Предварительный просмотр презентации
Государственное казённое общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа» (ГКОУ С(К)Ш) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СМЫСЛОВОГО СООТНЕСЕНИЯ, КАК СРЕДСТВА ОБЛЕГЧАЮЩЕГО ЗАПОМИНАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребёнка так, что слово оказывается мощным фактором, формирующим психическую деятельность и создающим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления и действия.» А.Р. Лурия
Искажение логической зависимости явлений (неправильное установление связей лиц, явлений, предметов, нечёткое, поверхностное понимание контекстных связей, неадекватное проявление прошлого опыта, стереотипное окончание рассказа, не соответствующее общему смыслу передаваемых событий). Обеднённость речи, её недостаточная выразительность (редкое использование образных средств языка, слов, обозначающих качество предмета или действия, однообразие и примитивность синтаксических структур). Нарушение полноты и развёрнутости высказывания, построение рассказа по типу ситуативной речи, фрагментарность изложения, пропуск частей рассказа, сокращение количества действующих лиц и мест действия. Нарушение последовательности воспроизведения событий (хаотичность излагаемой информации, неоднократное возвращение к ранее сказанному).
За счет получаемых новых сведений старые обогащаются, уточняются, дополняются. За счет других – часть зафиксированных в памяти следов стирается, тускнеет, иногда совсем вытесняется из памяти, и при повторном восприятии данные сведения воспринимаются как абсолютно новые, ранее неизвестные.
Процесс воспроизведения – один из основных процессов памяти по припоминанию, который требует напряженной, активной, четко организованной работы, речевой деятельности при актуализации материала, а также мыслительной деятельности по анализу и выбору необходимой информации, поэтому существует ряд приемов, облегчающих запоминание и последующее воспроизведение материала. Один из таких приемов – это прием смыслового соотнесения. Цель – развить у ребенка память, речь, мышление, понимание других людей. Задания строятся таким образом, чтобы не «натаскать» ребенка на определенных упражнениях, а научить его как делать; т.е. передать способ действия. ПИРАМИДКА
Методика обучения запоминанию с помощью приёма соотнесения I этап работы. Даны пары (картинка и слово). Посмотри на них и запомни. Затем закрывают слова (левый столбик) и , глядя на картинки , называют слова. ЯБЛОКО ЦВЕТОК ДОЖДЬ РЫБА
II этап работы. Даны слова, сделай схематичный рисунок к каждому слову, чтобы потом, глядя на него, это слово вспомнить, (рисунок должен быть простой). После того, как все нарисовано, нужно закрыть левый столбик и, глядя на рисунки, вспомнить слова. ТЕЛЕВИЗОР ЛИМОН ОБЛАКО АРБУЗ
III этап работы. Теперь образуем связи (ассоциации) между словами. Можно рисовать предметы или детали предметов, логически связанные с данным словом. ЛЕС ОСЕНЬ ЗАЯЦ
IV этап работы. Этап запоминания сочетания слов (фразы). ПЛОХАЯ ОТМЕТКА НОВЫЙ ГОД ПУШИСТЫЙ КОТ
V этап работы. Запоминание целых предложений. КУРИТЬ –ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ. ВИТЯ НЕ ЛЮБИТ КАШУ. МАША ЛЮБИТ ЯБЛОКИ, АПЕЛЬСИНЫ.
VI этап работы. Использование рисунков для пересказывания текста, стихотворения. Обчающиеся сами могут рисовать, а можно заранее подготовить упрощенный рисунок (пиктограмму) к тексту. «ОСЕНЬ» К. Бальмонт (5 КЛАСС) Поспевает брусника. Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее.
Образец рисованного плана По рассказу Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка» (5 класс) I часть. Отлёт птиц. II часть. Встреча утки и зайца. III часть. Старая знакомая. IV часть. Опасность близка. V часть. Спасение уточки.
Образец использования рисунков для пересказа текста У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. Кошка съела и сало, и мясо, и молоко. «Плохой сторож»