12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Константин Юрьевич Плотников2287 к.п.н. (2 монографии, ИУМК, >100 статей), победитель междунар. пед. и муз. конкурсов, "Maestro academic" Междунар.Акад.Фольклора Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование по музыке для 5-8 классов общеобразовательной школы
МАОУ Центр образования №47
Календарно-тематическое планирование
в контексте рабочей программы по
музыке
Учитель Плотников К.Ю.
Классы 5–8-е
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Представленное календарно-тематическое планирование реализует прохождение курса музыки в 5–8-х классах общеобразовательной школы по рабочей программе, разработанной автором на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, рассчитанной на 34 часа в год (1 час в неделю) и поддерживаемой учебником «Искусство. Музыка. 5 (6 / 7 / 8) класс: учебник» / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014 (2014 / 2016 / 2015).
Наш опыт показывает, что при обучении именно по представленному (календарно-)тематическому плану:
- с одной стороны, возможно дифференцировать по годам обучения планируемые личностные и метапредметные результаты (поэтому вслед за таблицами календарно-тематического планирования и краткого содержания курса, ниже мы приводим наш вариант погодового распределения результатов обучения), и таким образом более реально отслеживать их достижение;
- с другой стороны,
во-первых, распределение планируемых предметных результатов не противоречит федеральным требованиям, соотносясь с материалом, принятым к освоению школьниками в других школах;
во-вторых, достижение запланированных предметных результатов через предлагаемое тематическое планирование реалистичнее, потому что:
а) темы в отдельные годовые курсы (5-го класса / 6-го / 7-го / 8-го) объединены более явной и чёткой общностью («вокальная музыка», «инструментальная и оркестровая музыка», «направления музыки: культовая, джаз, рок, поп-», «традиция и современность в музыке»,
б) данные темы в большей степени соответствуют возрастным особенностям школьников и связанными с этим наиболее подходящими видами музыкально-творческой деятельности (соответственно: пение и театрализация / игра на инструменте / подбор ассоциаций / дискуссия);
в-третьих, при предлагаемом распределении тем гораздо проще осуществлять мониторинг освоения курса школьником (в т. ч. – по причинам, указанным в предыдущем пункте).
Календарно-тематическое планирование для 5-го класса
№ урока | Название темы/ урока | Часов по теме | Дата | Коррект. |
Раздел 1. Музыка и литература | ||||
1. | Поёт весь Шар Земной | 1 | 03.09-07.09 | |
2. | Голоса окружающей среды (природы, техники) | 1 | 10.09-14.09 | |
3. | Средства музыкальной выразительности | 1 | 17.09-21.09 | |
4. | Человеческий голос (гигиена; тенор, бас…) | 1 | 24.09-28.09 | |
5. | Вокализ и скэт (приёмы и манеры пения) | 1 | 01.10-05.10 | |
6. | Йодль, горловое пение (приёмы, манеры пения) | 1 | 08.10-12.10 | |
7. | Чтение и вокал в рэп-композиции | 1 | 15.10-19.10 | |
8. | Первая песня (колыбельная) | 1 | 22.10-26.10 | |
9. | Народная песня и частушка | 1 | 05.11-09.11 | |
10. | Эстрадный шлягер | 1 | 12.11-16.11 | |
11. | «А у нас во дворе» (песни улицы) | 1 | 19.11-23.11 | |
12. | Церковное песнопение | 1 | 26.11-30.11 | |
13. | «Главная» песня («К радости» Л. Бетховена и др.) | 1 | 03.12-07.12 | |
14. | История России - в гимнах | 1 | 10.12-14.12 | |
15. | Романс - признание в любви | 1 | 17.12-21.12 | |
16. | Как надо петь серенаду | 1 | 24.12-27.12 | |
17. | В поход – с песней | 1 | 14.01-18.01 | |
18. | Имена авторской песни (А.Вертинский, Б.Окуджава..) | 1 | 21.01-25.01 | |
19. | Шутка под гитару (Иваси, В. Высоцкий) | 1 | 28.01-01.02 | |
Раздел 2. Музыка и другие искусства | ||||
20. | Опера: история, цеха оперного театра | 1 | 04.02-08.02 | |
21. | Ария; каватина; куплеты; хоры | 1 | 11.02-15.02 | |
22. | По страницам зарубежных опер («Орфей и Эвридика» К.-В. Глюка, «Кармен» Ж. Бизе) | 1 | 18.02-22.02 | |
23. | Рождение русской национальной оперы / М. Глинка | 1 | 25.03-01.03 | |
24. | Опера-история («Иван Сусанин» М. Глинки; «Князь Игорь» А. Бородина) | 1 | 04.03-08.03 | |
25. | Опера-сказка («Руслан и Людмила» М. Глинки; «Садко» Н. Римского-Корсакова) | 1 | 11.03-15.03 | |
26. | Призрак оперы (мюзикл, оперетта, водевиль) | 1 | 18.03-22.03 | |
27. | По страницам зарубежных мюзиклов («Оливер» Л. Барта, «Звуки музыки» Р. Роджера) | 1 | 01.04-05.04 | |
28. | Отечественные мюзиклы («Норд-Ост» А. Иващенко и Г. Васильева, «Багдадский вор» Д. Тухманова и др.) | 1 | 08.04-12.04 | |
29. | «Снежная королева» (мюзикл И. Морсина) | 1 | 15.04-19.04 | |
30. | Классный водевиль (компиляции учеников) | 1 | 22.04-26.04 | |
