Календарный план проведения образовательной логопедической деятельности по формированию фонетической стороны речи
Календарный план проведения образовательной логопедической деятельности
по формированию фонетической стороны речи (Ι период)
месяц | № | Тема занятий | Первоначальные навыки звукового анализа и синтеза | Лексико-грамматические игры | ||||
Сентябрь | 1-2 неделя | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||||
Сентябрь | 3-неделя | Развитие слухового внимания и слухового восприятия на неречевых звуках | Подготовка к звуковому анализу: Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру | Договаривание предложений по демонстрации действий | ||||
| 4 неделя | Развитие слухового внимания и слухового восприятия на речевых звуках | Подготовка к звуковому анализу: Различение близких по звуковому составу слов | Договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок | ||||
месяц | № | Тема занятий | Первоначальные навыки звукового анализа и синтеза | Лексико-грамматические игры | ||||
Октябрь | 1 неделя | Звук «У» | Выделение начального ударного и безударного гласного звука У: В потоке гласных звуков В звукосочетании УА, УИ В обратных слогах УМ, УТ, УП В словах Утро, Умный, Умница, Улитка, Улица | Ответы на вопросы: Кто это? Что это? Договаривание предложений | ||||
2 неделя | Звук «А» | Выделение первого ударного и безударного гласного звука А: В потоке гласных звуков В звукосочетании АУ, АИ В обратных слогах АМ, АТ, АП, АХ г) В словах Айва, Аня, Аист | Составление простых нераспространенных предложений по простым 1-фигурным сюжетным картинкам с помощью вопроса Что делает? | |||||
3 неделя | Звук «У», «А» | Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА. Воспроизведение звуковых рядов: АУ – УА – УА – АУ, УА – УАУ – АУ – АУА, ААУ – АУУ – УАА – УУА | Закрепление согласования количественных числительных один, одна с сущ. в роде. Постановка вопросов к простым 1-фигурным сюжетным картинкам | |||||
4 неделя | Звук «П» | Выделение последнего глухого согласного П: В обратных слогах УП, АП, ИП Звуковой анализ и схемы обратных слогов: ап, уп, ип – игра «Живые звуки» Деление слов на слоги – игра Прошагаем слова» Договаривание слов – игра «Закончи слово» | Составление предложений по предметным картинкам и опорным глаголам: покупать, поливать, петь, пить, пугать. Преобразование глаголов 3-го лица ед.ч. настоящего времени | |||||
месяц | № | Тема занятий | Первоначальные навыки звукового анализа и синтеза | Лексико-грамматические игры | ||||
Ноябрь | 1 неделя | Звук «О» | Звуковой анализ и схемы обратных слогов: оП | Преобразование предложений. Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрации действий | ||||
2 неделя | Звук «И» | Выделение начального ударного и безударного гласного звука И: В потоке гласных звуков В звукосочетании ИА, ИУ, ИАУ В обратных слогах ИМ, ИН, ИП, ИХ г) В словах Ива, Индюк, Иголка Звуковой анализ звукосочетаний ИУА, ИАУ, АИУ, АУИ, УИА | Составление предложений по предметным картинкам и опорным словам | |||||
3 неделя | Звук «М» | Выделение первого и последнего сонора М: В слогах АМ, УМ, ИМ, МА, МУ, МО г) В словах доМ, дыМ, Мак, Мох Воспроизведение слоговых рядов: АМ – ОМ – УМ – ЫМ УМ – ЫМ – АМ – ОМ МА – МО – МУ – МЫ МУ – МЫ – МА – МО Звуковой анализ и схемы обратных слогов:ам ум, им | Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам | |||||
4 неделя | Звук «Н» | Выделение последнего сонорного звука Н: В обратных слогах УН, АН, ИН В словах лимоН, пиоН, бидоН Воспроизведение звуковых рядов: АН – УН – ИН УН – ИН – АН; ИН – АН – УН Звуковой анализ и схемы обратных слогов:ан, ун, ин | Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам |
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий
по формированию фонетической стороны речи (Ⅱ период)
месяц | № | Тема занятий | Навыки звукового анализа и синтеза | Лексико-грамматические игры |
