Статья «Изготовление объёмных мягких кукол в русских народных костюмах как средство повышения мотивации к урокам профильного труда в школах для обучающихся с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 154 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» г. Пермь
«Изготовление объёмных мягких кукол в русских народных костюмах как средство повышения мотивации к урокам профильного труда в школах для обучающихся с ОВЗ».
Выполнила:
Учитель первой квалификационной категории
Косенко Алёна Геннадьевна
«Изготовление объёмных мягких кукол в русских народных костюмах как средство повышения мотивации к урокам профильного труда в школах для обучающихся с ОВЗ».
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Особое значение, данное право приобретает, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Всестороннее развитие личности детей данной категории, воспитание у них положительных черт характера, подготовка их к самостоятельной трудовой деятельности и успешной социальной адаптации в обществе являются ведущими направлениями в работе школ для таких обучающихся. Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с ограниченными возможностями, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.
Временные или постоянные отклонения в физическом и психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Вследствие чего с 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные цели введения стандартов:
-введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
-оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
-развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
Для детей с умственной отсталостью разработаны отдельные варианты АООП, предусмотренные ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями. Здесь учитывается тяжесть и глубина умственной отсталости, а также сочетание различных нарушений развития, и как следствие уровень готовности ученика к включению в образовательный процесс.
Основная цель реализации АООП:
-формирование основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его
подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Профильный труд, как важный и социально значимый предмет направлен на социально - трудовую адаптацию обучающихся с умственной отсталостью. Базируясь на предметно-практической деятельности, этот предмет играет большую роль в развитии ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Исходя из роли предметно-практической деятельности, можно говорить о том, что выполнение разнообразных видов работ обеспечивает разностороннюю и активную работу всех органов чувств, создаёт условия для умственного развития и, конечно, способствует формированию нравственных и эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.
Проблема
Не секрет, что количество детей с отклонениями в интеллектуальном развитии увеличивается, и причины данной проблемы различны. Это и влияние генетических факторов, вирусных и эндокринных заболеваний матери. Однако, в настоящее время, всё большую роль начинает играть снижение культурного и материального уровня населения, увеличение числа людей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, также ухудшение экономической и экологической обстановки, сложившейся в нашей стране.
У детей с интеллектуальными нарушениями имеются отклонения не только умственного развития, но и эмоционально-волевой сферы. Проявляется это в том числе отсутствием или значительным снижением интереса к окружающей действительности, общей патологической инертности. В коррекционно-воспитательной работе с этой категорией детей в первую очередь должны использоваться те педагогические приёмы, которые направлены на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учёбе вообще, отдельным предметам, заданиям, предлагаемым учителем, т.к. формирование интереса играет не только развивающую функцию, но и компенсаторно-реабилитационную, коррекционную.
Но развитие интереса, положительного отношения к учению у умственно отсталых школьников протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью. Оно может изменяться под влиянием ситуации, успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога.
При обучении умственно отсталых детей следует больше использовать реальные предметы и организовывать работу таким образом, чтобы дети активно знакомились с ними, выявляли характерные для них качества и свойства. Возникновение интереса возможно только лишь при специально проводимой работе с использованием различных методов и средств, например дидактического материала, игровой деятельности, выполнение практических работ творческого характера, а в нашем случае – изготовлению объёмных мягких кукол в русских народных костюмах.
Гипотеза
Мы предполагаем, что занимаясь таким занятием, у обучающихся повысится мотивация к урокам профильного труда, так как дети приобретают и совершенствуют навыки шитья и работы с разными тканями и материалами, развивают глазомер. Изготовление кукол в национальных костюмах - это так же и творческий процесс, который пробуждает детскую фантазию, приобщает к культуре своего народа.
Цель
обоснование и подтверждение возможности повышения мотивации к урокам профильного труда у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) через процесс изготовления объёмных мягких кукол в русских народных костюмах.
Задачи
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблемам технологии изготовления мягких кукол и русского национального костюма.
2. Выполнить работы совместно с обучающимися по изготовлению мягких кукол и русских национальных костюмов.
3. Создать условия для повышения мотивации к урокам профильного труда у обучающихся, через совершенствование навыков шитья, развитие глазомера, развитие фантазии, формирование культуры труда.
4. Создать условия для приобщения обучающихся к культуре родного края, через изготовление мягких кукол в русских национальных костюмах.
Практическая полезность и значимость
Одним из средств развития интереса и повышения мотивации нами выбрана объёмная мягкая кукла, и неслучайно. Так как, во-первых, мягкая игрушка имеет историческую значимость. Если мы обратимся к истории её возникновения, то от глубокой древности до наших дней всё говорит о том, что игрушка возникла в результате творчества ребёнка и взрослого. Она всегда сопутствовала человеку, являясь одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз.
Кроме исторической значимости, мягкие игрушки привлекают своей яркостью, оригинальностью изготовления. Работа по изготовлению объёмных мягких кукол имеет ряд особенностей, поэтому задача учителя заключается в чёткой и продуманной организации занятий, грамотном использовании методических приёмов, только в этом случае, можно говорить о том, что данные уроки создают условия для коррекции познавательной и двигательной сферы детей. Необходимо отметить положительные моменты данного процесса. Так, создание мягких игрушек детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии способствует:
- развитию мелкой моторики пальцев рук;
- развитию речи учащихся;
- развитию мышления, воли, памяти, внимания;
- воспитанию эстетических и нравственных качеств личности (усидчивость, терпение, аккуратность);
- формированию навыков самоконтроля, умения планировать свою работу.
