РОСМЕТОДКАБИНЕТ. РФ

Русский язык (графика и письмо)

Пояснительная записка

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико­синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями в развитии. Знакомство с той или иной буквой проводится после предварительной работы по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в написании слов, состоящих из усвоенных слогов, проводятся на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв проводится параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения систематически практикуются зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов и предложений.

Обучение письму детей с тяжелыми нарушениями в развитии носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.

При обучении письму осуществляется дифференцированный подход к учащимся.

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь написать свое имя, фамилию, свой адрес, написать поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.

Ожидаемый результат

- умение различать звуки и буквы на письме;

- представление о главных членах предложения;

- умение соотносить произношение и написание слов с мягким знаком (правильно обозначать мягкость согласного мягким знаком, воспроизводить знания о переносе слов с мягким знаком);

- представление о шипящих звуках и их обозначении буквами, о написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

-представление о словах с непроверяемым и труднопроверяемым написанием;

- умение составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- представление о словах обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета;

- умение определять тему и главную мысль текста;

-умение делить слова на слоги, ставить ударение, переносить части слова при письме;

- умение списывать текст целыми словами, писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы.

Содержание учебного предмета «Русский язык (графика и письмо)»

Согласно Программе и индивидуальному учебному плану на изучение предмета «Русский язык (графика и письмо)» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:

Содержание

Кол-во часов

Предложение

18

Звуки и буквы

22

Слово

23

Повторение

5

Итого

68

Учебно - методическое и программное обеспечение

Методические пособия для учителя:

1.Развитие речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пособие для учителя. Москва. «Просвещение». 2002.

2.Русский язык. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э. В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2017 - 177 (электронный вариант).

Учебные пособия для учащихся:

1.Русский язык, 5 класс, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, Москва «Просвещение» 2016.

Дидактический материал

1.Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения.

2.Сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.

3.Специально подобранные предметы, алфавитные доски: таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»

Дополнительная литература

1. О.М.Дьяченко, Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002.

2. И.С.Гринченко. Поурочные разработки по русскому языку 5-6 класс, Москва, 2008.

3. О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова.4. Сборник тестов по проверке программных знаний учащихся 5 – 9 классов коррекционных школ 8 вида спец.(корр.) общеобразовательная школа №61 г. Казани, Казань. «Школа», 2007.

ТСО

Компьютер

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:

компьютерные презентации по темам уроков;

интерактивные физминутки.

Интернет – ресурсы:

1.Сайт «Педразвитие.ru»

2.Сайт для педагогов «Международное сообщество педагогов.

3.«Я-учитель»»http://ya- Сайт для педагогов «Инфоурок».

4.Аудио и видеопрезентации по темам сети Интернет.

Математика (математические представления и конструирование)
Пояснительная записка.

В ходе реализации задач учебного предмета «Математика» особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной степенью умственной отсталости для их социально - бытовой адаптации.

В ходе обучения выделяются следующие основные задачи:

- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно - величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;

- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

- формирование элементарных общеучебных умений;

- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;

- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно­действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;

- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой (умственной отсталостью.

Предмет «Математика» включает:

- ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;

- упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);

- игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;

- формирование количественных представлений;

- «чтение» и письмо цифр;

- формирование представлений о форме;

- формирование представлений о величине;

- формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.

Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений у учащихся с умеренной умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элементарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого общения.

Содержание математического развития учащихся с умеренной степенью умственной отсталости направлено на овладение в первую очередь «житейскими» понятиями, а также на создание условий для усвоения ими элементарных научных понятий. Элементарные научные знания не являются самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может быть достигнут только если интеллектуальные возможности ребенка, состояние его здоровья позволяют сделать это.

Для обучения предмету «Математика» учащихся с умеренной степенью умственной отсталости характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность ученика в процессе обучения, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.

Учебный процесс построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее активно используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры (отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование.

Обучение счету детей с умеренной степенью умственной отсталости организуется на практической наглядной основе. Уроки счета необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для индивидуальной работы учителя, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, если они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: развитием устной речи, предметно­-практической деятельностью, рисованием и особенно с занятиями по ручному и обслуживающему труду.

