Картотека игр на развитие памяти для детей (5-15 лет)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова
Санкт-Петербурга
(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)
Контролируемая самостоятельная работа:
Картотека игр на развитие памяти для детей
(5-15 лет)
Обучающейся(гося) 1 курса
№ учебной группы 1-16/1
Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Пономарева Анна Николаевна
Санкт-Петербург 2023 год
№1
Название | "Опиши игрушку!" |
Возраст | 5-6 лет |
Цель | Развить непроизвольную образную память. |
Время проведения | 38 минут |
Оборудование | Любая мягкая игрушка |
Вопросы для обсуждения | «Расскажи, что было интересного в той игрушке, что я тебе показывала?» |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | Предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки. |
№2
Название | «Что исчезло?» |
Возраст | 5-6 лет |
Цель | Развить зрительную память. |
Время проведения | 10-20 минут |
Оборудование | Предметы (например пластиковые геометрические фигуры) игрушки и.т.д. |
Вопросы для обсуждения | «Какой предмет исчез?» |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло. |
№3
Название | «Логически не связанный текст» |
Возраст | 9-12 лет |
Цель | развивать память у детей младшего школьного возраста. |
Время проведения | 10-20 минут |
Оборудование | |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | Для запоминания 20 слов даётся 40 секунд, после чего следует записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер, и само слово. Обработка результатов: умножив число правильных ответов на 5, получим эффективность запоминания в процентах. Пример: 1) украинец 11) масло 2) экономика 12) бумага 3) каша 13) сладости 4) татуировка 14) логика 5) нейрон 15) социализм 6) любовь 16) глагол 7) ножницы 17) прорыв 8) совесть 18) дезертир 9) глина 19) свеча 10) словарь 20) вишня |
№4
Название | «Кукловод» |
Возраст | 9-12 лет |
Цель | развивать память у детей. |
Время проведения | 10-20 минут |
Оборудование | Повязка на глаза |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | «Кукловод» завязывает глаза игроку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем игроку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения. |
№5
Название | «Лица с именами и фамилиями» |
Возраст | 9-12 лет |
Цель | Запомнить имена и фамилии знакомых людей, развивать память у детей младшего школьного возраста. |
Время проведения | 10-20 минут |
Оборудование | Фотографии наклеенные на карточки |
Вопросы для обсуждения | «Имя и фамилию этого человека Вы запомнили?» |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | Бывает очень неприятно, когда забываешь, как зовут знакомого, или вообще не можешь вспомнить, знакомы ли вы. Так нередко случается, когда знакомство не было связано с какими-либо эмоциями. Чтобы запомнить лицо, внимательно рассмотрите его, отмечая характерные особенности. Мысленно повторите несколько раз имя и отчество человека. Свяжите с ними зрительный образ. Возьмите 10 незнакомых фотографии с именами и фамилиями (их можно вырезать из газет, журналов). На запоминание даётся полминуты. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются испытуемому, он должен опознать их. Эффективность запоминания получите, умножив число правильных ответов на 10. |
№6
Название | «Пиктограмма» |
Возраст | 7-9 лет |
Цель | Развития навыка запоминания. |
Время проведения | 10-20 минут |
Оборудование | Бумага, ручка или карандаш |
Вопросы для обсуждения | «Что ты изобразил(а) на этом рисунке?» «Как ты думаешь, что означает это понятие, каков его смысл?» |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | Ребята должны «записать» предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, «прочитав» свои рисунки. Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как «Добро», «Зло», «Счастье», или как сумеют изобразить эмоциональные состояния и чувства «Радость», «Гнев», «Печаль». Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с рисунками малыша. |
№7
Название | «Каскад слов» |
Возраст | 12-15 лет |
Цель | Развитие объема кратковременной слуховой памяти |
Время проведения | 10-20 минут |
Оборудование | |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | Попросить ребенка повторять за педагогом слова. Начиная с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами - 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов. 1. Огонь 2. Дом, молоко 3.Конь, гриб, игла 4.Петух, солнце, асфальт, тетрадь 5. Крыша, пень, вода, свеча, школа 6.Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб 7.Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын 8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед 9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки 10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребенок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов. |
№8
Название | «Кто знает больше» |
Возраст | 7-9 лет |
Цель | Развитие памяти |
Время проведения | 5-10 минут |
Оборудование | Предметы разной формы и разных цветов |
Вопросы для обсуждения | «Этот предмет какой формы?» «Этот предмет яркого цвета или нет?» |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются! |
№9
Название | «Делай, как я». |
Возраст | 7-9 лет |
Цель | Развитие двигательной памяти |
Время проведения | 10-15 минут |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним. |
№10
Название | «Рисуем по памяти». |
Возраст | 7-9 лет |
Цель | Развитие зрительной памяти |
Время проведения | 10-20 минут |
Вопросы для обсуждения | «Какого цвета будет твой рисунок?» «Какой цвет тебе нравится больше всего?» |
Оборудование | Цветные карандаши, фломастеры, бумага, пастель, мел. |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше. Что за рисунок получится в конце концов? |