31. | Великий немой (кино и тапёры, заставки телепередач) | 1 | 29.04-08.05 | |
32. | С экрана (музыка кино) | 1 | 13.04-17.05 | |
33. | Кантата («Александр Невский» С. Прокофьева) | 1 | 20.05-24.05 | |
34. | Песенные переделки | 1 | 27.05-30.05 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование для 6-го класса
№ урока | Название темы/ урока | Часов по теме | Дата | Коррект. |
Раздел 1. Мелодия и др. и Как создаётся музыка (1 часть) | ||||
1. | Музыка поющаяся (по общей теме 5 кл. «Поют века») | 1 | 03.09-07.09 | |
2. | Человек – инструмент | 1 | 10.09-14.09 | |
3. | Путеводитель по оркестру | 1 | 17.09-21.09 | |
4. | Оркестры и ансамбли (разновидности) | 1 | 24.09-28.09 | |
5. | Партии оркестра, ансамбля | 1 | 01.10-05.10 | |
Раздел 2. Тысяча миров музыки (1 часть) | ||||
6. | Многоликий марш (походный, свадебный, похоронный) | 1 | 08.10-12.10 | |
7. | Шагом марш! (марши из опер; песни-марши...) | 1 | 15.10-19.10 | |
8. | Вальс устарел? | 1 | 22.10-26.10 | |
9. | В ритме вальса всё плывёт | 1 | 05.11-09.11 | |
10. | Народный танец» (полька и другие) | 1 | 12.11-16.11 | |
11. | Старинный танец | 1 | 19.11-23.11 | |
12. | Бальный танец | 1 | 26.11-30.11 | |
13. | От гавота до брейк-данса | 1 | 03.12-07.12 | |
14. | История балета (музыка А. Хачатуряна, С. Прокофьева) | 1 | 10.12-14.12 | |
15. | «Лебединое озеро» (музыка балета П. Чайковского) | 1 | 17.12-21.12 | |
16. | Балет в опере | 1 | 24.12-27.12 | |
Раздел 1. Мелодия и др. и Как создаётся музыка (2 часть) | ||||
17. | Музыка Средневековья | 1 | 14.01-18.01 | |
18. | Вокальная музыка Средневековья | 1 | 21.01-25.01 | |
19. | Многоголосная жизнь (полифония) | 1 | 28.01-01.02 | |
20. | От И.-С. Баха до XXI века | 1 | 04.02-08.02 | |
Раздел 2. Тысяча миров музыки (2 часть) | ||||
21. | Пьеса | 1 | 11.02-15.02 | |
22. | Виртуозы | 1 | 18.02-22.02 | |
23. | От клавесина до синтезатора (пьесы для фортепиано) | 1 | 25.03-01.03 | |
24. | Узнаваемые изменения (вариации) | 1 | 04.03-08.03 | |
25. | По кругу (рондо) | 1 | 11.03-15.03 | |
26. | Маэстро фортепиано (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шопена) | 1 | 18.03-22.03 | |
27. | Открытие. О самом важном (Увертюра. Рапсодия) | 1 | 01.04-05.04 | |
28. | Объединённые одной идеей (цикл; на примере «Картинок с выставки») | 1 | 08.04-12.04 | |
29. | «Пер Гюнт» (сюита Э. Грига; к драме Г. Ибсена) | 1 | 15.04-19.04 | |
30. | «Звучащее. Созвучие» (Соната и симфония: «Лунная соната» Л. Бетховена, симфония №40 В.-А. Моцарта) | 1 | 22.04-26.04 | |
31. | Соревнование солиста с оркестром (концерт) | 1 | 29.04-08.05 | |
Раздел 1. Мелодия и др. и Как создаётся музыка (3 часть) | ||||
32. | Неомузыка XX века (12-фония, алеаторическая...) | 1 | 13.04-17.05 | |
33. | Музыкальный салат» (попурри) | 1 | 20.05-24.05 | |
34. | Творческий портрет: композит, исполнитель, слушатель | 1 | 27.05-30.05 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование для 7-го класса
№ урока | Название темы/ урока | Часов по теме | Дата | Коррект. |
Раздел 1. Культовая музыка | ||||
1. | Музыка поющаяся и играющаяся» (повтор общих тем 5–6 классов) | 1 | 03.09-07.09 | |
2. | Музыка культа (на примерах музыки разных конфессий) | 1 | 10.09-14.09 | |
3. | Церковная служба (ектиния, колокольный звон...) | 1 | 17.09-21.09 | |
4. | «Богородице, Дево, радуйся!» (художественный образ) | 1 | 24.09-28.09 | |
5. | «Ave, Maria» (разных композиторов) | 1 | 01.10-05.10 | |
6. | Месса и Литургия. Хорал | 1 | 08.10-12.10 | |
7. | Вечный “Реквием”» (с музыкой В.-А. Моцарта, Дж. Верди, Э. Ллойд-Уэббера...) | 1 | 15.10-19.10 | |
8. | Многолетие и Панихида | 1 | 22.10-26.10 | |
9. | Светская духовная музыка (рок-опера «Jesus Christ – superstar») | 1 | 05.11-09.11 | |
10. | Духовное – в нецерковной музыке | 1 | 12.11-16.11 | |
Раздел 2. Джаз | ||||
11. | Джазмены и джазовые хиты | 1 | 19.11-23.11 | |
12. | Истоки джаза (спиричуэл, госпел, блюз) | 1 | 26.11-30.11 | |
13. | Рэгтайм. Диксиленд | 1 | 03.12-07.12 | |
14. | Свинг. Биг-бэнды | 1 | 10.12-14.12 | |
15. | От бибопа и кула до эйсид- и фри-джаза | 1 | 17.12-21.12 | |
16. | Симфоджаз (в произведениях Дж. Гершвина, Дж. Кендера) | 1 | 24.12-27.12 | |
17. | Босанова, джаз-рок... | 1 | 14.01-18.01 | |
18. | Джаз: через годы и страны | 1 | 21.01-25.01 | |
Раздел 3. Рок-музыка | ||||
19. | Мировая рок-классика | 1 | 28.01-01.02 | |
20. | Рок-н-ролл | 1 | 04.02-08.02 | |
21. | Ливерпульская четвёрка (творчество гр. «Битлз») | 1 | 11.02-15.02 | |
22. | Арт-рок, психоделический рок, метал- | 1 | 18.02-22.02 | |
23. | Глэм, соул, панк (в творч. Ф. Меркьюри, Ст. Уандера) | 1 | 25.03-01.03 | |
24. | Фолк-рок, реггей… | 1 | 04.03-08.03 | |
25. | Российский рок | 1 | 11.03-15.03 | |