Содержание учебного предмета

«Математика (математические представления и конструирование)»

Согласно Программе и индивидуальному учебному плану на изучение предмета «Математика (математические представления и конструирование)» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:

Содержание

Кол-во часов

Все действия в пределах 100 (повторение)

9

Нумерация чисел в пределах 1000

9

Меры длины, массы, стоимости, времени

14

Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд

20

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд

8

Повторение

8

Итого

68


Ожидаемый результат:

-различать, сравнивать и преобразовывать множества (находить одинаковые предметы, разъединять множества, объединять предметы в единое множество);

- различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;

- ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

- выполнять арифметические действия в пределах 100,1000;

- решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц в пределах 100,1000;

- обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.;

- определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

- распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.;

- различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности;

- использовать математические знания при решении соответствующих возрасту житейских задач;

- узнавать (различать) геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотносить геометрическую форму с геометрической фигурой.

Учебно-методическое и программное обеспечение

Методические пособия для учителя:

1.М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» - Москва, Владос, 2001.

2.Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2017. (электронный вариант).

Учебные пособия для учащихся:

1.Математика, 5 класс, М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Москва «Просвещение» 2016.

Дополнительная литература для учителя:

1. М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе» - М.: Просвещение, 1976.

2. Р.Ф. Соболевский «Логические и математические игры» - М, 1977.

3. Р.Ф. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе», 5-9 классы. – М., ВАКО, 2007.

4. О.А. Бибина «Изучение геометрического материала в 5-9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»: пособие для учителя-дефектолога.- М.: Гуманитар, КЛАДОС, 2005.

Дидактический материал:

1.Раздаточный материал по темам уроков

ТСО:

Компьютер

Экранно-звуковые пособия:

Коллекция музыкальных физминуток

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:

Компьютерные презентации по темам уроков

Видеоуроки

Интернет ресурсы:

1. http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей)

2.http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

3. http://www.edu.ru (Российское образование - федеральный портал)

Окружающий мир (человек, природа, общество)
Пояснительная записка

Речь учащихся с умеренной умственной отсталостью исключительно скудна и дефектна, собственные высказывания детей отличаются крайней бедностью. Владеющие речью учащиеся ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Для их устной речи характерен резкий аграмматизм, то есть ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций. В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения и служебные части речи. Имея в запасе небольшое число слов, дети часто повторяют их или вторят чужим словам, от этого их речь получается с однообразными, повторными оборотами.

Основной целью работы является формирование навыков коммуникации для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся с умеренной умственной отсталостью на основе формирования представлений об окружающем мире и ориентации в среде.

Структура учебного материала направлена на решение коррекционно-развивающих задач, предполагая работу по овладению элементарными способами общения, развитию процессов восприятия как основы для формирования различных видов и свойств речи, расширению представлений об окружающей действительности, обогащению словарного запаса и работу над значением различных языковых единиц (слово, предложение, текст).

Программа руководствуется следующими задачами:

Развивать познавательную деятельность учащихся через уточнение и расширение представлений об окружающем мире.

Развивать навыки коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений.

Развивать способность понимания обращенной речи и использования речи как средства коммуникации.

Решению задач способствуют принципы:

Коммуникативная направленность обучения.

Единство развития речи и мышления.

Преемственность, реализуемая в линейной и концентрической формах.

Мотивация речевой деятельности учащихся.

Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей.

Основные методы:

словесные,

наглядные, объяснительно-иллюстративные,

практические, частично-поисковые, игровые.

Формы:

-основной формой является урок, кроме того, программой предусмотрено проведение экскурсий и практических занятий.

Для того чтобы научить умственно отсталых детей правильно употреблять слова, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. В процессе их проведения решается комплекс речевых задач, направленных на освоение школьниками с интеллектуальным недоразвитием навыков и умений коммуникативного общения.

Дети с умеренной умственной отсталостью должны уметь назвать (показать) то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо побуждать их повторять слова учителя. Занятия по развитию речи целесообразно проводить с использованием игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.

Каждый урок по окружающему миру должен быть посвящен одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемом на одном уроке, должно быть ограниченно, в противном случае воспитанники их не запомнят.

Нужно всячески стараться, чтобы дети умели оформить словесно свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз-просьб, фраз притязаний и их выполнение.

Занятия должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.

Для обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью даются первоначальные сведения о живой и неживой природе.

Задача состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развивать умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. Ознакомление с жизнью растений и животных учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей (в зависимости от местных условий необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира.

На уроках и экскурсиях учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, арифметики, рисования и на других уроках.

Практические работы помогают закреплению определенных умений и навыков. Для развития различных органов чувств полезно заниматься лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.

Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают память, речь, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.

