12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Орлова Елена Вячеславовна265
Россия, Самарская обл., Самара
8

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника. Поэтому в начальной школе возникает необходимость логопедических занятий. Общее недоразвитие речи, то есть несформированность всех компонентов устной речи (звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй, связная речь), является серьёзным препятствием для усвоения обучающимися программного материала. Если не устранять нарушение устной речи, то оно найдёт свое продолжение на чтении и письме. Кроме этого, у многих обучающихся с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная сформированность психических процессов (как вторичное проявление речевого дефекта): внимание, память, мышление. Их корреляция возможна в процессе устранения общего недоразвития речи (как первичного дефекта).

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности:

- позволяют привнести эффект наглядности в уроки и помогают детям, нуждающимся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме;

- позволяют сделать занятие привлекательным, современным, повысить мотивацию обучающихся и их активность на уроке;

- позволяют осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения;

- позволяют активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.

Поэтому, в своей профессиональной педагогической деятельности, наряду с традиционными методами и приёмами логопедического воздействия, я применяю информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии помогают совершенствовать процесс обучения детей, сделать его мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны: это работа с группой обучающихся и индивидуально. 

Наиболее часто используемые мною Интернет-ресурсы:

- «Мерсибо» (https://mersibo.ru/), где представлена широкая база интерактивных игр, которые позволяют решать задачи как по познавательному развитию, так и по речевому;

- «Логозавр» (http://www.logozavr.ru), на котором использую игры по формированию навыков фонематического анализа и развитию психических процессов;

- «Логопедические программы» (https://logoprog.ru) с онлайн играми для развития речи, тематическими подборками картинок и логопедическими играми-раскрасками.

Для преодоления общего недоразвития речи у обучающихся начальных классов мною были разработаны дидактические комплексы, которые состоят из мультимедийных презентаций, сгруппированных по темам и временам года: «Зимушка-зима», «Весна-красна», «Задорное лето».

Рисунок 1. Дидактические комплексы

t1594793453aa.png

Содержание каждого комплекса направлено на развитие и коррекцию устной речи:

- уточнение и обогащение словарного запаса;

- упражнение в использовании грамматических категорий;

- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

- автоматизацию и дифференциацию звуков;

- развитие связной речи.

В презентациях используется лингвистический материал, предусмотренный лексическими темами дидактического комплекса.

Рисунок 2. Лексические темы дидактических комплексов

t1594793453ab.png

В презентациях использованы:

- изображения (предметные, сюжетные, силуэтные и контурные), соответствующие младшему школьному возрасту и особенностям восприятия обучающихся;

- идентичные настройки оформления и анимации, что позволяет лучше воспринимать материал;

- аудиозаписи и звуковые эффекты, для воздействия не только на зрительный анализатор, но и на слуховой;

- гиперссылки и триггеры, которые делают игры интерактивными (дети могут сами выбрать на какую картинку им нажать, они становятся активными участниками игры), а также экономят время (выбор игры через содержание, переход из игры в перечень игр и на следующую игру, всплывающие лингвистический материал и инструкция).

Хочу отметить, что разработанные комплексы использую как на индивидуальных, так и на групповых логопедических занятиях. Их применение позволяет поддерживать интерес к уже знакомым играм, а также эффективно воздействовать на разные стороны устной речи обучающихся.

Использование мультимедийных средств на логопедических занятиях не меняет методов работы (использование наглядного и пояснительного материалов), но значительно углубляет и расширяет качество и объем информации, преподносимой детям.

Из опыта работы можно утверждать, что проведение занятий, включающих компьютерные интерактивные игры, повышает осознанность усвоения знаний детьми, мотивацию, улучшает самооценку каждого ребенка через систему объективной оценки (например, сказочным героем), помогает заметить ошибки и исправить их в занимательной форме. После проведения занятий обучающиеся обсуждают игру, героев, что увеличивает речевую активность, повышают мотивацию к межличностному общению.



Литература

Волкова Л. С. Логопедия. М., 1995.

Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Севастьянов В.В., Морозов М.Н., Шуварова С.В., Кудашева К.Н.. Применение мультимедиа технологий в реабилитации детей с нарушениями высших психических функций // Материалы первого всероссийского научного форума «Инновационные технологии медицины XXI века» «Медицинские компьютерные технологии». - Москва, 2005, с. 237-239.

Севастьянов В.В., Морозов М.Н.. Мультимедиа технологии в обучении детей с речевыми и нейросенсорные нарушениями // Труды юбилейной научно-технической конференции. - Рязань, 2003 г., с. 59-60.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».



Приложение

Содержание дидактического комплекса «Зимушка – зима»

t1594793453ac.png

Содержание дидактического комплекса «Весна-красна»

t1594793453ad.png

Содержание дидактического комплекса «Задорное лето»

t1594793453ae.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ватолина Светлана Анатольевна, 17.08.20 в 18:20 0Ответить Пожаловаться
Елена Вячеславовна, поздравляю с первой Победой в конкурсе на сайте!!!
Паненкова Ирина Михайловна, 25.08.20 в 19:47 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе, Елена Вячеславовна! Так и дальше держать!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.