26. | На сцене рок, поп-музыка? (рок-баллада; Земфира и др.) | 1 | 18.03-22.03 | |
Раздел 4. Поп-музыка | ||||
27. | Популярный фольклор, популярная классика | 1 | 01.04-05.04 | |
28. | От романса до дворовой песни. Бытовой танец | 1 | 08.04-12.04 | |
29. | Музыка на телевидении и в спорте | 1 | 15.04-19.04 | |
30. | Эстрада эпохи СССР. Русский шансон | 1 | 22.04-26.04 | |
31. | Поп-индустрия (продюсер, хит, шлягер, ремикс, клип...) | 1 | 29.04-08.05 | |
32. | Музыкальная шутка | 1 | 13.04-17.05 | |
33. | Эстрада: диско, рэп | 1 | 20.05-24.05 | |
34. | Эстрада: баллада, техно и другие | 1 | 27.05-30.05 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование для 8-го класса
№ урока | Название темы/ урока | Часов по теме | Дата | Коррект. |
Раздел 1. О традиции и о современности в музыке. | ||||
1. | Что такое “современная музыка”. Многообразие современной музыки | 1 | 03.09-07.09 | |
2. | Серьёзное и развлекательное – в музыке» (Музыка – для души?, для тела?) | 1 | 10.09-14.09 | |
3. | Стильная музыка | 1 | 17.09-21.09 | |
4. | Музыка: история и современность (исторические стили) | 1 | 24.09-28.09 | |
5. | Музыкальные обработки (аранжировка, переложение) | 1 | 01.10-05.10 | |
6. | Звуковая техника (обзор; звуковоспроизводящая и звукозаписывающая; от патефона до аппаратов наших дней) | 1 | 08.10-12.10 | |
7. | Музыкальные программы и звуковые редакторы» (обзор; основные функции) | 1 | 15.10-19.10 | |
8. | Пользовательское творчество (музыкальные программы) | 1 | 22.10-26.10 | |
9. | Пользовательское творчество (звуковые редакторы) | 1 | 05.11-09.11 | |
10. | Вечное, непреходящее – в музыке (диспут) | 1 | 12.11-16.11 | |
11. | Классика, народная музыка, поп-музыка – о человеке (о проблемах человечества) | 1 | 19.11-23.11 | |
Раздел 2. В поисках истины и красоты. Мир человеческих чувств | ||||
12. | Человеческие страсти (лирическое – в музыке) | 1 | 26.11-30.11 | |
13. | Конфликт внутри и снаружи (драматическое и трагическое – в музыке) | 1 | 03.12-07.12 | |
14. | Конфликт внутри и снаружи (драматическое и трагическое – в музыке) | 1 | 10.12-14.12 | |
15. | Юморная музыка | 1 | 17.12-21.12 | |
16. | Сатирическое – в музыке | 1 | 24.12-27.12 | |
17. | Тема жизни и смерти – в музыке | 1 | 14.01-18.01 | |
18. | Тема любви – в музыке (лирическое, трагическое, комическое...) | 1 | 21.01-25.01 | |
19. | «Ромео и Джульетта» (образы балета С. Прокофьева и др.) | 1 | 28.01-01.02 | |
20. | Ромео и Джульетта наших дней (мюзиклы «Ромео и Джульетта» и «Вестсайдская история») | 1 | 04.02-08.02 | |
21. | Тема Родины, семьи, человеческого рода (эпическое) | 1 | 11.02-15.02 | |
22. | Музыка – всегда (музыка разных времён года, суток...) | 1 | 18.02-22.02 | |
23. | Музыка – всегда (прикладная музыка разных ситуаций) | 1 | 25.03-01.03 | |
24. | Музыка – везде (музыка разных народов – культурные традиции) | 1 | 04.03-08.03 | |
25. | Музыка – везде (музыка разных стран, разных народов) | 1 | 11.03-15.03 | |
26. | Музыка – каждому (вокальная музыка; обзор) | 1 | 18.03-22.03 | |
27. | Музыка – каждому (инструментальная и оркестровая) | 1 | 01.04-05.04 | |
28. | Музыка – всем (обзор: культовая, джаз, рок-, поп-музыка...) | 1 | 08.04-12.04 | |
29. | Музыка – всем (обзор: культовая, джаз, рок-, поп-музыка...) | 1 | 15.04-19.04 | |
30. | Музыка – всем (диспут: культовая, джаз, рок-, поп-) | 1 | 22.04-26.04 | |
31. | Музыка – каждому (музыка театра и кино; в т. ч. музыка в синтезе искусств) | 1 | 29.04-08.05 | |
32. | Интерпретация художественного образа музыкального произведения | 1 | 13.04-17.05 | |
33. | Моя, твоя, наша музыка (сообщения; диспут) | 1 | 20.05-24.05 | |
34. | Горизонты музыкального творчества (сообщения; диспут) | 1 | 27.05-30.05 | |
Итого: | 34 |
Краткое содержание учебного курса 5–8-х классов
5-й класс
Общая тема года «Музыка и другие виды искусства» и отдельные разделы «Музыка и литература», «Музыка и ИЗО» раскрываются на примере вокальных жанров. Раздел «Музыка и литература» представлен через песенные жанры (включая романс, частушку, гимн и др., а также – либретто оперного и др. музыкально-театральных жанров); раздел «Музыка и ИЗО» рассматривается в контексте синтеза музыки с движением (танца, драматургии актёрского образа и пр.), изображением (декорации в театре, визуальный ряд сценического образа – эстрады, видеоклипа, театральной сцены и пр.), что представлено в искусстве музыкального театра и кино. Такое построение курса позволяет в 6-м классе познакомиться с инструментальными (и оркестровыми) жанрами, а в 7-м классе представить другую совокупность разнообразия музыки – музыку различных культурных слоёв (культовую, джаз, рок-, поп-), создавая полную и цельную картину мира музыки.