Содержание учебного предмета

«Окружающий мир (человек, природа, общество)»

Согласно Программе и индивидуальному учебному плану на изучение предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:

Содержание

Кол-во часов

Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень

4

Сезонные изменения. Растения

5

Сезонные изменения. Животные

5

Времена года. Зима

4

Человек

3

Времена года. Весна

5

Безопасное поведение

3

Времена года. Лето

3

Неживая природа. Почва. Рельеф

2

Итого

34

Ожидаемые результаты:

- узнавание и называние объектов природы, объектов не относящиеся к природе на иллюстрациях, фотографиях, в натуральном виде в естественных условиях;

- умение вести наблюдения за растениями, сравнивать, классифицировать, обобщать их;

- умение давать характеристику внешнего вида растения, животных, узнавать по описанию изученные растения, животные;

- представления об объектах и явлениях живой и неживой природы, понимание значения неживой природы для живого мира;

- представления о природоохранительной деятельности человека в отношении растений;

-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

- знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте.

Учебно-методическое и программное обеспечение

Методические пособия для учителя:

1.Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 3-4 классах специальных (коррекционных) школ VIII вида, Москва «Аркти» 2004.

Учебные пособия для учащихся:

1.Н.Б.Матвеева. «Мир природы и человека» 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 ч. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

1.Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида, Москва «Аркти» 2004 г

2. Морозова И.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. - М.: Мозаика – Синтез,2008.

3. Узорова О. В. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. – М.: Астрель: АСТ, 2007.

Дидактический материал

-наборы предметных, сюжетных картинок; муляжи, натуральные объекты;

-физкультурные минутки, речевые разминки.

ТСО

Компьютер

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства

Аудио и видео презентации, интерактивные физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Интернет-ресурсы

1. Сайт «Педразвитие.ru»

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/

3. Сайт для педагогов «Инфоурок».

4. РОСМЕТОДКАБИНЕТ. РФ

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

Пояснительная записка

Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, специфические особенности моторного, сенсорного, умственного, речевого, эмоционального и социально-личностного развития детей с нарушением интеллекта, их ведущих мотивов и потребностей, характера ведущей деятельности, типов общения, а так же социальную ситуацию развития ребенка. Программа позволяет систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов, закрепить их.

Общая  характеристика учебного предмета

Проблема социализации учащихся с умеренной умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности каждого учащегося - важная составляющая обучения пред­мету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в школе. В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жиз­ненно необходимых практических навыков и умений, обе­спечивающих адекватное проживание в социуме. Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практико-ориентированным, поэтому значительное количе­ство часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экс­курсий.

Цель программы - подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уров­ня самостоятельности.

Задачи:

Образовательные:

-формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем;

-расширение круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду;

-усвоение точного названия предметов быта, их назначения, правил обращения с данными предметами;

-выработка необходимых рациональных, правильных навыков использования предметов быта по назначению;

-ознакомление с организациями, предприятиями и учреждениями ближайшего окружения школы;

-формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

Коррекционно - развивающие задачи:

- развитие социально-эмоционального опыта;

- развитие навыков регуляции поведения;

- развитие навыков межличностного взаимодействия;

- развитию художественного вкуса детей.

Воспитательные задачи:

- воспитание морально- этических норм поведения в общественных местах и дома;

- воспитание здорового образа жизни;

-воспитание трудолюбия, навыков самообслуживания, аккуратного и бережного отношения к личному имуществу и имуществу школы.

На уроках учащиеся обучатся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе формирования представлений о предметах личной гигиены, о необходимом наборе одежды, обуви и т. п., о продуктах питания и способах приготовления элементарных блюд. Для закрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно будут использованы специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми обучающиеся многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях. Учащиеся овладеют и смогут «прочитать» такие символы и пиктограммы, которые стандартно используются в социуме: на улице, в помещениях, при маркировке продуктов питания, одежды, обуви и т. п.

В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у детей и подростков сформируются основы собственной жизнедеятельности: представления о некоторых жизненных ситуациях и способах практической деятельности, адекватных им. Кроме того, учащиеся в до­ступной форме познакомятся с основами безопасности жизне­деятельности в социуме, с некоторыми видами социальных ситуаций. У них сформируется осторожное и осмотрительное отношение к окружающему социальному и природному миру.

Необходимое количество часов на каждую тему определяет учитель, исходя из психофизических и индивидуальных возможностей детей, результатов психолого-педагогической диагностики.

Программа по СБО включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда», «Питание», «Жилище», «Транспорт», «Средства связи», «Торговля», «Семья», «Культура поведения», «Медицинская помощь».