Декабрь | 1 неделя | Звук «Т» | Выделение последнего глухого согласного Т: В обратных слогах УТ, АТ, ИТ Звуковой анализ и схемы обратных слогов: аТ, уТ, иТ – игра «Живые звуки» Деление слов на слоги – игра Прошагаем слова» Договаривание слов – игра «Закончи слово» | Составление предложений по предметным картинкам по образцу. Упражнять в согласовании количественных числительных один, одна, два, две с существительными в роде. Подбор слов со звуком Т к сюжетной картине |
2 неделя | Звук Ть. Буква Т | Выделение последнего и первого глухого согласного Ть: В словах сеть, пасть, кость, тень, телефон Звуковой анализ и схемы прямых слогов: ТА,ТУ,ТИ – игра «Живые звуки» Деление слов на слоги – игра Прошагаем слова» Договаривание слов – игра «Закончи слово» | Составление предложений по предметным картинкам по образцу. Подбор слов со звуком Ть к сюжетной картине | |
3 неделя | Звук «К» | Звуковой анализ и схемы обратных слогов: аК, уК, иК – игра «Живые звуки» Деление слов на слоги – игра Прошагаем слова» Договаривание слов – игра «Закончи слово» | Составление предложений по предметным картинкам по образцу с отрицательным словом НЕТ. Упражнять в употреблении родительного падежа ед.ч без предлога и с предлогом У | |
4 неделя | Звук Кь. Буква К | Выделение глухого согласного Кь: В словах кит, кино, фонарики, тарелки Звуковой анализ и схемы прямых слогов: КА,КУ,КИ – игра «Живые звуки» Деление слов на слоги – игра Прошагаем слова» Договаривание слов – игра «Закончи слово» | Составление предложений по предметным картинкам по образцу. Подбор слов со звуком Кь к сюжетной картине | |
месяц | № | Тема занятий | Первоначальные навыки звукового анализа и синтеза | Лексико-грамматические игры |
Январь | 1-2 | КАНИКУЛЫ | ||
3 неделя | Звук «Б» | Выделение первого и последнего согласного Б: В слогах АБ, УБ, ИБ, БА, БУ, БО г) В словах Бак, Бок, Банан, Бант, Банка Воспроизведение слоговых рядов: АБ – ОБ – УБ – ЫБ БА – БО – БУ – БЫ БУ – БЫ – БА – БО Звуковой анализ и схемы обратных слогов: аБ уБ, иБ | Закрепление согласования количественных числительных один, одна с сущ. в роде. Составление предложений по предметным картинкам по образцу | |
| Звук Бь. Буква Б | Выделение звонкого согласного Бь: В словах бигуди, береза, лебедь, белка Звуковой анализ и схемы прямых слогов: БА,БУ,БИ – игра «Живые звуки» Деление слов на слоги – игра Прошагаем слова» Договаривание слов – игра «Закончи слово» | Составление предложений по предметным картинкам по образцу. Подбор слов со звуком .бь к сюжетной картине |
месяц | № | Тема занятий | Первоначальные навыки звукового анализа и синтеза | Лексико-грамматические игры |
Февраль | 1 неделя | Звук и буква Э | Звуковой анализ и схемы прямых и обратных слогов: ЭТ,ТЭ | Преобразование предложений. Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрации действий |
| Звуки Г - ГЬ | Преобразование слогов и слов (замена Г—Г’) — | договаривание предложений — игра «Потерялись слова». Счет 1—1О(1—5) —. Спряжение в настоящем времени по образцу или отраженно | |
| Звуки «Л,» | Определение места звука Л’ в слове. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов (составление схем слогового состава) | Договаривание предложений по предметным картинкам после припоминания картинок — игра «Потерялись слова». Спряжение по образцу: кинуть кепку (будущ. вр.), кипятить кофе в кофейнике (наст. вр.). | |
| Звук «Ы» | Выделение звука Ы после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы: | Составление предложений по предметным картинкам со словом много. Закрепление образования употребления родит. падежа мн. числа сущ. - ых. Счет 1 -10 (1 — 5) — окно, конь |
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий
по формированию фонетической стороны речи (Ⅲ период)
месяц | № | Тема занятий | Первоначальные навыки звукового анализа и синтеза | Лексико-грамматические игры |
Март | 1 неделя | Звук С | | Игры: «Посадим аллеи, «Какая ветка, какой лист, какое полено!, «Приготовим кисель (коктейль, суфле...)» — закрепление образования и употребления относительных прилагательных |
2 неделя | Звук Сь | | Составление предложений по предметным картинкам: а) закрепление согласования притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои с существительными; б) упражнение в употреблении предлогов В, НА. Игра «Назови полным именем — словообразование полных имен | |