Разнообразие вокальных (колыбельная, гимн, народная, бардовская и эстрадная песня, частушка, романс и др.) и музыкально-театральных (сценических жанров (опера, мюзикл, музыка к фильму, спектаклю) через знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков (М. Глинка, А. Алябьев, А. Бородин, К. Глюк, Дж. Россини, Ж. Бизе, Э. Ллойд-Уэббер, А. Рыбников, В. Гаврилин и др.) на примерах лучших исполнителей, как современных (В. Гергиев, А. Нетребко, ансамбль Российской Армии, анс. «Русская песня», гр. «Пентатоникс» и др.), так и предыдущих поколений (Л. Утёсов, братья Заволокины, хор им. М. Пятницкого, театр «Ла Скала» и др.).
Музыка и литература – 19 часов
На материале вокальной музыки: песенные жанры (колыбельная, народная песня, эстрадная песня, дворовая песня, авторская / бардовская песня), частушка, церковное песнопение, гимн, романс, серенада; певческие голоса (бас, тенор, сопрано колоратурное, контральто, дискант) и коллективы (солист, ансамбль, хор), манеры пения и пр. (йодль, русское казачье пение, цыганское пение и др., рэп-композиция); литературное либретто как основа оперы и др. театрально-музыкальных жанров.
Музыка и ИЗО (и другие искусства) – 15 часов
Художественный образ через видеоряд киномузыки, визуальный ряд музыкального театра и зрительных ассоциаций к музыкальному образу. Цеха музыкального театра (ктюмерный и обувной, гримёрный, светооформительский, декораций). По страницам зарубежной и русской оперы, зарубежного и отечественного мюзикла. Водевиль. Кантата. Музыка в различных жанрах кино. Портрет человека музыки (композитора, исполнителя, слушателя).
6-й класс
Общая тема года («В чём сила музыки») и отдельные разделы («Мелодия, ритм и др.», «Как создаётся музыка», «Тысячи миров музыки») раскрываются на примере инструментальных и оркестровых жанров. Такое построение курса позволяет в 7-м классе представить обучающимся другую совокупность разнообразия музыки – музыку различных культурных слоёв (культовую, джаз, рок-, поп-), создавая более полную и цельную картину мира музыки.
Ритм, мелодия, фактура и др. Как создаётся музыкальное произведение – 12 ч.
Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, гармония, фактура, темп, тембр и пр.). Инструменты оркестра (струнно-смычковые, струнно-щипковые, духовые, ударные). Рояль, орган и синтезатор. Вокальные жанры (повтор). Партии оркестра и ансамбля.
Музыкальная форма: одно-, двух- и трёх-частная, вариации, рондо; отдельные номера из сценических жанров (увертюра, хор, ария, сцена, финал и др.), отдельные части из многочастных циклических жанров (симфония, соната, квартет и др.). Программная музыка, основные принципы музыкального развития.
Тысяча миров музыки – 22 часа
Жанры инструментальной и оркестровой музыки: марш, танец (народный, бальный, старинный; вальс и др.), балет, пьеса, вариации, рондо, соната, симфония, концерт, увертюра, сюита, цикл, рапсодия, попурри. Творческий портрет (композитор, исполнитель, слушатель); знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков (Г. Пёрселл, Р. Щедрин, Б. Бриттен, и др.).
Разнообразие инструментальной и оркестровой музыки, в т. ч. – сценических жанров (балет, музыка к фильму, спектаклю), камерных жанров (вальс, мазурка, прелюдия, этюд, романс и др.).
7-й класс
Содержание темы года «Содержание и форма в музыке» раскрывается на примере музыки различных культурных слоёв – по разделам «Культовая музыка», «Джаз», «Рок-музыка», «Поп-музыка» (а не на примерах музыкальных жанров, изучение которых вынесено в 5-й класс – вокальные жанры, в 6-й класс – инструментальные), в т. ч. на примерах творчеста отечественных и зарубежных композиторов-классиков (Дж. Гершвин, Э. Ллойд-Уэббер, Ф. Шуберт, С. Рахманинов, Д. Шостакович, И. Дунаевский и др.).
Содержание и форма в музыке – 34 часа; на примере направлений:
Культовая (церковная) музыка – 10 часов
Музыка культа. Церковная служба (ектинья, колокольный звон и др.). Месса, литургия, хорал. «Аве, Мария», «Богородице, дево, радуйся». Вечный «Реквием». Многолетие и панихида. Светская духовная музыка.
Джаз – 8 часов
Истоки джаза (госпел, спиричуэл, рэгтайм, диксиленд, блюз). Свинг, биг-бэнды. Симфоджаз.
Рок-музыка – 8 часов
Мировая рок-классика. Рок-н-ролл. Ливерпульская четвёрка («Битлз»). Рок-баллада. Метал-рок, арт-рок, панк-рок. Отечественный рок.
Поп-музыка – 8 часов
Популярный фольклор. Популярная классика. От романса до дворовой песни. Танцевальная музыка (от народного танца до диско). Поп-индустрия (продюсер, хит, шлягер, ремикс, клип). Музыка на телеэкране и в спорте. Рэп, техно и пр.
8-й класс
Для целостности представления темы года «Традиция и современность в музыке» объединены (по сравнению с архитектоникой авторской программы В.В. Алеева и др.) в такие разделы:
- под названием «О традиции и о современности в музыке» – содержание «О традиции в музыке» и «О современности в музыке»;
- «В поисках истины и красоты. Мир человеческих чувств» – содержание «В поисках истины и красоты» и «Мир человеческих чувств».
