12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Осадчук Елена Егоровна44
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
0

Статья «Использование зрительных тренажеров и элементов цветотерапии в образовательном процессе на уроках химии»

Учеба школьников -это напряженная работа, поэтому школьники могут быть приравнены по условиям и характеру деятельности к работникам умственного труда. а умственный труд имеет свои особенности. Это и большое нервно- психическое напряжение. приводящее к утомлению и переутомлению, большое зрительное напряжение при рассматривании мелких деталей на близком расстоянии ( чтение и письмо). Еще в прошлом веке врачи начали применять термин "школьные болезни". Прежде всего к ним отнесли близорукость, нарушение осанки, неврозы. И с каждым годом процент детей, страдающих этими заболеваниями, увеличивается. Как же помочь детям сохранить, а лучше бы и укрепить здоровье в течение школьных лет? Одно из решений данного вопроса- это внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. И в первую очередь рассмотрим как можно организовать работу по профилактике нарушений зрения , из которых у учащихся наиболее часто наблюдается близорукость. Для тренировки основных зрительных функций человека- остроты зрения, цветового чувства, поля зрения я применяю зрительные тренажеры, которые представляют собой таблицы, составленные по аналогии числовых пирамид и таблиц Шульте. Таблицы Шульте -это квадраты размером 20-20 сантиметров, разделенные на 25 частей, в каждую из которых вписаны числа от1 до 25 в произвольном порядке. Упражнение с использованием этих таблиц состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице чисел по порядку натурального ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки. Среднее время выполнения задания составляет обычно более одной минуты. Задача состоит в том, чтобы добиться считывания таблицы не более, чем за 25 секунд. На применяемых мною таблицах вместо чисел вписаны знаки химических элементов. Учитель произносит название элемента или его произношение. В центральной клетке я ставлю знак кислорода. ( приложение №1)

Числовая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел, расположенных посредине. Каждое из них нумерует пару равноудаленных чисел расходящихся рядов. Упражнение заключается в том, чтобы фиксируя взгляд на числах среднего ряда, распознать числа, расположенные в расходящихся рядах. Для использования "числовых пирамид" на уроках химии я вместо двузначных чисел в расходящихся рядах вписываю формулы веществ. ( приложение №3) Тренажеры, составленные по аналогии с числовыми пирамидами, могут служить и дидактическим материалом, используемым на уроках для закрепления знаний. Например, при изучении в 8 классе тем " Основные классы неорганических соединений ", " Свойства оксидов, кислот, оснований, солей"

я предлагаю учащимся выполнить следующие задания:

1. С какими из перечисленных веществ левого( правого) ряда будет реагировать соляная кислота( гидроксид натрия)?

2. Между какими "парными" в таблице веществами возможна реакция? Напишите уравнения реакции.

3. Между какими веществами левого ( правого) ряда существует генетическая связь? Составьте цепочку превращений.

4. Используя какие вещества левого( правого) ряда можно получить нитрат натрия ( фосфат кальция) ?

5. Внимательно рассмотрите таблицу с двумя рядами формул веществ. Имеются ли несоответствия при распределении веществ попарно в рядах?

Выполнение упражнений с использованием тренажеров способствует расширению периферического зрения у учащихся, развивает у них внимание, логическое мышление и зрительную память.

Изучению психического статуса детей и подростков в последние 15-20 лет уделяется значительное внимание, так как с каждым годом увеличивается процент учащихся, имеющих различные психические расстройства и отклонения в психическом развитии. И надо отметить, что наблюдается выраженная тенденция роста психических расстройств у школьников за период обучения, так как ученики, обучаясь в школе, испытывают постоянные и достаточно серьезные умственные, психические и эмоциональные перегрузки, вызывающие состояние стресса, которое приводит к неврозам, а затем и к нервно-психическим расстройствам. С целью профилактики у учащихся нервно-психических расстройств я использую на уроках введение элементов по работе с цветом, так как между цветовым восприятием и работой органов и систем организма человека существует определенная взаимосвязь, а гармонично функционирующие органы и системы имеют излучения, соответствующие излучениям основных семи цветов цветового спектра Кроме того, учеными доказано влияние цвета на психоэмоциональную сферу человека. (приложение №2 , таблицы взяты из книги Ю. Г. Золотарева , "Целительные мудры ", издательство "Диля", 1999 год). В целом же повышение цветовой чувствительности является признаком снижения общего и мозгового утомления, поэтому с целью положительного влияния на психосоматику ребенка я использую на уроках таблицы, алгоритмы, опорные конспекты, выполненные с помощью всех основных цветов цветового спектра.