3 неделя | Звук Ш | | | |
4 неделя | Звуки С-Ш | | |
месяц | № | Тема занятий | Первоначальные навыки звукового анализа и синтеза | Лексико-грамматические игры |
Апрель | 1 неделя | Звук «Х» | Выделение начального согласного Х— игра Эхо. Воспроизведение слоговых рядов (Прямых и обратных). деление слов на слоги — игра Телеграф. Преобразование обратных слогов в прямые: АХ—.ХА; ОХ—ХО. Звуковой анализ, составление схем прямых и обратных слогов —игра «Живые звуки | Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными. Составление словосочетаний притяжательных местоимений и существительных. |
2 неделя | Звук «В» | Выделение звука В перед гласными. Определение места звука В в слове (начало, середина). | Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам и опорным словам. Образование им.п. множ. числа существительных — игра «Эхо. Заучивание скороговорки От топота копыт... | |
3 неделя | Звуки «Ф» | Определение места звука Ф в слове. деление слов на слоги. Вычерчивание схем слогового состава. Звуковой анализ слова Миф. Составление схемы звукового состава | Игра «Эхо» — упражнение на закрепление образования именительного падежа множ. числа существительных. «Что с чем поменяли местами | |
4 неделя | | | Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам с предлогом В | |
| ||||
месяц | № | Тема занятий | Первоначальные навыки звукового анализа и синтеза | Лексико-грамматические игры |
Май | 1 неделя | | | Закрепление употребления предлога В — игра «Потерялось слово» |
2 неделя | | | Упражнение с деформированной фразой на закрепление предлогов В, НА — игра «Путаница» | |
3 неделя | | | Игра «Назови полным именем — словообразование полных имен | |
4 неделя | Повторение пройденного материала на индивидуально-подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх, развлечениях, на прогулках, праздниках |
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий
по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (Ι период)
месяц | № | Лексическая тема | Тема занятий | Лексико-грамматические игры | Связная речь |
Сентябрь | 1-2 неделя | ОБСЛЕДОВАНИЕ | |||
3- неделя | Осень ранняя пришла – мы ее встречаем. | Складывание для Гнома домика из геометрических фигур | Построим дом для гнома, «Телефон», «Найди и запомни» | Развитие понимания речи | |
4 неделя | Осенние дары | Понятия предмет и действие | “Найди и назови предметы”, «Телефон», “дружные слова” | Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным 1 фигурным картинкам по образцу. Постановка вопросов к 1 фигурным предложениям |
месяц | № | Лексическая тема | Тема занятий | Лексико-грамматические игры | Связная речь |
Октябрь | 1 неделя | «Лес осенью» | Одушевленные и неодушевленные существительные | «Живые – неживые», “Что это и кто это?”, «Бегите ко мне» | Постановка вопросов к простым сюжетным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами |
Ⅲ лицо ед. и мн. числа глаголов настоящего времени | «Парные картинки», «Эхо» | ||||
2 неделя | «Откуда хлеб пришел» | Существительные с уменьшительно – ласкательным значением | «Четвертый лишний», «Исправь Незнайку», «Назови ласково», «Катя и Катенька» | Составление и проговаривание словосочетаний количественных числительных одна, один с существительными | |
Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ | «Телефон», счет 1-5, «Бегите ко мне», «Четвертый лишний» | ||||
3 неделя | «Посуда» | Именительный падеж мн.ч существительных | «Назови предметы» «Раз, два, три», «Эхо» | Договаривание предложений | |
Приставочные глаголы | «Наоборот», «Скажи дальше», «Потерялись слова» | Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрации действий | |||
4 неделя | «Мой дом. Мебель. Бытовая техника» | Понятие признак | «Расставим картинки по возрасту людей», «подбери признаки», «Отгадай членов семьи по признакам» | Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам |
месяц | № | Лексическая тема | Тема занятий | Лексико-грамматические игры | Связная речь |
