Статья «Использование мобильных устройств на уроках математики»
Использование мобильных устройств на уроках математики
Содержание
1. Введение
2. Использование мобильных устройств на уроках математики
3. Полезные программы мобильных устройств
4. Плюсы и минусы использования мобильных устройств на уроке
5. Заключение
6.Список используемых ресурсов
1.Введение
В 2016 году проводилось крупное исследование, касающееся детских мобильных игр и развивающих приложений. В ходе исследования выяснилось, что больший процент детей в возрасте от 3 до 10 лет играет в игры и использует обучающие приложения на смартфоне или планшете. Более того, к 10 годам практически каждый ребёнок, живущий в России, уже имеет свой собственный смартфон или планшет. Сейчас практически каждое мобильное устройство может быть использовано в образовательном процессе. Просто необходимо научить учителей и учеников к безопасной работе с мобильными устройствами - это быстрый поиск информации, работа с электронными учебниками, использованию специальных математических приложений, совместной работе над проектами, проверке своих знаний тестированием.
Объект исследования
Различные математические приложения для планшетов и смартфонов.
Предмет исследования
Развитие информационной компетентности учащихся и учителей через использование мобильных устройств на уроках.
Гипотеза исследования
Применение мобильных устройств на некоторых этапах урока математики позволит учителю повысить познавательный интерес учащихся, научит добывать необходимую информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач, а также научит самооцениванию и самоконтролю.
Цель — Повышение интереса и эффективности уроков математики за счет использования привычных для учащихся мобильных устройств.
Задачи:
1. Изучить различные математические приложения для мобильных устройств;
2.Научить детей грамотно использовать мобильные устройства, пользуясь информационной безопасностью;
3.Рассмотреть все плюсы и минусы использования мобильных устройств на уроках;
Для решения поставленных задач мною использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта преподавания математики с использованием мобильных устройств;
2. Анализ нового государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
3.Анализ литературы о влиянии использования мобильных устройств на здоровье детей;
4.Проведение занятий с использованием мобильных устройств;
5.Диагностика и мониторинг учебного процесса;
Ожидаемые результаты:
1.Повышение качества образования в школе;
2.Личностный рост ученика и профессиональный рост ИКТ- компетентности учителей;
3.Расширение информационного пространства;
2. Использование мобильных устройств на уроках математики
Если говорить о возможности применения смартфона или планшета на уроке математики, то необходимо отметить, что в зависимости от типа приложения, определяется возможность использования его на уроке:
-В части объяснения нового материала (на момент поиска новых законов и правил математики),
-В части отработки и закрепления полученных знаний,
-А также для самостоятельной работы и самопроверки.
3. Полезные программы мобильных устройств
На уроках алгебры и геометрии возможно применение следующих приложений для мобильных устройств:
1. Широкое применение приложения Adobe Reader во время работы на уроке позволяет обеспечить ученика необходимой дополнительной учебной литературой и справочными материалами, что является здоровьесберегающим фактором (ученики освобождаются от необходимости носить тяжелые учебники в школу).
2.«Математика» – отработка действий с положительными и отрицательными числами. Переход от более простого уровня к сложному и увеличение скорости на прохождение заданий определяет быстроту счета ученика и мотивирует на отработку вычислительных навыков.
3. «Король математики» – работа с различными разделами математики на скорость (от арифметики до математической статистики). Задания так же дифференцированы по уровню сложности. Кроме того, в приложении предусмотрена работа в книгах «Смешанное», где собраны задания из пройденных ранее книг с заданиями.
4. «Формулы» – содержит все формулы курса алгебры и геометрии. Это приложение целесообразно применять на уроках в ходе отработки умений применения формул, а также для само и взаимопроверки.
5. “FreeGraCalc”, “Desmos”, “QuckGraph+” позволяет строить графики различных функций, а так же области, задаваемые системой уравнений, определять точки пересечения графиков нескольких функции, изучать движение графика функции вдоль осей координат и т. д.
6. “GeometryPad” – приложение, которое позволяет работать с системой координат и строить плоские фигуры. Программа позволяет проделать, например, такую цепочку действий: нарисовать прямоугольный треугольник; провести биссектрису угла; нарисовать окружность с центром в точке, где биссектриса пересекает сторону треугольника и радиусом равным длине биссектрисы.
7. “TriangleSolve” – позволяет проводить отработку умения применять условие существования треугольника, нахождение площади треугольника, а так же изучение видов треугольников.
8. “iCrosss” – приложение для построения сечений различных объемных фигур, возможность посмотреть фигуру в пространстве, а также определить тип фигуры, полученной в сечении многогранника.
