Как найти адекватного собеседника, или Приёмы, помогающие повысить мотивацию на уроках литературы

7
0
Материал опубликован 14 August 2021

Работа по повышению мотивации на учебных занятиях, по моему убеждению, как и всё в этом мире, начинается с работы над собой. Невозможно ничем увлечь другого, если лично тебе всё равно, чем ты занимаешься. Здесь я говорю не только о личном примере педагога, о его мировоззрении, но и вообще об общении, об умении выстроить диалог с другими людьми.

В школу я пришла уже в зрелом возрасте. Всегда думала, что прежде чем учить других, надо самой набраться жизненного опыта. До этого работала в СМИ – корректором, корреспондентом, редактором… Продолжалось это всю первую половину моей профессиональной жизни. До тех пор, пока я вдруг не поняла, что основным мотивом, удерживающим меня в журналистике, было наивное желание изменить мир, сделать его хотя бы чуть-чуть более справедливым, честным, открытым. Я осознала, что взрослых людей нельзя изменить, что общественные институты, системы, надо просто знать и находить в них своё место. Но больше всего меня поразила мысль о том, что я могу попытаться помочь тем, кому в этом мире труднее всего, – детям. Они только учатся жить, и, как показал мой опыт, полноценное, развивающее ум и душу общение у многих из них в наши дни складывается только в период учёбы.

Это суждение кому-то покажется странным. Но мне довелось услышать такие детские признания: «Мы не понимаем, о чём Вы говорите, но хотим», «Я вообще стихи не люблю. Это как-то фальшиво, несовременно. Но когда Вы вдруг начали читать «Вот он и кончился, покой…», у меня впервые мурашки по спине пробежали!» - и откровение пятнадцатилетней «смутьянки», которая в ответ на вопрос: «Как часто ты общаешься с нормальными людьми, не вынуждающими постоянно обороняться?» - искренне выпалила: «Нечасто… С Вами!»

Общеизвестно, что сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности. Подросткам необходимо понять практическую, жизненную ценность знаний. Я преподаю литературу, поэтому мои ученики уже привыкли к вопросам о том, что может дать им знакомство с творчеством того или иного писателя, чем именно им может быть интересен опыт этого автора. Поскольку нынешним детям и подросткам по-настоящему трудно разобраться с эмоциональной агрессией интернета, соцсетей, кому-то тяжело общаться в семье или со сверстниками, многие неосознанно сужают кругозор и круг общения. Подчас только школа заставляет раздвигать горизонты, не просто что-то узнавать, а приобретать положительный духовный опыт. Больше всего, как мне кажется, такого опыта даёт литература. Однако для этого художественные произведения должны быть прочитаны не для галочки, не из-под палки (хотя иногда даже это бывает хорошо), но осознанно. Именно для формирования осознанного чтения у детей я и прибегаю различным приёмам, помогающим повысить мотивацию на занятиях.

Опираясь на теорию, предложенную Е.П. Ильиным1, в основной и старшей школе изучение каждой темы я строю в три основных этапа: мотивационный, операционально-познавательный и рефлексивно-оценочный.

На первом, мотивационном этапе, мы определяем, какова основная учебная задача нашей работы. Этот этап предполагает три учебных действия.

Первое. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это нами достигается с помощью следующих приёмов:

а) изучение биографии писателя или поэта и определение тем и вопросов, которые этот человек может помочь разрешить;

б) собственные ассоциации детей с тем или иным понятием (например, младшие подростки с интересом узнают, что у каждого понятие «детство» наполнено «необычным» личным смыслом);

в) рассказ о том, как решалась та или иная проблема в истории литературы (так, старшим подросткам интересно, как относились в разное время к любви, женщине, ребёнку, природе и др.).

Второе действие на мотивационном этапе – формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. Мой пример: младшие подростки с интересом планируют сопоставить свой жизненный опыт с опытом изучаемых писателей или поэтов, а старшие – открыть новые взгляды, подходы к решению тех или иных жизненных проблем.

Третье действие – рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы. Здесь мы обсуждаем «инструментарий», то есть какие термины и знания нам пригодятся в работе, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

Следующий этап – операционально-познавательный. Его роль в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности во многом зависит от того, ясна ли учащимся необходимость предложенной информации, понимают ли они учебный материал, следуют ли за главной целью урока. Позитивное отношение к учебной деятельности на данном этапе, как правило, оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата. Важно, чтобы учащийся вообще начинал действовать. Если он индивидуально или в группе с интересом перечитал произведение, выяснил значение непонятных слов, осознал содержание произведения и, особенно, столкнул два восприятия – своё и чужое, то результат урока достигнут.

На завершающем рефлексивно-оценочном этапе мы анализируем выполненную работу, сопоставляем результат с поставленной задачей и выставляем оценки. Хорошо, когда учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это, как показывает Е.П. Ильин, приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Из моей практики могу заключить, что не следует рассчитывать на значительную отдачу большинства учеников на всех уроках, но общая тенденция положительного «подкрепления» учебной мотивации, безусловно, сохраняется. А это, в свою очередь, не может не привести к формированию её устойчивости.

Оценочная деятельность также призвана мотивировать учащихся и должна быть вписана в единую концепцию урока. Я исхожу из того, что часто в основной школе подростки ищут себя в общении. При этом они любят противопоставлять самостоятельно открытые знания тем, что предлагаются школьной программой. Мне приятно, что к девятому классу многие ученики в дискуссиях на завершающих этапах изучения темы активно сравнивают подходы разных авторов к проблемам, поднятым классиками русской литературы. При этом на таких уроках, как правило, формируется атмосфера доверия, участия, сотрудничества. Когда опытом самостоятельного прочтения делятся даже слабые ученики, начитанные и эрудированные ребята нередко начинают смотреть на них с уважением. Наблюдать за этим всегда приятно и поучительно. На таких уроках я ставлю больше всего оценок за устные ответы, в основном – «хорошо» и «отлично». При этом стараюсь обосновать каждую из них. Отмечаю сильные стороны (опору на теорию, биографию автора, обоснованность, последовательность и др.), подчеркиваю положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, объясняю причины неточностей и недостатков и предлагаю ещё раз обдумать, взвесить вою точку зрения при написании сочинения.

Подводя итог, отмечу, что в конце завершившегося учебного года я не удивилась, когда читала конкурсные работы своих выпускников, широте взглядов и самостоятельности суждений девятиклассников. Особенно радовало, что многие дети для самостоятельного чтения выбирали не столько подростковые бестселлеры, сколько классику отечественной и мировой литературы. Таким образом, наши мотивы стали общими. Ведь лучшая награда учителя литературы – видеть, как выпускники пытаются разобраться в том, что происходит в их жизни и в обществе, а за ответом на эти вопросы они уже привыкли обращаться к разным авторам и разным художественным произведениям. С моей точки зрения, это говорит о том, что внешние факторы в процессе мотивации преобразовались во внутренние, и у учеников сформировалась потребность в чтении и (или?) в изучении литературы в дальнейшем. Пожалуй, для этой цели стоит работать над повышением мотивации на учебных занятиях.


Людмила Николаевна Латкина, учитель русского языка и литературы МОУ «Центр образования №23 «Созвучие», г. Вологда

1 Ильин, Евгений Павлович. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2011. - 508 с. - (Мастера психологии).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.