В процессе изучения материала вышеназванных разделов учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный ап­парат (название предметов, действий с ними); четко пред­ставлять последовательность операций с различными пред­метами, при этом знать правила безопасного поведения. Уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях. Освоить до­ступные их восприятию модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.

Содержание учебного предмета

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)»

Согласно годовому календарному графику в КГБОУ «Тинская школа – интернат» определены 34 учебные недели. Согласно Программе и учебному плану на изучение предмета «Социально-бытовой ориентировки» отводится 68 часов в год, из них 2 часа в неделю. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:

Содержание разделов

Кол-во часов по рабочей программе

Личная гигиена

6

Одежда

10

Транспорт

6

Питание

14

Семья

4

Культура поведения

2

Жилище

6

Торговля

4

Средства связи

10

Медицинская помощь

6

Всего:

68 часов



ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Тематика

Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения).

Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы).

Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног). Профилактика грибковых заболеваний.

Практическая работа

Мытьё рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

правила закаливания организма, обтирания;

правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов;

правила ухода за ногами.

Учащиеся должны уметь:

мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук;

подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;

подбирать косметические средства ля ухода за ногами.

ОДЕЖДА

Тематика

Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, петель и крючков, зашивание распоровшегося шва).

Стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей.

Утюжка фартуков, косынок, салфеток и др.

Практические работы

Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на школьную и домашнюю одежду, подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва.

Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчато­бумажных и шёлковых тканей.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

правила стирки изделий из хлопчатобу­мажных и шелковых тканей;

санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и ре­жущими инструментами, электронагрева­тельными приборами и бытовыми химичес­кими средствами.

Учащиеся должны уметь:

пришивать пуговицы, крючки, кнопки;

зашивать одежду по распоровшемуся шву;

подшивать платье, брюки, рукава;

подбирать моющие средства для стирки изделий их хлопчатобумажных тканей;

стирать изделия из цветных хлопчатобу­мажных и шёлковых тканей;

гладить эти изделия.

ПИТАНИЕ

Тематика

Гигиена приготовления пищи. Хранения продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Определение срока годности.

Приготовление пищи. Ужин. Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов.

Сервировка стола к ужину.

Практические работы

Варка макарон, картофеля, приготовление каши на воде и молоке, пюре, запеканок (из творога и других продуктов).

Оформление готовых блюд.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны иметь представление

о режиме питания

Учащиеся должны знать:

способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей;

санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком;

правила пользования электроплитой;

определения доброкачественности продуктов и сроков их хранения;

правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него;

различные меню ужина.

Учащиеся должны уметь:

отваривать макаронные изделия;

варить кашу на воде и молоке;

отварить картофель и готовить пюре;

оформлять готовые блюда;

сервировать стол к ужину с учётом различных меню.

СЕМЬЯ

Тематика

Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и т.д.).

Личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны иметь представление

о понятии «семья»;

о составе семьи;

о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

Учащиеся должны знать:

состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников;

место работы и должность родителей;

правила поведения в семье.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Тематика

Поведение в общественных местах (кино, театре, музее, библиотеке).

Поведение при посещении массовых мероприятий.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;

правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.

Учащиеся должны уметь:

культурно вести себя в театре, залах музея, читальном зале;

правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.

ЖИЛИЩЕ

Тематика

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пылесос.

Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход).

Уход за полом. Средства по уходу за полом.

Практические работы

Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним. Мытьё полов.

Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, пересадка.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

гигиенические требования к жилому помещению;

правила и последовательность прове­дения сухой и влажной уборки;

санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при рабо­те с пылесо­сом;

назначение комнатных растений, уход и допустимое количество их в квартире.

Учащиеся должны уметь:

производить сухую и влажную уборку помещения;

чистить ковры, книжные полки, батареи;

ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;

ухаживать за комнатными растениями.

ТРАНСПОРТ

Тематика

Основные транспортные средства.

Пользование городским транспортом. Оплата проезда на городском транспорте

Маршруты пе­редвижения в разные точки поселка, в ближайшие населенные пункты.

Пригородные поезда. Расписание.

Экскурсия

Экскурсия на вокзал (станцию).

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

основные транспортные средства, имеющиеся в городе, поселке;

виды междугородного транспорта;

стоимость проезда на транспорте

порядок приобретения билетов

Учащиеся должны уметь:

выбирать мар­шруты при передвижении по поселку.

