Чухломина Елена Ивановна, учитель математики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»
город Котлас Архангельской области
Использование QR-кодов на уроках математики
Место привычной доски с мелом на современном этапе заняли интерактивные доски и монитор компьютера с соответствующим программным обеспечением. Но, к сожалению, в настоящее время часть образовательных учреждений недостаточно оснащены современной компьютерной техникой [3]. Поэтому необходимо искать возможности использования не только имеющейся материально-технической базы ОУ, но и того, что «мешает» процессу обучения, как правило, это телефоны учащихся, которые можно превратить в необходимый для учителя инструмент - помощник.
На наш взгляд, одним из эффективных средств, которое можно использовать в образовательном процессе, является QR – код.
Изначально он был разработан для автомобильной промышленности Японии, но в последние десятилетия QR-коды получили широкое распространение во многих областях жизнедеятельности человека. Их можно встретить на плакатах, визитках, билетах, памятниках архитектуры и истории. Коды наносятся практически на все товары, их размещают в рекламных буклетах и справочниках [2].
В настоящее время QR-коды становятся всё популярнее и активно внедряются в педагогическую деятельность.
Это современное информационное средство можно использовать в учебной деятельности, воспитательной и методической работе с учащимися, а также в работе с родителями.
На уроках QR-коды можно использовать на различных этапах. От постановки целей до домашнего задания.
С их помощью учащихся можно включать в различные формы работы - индивидуальные, парные и групповые. Выбранные формы зависят от количества гаджетов, которые может использовать учитель на уроке. QR-код это одно из направлений дополненной реальности. Он объединяет реальные параметры с виртуальными, поэтому может использоваться не только в электронном в виде, но и в формате раздаточного материала [1].
При помощи QR-кода можно зашифровать любую информацию. Таблица, схема, диаграмма или текст может быть расшифрован с помощью смартфона или планшета с установленным соответствующим приложением, которое имеется в свободном доступе в Play Мarket.
Для создания и использования QR-кода необходимо провести следующие действия:
Найти в сети Интернет генератор QR – кодов;
В любой поисковой системе ( google , yandex ) вы набираете название сайта qrcoder.ru или просто «генератор QR - кода»
Из предложенных вариантов, выбрать тот тип информации (цифровой, графический или текстовый), который необходимо закодировать;
Ввести в соответствующую строку генератора информацию, которую надо закодировать;
Выбрать кнопку: «Создать», «Сгенерировать» и код готов;
Скачать полученное изображение QR-кода и использовать его по своему усмотрению.
Использование QR-кодов облегчает учебный процесс, делает его увлекательным и необычным, повышает мотивацию к обучению и совершенствует уровень информационной компетентности учащихся, увеличивает личную заинтересованность учащихся в добывании знаний.
Приведем несколько примеров использования QR-кодов на уроках математики
QR- код | Применение (назначение) |
| Проект "Распечатай и реши". Сайт для подготовки к ГИА для обучающихся 9-11 классов |
| Справочные материалы по математике ОГЭ и ЕГЭ (базовый уровень) |
| Разгадай филворд: «Осевая и центральная симметрии» |
| Презентация: «Банкноты Банка России» для 5-6 классов |
| Высказывание |
Литература
Бурлуцкая Н.А. QR-коды как средство повышения мотивации обучения // Наука и перспективы. - 2016. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/qr-kody-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-obucheniya
Дахнов В.А. Использование QR-кодов вобразовательном процессе школы - Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-rkodov-v-obrazovatelnom-processe-954958.html
Кудакова Н.С., Корнилова С.С. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития математического мышления младших школьников//Общество, образование, наука в современных парадигмах развития: Сборник трудов по материалам Национальной научно-практической конференции/ Под общей редакцией Е.П. Масюткина, науч. редактор Т.Н. Попова. - 2020. - С. 203-207. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44304668_80908181.pdf