О традиции в музыке. О современности в музыке – 11 часов
Что такое «современная музыка». Многообразие современной музыки на примерах творчества отечественных и зарубежных композиторов-классиков (И.-С. Бах, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Р. Щедрин, Г. Свиридов и др.), фольклора и современной музыки разных стран. Художественный – исторический, авторский, национальных школ – стиль в музыке. Круг и направленность художественных образов в основных исторических стилях музыки: Барокко, рококо, венская классическая школа, романтизм, импрессионизм, авангардизм (обзор-реминисценция). Музыкально-компьютерные технологии: генезис звуковой техники, музыкальные программы и звуковые редакторы – теоретический обзор и практические опыты и творчество. Вечные темы в музыке различных эстетических направлений (культурных слоёв) – в фольклоре, классической, джазовой, рок- и поп-музыке.
В поисках истины и красоты. Мир человеческих чувств – 23 часа
Лирические образы в классике, народной и поп-музыке. Драматические и трагические образы в классике, народной и поп-музыке. Юмористические и сатирические образы в классике, народной и поп-музыке. Тема жизни и смерти в классике, народной и поп-музыке. Тема любви в классике, народной и поп-музыке. Эпические образы в классике, народной и поп-музыке. Вокальная и инструментальная (оркестровая) музыка разных народов, разных эстетических направлений (культовая, рок-, поп-, джаз и др.); музыка театра и кино; прикладная музыка. Интерпретация художественного образа музыкального произведения – слушателем, исполнителем, аранжировщиком. Горизонты музыкальной культуры и музыкального творчества.
Планируемые результата освоения программы
По окончании освоения курса учащимися будут получены следующие результаты:
Личностные:
I) 5-класс: воспитание на примерах вокальной музыки российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; понимание своей культурно-этнической принадлежности, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; знакомство с гуманистическими, демократическими и традиционными ценностями многонационального российского общества;
I) 6-класс: воспитание на примерах инструментальной и оркестровой музыки российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, гордости за прошлое и настоящее России; понимание своей культурно-этнической принадлежности, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; знакомство с гуманистическими, демократическими и традиционными ценностями многонационального российского общества;
I) 7-класс: воспитание на примере музыки разных направлений (церковная, джаз, рок, поп-) российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознавание своей культурно-этнической принадлежности, истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; привитие чувства ответственности и долга перед Родиной;
I) 8-класс: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей культурно-этнической принадлежности, формирование ответственной личной позиции по вопросам истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
II) 5-й класс: усвоение правил ответственного отношения к учению на примере предмета гуманитарно-эстетической направленности, знание критериев, позволяющих учащемуся оценить свои продвижения в освоении музыки; знакомство с миром профессий артистического профиля; формирование мотивации и познавательных интересов в гуманитарно-эстетической сфере, привитие основ уважительного отношения к труду и накопление опыта участия в социально значимом труде (выступление в составе классного хора);
II) 6-класс: усвоение приёмов самоконтроля ответственного отношения к учению на учебном предмете гуманитарно-эстетической направленности, знание критериев, позволяющих учащемуся оценить свои продвижения в освоении и понимании музыки; представление направлений проявления творчества, напрямую или косвенно связанного с музыкой, развитие мотивации на их использование в интересах саморазвития и самообразования; продолжение знакомства с миром профессий артистического профиля; формирование познавательных интересов в гуманитарно-эстетической сфере, привитие основ уважительного отношения к труду и накопление опыта участия в социально значимом труде (подготовка и выступление в составе классного хора, другого творческого коллектива);
II) 7-класс: использование приёмов самоконтроля ответственного отношения к учению на учебном предмете гуманитарно-эстетической направленности, знание и применение критериев, позволяющих учащемуся оценить свои продвижения в освоении и понимании музыки; сознательный выбор направлений проявления творчества, напрямую или косвенно связанного с музыкой, развитие мотивации на их использование в интересах саморазвития и самообразования; ориентация в мире профессий артистического профиля; формирование познавательных интересов в гуманитарно-эстетической сфере, привитие основ уважительного отношения к труду и накопление опыта участия в социально значимом труде (подготовка концертного номера и др.);
II) 8-класс: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, познанию и творческой самореализации, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в направлениях творчества, напрямую или косвенно связанного с музыкой, с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду и опыта участия в социально значимом труде;
III) 5-й класс: формирование картины мира, отражённой в художественных образах вокальных жанров и соответствующей современному уровню развития науки и общественной практики, в панораме социального, культурного, языкового многообразия;
III) 6-класс: формирование картины мира, отражённой в художественных образах инструментальных и оркестровых жанров и соответствующей современному уровню развития науки и общественной практики, в панораме социального, культурного, языкового, духовного многообразия;
III) 7-класс: формирование целостного миропонимания, отражённого в многообразии музыки разных направлений (церковная, джаз, рок, поп-) и соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
III) 8-класс: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
IV) 5-й класс: формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми;
IV) 6-класс: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Мира; готовности к диалогу с другими людьми;
IV) 7-класс: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
IV) 8-класс: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и Мира; готовности и способности вести конструктивный диалог с другими людьми;
V) 5-й класс: знакомство на примерах вокальных жанров музыки с социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах; формирование мотивации на участие в жизни своего класса;
V) 6-класс: знакомство на примерах инструментальных и оркестровых жанров музыки с социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах; развитие мотивации на участие в жизни класса и школы;
V) 7-класс: знакомство на примерах жанров музыки разных направлений (церковная, джаз, рок, поп-) с социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах; посильное участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
V) 8-класс: знакомство на примерах музыки с социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни и адекватное применение этого в жизни; ответственное посильное участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
VI) 5-й класс: формирование основ морального сознания, нравственных чувств и нравственного поведения на основе личностного выбора и на достойных примерах вокальных жанров фольклора, классики и современной музыки;
VI) 6-класс: формирование основ морального сознания, нравственных чувств и нравственного поведения на основе личностного выбора и на достойных примерах инструментальных и оркестровых жанров фольклора, классики и современной музыки;