ТОРГОВЛЯ

Тематика

Продовольственные и специализированные продовольственные магазины.

Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров.

Экскурсия

Экскурсия в специализированный продовольственный магазин.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

основные виды продовольственных магазинов, их отделы;

виды специализированных продовольственных магазинов;

виды и стоимость различных товаров;

порядок приобретения товаров.

Учащиеся должны уметь:

подбирать продукты к ужину с учётом различных меню;

обращаться к продавцу, кассиру.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Тематика

Основные средства связи (почта, те­леграф, телефон).

Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денеж­ные переводы, телеграммы).

Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные). Порядок отправки писем различных видов. Стоимость пересылки. Написание адреса и индекса на конвертах.

Телеграф. Виды теле­графных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм.

Практические работы

Написание адреса и индекса на кон­вертах.

Экскурсия

Экскурсия на почту, телеграф.

Учащиеся должны иметь представление

о назначении основных средств связи;

о порядке отправки писем, посылок, бандеролей, денежных переводов, телеграмм.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

основные средства связи; виды почтовых отправлений;

виды телеграфных услуг.

Учащиеся должны уметь:

записывать адреса с индексом на конвертах.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Тематика

Медицинские учреждения: по­ликлиники, апте­ки, диспансеры, больницы. Их назначение. Работники медицинских уч­реждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский пер­сонал, регистраторы, работники аптеки).

Виды медицинской помощи: довра­чебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный приём, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом.

Использование различных видов медицинской помощи.

Экскурсия

Экскурсия в аптеку.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны иметь представление

о назначении поликлиники, аптеки, диспансера, больницы;

о порядке записи к врачу, приобретения лекарств, вызова «скорой помощи», о порядке вызова врача на дом;

об отличии медицинского обслуживания на дому от амбулаторного приёма и амбулаторного лечения от стационарного.

Учащиеся должны знать:

виды медицинской помощи;

функции основных врачей-специалистов.

Учащиеся должны уметь:

записываться на прием к врачу;

вызывать врача на дом;

Ожидаемые результаты определены по темам, с учетом возможностей и индивидуальных особенностей учащегося, что способствует развитию личности в целом, и коррекции и тренировке отдельных функций ребенка.

Планируемый образовательный результат формируется поэтапно на следующих уровнях:

начальный уровень – формирование элементарного представления о навыке, которое используется в конкретной деятельности, при устном упоминании, навык применяется в совместной деятельности с педагогом или взрослым;

достаточный уровень – ребенок имеет, представление о навыке использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на уроках, в незнакомой ситуации (не «проигранной» на уроках) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык; навык применяется при контроле или частичной помощи педагога или взрослого, использование знаков.

Учебно - методическое и программное обеспечение

Методические пособия для учителя:

1. С.П. Дерябина Социально-бытовая ориентировка, 5-9 классы. Контрольно- измерительные материалы: вариативные тестовые задания - Волгоград: Издательство «Учитель»-98с.

2. С.А. Львова. Пособие для учителя. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки, 5-9 классы. – М.: Издательство «ВЛАДОС», 2018.-136 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

3.Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителей под редакцией А.М. Щербаковой, М. 2003.

4.В.А.Зырянова, И.А. Хаминова Подготовка младшего обслуживающего персонала, 6 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида по курсу «Технология», Самара, Современные образовательные технологии, 2013.-144с.

Учебные пособия для учащихся:

З.Н. Миронюк, Н.А. Ивершина Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: Гуманитарный изд.центр «ВЛАДОС», 2018.-40с.:ил.

Дидактический материал

1. Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами.

2.Сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.

3.Специально подобранные предметы, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения».

ТСО

Компьютер

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:

компьютерные презентации по темам уроков;

интерактивные физминутки.

Электронные образовательные ресурсы

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ -  Министерство образования и науки Российской Федерации 

http://www.uznai-prezidenta.ru/ Детский сайт Президента Российской Федерации 

http://www.en.edu.ru - Естественнонаучный образовательный портал  

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал 

http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей» 

http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 

www.nachalka.info/ru - Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия

www.nachalka.com. - Начальная школа детям, родителям, учителям

www.school-collection.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.edu.ru/ -  Федеральный портал «Российское образование»

http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей 

Сайт «Инфоурок»

Сайт для педагогов «Международное сообщество педагогов».

