12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ирина Кетрару30 Московская обл. |
«Как ребята Водяному тоску разгоняли» Лексическая тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство»
Городского округа Котельники Московской области
Конспект
коррекционной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с речевыми нарушениями с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники.
«Как ребята Водяному тоску разгоняли»
Лексическая тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы»
Провела и подготовила: Учитель-логопед Кетрару Ирина Викторовна |
Г.о. Котельники, 2021г.
Цель:
Развитие связной речи детей, составление загадок о пресноводных рыбах посредством использования технологии ТРИЗ .
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить с особенностями строения рыб.
Уточнить представления детей о признаках различия и сходства между рыбками, о характерных признаках внешнего вида и особенностях поведения.
Продолжать обучать составлять описательные и сравнительные загадки с использованием приемов мнемотехники и технологии ТРИЗ.
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам и выделять противоречивые свойства.
Продолжать развивать символическую функцию мышления, использовать условно-символические изображения для составления связного рассказа.
Развивать познавательные и творческие способности, любознательность, наблюдательность, сообразительность и фантазию в процессе решения творческих задач.
Развивать навык дифференциации твердыз и мягких звуков русского языка.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение работать в коллективе, выполнять общее дело.
Продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Воспитывать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо ситуации и делать выводы.
Оборудование и материалы :
Ноутбук, телевизор, мальберты, доска, игра «Повтори и покажи»(карточки), Игра магнитная «Магазин»(аквариумные и пресноводные рыбы), банка с живой аквариумной рыбкой.
Электронные ссылки на материал к занятию:
Видео песенка Водяного:
Артикуляционная гимнастика «На дне морском»:
Мультфильм «Приключения в Ванильном море»
Ход КОД.
Логопед:
Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло в гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.
1.Организационный момент.
Игра «Теремок». Дети идут по кругу и говорят: «Стоит в поле Теремок-теремок, он не низок - не высок, не высок».
Логопед: «В нашем Теремке живёт окунь. - Как вы думаете, кто будет ещё жить в нашем Теремке?» ( Рыбы). – Окунь - это какая рыба? (Окунь – это пресноводная рыба).
Дети снова идут по кругу и называют рыб: Меченосец – это аквариумная рыба, рыба – молот – это морская рыба т. д.
Логопед: Ребята, сегодня утром, прийдя в детский сад, охранник вручил мне посылку от незнакомца. В записке наш загадочный Гость пишет, что приготовил детям необыкновенный подарок: банку, а в ней – красивая бабочка!
логопед показывает непрозрачный пакет с банкой, открывает его, смотрит, но не показывает детям.
Логопед: Какая ты красивая! Тебе, наверное, страшно в незнакомом месте? Не бойся, мы тебя не обидим. Гость пишет, что это бабочка, но он ошибается.
Логопед: Ребята, я загадаю загадку, и она поможет вам узнать, какой подарок приготовил нам Гость
2. Мнемотаблица (загадка «Рыбка) Схема №1
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю,
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
(Рыбка.)
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
Дети: Рыбка!
Логопед: Конечно, это рыбка, а не бабочка. Гость перепутал. Ребята, как вы думаете, бабочек в воду сажают?
Ответы детей: Нет.
Логопед: Что может случиться с бабочкой?
Ответы детей: У неё намокнут крылышки, и она не сможет летать. Бабочка вся намокнет. И она даже может погибнуть.
Логопед: Ребята, а вам не захотелось познакомиться с нашем гостем? Ответы детей.
Логопед:
Сейчас я включу песенку из одного мультфильма, а вы попробуйте догадаться, кто к нам пришел в гости! Хорошо?
Включается фрагмент мультфильма «Летучий корабль».
Ответы детей:
Логопед: Правильно ребята, это Водяной!
Раздаётся стук в дверь, и приходит Водяной с сачком для ловли насекомых.
Водяной: Здравствуйте, ребята! Я смотрю, вы уже нашли мой подарок. А вам понравилась моя бабочка?
Ответы детей: Да, но только это не бабочка, а рыбка. Ты всё перепутал.
Логопед: Молодцы дети, но нам нужно научить Водяного отличать рыб от других животных! Вспомним, какие особенности есть у рыб, назовите мне части тела? Слайд: «Строение рыбы»
Ответы детей.
Логопед: спрашивает, нравятся ли детям рыбки. А затем предлагает им «превратиться» в рыбок и поиграть.
Физкультминутка
Логопед: ребята, я попрошу вас встать в кружочек на ковре и поиграть со мной и с Водяным в хорошо знакомую вам игру «Покажи и повтори», но сегодня вы будите «Рыбками» и движения надо будет показывать соответственно частям тела рыбки, готовы? В помощь нам будут карточки с изображением рапзных частей тела, какую вы возьмете, той движение и показываете! Проводится игра под веселую музыку
Игра «Покажи и повтори»
Логопед:
Сейчас мы с вами сыграем в знакомую вам игру «Магазин».
Сегодня мы в магазине будем покупать разную рыбу, дети, а как называется магазин, где продают рыбу для употребления в пищу?
Ответы детей:
Логопед:
А как называется магазин, где покупают аквариумных(декоративных) рыбок?
Ответы детей:
Логопед: Ева отправится у нас в рыбный магазин(отдел), а Ильюша в зоомагазин.
Сегодня задание такое, купить только ту рыбу, в названии которой есть звук [С], твердый. Ребята будьте внимательны, вы выбираете рыбу пока играет мелодия, а затем, мы все вместе проверим!
Водяной: Как же вы много знаете про разных рыб! Я тоже хочу так!
Логопед: мы с ребятами знаем не только речных рыб и аквариумных, но и с морскими обитателями мы знакомы!
Проводится артикуляционная гимнастика «На дне морском».
Включается видеоряд, дети повторяют за логопедом.
Водяной:Здорово, ребята, какие же вы все грамотные!!!
Логопед:Не расстраивайся заранее, мы с ребятами учимся сами придумывать загадки, вот и тебя сейчас научим, будешь своих лягушек и пиявок развлекать! Ребятки, посмотрите на доску пожалуйста! Про какую рыбу мы с вами составим загадку? А в помощь нам будет схема-подсказка
Ответы детей
Дети совместно с логопедом составляют загадку, выбирая сравнительные признаки и предметы.
Водяной: Ой, как же интересно-то у вас, я так рад, что сегодня к вам в гости попал!!!
Логопед:Уважаемый Водяной, а наши ребята учатся сами создавать мультики, и сейчас мы покажем тебе один, про обитателей подводных глубин!
Включается мультфильм «Приключения в Ванильном море».
Водяной: спасибо ребята, за гостеприимство, я, пожалуй вернусь домой, а вы продолжайте учиться и познавать новое!
Логопед подводит итог занятия, спрашивает у ребят что им понравилось, что бы они еще хотели повторить на следующих занятиях.