VI) 7-класс: формирование основ морального сознания, нравственных чувств и нравственного поведения на основе личностного выбора и на достойных примерах музыки разных направлений (церковная, джаз, рок, поп-);
VI) 8-класс: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;
VII) 5-й класс: усвоение норм общения и основных правил сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
VII) 6-класс: формирование основ коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
VII) 7-класс: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, представителями других возрастных групп, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
VII) 8-класс: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, представителями других возрастных групп, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
VIII) 5-й класс: усвоение норм здорового и безопасного образа жизни, правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
VIII) 6-класс: усвоение норм здорового и безопасного образа жизни, правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
VIII) 7-класс: ориентация на ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
VIII) 8-класс: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
IX) 5-й класс: знакомство на примерах музыки вокальных жанров с основами экологической культуры, формирование опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
IX) 6-класс: знакомство на примерах музыки инструментальных и оркестровых жанров с основами экологической культуры, формирование опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
IX) 7-класс: знакомство на примерах музыки разных направлений (церковная, джаз, рок, поп-) с основами экологической культуры, формирование опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
IX) 8-класс: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
X) 5-й класс: усвоение правил уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
X) 6-класс: усвоение правил уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи, сознание ценности семьи;
X) 7-класс: осознание значения семьи в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
X) 8-класс: осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
XI) 5-й класс: развитие эстетического сознания в процессе вокальной и музыкально-слушательской деятельности, в процессе знакомства с художественным наследием народов России и Мира на примерах музыки вокальных жанров;
XI) 6-класс: развитие эстетического сознания в процессе вокальной, инструментальной и слушательской деятельности, в процессе знакомства с художественным наследием народов России и Мира на примерах музыки инструментальных и оркестровых жанров;
XI) 7-класс: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и Мира, в различных видах музыкальной деятельности и на примерах музыки разных направлений (церковная, джаз, рок, поп-);
XI) 8-класс: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и Мира, творческой деятельности, напрямую или косвенно связанной с музыкой.
Метапредметные результаты:
I) 5-й класс: определение с помощью взрослых ближайших целей своего обучения, развитие умения ставить новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в художественно-эстетической сфере;
I) 6-класс: формирование при поддержке взрослых осознанных целей своего обучения, развитие опыта ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развитие мотивов, интересов познавательной деятельности в художественно-эстетической сфере;
I) 7-класс: формирование осознанных целей своего обучения, развитие опыта ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности в художественно-эстетической сфере;
I) 8-класс: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в художеств.-эстетической сфере;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные для себя способы решения учебных и познавательных задач в художественно-эстетической сфере;
II) 5-й класс: первоначальный опыт самостоятельного или при поддержке взрослых планирования путей достижения целей с попытками выбора наиболее эффективных для себя способов решения учебных и познавательных задач в художественно-эстет. сфере;
II) 6-класс: умение самостоятельно или при поддержке взрослых планировать пути достижения целей, накопление опыта выбора наиболее эффективных для себя способов решения учебных и познавательных задач в художественно-эстетической сфере;
II) 7-класс: умение самостоятельно или при поддержке взрослых планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, развивая навыки выбора наиболее эффективных для себя способов решения учебных и познавательных задач в художественно-эстетической сфере;
II) 8-класс:
III) 5-й класс: внешний опыт и собственные попытки рефлексии действий и планируемых результатов в деятельности художественно-эстетического характера, определения способов действий в рамках предложенных условий и требований;
III) 6-класс: внешний опыт и рефлексия действий и планируемых результатов, осуществления контроля своей деятельности художественно-эстетического характера, определения способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировки своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;
III) 7-класс: развитие рефлексии своих действий и планируемых результатов, осуществления контроля своей деятельности художественно-эстетического характера, определения способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировки своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;
III) 8-класс: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности художественно-эстетического характера в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющ. ситуацией;
IV) 5-й класс: умение использовать объективные и субъективные критерии для оценки правильности выполнения учебной задачи художественно-эстетического характера на примерах музыки вокальных жанров;
IV) 6-класс: умение использовать объективные и субъективные критерии для оценки правильности выполнения учебной задачи художественно-эстетического характера на примерах музыки инструментальных и оркестровых жанров;
IV) 7-класс: накопление опыта оценки правильности выполнения учебной задачи художественно-эстетического характера одноклассниками, сравнения собственных возможностей её решения;
IV) 8-класс: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи художественно-эстетического характера, собственные возможности её решения;
V) 5-й класс: умение использовать объективные и субъективные критерии для самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности с материалом художественно-эстетического характера на примерах музыки вокальных жанров;
V) 6-класс: умение использовать объективные и субъективные критерии для самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности с материалом художественно-эстетического характера на примерах музыки инструментальных и оркестровых жанров;
V) 7-класс: накопление опыта самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности с материалом художественно-эстетического характера;
V) 8-класс: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности с материалом художественно-эстетического характера;
VI) 5-й класс: накопление своего и обращение к чужому опыту создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, предлагать основания и критерии для классификации при работе с материалом художественно-эстетического характера на примерах музыки вокальных жанров;
VI) 6-класс: накопление своего и обращение к чужому опыту создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, предлагать основания и критерии для классификации при работе с материалом художественно-эстетического характера на примерах музыки инструментальных и оркестровых жанров;
