Рабочая программа элективного курса «Ключевые вопросы курса обществознания в старшей школе»
Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов г.Заринска Алтайского края
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
методическим объединением Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №15
учителей Е.П.Самчук г.Заринска Макашенец П.И.
гуманитарного цикла «____»_________2016г Протокол №______________
________ М.В.Сокольцова . Приказ №______________
от «____»____________2016г. от «____»_________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ»
среднее общее образование
11класс
уровень базовый
Срок реализации программы:
2016-2017 учебный год.
Составитель: Шарыгина Анастасия Игоревна
учитель истории
Заринск
2016
Пояснительная записка
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Данный элективный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания 1 и 2 частей. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
беседы;
практические занятия;
анализ альтернативных ситуаций;
работа в парах, группах, индивидуально;
выполнение работ по заданному алгоритму;
решение заданий 1 и 2 частей.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Предполагаемые результаты изучения курса:
учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Курс рассчитан на 34 часа.
Содержание
Введение (2 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2016.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2016.
Тема 1. Общество (4 ч.)
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек (4 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание (3 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части С. (2 ч.)
Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.
Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание С7 (Решение познавательных задач).
Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Учебно-тематический план
№ п/п |
Недели |
Наименование тем курса |
Виды познавательной деятельности |
Кол-во часов |
1 |
1 |
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
2 |
2 |
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. |
Практическая работа |
1 |
Тема 1. Общество. |
4 |
|||
3 |
3 |
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
4 |
4 |
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. |
Практическая работа |
1 |
5 |
5 |
Ступени развития общества. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
6 |
6 |
Ступени развития общества. |
Практическая работа |
1 |
Тема 2. Человек . |
4 |
|||
7 |
7 |
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
8 |
8 |
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. |
Практическая работа |
1 |
9 |
9 |
Многообразие видов деятельности человека. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
10 |
10 |
Человек в системе социальных связей. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
Тема 3. Духовная сфера. |
2 |
|||
11 |
11 |
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
12 |
12 |
Наука и образование. Мораль. Религия. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
Тема 4. Познание. |
3 |
|||
13 |
13 |
Познание мира. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
14 |
14 |
Многообразие форм человеческого знания. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
15 |
15 |
Решение тестовых заданий части А. |
Тренинг |
1 |
Тема 5. Экономическая сфера. |
4 |
|||
16 |
16 |
Экономика: наука и хозяйство. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
17 |
17 |
Экономические системы. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
18 |
18 |
Многообразие рынков. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
19 |
19 |
Рыночные отношения. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
Тема 6. Социальная сфера. |
3 |
|||
20 |
20 |
Социальная система. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
21 |
21 |
Семья и брак как социальные институты. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
22 |
22 |
Социальный конфликт и пути его разрешения. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
Тема 7. Политическая сфера. |
4 |
|||
23 |
23 |
Политическая система. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
24 |
24 |
Признаки, функции и формы государства. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
25 |
25 |
Политический плюрализм. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
26 |
26 |
Структура политической власти в РФ. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
Тема 8. Право. |
4 |
|||
27 |
27 |
Право, система права. Источники права. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
28 |
28 |
Права человека. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
29 |
29 |
Конституция РФ. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
30 |
30 |
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
1 |
31 |
31 |
Решение заданий различных типов. |
тренинг |
1 |
32 |
32 |
Решение заданий различных типов. |
практическая работа |
1 |
33 |
33 |
Решение заданий части С. Эссе. |
тренинг |
1 |
34 |
34 |
Решение заданий части С. Эссе. |
практическая работа |
1 |
Литература
1.Общая методика преподавания обществознания в школе. Л.Н.Боголюбов.М. «Дрофа». 2008
Обществознание в схемах и таблицах. А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина.- М.: Эксмо,2013.-368с.
Обществознание в таблицах и схемах. Авт. Составитель Сазонова Т.Г.-С. Петербург,2005
4.Обществознание. Репетитор. А.Ю. Лазебникова и др. –М.: Просвещение, 2007.- 176с.
5.Обществознание: 11 класс.: Контрольные и проверочные работы/ П.А.Баранов, А.В.Воронцов.-М.: «Издательство АСТ»,2010.-288с
6.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ П.А.Баранов, А.В.Воронцов и др.- М.: АСТ: Астрель,2010.-478с.
7.Обществознание. Полный комплект пособий для подготовки к ЕГЭ. Полный экспресс-репетитор. П.А Баранов.-М.: Астрель, 2012.
8 .Обществознание. Экспресс-репетитор. Для подготовки к ЕГЭ: «Человек», «Познание» /П.А Баранов. -М.: Астрель, 2015.с158
9. Обществознание. Экспресс-репетитор. Для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» П.А Баранов, С.В.Шевченко. -М.: Астрель, 2015.с158
10. Обществознание. Экспресс-репетитор. Для подготовки к ЕГЭ: «Общество», «Духовная жизнь»/П.А Баранов. -М.: Астрель, 2015.с158
11.ЕГЭ обществознание. Экспресс-подготовка/Н.И.Семке.-М.:Эксмо,2015. с256
12.ЕГЭ 2012 Обществознание. Сдаем без проблем/О.В.Кишенкова.-М.:Эксмо.2012. 288с.
13.ЕГЭ Практикум по обществознанию: подготовка и выполнение части 3С/А.Ю. Лазебникова, Е.А.Рутковская.-М.: «Экзамен»,2015. 95с
14.ЕГЭ обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ/ А.Ю. Лазебникова, Е.С.Королькова и др.- М.:Эксмо, 2015.190с
15. ЕГЭ 2012 Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / А.Ю Лазебникова, М.Ю.Брандт.-М.: «Экзамен»,2015.104с
16.Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационной работы для подготовки к ЕГЭ/П.А.Баранов, С.В.Шевченко, под ред. П.А.Баранова.-М.: Астрель.2015.638с
Интернет-ресурсы по обществознанию
Образовательные стандарты
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
Образовательные стандарты, примерные программы.
Методика преподавания
http://www.humanities.edu.ru/index.html
Социально-гуманитарное и политологическое образование.
Социология - школьному учителю.
http://lesson-history.narod.ru/pravo.htm
Электронное пособие по курсу «Основы государства и права» для 10-11-х классов. Иллюстрации, схемы, таблицы.
http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm
Электронное пособие по курсу «Человек и общество» для 10-11-х классов. Таблицы, иллюстрации, схемы.
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm
Полная электронная версия курса по темам: что такое человек, человек и природа, человек среди людей, человек в обществе, личность и мораль, гражданин, государство, право, права человека и гражданина.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Часть 1. 10-й класс.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Часть 2. 11-й класс.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41174&p_rubr=2.1.16
Гражданский форум в классе: Методические рекомендации в помощь педагогам.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41176&p_rubr=2.1.16
Необычный задачник для обычного гражданина.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41177&p_rubr=2.1.16