Приложение №1

N

B

Al

Au

C

Si

Mg

Cl

Pb

K

Ca

Fe

O

Ag

Zn

Ba

H

Br

Mn

F

Cu

S

Hg

P

Na


 

Приложение №2

Влияние цвета

на психоэмоциональную сферу человека.

Зеленый цвет- воздействует успокаивающе,

Красный цвет- возбуждает, делает человека разговорчивым, усиливает эмоции, ленивых делает более активными,

Желтый цвет- воспринимается левым полушарием мозга, поэтому положительно влияет на память и тем самым положительно влияет на учебу и приобретение общеучебных навыков; повышает настроение,

Синий цвет - расслабляет, успокаивает человека, защищает организм от инфекций и аллергии. излишне активные дети лучше учатся при синем цвете.

Таблицы, алгоритмы, опорные конспекты, выполненные с помощью всех основных цветов цветового спектра ведут к повышению цветовой чувствительности, что является признаком снижения общего и мозгового утомления.

Взаимосвязь цветового восприятия

и работы органов и систем органов человека.

Цвет

Эндокринная железа

Органы и системы органов

Красный

Надпочечники

Почки, позвоночный столб, нижние конечности, симпатическая нервная система

Оранжевый

Половые

Репродуктивная система, желудочно-кишечный тракт, селезенка, легкие, вегетативная нервная система

Желтый

Поджелудочная

Желудок, печень, желчный пузырь,

вегетативная нервная система

Зеленый

Вилочковая

Сердце, кровь. парасимпатическая нервная система, сосудистая система

Голубой

Щитовидная

Голосовой аппарат, бронхи, легкие, печень, парасимпатическая нервная система

Синий

Эпифиз

Ухо, горло, нос, левый глаз,

парасимпатическая нервная система

Фиолетовый

Гипофиз

Головной мозг, правый глаз

Лечебное действие сочетания цветов

Сочетание цветов

 

Действие

на организм

Белый и красный

   

Повышает энергетический потенциал

Синий и зеленый

   

Успокаивающий эффект

Зеленый и голубой

   

Снимает напряжение

Синий и белый

   

Успокаивает, придает чувство свежести

Черный и синий

   

Нормализует дыхание, снижает артериальное давление

Желтый и зеленый

   

Успокаивает нервную систему. Применяется для лечения органов дыхания.

Синий и красный

   

Снижает артериальное давление. Применяется для лечения органов дыхания.

Тест по теме "Химическая связь"

1. В аммиаке и хлориде бария химическая связь соответственно

1) ионная и ковалентная полярная

2) ковалентная полярная и ионная

3) ковалентная неполярная и металлическая

4) ковалентная неполярная и ионная

2. Вещества только с ионной связью приведены в ряду:

1) F2, СС4, КС1

2) NaBr,Na2O,KI

3) SO2,P,CaF2

4) H2S,Br2,K2S

3. В каком ряду все вещества имеют ковалентную полярную связь?

1) HCl,NaCl,Cl2

2) O2,H2O,CO2

3) H2O,NH3,CH4

4) NaBr,HBr,CO

4. Ковалентная неполярная связь характерна для

1) С12 2) SO2 3) СО                4) SiO2

5. Веществом с ковалентной полярной связью является

1) С12 2) NaBr 3) H2S 4) MgCl2

6. Веществами с неполярной ковалентной связью являются

1) вода и алмаз

2) водород и хлор

3) медь и азот

4) бром и метан

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.