Материал к уроку химии в 9 классе «Кислоты как электролиты»

1
0
Материал опубликован 25 September 2022 в группе

Составитель:  Калугин Иван Андреевич

Предмет:  химия

Класс: 9

Тема урока: Кислоты как электролиты

Цель урока: развивать познавательную активность обучающихся при познании общих и индивидуальных свойств кислот в реакциях ионного обмена; закрепить умение составлять уравнения реакций ионного обмена в полной и сокращённой ионной форме.

Дидактические задачи:

  • Образовательные: знать химические свойства кислот; понимать причины протекания реакций ионного обмена с участием кислот, уметь выражать это понимание с помощью уравнений химических реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной форме; уметь проводить химический эксперимент.
  • Воспитательные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.
  • Развивающие: развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Основные понятия: основность кислот, сильные кислоты, слабые кислоты.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде», « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», разб. р-р соляной кислоты, р-р гидроксида натрия, гидроксид меди (II), гидроксид алюминия, р-р нитрата серебра, р-р карбоната натрия, пробирки, штатив, индикаторы (фенолфталеин, лакмус синий, метиловый оранжевый).

Демонстрации: реакции ионного обмена, типичные для кислот.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Взаимное приветствие, проверка учителем готовности учащихся к уроку (наличие учебников и тетрадей). Выявление отсутствующих.

II. Актуализация

В начале урока актуализируются знания обучающихся о кислотах, ориентируясь на вопросы перед параграфом, а также на сведения о диссоциации кислот, полученные ими на предыдущих уроках. Вспоминается ступенчатая диссоциации кислот и алгоритм написания ионных уравнений.

III. Изучение нового материала

Затем учителем организуется самостоятельная работа учащихся с учебной книгой (стр. 40): читая параграф, дети самостоятельно находят и записывают классификацию кислот по признаку основности, классификацию кислот по степени диссоциации (сильные и слабые электролиты).

Далее учителем проводится демонстрация реакций ионного обмена, характеризующих химические свойства кислот. Учитель совместно с классом записывает на доске молекулярное уравнение после каждой проведенной реакции (дети самостоятельно дописывают в тетради полные и сокращенные ионные уравнения):

1) HCl + NaOH = NaCl + H2O

(видимых признаков протекания реакции нет!)

2) 2HCl + Cu(OH)2(син.осадок) = CuCl2 + 2H2O

3) 3HCl + Al(OH)3(бел.осадок) = AlCl3 + 3H2O

4) HCl + AgNO3 = AgCl↓(бел.) + HNO3

5) 2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + CO2↑ + H2O

Здесь уместна постановка познавательной проблемы: одни реакции кислот сопровождаются внешними признаками (какими?), а другие — нет. Как установить при отсутствии внешних признаков, что реакция действительно прошла?

Для этой работы организуется парная деятельность обучающихся. Учащиеся отвечают на проблемный вопрос и составляют таблицу «Свойства кислот», которой отражены типичные реакции для кислот, включая демонстрируемые реакции ионного обмена, а также вспоминается окраска индикаторов в кислой среде (демонстрационный опыт).

После этого учащимся снова демонстрируется первая реакция (взаимодействие р-ра соляной кислоты с раствором щёлочи), где отсутствовали внешние признаки протекания реакции: для этого в пробирку наливают р-р соляной кислоты, добавляют несколько капель син. лакмуса, раствор приобретает красную окраску (среда кислая). Затем по каплям осторожно из пипетки в пробирку добавляется р-р щёлочи до тех пор, пока раствор не изменит окраску на синюю (среда нейтральная).

Из наблюдений делается вывод, что в первоначальном растворе кислоты присутствовали несвязанные протоны H+ (для более способных детей - H3O+), которые образовались вследствие диссоциации кислоты в растворе (из-за чего окраска р-ра была красная, т.к. среда кислая), а щёлочь в растворе, как известно, диссоциирует с образованием гидроксид-ионов OH-. При добавлении р-ра щелочи к раствору кислоты окраска стала синей, т.е. среда стала нейтральной, а это значит, что в растворе связались протоны с гидроксид-ионами, т.е. произошла химическая реакция с образованием малодиссоциирующего вещества – воды, что отражает запись сокращенного ионного уравнения данной реакции: H+ + OH- = H2O

IV. Закрепление

Закрепление изученного материала проводится, анализируя таблицу 4, приведённую в тексте параграфа 9.

V. Заключение

Обучающиеся устно оценивают индивидуальные достижения в усвоении изученной темы и свою работу на уроке. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки, комментирует домашнее задание.

VI. Домашнее задание

Письменное задание в тетради.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.