4.3 Нравственное развитие

Задачи:

-формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится Организация;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному;

начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания ―

стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;

представления о правилах этики, культуре речи

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

элементарные представления об основных профессиях;

уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;

проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;

формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;

развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);

закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

4.4.Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

пробуждение в желании заботиться о своем здоровье (формирование за­ин­те­ре­сованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового об­раза жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и об­ще­ния;

формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

соблюдение здоровье созидающих режимов дня;

развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Создание экологически безопасной, здоровье сберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.

Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.

Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

Работа с родителями (законными представителями).

Просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.

5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.


Классный руководитель, учитель обучения на дому, учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог.

6. Программа сотрудничества с семьей.

Программа направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка инвалида путем организации и проведения различных мероприятий.


Направле ния работы

Задачи

Формы работы с семьей

Частота и срок исполне ния

1

Информационная деятель ность

Обеспечение родителей необходимой информацией по вопросам обучения и воспитания, нормативному регулированию вопросов коррекционной и образовательной деятельности.

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Общешкольные родительские собрания



Родительские собрания для учащихся с УУО

Знакомство родителей с планом мероприятий школы-интерната на предстоящий учебный год.

Стенды для родителей в школе и интернате;

Информация на сайте школы-интерната.

Индивидуальные консультации родителей

4 раза в год по плану работы

Сентябрь



Октябрь





Регулярно





По запросу

2

Диагности ческая деятель ность

Изучение социального состава семьи.

Получение дополнительной информации об особенностях поведения и коммуникации ребенка в семье.

Диагностика методов семейного воспитания

Выявление образовательных потребностей родителей, уровня их осведомленности в области развития, воспитания и обучения их детей, получение обратной связи о качестве образовательного процесса в группе.

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Домашнее визитирование







Анкетирование.

Тестирование.









Опрос.


Сентябрь,

Апрель





Ноябрь

Октябрь, май







Апрель


3

Педагоги ческое просвеще ние родителей.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в образовательном процессе.

Информирование родителей по медицинским, социальным, психолого-педагогическим и правовым аспектам оказания помощи детям с нарушениями развития.

Наглядная педагогическая информация (стенды).

Информация на сайте КГБОУ.

Родительские собрания.

Мастер-класс: «Поделки из природных материалов «Дары осени»

Круглые столы

Индивидуальное консультирование.

Подготовка памяток для родителей по воспитанию детей-инвалидов в семье;

Тематические семинары.

«Реализация СИПР в домашних условиях»

«Формирование социально – бытовых навыков».

«Организация свободного времени дома»

Сентябрь



В течение учебного периода

Сентябрь





По запросу

Ноябрь



Октябрь

Январь



Май

4

Психологи ческая поддержка семьи

Способствование решению проблем, возникающих в семье, воспитывающих особого ребенка через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, детско-родительских отношений.

Индивидуальные консультации с психологом

Участие в занятиях коррекционной группы

Групповые тренинговые занятия для родителей по темам: «Навыки психической саморегуляции»,

«Сформированность эффективной коммуникации»,

«Планирования времени»

По запросу



Согласно расписа нию

Декабрь





Февраль



Апрель

5

Совместная деятель ность педагоги ческого коллектива группы и родителей

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

Участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку.

Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе, в проектной деятельности, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагогов – в глазах родителей.

Участие родителей во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции семей с детьми-инвалидами, включения членов семей обучающихся в мероприятия, расширению контактов ребенка и семьи, формированию доверительных отношений между участниками образовательных отношений.

Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией.

Участие родителей в разработке СИПР

Консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

Личные беседы родителей со специалистами школы-интерната.

Ежедневная связь родителей и педагогов через просмотр и записи в дневнике ребенка.

Присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов.

Выставки творческих работ.

Семейные праздники:

«Рисунки ко Дню матери»

«Моя мама лучшая на свете»

Проведение досугов, праздников:

Акция «Поделись добром» ко Дню пожилого человека

Неделя добрых дел «Доброта спасёт мир», приуроченная к международному дню инвалидов.

Спортивно-игровые программы.

Работа по благоустройству территории.

Сентябрь







Сентябрь

Ежемесяч но







По запросу



Ежедневно



По плану работы школы-интерната



Октябрь

Март







Октябрь



Декабрь





Согласно плана школы



7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

1.Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.



2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.



3. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения СИПР каждым обучающимся с умеренной умственной отсталостью по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.

Учитель:

_________________


Классный руководитель:

_________________


Учитель-логопед:

_________________


Учитель-дефектолог:

_________________


Социальный педагог:

_________________


Педагог-психолог:

_________________


Родители:

_________________


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.