9. Интерактивные модули, созданные в learningapps.org – приложении Web 2.0, которое помогает разнообразить скучные отработки вычислительных навыков на уроках математики, внося элементы игры, соревнования.
10. QR Coder.ru – Генератор QR кодов. QR код – это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например: текст задачи, ответ, ссылку на сайт или картинку и т.д.
11.Во внеурочной деятельности возможно использование приложения «Смекалка» – решение логических, ситуационных и нестандартных задач.
4. Плюсы и минусы использования мобильных устройств на уроке
Плюсы использования мобильных устройств
Развитие внимания и мелкой моторики.
Экономят время на уроке.
Позволяют разнообразить скучные уроки, внося элемент игры.
Можно быстро находить нужную информацию и обучаться.
Организация групповой и индивидуальной деятельности.
Общение с учащимися из других стран, вместе можно делать различные проекты.
Наглядность, интерактивность, мобильность.
Позволяют отказаться от раздаточного материала.
Здоровьесберегающий фактор
Снимают психологическую нагрузку.
Помогают ученику творчески развиваться.
Минусы использования мобильных устройств
Потеря времени, ученики отвлекаются.
Дети легко могут обмануть.
Ухудшение зрения, болезни позвоночника.
Негативное влияние на центральную нервную систему.
Лишают живого общения с окружающими.
Отсутствие цензуры.
Вирусы и мошенники.
Социальный статус ребенка.
Учителя, при использовании мобильных устройств на уроках, должны руководствоваться следующими правилами:
1.Проверять целесообразность использования того или иного мобильным устройством, ресурсов;
2.Учить детей медиа грамотности, безопасном поведении в сети Интернет;
3.Соблюдать санитарно-гигиенические нормы;
4.Проводить гимнастику для глаз и физкультминутки;
5.Чередовать работу за мобильным устройством и с учебником;
6.Основную часть времени отдавать вербальному взаимодействию учащихся с учителем.
7.Развивать психические, физические, интеллектуальные, нравственные сферы личности вместо овладения только объемом знаний.
Заключение
21 век – время информационных технологий и массовой информации, доступной для всех. Новые технологии активно вторгаются не только в жизнь взрослых, но и детей. Поскольку современные мобильные устройства широко и плотно вошли в жизнь человека, то их рациональное использование позволяет экономить время на уроке, повысить интерес к математике, а так же стать важным инструментом в формировании универсальных учебных действий ребенка.
Если ученики заняты делом, если показать им интересное приложение, то есть направить их заинтересованность в нужном направлении, то мобильные устройства очень даже запросто вписываются в учебный процесс и становятся ценными помощниками, значит:
- Современные мобильные устройства позволяет учителю и ученику «быть на одной волне», что немаловажно в современном мире, дает возможность ребенку развиваться творчески, работать с большими объемами информации, анализировать, делать выводы и обоснованно приходить к выбору.
- Очень важно каждому учителю найти место в уроке для применения современной технологии обучения, учитывая рациональное использование мобильных устройств в образовательном процессе, поскольку для большинства детей это – «игрушка», а не средство обучения.
По итогу статьи, можно сказать, что использование мобильных устройств на уроке показывают увеличение качества знаний учащихся по математике и рост мотивации к изучению предмета по сравнению с классами, в которых образовательный процесс шел по традиционной программе.
6.Список используемых ресурсов
1.http://www.babylessons.ru/sovremennye-gadzhety-v-pomoshh-shkolniku
2.http://nsportal.ru/lpm/gadzhety-v-shkole-vse-za-i-protiv
3.http://www.kleo.ru/items/kids/gadzhety_i_deti.shtml
4.http://www.drofa.ru/news/684.htm
5.http://wosh.moy.su/index/deti_i_gadzhety/0-96
6.http://didaktor.ru/mogut-li-pomoch-mobilnye-telefony-obrazovaniyu
7.http://lib.komarovskiy.net/deti-i-gadzhety-sovety-pediatrov.html
8.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010.
9.Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.Ч. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014.
10.Сапегина И.В. Организация процесса обучения математике в 5-6 классах, ориентированного на понимание: дис. канд. пед. наук / И.В. Сапегина. - СПб., 2002.
11.Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174 (дата обращения: 27.03.2016).
12.Казакова М. С. Применение современных гаджетов на уроках математики как средство формирования универсальных учебных действий школьника // Концепт. – 2015. – Современные научные исследования. Выпуск 3. – ART 85683. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85683.htm. – ISSN 2304-120X.