Использование приёмов модульной технологии в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся
Тема: «Использование приёмов модульной технологии в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся»
Любой ребёнок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу России. Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания от учителя, но и уметь самому добывать их и пользоваться ими в жизни.
Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые смогли бы заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Именно общественные дисциплины призваны наиболее полно подготовить ребёнка к социализации, успешной жизни в обществе. Поэтому в первую очередь необходимо говорить о практикоориентированности обществоведческих курсов. С моей точки зрения, современный урок должен быть гибок, динамичен, актуально способен решать любые задачи, выдвигаемые обществом – всесторонне развивать личность учащихся. Такими уроками, я считаю, являются уроки, построенные с использованием модульной технологии, характерной особенностью которых является активная, самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии являются:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- паритетные отношения учителя и ученика;
- возможность работы ученика в парах;
- возможность работать в индивидуальном темпе;
- «мягкий контроль» в процессе освоения материала.
Проблема:
использование традиционной технологии обучения не учитывает разницу в уровне развития детей и их образовательные потребности, и соответственно, от этого страдает процент качества и обученности учащихся, а потенциал модульной технологии даёт возможность учитывать индивидуальные особенности и успешно пройти (завершить) индивидуальные образовательные маршруты.
Модульная технология создаёт условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения. Здесь налицо и здоровьесберегающий эффект, так как ученик, осознавая свои возможности, способен самостоятельно выбрать для себя вариант обучения, рассчитывая на высокий результат. Это повышает его самооценку, уверенность в свои силы, создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Он не будет испытывать страх перед тем, спросят ли его на уроке или нет, так он сам определит время сдачи зачёта или другой формы контроля.
2. Методические рекомендации по применению приёмов модульной технологии на уроках предметов обществоведческого цикла
Теория модульного обучения подробно изложена в работах И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене и других. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.
Ученик имеет у себя инструкции, в которых определены:
- цель усвоения модуля;
- где найти учебный материал;
- как овладеть им;
- как проверить правильность выполнения задания, контроль определяет степень усвоения учебного материала.
Роль учителя заключается в следующем:
- составление модулей, инструкций;
- уточнение способов работы с ними;
- контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:
- законченный блок информации;
- целевую программу действий ученика;
- рекомендации (советы) учителя по её успешной реализации – методическое руководство по достижению дидактических целей.
Каждый элемент модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть много – максимальное количество – шесть, обязательны следующие УЭ:
УЭ – 0 – комплексная дидактическая цель изучаемой темы, введение в тему;
УЭ – 1 – входной контроль знаний, умений, навыков (проводить перед каждым модулем, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе, при необходимости проводить коррекцию);
УЭ – 2 – работа с новым материалом (в паре, в группе, отработка нового материала);
УЭ – 3 – текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (выявление пробелов, их устранение сразу, самоконтроль, взаимоконтроль);
УЭ – 4 – выходной контроль, который показывает уровень усвоения модуля;
УЭ – 5 – выбор домашнего задания;
УЭ – 6 – рефлексия (обратная связь, самооценка работы с учётом оценки окружающих).
Модуль любого порядка включает контроль выполнения задания, за усвоением знаний обучающихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. В данной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Для составления модульного урока я пользуюсь следующим алгоритмом:
- определяю место модульного урока в теме;
- формулирую тему;
- определяю и формулирую интегрирующую цель урока и конечных результатов;
- подбираю необходимый фактический материал;
- отбираю методы обучения – проблемные, практические, исследовательские, самостоятельная работа;
- планирую формы организации проверки – индивидуальные и групповые;
- делаю разбивку темы на отдельные логически завершённые УЭ (учебные элементы).
Каждый учебный элемент – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
Рекомендуемая последовательность занятий по блок-модулю
1. Обзорная лекция, в том числе видео лекция.
2. Работа с основными понятиями.
3. Обзорное обучение: работа с учебником, опорным конспектом.
4. Выполнение упражнений для алгоритмического освоения умений
(таблицы, логические схемы, опорные конспекты).
5. Развивающий тренинг в форме активного семинара
6. Повторение темы, консультации.
7. Тестирование.