Ноябрь | 1 неделя | «Мой город» | Глаголы прошедшего времени ед.ч. | «Сейчас или раньше», «Скажем про Таню и Ваню», «Эхо» | Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам. Постановка к сюжетным картинкам |
2 неделя | «Моя страна» | Относительные прилагательные | «Кто, какой построил дом?», «Эхо» | Полные ответы на вопросы. Развитие диалогической речи. | |
3 неделя | «Познаем себя» | Винительный падеж ед.ч. существительных. Понятие предложение | «Живые предложения», «Путаница», «Потерялись слова» | Полные ответы на вопросы. Составление простых предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам | |
4 неделя | «Я и моя семья» | Родительный падеж ед.ч. существительных без предлогов и с предлогом У | «Чего не стало», «Скажи дальше», «Эхо», «Какого дерева лист, ветка, плод» | Договаривание предложений. Преобразование предложений | |
| 5 неделя | Профессии. Инструменты | Формирование умения согласовывать глаголы с существительным ед. и мн. числа | «Кто, какой построил дом?», «Эхо» | Полные ответы на вопросы. Развитие диалогической речи. |
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий
по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (Ⅱ период)
месяц | № | Лексическая тема | Тема занятий | Лексико-грамматические игры | Связная речь |
Декабрь | 1 неделя | «Зима» | Род имен существительных | «Что с чем поменяли местами», спряжение глаголов по образцу: надевать – пальто, одевать - мальчика | Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Договаривание предложений по предметным картинкам и карточкам с цифрой 2 |
2 неделя | «одежда. Головные уборы. Обувь» | Предлоги НА, С, Из | «Прилетели птицы в парк», «Кто с кем поменялся местами», «Птицы улетают из парка» | Договаривание предложений с предлогами НА, С по 2 опорным предметным картинкам с 2 приставочными глаголами. Постановка вопросов с опорой на предметные картинки | |
3 – 4 неделя | «Новый год спешит к нам в гости» «Праздник елки» | Составление рассказа «Зима» по опорным картинкам и словам | «Подбери признаки», «Подбери действия», «Подбери родственные слова», «Телефон» | Составление предложений по опорным словам. Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам. Заучивание стихотворений |
месяц | № | Лексическая тема | Тема занятий | Лексико-грамматические игры | Связная речь | ||
Январь | 1 - 2 неделя | КАНИКУЛЫ | |||||
| | Обследование заполнение речевых карт | |||||
3 неделя | «Дикие животные» | Пересказ сказки «Три медведя» (в обработке Л. Н. Толстого) | «Кто где живет?», «У кого кто?», «Чего не хватает?», «Подбери признаки», «Подбери родственные слова», счет 1-10 (дикие животные и детеныши) | Полные ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление предложений к каждой картинки из серии. Инсценирование отрывка из сказки | |||
4 неделя | «Домашние животные» | Родительный падеж мн.ч.. существительных | «Запомни, повтори», «Кого не стало», «Один – много», «Путаница», счет 1 – 10 (домашних животных) | Полные ответы на вопрос игры «Кого не стало». Ответы с отрицательным словом НЕТ. Договаривание предложений |
месяц | № | Лексическая тема | Тема занятий | Лексико-грамматические игры | Связная речь |
Февраль | 1 неделя | «Птицы зимой» | Предлоги НА, ПОД, ИЗ - ПОД | «Путаница», «Потерялись маленькие слова», «Подбери признак» | Составление предложений картине с помощью вопроса Где сидела птица? Составление предложений самостоятельно. Выделение предлогов из отрывка «Сказки о царе Салтане» А. С, Пушкина |
2 неделя | «Зимняя олимпиада» | Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина с опорой на картинки | «Расставь по порядку», «Отгадай кто это?» | Ответы на вопросы. Пересказ с опорой на картинки Заучивание отрывков сказки | |
3 неделя | «Наша армия» | Относительные прилагательные | «Что с чем поменяли местами», «Напоим соком Соню и Саню» | Составление предложений с относительными прилагательными в винительном и творительном падежах и использование предлога ИЗ | |