VI) 7-класс: накопление опыта определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы при работе с материалом художественно-эстетического характера;
VI) 8-класс: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы при работе с материалом художественно-эстетического характера;
VII) 5-й класс: обращение к опыту использования моделей и схем для решения учебных и познавательных задач с материалом художественно-эстетического характера на примерах музыки вокальных жанров;
VII) 6-класс: обращение к опыту использования моделей и схем для решения учебных и познавательных задач с материалом художественно-эстетического характера на примерах музыки инструментальных и оркестровых жанров;
VII) 7-класс: накопление опыта использования моделей и схем для решения учебных и познавательных задач с материалом художественно-эстетического характера;
VII) 8-класс: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач с материалом художественно-эстетического характера;
VIII) 5-й класс: накопление опыта поиска непонятных слов и определения ключевых слов в тексте как развитие навыков смыслового чтения;
VIII) 6-класс: умение находить непонятные слова и определять ключевые слова в тексте как развитие навыков смыслового чтения;
VIII) 7-класс: опыт подбора названия для текста /развитие навыков смыслового чтения);
VIII) 8-класс: использование метода ассоциаций для подбора названия текста как развитие навыков смыслового чтения;
IX) 5-й класс: накопление опыта учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками при индивидуальной и групповой работе с материалом художественно-эстетического характера: поиск вариантов разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта интересов;
IX) 6-класс: накопление опыта учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками при индивидуальной и групповой работе с материалом художественно-эстетического характера: принятие общего решения при разрешении конфликтов на основе согласования позиций и учёта интересов;
IX) 7-класс: накопление опыта учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками при индивидуальной и групповой работе с материалом художественно-эстетического характера: нахождения общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта интересов, формулирования, аргументирования и отстаивания своего мнения;
IX) 8-класс: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при индивидуальной и групповой работе с материалом художественно-эстетического характера: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
IX) 5-й класс: накопление опыта использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; накопление опыта использования устной и письменной речи;
X) 6-класс: накопление опыта использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, для планирования и регуляции своей деятельности с материалом художественно-эстетического характера; использование при этом устной и письменной речи;
X) 7-класс: накопление опыта использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, для планирования и регуляции своей деятельности с материалом художественно-эстетического характера; использование при этом устной и письменной речи, монологической контекстной речи;
X) 8-класс: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью по материалу художественно-эстетического характера;
XI) 5-й класс: знакомство с опытом одноклассников и накопление своего опыта в области использования информационно-коммуникационных технологии с материалом художественно-эстетического характера: сохранение и передача информации;
XI) 6-класс: знакомство с опытом одноклассников и накопление своего опыта в области использования ИКТ с материалом художественно-эстетического характера: сохранение, передача и основы редактирования информации;
XI) 7-класс: знакомство с опытом одноклассников и накопление своего опыта в области использования ИКТ с материалом художественно-эстетического характера: поиск и критический анализ полученной информации;
XI) 8-класс: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологии (ИКТ-компетенции) с материалом художественно-эстетического характера: операции с информацией, добытой полученной самостоятельно и из сторонних источников;
XII) 5-й класс: формирование основ экологического мышления, применяемого в познавательной, коммуникативной, социальной практике, в которой происходит взаимодействие с материалом художественно-эстетического характера;
XII) 6-класс: формирование основ экологического мышления, применяемого в познавательной, коммуникативной, социальной практике, при которой происходит взаимодействие с материалом художественно-эстетического характера;
XII) 7-класс: формирование и развитие экологического мышления, применяемого в познавательной, коммуникативной, социальной практике, где происходит взаимодействие с материалом художественно-эстетического характера;
XII) 8-класс: формирование и развитие экологического мышления, применяемого в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профориентации, где происходит взаимодействие с материалом художественно-эстетического характера.
Предметные результаты
В 5-м классе ученик научится:
• понимать значение устного музыкального творчества в общем культурном наследии;
• понимать интонацию в музыке как носитель образного смысла (интонация-призыв, интонация-просьба, интонация-вопрос и др.);
• определять характерные особенности музыкального языка в отношении вокальной музыки (дыхание, фразировка, вокальная дикция, отражение художественного образа);
• определять мужские (тенор / бас) и женские (колоратурное / меццо) певческие голоса;
• определять разновидности хоровых коллективов по стилю исполнения: народные, академические, а также – по составу: мужские, женские, смешанные, детские;
• определять основные жанры русской народной музыки: былина, колыбельная, частушка (под язык и др.) и пр.;
• определять (на слух) изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы фольклора, произведения современных композиторов – в круге вокальных жанров;
• приводить примеры по теме – «Основные жанры вокальной музыки» (гимн, романс...), в т. ч. – музыкально-театральные жанры, использующие пение – опера, мюзикл и т. п.;
• представлять собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений и исполнителей различных жанров вокальной музыки, музыкально-театральных жанров;
• характеризовать музыкальные произведения (в круге вокальных и вокальных театрально-музыкальных жанров) на основе эмоционально-образного восприятия;
• понимать значение понятий и терминов в пределах темы «Вокальная музыка» (основные вокальные жанры – кантата, романс, солдатская песня, ария; названия основных вокальных голосов, основные приёмы вокальной техники; тональность, речитатив, увертюра; a capella, интервал);
• применять навыки вокально-хоровой работы при пении a cappella и с сопровождением (в т. ч. – с самостоятельным подбором фонограммы из ресурсов Интернета);
• применять навыки для творческой интерпретации содержания музыкальных произведений, в т. ч. принимать интерпретацию учителя (дирижёра), предлагать свою;
• применять современные информационно-коммуникационные технологии (музыкально-компьютерные технологии) для записи и воспроизведения музыки.
Ученик получит возможность научиться:
• исполнять свою партию в хоре (в т. ч. в простейших 2-голосных произведениях с неленточным, контрастно-полифоническим голосоведением, остинато), используя ориентацию на знакомую нотную запись и на визуальный поэтический текст;
• вокальному искусству на примерах творчества выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей и исполнительских коллективов.
