Мастер-класс «Обновление форм работы учителя-логопеда через применение инновационных технологий в рамках реализации ФГОС ДО»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 «Василёк»
Фестиваль педагогических идей в системе образования
Сысертского городского округа в 2023 году
“Реализация ФГОС на уровнях общего образования.
Обновление содержания и формы: ориентация на достижение качества»
Направление: Дошкольное образование, через применение инновационных технологий
Тема: «Обновление форм работы учителя-логопеда через применение инновационных технологий в рамках реализации ФГОС ДО».
Форма проведения: мастер-класс
Саляева Екатерина Александровна
учитель-логопед
Высшая квалификационная категория;
март 2023г.
Все чаще в специальной и коррекционной педагогике применяют помимо традиционных методов логопедического воздействия нетрадиционные методы терапии, которые помогают организовать занятия интереснее, разнообразнее и содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных форм, часто оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. Нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи у детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, за годы педагогической практики я пришла к выводу, что научить ребенка либо скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам, а применение нетрадиционных методов способствует этому.
Изучив литературу по данной теме, на своих занятиях я стала применять элементы таких инновационных технологий как кинезиотерапия, криотерапия, биоэнергопластика.
Рассмотрим каждую из этих технологий:
Кинезиотерапия - КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Возможности кинезиологии:
активизация работы стволовых отделов мозга;
ритмирование работы полушарий головного мозга;
успокоение и релаксация;
развитие межполушарного взаимодействия;
развитие межполушарных связей;
синхронизация работы полушарий;
развитие мелкой моторики;
развитие способностей;
развитие памяти, внимания, восприятия;
развитие речи;
развитие мышления;
устранение дислексии и дисграфии;
активизация мыслительной деятельности;
способствование восприятию и запоминанию информации.
Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети.
Занятия гармонизируют работу головного мозга, позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширяют границы его возможностей. Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения.
С целью применения данных упражнений на нашем логопункте был реализован проект «Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности».
Вот некоторые упражнения которые были использованы на занятих:
Упражнение «Колено – локоть».
Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивает причинно-обусловленный уровень мышления.
Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Упражнение «Крюки».
Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.
Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Упражнение «Лезгинка».
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Упражнение Ухо – нос – хлопок .
Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Дом-ёжик-замок-зайка-»
Дом. Пальцы рук соединить под углом, также соединить большие пальцы.
Ёжик. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
Замок. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
Предлагаю вам выполнить некоторые кинезиологические упражнения.
Применение этих и других кинезиологических упражнений значительно повысило эффективность логопедического воздействия.
Интересным и мало распространённым методом является криотерапия.
Криотерапия от латинского «крио» -холод, терапия – лечение, воздействие.
На сегодняшний день криотерапия -одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом
с целью развития тактильной чувствительности
и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга.
В связи с этим улучшается артикуляционная моторика,
произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами.
Эффект основан на изменении деятельности сосудов первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит попеременному сокращению и расслаблению мышц.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасения у родителей, Поэтому перед использованием этой методики нужно побеседовать с родителями и рассказать им о сущности процедуры, правилах её проведения и ожидаемом эффекте.
. Криотерапия не требует специального оборудования. Для ее проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в шашечках, специальных си силиконовых ёмкостях или подставках от шоколадных конфет.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Хочу сказать, что игры со льдом значительно улучшают движения кисти руки и, как следствие, стимулируют развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а так же происходит оздоровление организма. На логопедических занятиях игры со льдом можно легко использовать для отработки разных навыков (Отыскивание игрушек с определенным звуком в ёмкости с льдинками, отработка навыка согласования числительного и существительного в роде числе и падеже и т.д.)
Как учитель-логопед ещё я заинтересовалась таким новым и интересным направлением коррекционной работы, как биоэнергопластика. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, при условии их пластичности, раскрепощенности и свободы, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта в методах кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет достаточно быстро снизить и даже убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.
Работа в системе биоэнергопластики:
активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
стимулирует интеллектуальную деятельность;
развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
развивает артикуляционный аппарат;
формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
В коррекционной работе учителя-логопеда, с использованием биоэнергопластики, наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой логопата и педагога на протяжении всего занятия.
Таким образом, основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Коррекционная работа с применением метода биоэнергопластика вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода биоэнергопластика. Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться не только логопедами, но воспитателями в коррекционной работе.
Предлагаю вашему вниманию примерный комплекс артикуляционной гимнастики,направленный на постановку свистящих звуков с применением метода Биоэнергопластика, который мы сможем с вами выполнить сейчас.
При выполнении упражнений ребенок сидит на стульчике напротив логопеда. Руки ребенка разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 5 — 7 секунд. После выполнения каждого упражнения ребенку предлагается опустить руки и расслабиться.
Упражнение для языка «Бегемот» — упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;
Упражнение для языка «Улыбка» — пальцы сжаты в кулак;
Упражнение для языка «Трубочка» — пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;
Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.
Упражнение для языка «Лопатка» — кисти рук расслаблены и опущены;
Упражнение для языка «Желобок» — кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);
Упражнение для языка «Горка» — кисть руки принимает форму горки;
Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.
В заключение хочется отметить, что применение метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А также расширяет возможности проявления творчества педагога.
На мой взгляд, нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, и помогают достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с нарушениями речи. И на последок хотелось бы сказать – Играйте с детьми, верьте в силы своих воспитанников и результат не заставит себя ждать!