Статья «Использование инновационных педагогических технологий в условиях современного детского сада»
Использование инновационных педагогических технологий в условиях современного детского сада
В связи с заключением Болонского соглашения в системе образования произошли серьезные изменения. Эти изменения коснулись и дошкольного образования. В соответствии с действующим Федеральным Государственным Стандартом для реализации воспитательно-образовательных задач и содержания образовательных областей сегодня необходимо внедрение инновационных подходов к организации участников образовательного процесса.
Это предполагает ориентирование на технологизацию образовательного процесса и активизацию развивающей функции образования, реализация которой обеспечивает становление личности ребенка, ориентируя педагога на его индивидуальные особенности и признание самоценности дошкольного периода детства.
Совмещение данных областей и противоречивость способов их реализации на практике требуют обобщения подходов, связанных с использованием инновационных педагогических технологий в условиях современного детского сада.
Метод проектов – это инновационная образовательная технология, направленная на развитие самостоятельной деятельности детей с целью получения определенного результата.
Эта технология интересна и полезна не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным.
Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Эффективность использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста наблюдаются в позитивных изменениях в познавательном развитии детей, личностном росте дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.
«Метод проекта» дает возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования.
Лэпбук- небольшая самодельная папка, формата А4, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Чтобы заполнить эту книжку-раскладушку, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей.
Создание лэпбука – целенаправленная деятельность для решения поисковых, исследовательских, практических задач по определенной теме. Алгоритм создания лэпбуа содержит все этапы реализации проекта: целеполагание, планирование, практическая часть, подведение итогов.
Создавая лэпбук, можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности (исследовательская, познавательная, продуктивная) и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Этот метод актуален и эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лепбук соответствует требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, пригоден к использованию одновременно группой детей; обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук – поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
В результате применения инновационных педагогических технологий в условиях современного детского сада, на выходе меняется уровень обученности и воспитанности детей (он существенно повышается), что доказывает их эффективность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кашлеев С.С. Технология интерактивного обучения. Минск, 2005
Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. М., 2006
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000