В 6-м классе ученик научится:
• различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической (в т. ч. – балетной) музыки (пьеса, сюита, соната, симфония, попурри и др.);
• обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров инструментальной музыки;
• определять тембры музыкальных инструментов (духовых, струнных, ударных, электронных), в т. ч. звучание разных видов оркестров (симфонического, духового, камерного, народных инструментов, эстрадно-джазового);
• представлять характеристику музыкальных произведений (в круге инструментальных, в т. ч. оркестровых жанров) на основе своего эмоционально-образного восприятия;
• понимать значение понятий и терминов по теме «Инструментальная (в т. ч. оркестровая) музыка» (тембры – медные и деревянные духовые, ударные, струнно-смычковые и струнно-щипковые; жанр – пьеса, сюита, прелюдия, этюд, ноктюрн, квартет, симфония, увертюра, соната, попурри, фантазия; форма – рондо, вариация, цикл; музыкальная форма – тема, лад, финал, эпилог, эпизод, контраст, тоническое трезвучие; виртуоз, программная музыка, лирика);
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы фольклора, современные произведения – в круге инструментальных жанров;
• понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и фольклора, имея возможность познакомиться с перевоплощениями народной музыки в произведениях композиторов (рапсодии, танцы);
• выявлять наиболее яркие средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, динамика, тембр и пр.);
• соучаствовать в коллективной исполнительской деятельности в различных формах индивидуального и группового музицирования (остинато, импровизация, партия).
В 6-м классе ученик получит возможность научиться:
• понимать особенности языка европейской музыки (прелюдия, фуга и др.);
• различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, вариации, сюита, попурри, рондо и пр.), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
• называть примеры выдающихся отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и коллективов в основных жанрах инструментальной (оркестровой) музыки;
• характеризовать особенности музыкального языка в инструментальной музыке;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения.
В 7-м классе ученик научится:
• различать основные стили и жанры классической, церковной и современной (джаз, рок-, поп-) музыки, особенности их музыкального языка и драматургии;
• определять интерпретацию классической музыки в современных её обработках;
• определять характерные признаки (позитивные и негативные стороны) популярной музыки (в т. ч. проявлений джаза и рок-музыки) на примерах отдельных проявлений (рок-опера, рок-н-ролл, рэгтайм, свинг, блюз, ремикс и пр.);
• понимать значение понятий и терминов: духовная музыка, обряд, литургия, панихида, импровизация, спиричуэл, рэгтайм, бигбэнд, свинг, рифф, кавер, продюсер, ремикс;
• представлять собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных направлений – церковной, рок-, поп-музыки, джаза;
• понимать особенности языка западной музыки (месса, реквием, рэп-композиция);
• характеризовать (эмоционально-образно воспринимая) музыкальные произведения – в круге рассматриваемых по теме направлений.
В 7-м классе ученик получит возможность научиться:
• понимать особенности языка отечественной и зарубежной духовной и светской музыкальной культуры на примерах разных жанров (кант, литургия, массовая песня, бардовская песня, русский шансон и др.);
• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки культурных традиций (Африки, Ближнего и Дальнего Востока), обрядов фольклора разных стран Мира;
• определять специфику духовной и светской музыки (в эпоху Средневековья и в др. исторические периоды);
• узнавать мелодику знаменного распева (как основу древнерусской церковной музыки);
• приводить примеры выдающихся (в т. ч. современных) отечественных и зарубежных исполнителей, коллективов в направлениях церковной, рок-, поп-музыки, джаза.
В 8-м классе ученик научится:
• определять характер музыкальных образов (лирический, драматический, героический, романтический, эпический, юмористический, сатирический);
• обращать внимание на особенности интерпретации художественной идеи, сюжета разными композиторами;
• проводить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств (в т. ч. – в сравнении интонаций музыкального, живописного и литературного произведений), особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений наиболее популярных жанров и стилей (классики, фольклора, авторской песни);
• понимать специфику музыки как вида искусства и её значение в жизни человека и общества, значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
• понимать значение понятий и терминов: интерпретация, средства выразительности.
• представлять свою трактовку анализа взаимосвязь жизненных событий и художественного образа музыкального произведения;
• применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в т. ч. – в творческой, сценической), для творческой интерпретации содержания произведений (подбор визуального ряда, пластика, создание микстов и пр.), включая использование современных ИКТ (музыкально-компьютерных технологий) для записи и воспроизведения музыки, зная их возможности по редактированию;
• применять знания о музыке, полученные на занятиях, при составлении своей фонотеки, видеотеки;
• находить и предлагать ассоциативные связи между художественными образами музыки, изо и литературы;
• находить эмоциональный отклик (в себе) на исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях.
В 8-м классе ученик получит возможность научиться:
• выделять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений (в т. ч. для установления стилевых связей музыки) и национальных школ в западноевропейской музыке (музыка Средневековья, Барокко, венской школы, романтизма, импрессионизма, авангардизма; русской классической музыкальной школы – доглинкинский период, русская классическая школа / М. Глинка, «Могучая кучка» и др.; горизонты отечественной музыкальной культуры XX века, в т. ч. – национальные школы на примере музыки А. Хачатуряна и др.);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, о стилевых направлениях (классика, фольклор, эстрада);
• понимать принципы построения и развития музыки (музыкального произведения),
• видеть единство жизненного содержания и формы (разнообразии музыки);
• различать (и передавать в художественно-творческой деятельности) характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
• различать художественные направления, характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов (И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Вагнер, К. Дебюсси, А. Шёнберг, Дж. Гершвин, М. Глинка, Дж. Верди, М. Мусоргский, П. Чайковский, С. Рахманинов, С. Прокофьев, И. Стравинский, Д. Шостакович, Г. Свиридов и др.);
• активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского / иностранного языка, математики, истории и др.);
• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
• проявлять творческую инициативу (предлагать варианты интерпретации, оформления, путей реализации), участвуя в музыкально-эстетической деятельности.