4 неделя | Традиции и обычаи нашего народа «Зима» (обобщение) | Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» | Выделение родственных слов к слову снег из текста. Образование родственных слов. Игра «Подбери признак» | Развитие диалогической речи (беседа по содержанию сказки и по иллюстрации). Подбор в тексте отрывков к каждой иллюстрации. Коллективный пересказ с опорой на иллюстрации. |
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий
по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (Ⅲ период)
месяц | № | Лексическая тема | Тема занятий | Лексико-грамматические игры | Связная речь |
Март | 1 неделя | «Ранняя весна» «Мамин праздник» | Притяжательные прилагательные с суффиксом -ин | Упражнение в согласовании притяжательных прилагательных и существительных. Счет 1-10 мамин день. Игра «Эхо» | Полные ответы на вопросы. Упражнение в постановке вопросов чей? чья? чьи? чье? |
2 неделя | «Народные игрушки» | Признаки предметов выраженные прилагательными | «Потерялись слова», «Подбери признак». Подбор признаков к предмету. | Договаривание предложений. Заучивание отрывков стихотворений | |
3 неделя | «Неделя безопасности» | Употребление существительных в различных падежах | Игра «Назови ЧЕЙ», подбор действий | Развитие диалогической речи. Составление предложений по картине | |
4 неделя | «Комнатные растения» | Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Игра «Подбери признак», «Назови ласково" | Развитие диалогической речи (беседа по содержанию сказки и по иллюстрации). Заучивание песенки петуха. Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрации. | |
| | Весна красна | Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым 1 фигурным сюжетным картинкам и опорным словам | Выделение родственных слов к слову весна, подбор признаков к предметам (весна, солнце, снег) | Развитие диалогической речи в беседе по пейзажной картине. Составление предложений по сюжетной картине |
месяц | № | Лексическая тема | Тема занятий | Лексико-грамматические игры | Связная речь |
Апрель | 1 неделя | Живой мир морей и океанов | Относительные прилагательные | Упражнение в словообразовании относительных прилагательных. Игра «Какой лист, какая ветка», «Найди пару», «1-3-6-9» = согласование прилагательных с существительными. Подбор признаков и действий к предметам | Составление и употребление в речи предложений с однородными членами |
2 неделя | «Космос» | Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по сюжетным картинкам | Упражнение в согласовании количественных числительных и существительных. Образование родственных слов от слова скворечник | Беседа по содержанию серии сюжетных картинок. Составление предложений по сюжетной картине объединение предложений в связный текст | |
3 неделя | « Такой разный транспорт» | Подбор признаков, обогащение словаря | Игра «Назови части», «Путешественники»,»Подбери нужное слово» | Беседа по теме. Продолжи предложение. | |
4 неделя | Праздник весны и труда | Сравнительная степень качественных прилагательных | Подбор синонимов к прилагательному красивый. Подбор признаков к предмету, подбор родственных слов к слову хвост | Развитие монологической речи – составление и проговаривание реплик. Придумывание конца к сказке «Хвосты» | |
месяц | № | Лексическая тема | Тема занятий | Лексико-грамматические игры | Связная речь |
Май | 2 неделя | «Великий день Победы» | Относительные прилагательные | Игра «Что из чего и какое?», «Подбери признак», спряжение по образцу в будущем времени: сшить бархатную куртку, связать шерстяной шарф | Развитие диалогической речи Составление предложений с относительными прилагательными. |
3 неделя | «Цветущий май» | Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчик» | Подбор признаков и действий к предметам | Развитие диалогической речи: а) упражнение в постановке вопросов к картине б) беседа по содержанию стихотворения. Заучивание стихотворения | |
4 неделя | «Мой любимый детский сад» | Приставочные глаголы | «Наоборот», «Скажи дальше», «Потерялись слова» | Договаривание предложений. Преобразование предложений Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрации действий | |
| Лето!АХ! Лето! | Повторение пройденного материала |