Сводная ведомость заданий и контроля по блок-модулю № 1
№ п/п, фамилия, имя | Практическое занятие № 1 | Практическое занятие № 2 | Активный семинар | Реферат По теме | Тест | Зачёт Общая оценка |
| | | | | | |
| | | | | | |
Карта самоконтроля учащегося
Тема урока | Момент урока, вызвавший интерес | Что не понравилось на уроке | Моя активность | Самооценка | Предложения |
| | | | | |
Используемая литература:
1) Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000
2) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004
3) Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. – М.. 1995
4) Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001
5) Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие.– М.: Народное образование, 1996
6) http://www.refcity.ru/content/22189.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Право. 11 класс. Блок № 1 «Гражданское право»
Блок-модуль темы: «Предпринимательская деятельность и её регламентация»
Блок - модуль № 3
№ УЭ | Название учебных элементов | управление обучением | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 0 Общая цель урока | Цель: подвести учащихся к пониманию смысла предпринимательской деятельности. Знать: положительные и отрицательные стороны предпринимательской деятельности; правовые средства государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности Уметь: составлять классификацию юридических лиц решать правовые задачи | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: Проверить исходный уровень знаний по теме. Задание. I. Ответьте на вопросы теста: Предпринимательство это: 1. самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли 2. деятельность, которая ограничивается экономической составляющей пропорциональной желанию клиента 3. деятельность, приносящая доход в независимости от обстоятельств использования предпринимательских способностей В основу правового регулирования предпринимательства положен ряд основных принципов, выберите 3 основные: 1. Принцип добросовестной конкуренции 2. Принцип многообразия форм собственности 3. Принцип свободной экономической деятельности 4. Принцип эффективности вложения средств 5. Принцип взаимопонимания и исполнения скоротечных целей Ответ: ___________ Участников предпринимательского права называют: 1. объекты 2. субъекты 3. лица 4. эмитенты 4. Минимальное число участников ООО может быть: 1. один 2. два 3. четыре 4. три 5. Полное товарищество это: 1. когда участники отвечают половиной своего имущества и полностью юридически 2. когда участники отвечают полностью за долги товарищества, а также друг за друга 3. когда помимо участников, есть еще и участники вкладчики, которые несут еще большую ответственность 6. Кто из ниже перечисленных не наделен правом собственности на имущество: 1. открытое акционерное общество 2. унитарное предприятие 3. товарищество 4. кооператив 7. ЗАО от ОАО отличается: 1. тем, что акции распределяются только среди участников 2. тем, что количество уставного капитала в ЗАО больше, чем в ОАО 3 тем, что управлять ЗАО может только лицо в возрасте от 35 лет 8. Учредительный договор это: 1. соглашение 2. соглашение между двумя сторонами 3. соглашение двух и более сторон II. Проверьте правильность выполнения задания. III. Определите уровень ваших знаний по схеме: 8 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5» 7, 6 правильных ответов – средний уровень знаний – «4» 5, 4 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3» менее 4 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2» IV. Проанализируйте свои ошибки. | Письменно в тетради записать ответы теста. Взаимопроверка: - выполнив тест, поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте тест. - посмотрите эталон на доске | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 2 Изучение нового материала | Работа с учебником. 2.1. Ответить на вопрос: - Что такое предпринимательская деятельность? 2.2. Человек задумал открыть своё дело. Какие знания в области права ему будут необходимы? Свой ответ аргументируйте. 2.3. Заполните таблицу:
| Смотрите учебник, стр. 34 - 37 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 3 Изучение нового материала | Организационно-правовые формы предпринимательства: 3.1. Ответьте на вопрос: в чём выгода создания юридического лица? ………………………………….. ………………………………….. 3.2. Составьте классификацию юридических лиц и их краткую характеристику. 3.3. Составьте план-перечисление вопроса:
Правовые средства государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: ………………………………… ………………………………… …………………………………. …………………………………. | Смотрите учебник, стр. 37 Смотрите учебник, стр. 38 - 42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 4 Выходной контроль | Цель: обобщить полученные знания Закрепление знаний и способов действий: 6*. Доп 1. Дополните схему:
7. 9.
2. Словарная работа. Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям:
Ответ:
| Письменная работа на контрольном листе. Эталон на доске. Взаимоконтроль. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 5 Домашнее задание | Цель: Закрепить полученные на уроке знания. Задание I уровня: Уметь аргументировано ответить на поставленные в модуле вопросы. Задание II уровня: Заполните таблицу:
Задание III уровня: Напишите эссе. Из предложенных высказываний выберите одно и изложите по этому поводу свои мысли. «Торговля влияет на право, а право – на торговлю». (Римское юридическое изречение) «Юридические лица, как и лица физические, могут зарабатывать». (Римское юридическое изречение) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 6 Рефлексия | Цель: оценить свою работу на уроке | 1. Удовлетворён ли я своей работой на уроке? Почему? 2. Моя оценка урока. |