Статья на тему «Как сделать родительское собрание эффективным?»

5
0
Материал опубликован 19 November 2020 в группе


Статья «Как сделать родительское собрание эффективным».

Чтобы узнать ребенка, надо хорошо узнать его семью
В.А.Сухомлинский

Главное предназначение родительских собраний в учреждении дополнительного образования – просвещение родителей, повышение их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении обучающегося.

В учреждении дополнительного образования родительские собрания организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.

Организационное родительское собрание - это стандартное собрание, на котором педагог знакомит родителей с общими  требованиями и условиями обучения в учреждении дополнительного образования, с программой обучения, режимом занятий.

Тематическое родительское собрание посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы

В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений обучающихся, а также планирование деятельности детского (творческого) объединения на следующий учебный год.

Для эффективного проведения родительского собрания педагогу дополнительного образования нужно знать правила построения эффективного общения, приемы установления хорошего контакта с собеседником, приёмы, разрушающие общение.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд! Для быстрого и эффективного вхождения в контакт необходимо знать и выполнять три основных действия. «Три плюса» — улыбка, имя и комплимент.

Для беседы с родителями можно использовать следующие фразы:

Вам будет интересно узнать…

Мне представляется интересным то, что…

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

Вы, наверное, об этом уже слышали…

«Неудачные» фразы, которые не следует употреблять.

Давайте с вами быстро обсудим…

Хотя вам это и не известно…

А у меня на этот счёт другое мнение…

Конечно, вам уже известно…

Я пришла к такому выводу, что…

Чтобы родительское собрание было наиболее эффективным проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей педагогу дополнительного образования надо знать правила подготовки родительского собрания:

Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение учреждения дополнительного образования.

Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. Перед проведением родительского собрания надо провести анкетирование родителей.

План проведения родительского собрания должен быть известен родителям. Педагогу надо заранее продумать форму приглашения родителей, указать вопросы, которые будут обсуждаться на родительском собрании.

Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.  Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид воспитанников, и другие вопросы. Педагог должен быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Разговаривать с родителями надо спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех воспитанников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным.
Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему). Перед родительским собранием надо оформить выставку работ обучающихся, подготовить видео фрагменты занятий , пригласить специалистов.

Для более эффективного проведения родительского собрания можно использовать игры и игровые ситуации, которые помогут избежать монотонности собрания, снимут напряжение в общении, помогут непринужденно ответить на сложные вопросы.

Клубок вопросов.

В начале родительского собрания педагог выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Педагог предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы.

Карусель проблем.

Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Ее целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания.

«Шапка ответов».

Педагог задает вопрос (например «Что самое трудное в общении детей и родителей?»), а все записывают ответ на листочках и опускают в «шапку». После педагог вынимает записки с ответами, зачитывает их, и начинается обсуждение.

В заключении хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные советы по проведению родительских собраний будут действенны только в том коллективе, где родители увидят заинтересованность самого педагога. Активный, целеустремленный педагог всегда добьется положительных результатов и будет авторитетом в глазах не только своих учеников, но и их родителей. Именно к такому педагогу будут приходить родители за советом.

Список используемой литературы.

Бутакова, Е.Г. Активные методы взаимодействия с родителями в школе «Психология – родителям». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.

Масягина, О.Ю. Формы взаимодействия УДО с родителями воспитанников. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М. 2004.

Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. СПб. Питер.2005.

Хухлаева, О.В. Активные формы групповой работы с родителями/ О.Хухлаева// Школьный психолог. – 2006, № 19.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.