Содержание (пути и методы достижения цели и задач)
Итак, попробуем поэтапно определить этапы деятельности по изготовлению объёмных мягких кукол в процессе повышения интереса к уроках профильного труда.
1. Этап подготовки почвы для интереса
а). Подготовка внешней почвы
В силу своих особенностей, таких, как занимательность, яркость, необычность, мягкие игрушки являются наиболее удачным источником для пробуждения интереса, своеобразным «пусковым механизмом» детского любопытства, а затем и любознательности, оставляют след в эмоциональной сфере ребенка. Так называемые «благоприятные» условия, способствующие возникновению потребности, могут быть созданы как в школе, так и в семье.
Использование изготовления мягкой куклы возможно в следующих сферах:
Урочная | Внеурочная | Внешкольная |
-практическое выполнение; -домашнее задание; -межпредметные связи. | -кружок; -праздники; -выставки, конкурсы; -кукольные спектакли. | -семья. |
б). Подготовка внутренней почвы
Данный этап повышения интереса обучающихся предполагал создание таких дидактических условий (с точки зрения методики), чтобы детьми были усвоены и обобщены общие подходы к сути работы с различными материалами, в том числе с тканью (т.к. ткань является основным материалом для изготовления мягкой куклы), тесьмой, бахромой, синтепоном.
2. Этап создания положительного отношения к данной деятельности.
Если на первом этапе мы отдавали приоритет области эмоционального отношения ребенка к изготовляемым изделиям, а методикой только «удивляли» детей, то на данной ступени развития интереса главную роль начинает играть умелая организация работы, т.е. методика обучения изготовлению объёмных мягких кукол, но при активном участии эмоций.
Для того, чтобы учащиеся с интеллектуальными нарушениями проявляли повышенный интерес к урокам профильного труда, чтобы они не казались им скучными, сухими, а деятельность на занятиях труднопреодолимым процессом, необходимо использовать такие методы и приёмы, которые позволяли бы решать задачи формирования знаний и умений и одновременно получать результаты в исправлении недостатков эмоционально-волевой сферы учащихся. Наиболее важную роль здесь приобретают наглядные и практические методы. Они имеют особенно большое значение, так как это связано с конкретностью мышления таких детей, с характерными для их психики нарушениями процессов отвлечения и обобщения.
Процесс работы над изготовлением мягкой куклы в русском национальном костюме выглядит следующим образом:
Подбор и подготовка материалов, тканей, фурнитуры.
Изготовление лекал.
Раскрой деталей куклы и костюма.
Пошив куклы и набивка.
Пошив костюма.
Окончательная отделка куклы и костюма.
Выполнение мягких кукол – это процесс, требующий особой тщательности, точности, аккуратности, терпения. Эти требования связаны с характером изделия – небольшим размером, выразительной и до некоторой степени сложной формой, множеством деталей и отделок костюма. Здесь от учителя требуется тщательно продуманные показы трудовых приемов. Показ должен сопровождаться инструкцией, обращаться внимание детей на правильную хватку инструмента и материала, на соблюдение определённой позы при работе, на движение рук и инструментов во время действия. На данном этапе важна роль дифференцированного подхода к учащимся через оказание помощи в виде индивидуальных инструктажей и показов. Не менее важна роль пооперационной проверки работ, которую можно осуществлять через самопроверку и взаимопроверку детьми. Более сложные работы учитель проверяет совместно с детьми.
В процессе выполнения работы детьми задача учителя – наблюдать, как учащиеся выполняют приёмы. Единичные ошибки он помогает исправить индивидуально. Если учитель замечает типичные ошибки, то он останавливает работу, предлагает посмотреть, как работает ученик, допустивший ошибку. Отмечая его ошибочные действия, педагог даёт нужные указания и повторяет показ снова. Предметные карты полезны и на данном этапе. Кроме этого, и образец является хорошим ориентиром при составлении плана и изготовлении самой куклы.
Ожидаемый результат
Источником развития интереса и повышения мотивации у школьников с интеллектуальными нарушениями выбрана мягкая кукла не случайно, так как она имеет историческую и практическую значимость, а процесс создания её открывает широкие возможности для коррекции недостатков детей и развития интереса.
Результат работы над созданием мягких кукол в русских национальных костюмах мы могли отследить в процессе наблюдений над обучающимися. У детей действительно повысился интерес и мотивация к урокам профильного труда, они приобрели новые знания и умения в работе с разнообразными материалами и тканями. В ходе творческого процесса изготовления кукол и костюмов мы замечали, что он побуждал обучающихся мыслить, проявлять фантазию, творчество.
Литературные источники.
2.Психология умственно отсталых школьников. / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
3.Воспитательная работа во вспомогательной школе/ под ред. В.Ф. Мачехиной. – М.: Просвещение, 1980. – 62 с.
Елена Гаврииловна Гончарова