Рабочая программа элективного курса «Ключевые вопросы курса обществознания в старшей школе»

2
0
Материал опубликован 5 November 2016 в группе

Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов г.Заринска Алтайского края

РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

методическим объединением Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №15

учителей Е.П.Самчук г.Заринска Макашенец П.И.

гуманитарного цикла «____»_________2016г Протокол №______________

________ М.В.Сокольцова . Приказ №______________

от «____»____________2016г. от «____»_________2016г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

«КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ»

среднее общее образование

11класс

уровень базовый

Срок реализации программы:

2016-2017 учебный год.

Составитель: Шарыгина Анастасия Игоревна

учитель истории

 

Заринск

2016

Пояснительная записка

Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.

Данный элективный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания 1 и 2 частей. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Программа элективного курса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;

выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;

раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;

применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;

формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;

воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

лекции с последующим опросом;

лекции с обсуждением документов;

беседы;

практические занятия;

анализ альтернативных ситуаций;

работа в парах, группах, индивидуально;

выполнение работ по заданному алгоритму;

решение заданий 1 и 2 частей.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

биосоциальную сущность человека

основные этапы и факторы социализации личности

место и роль человека в системе общественных отношений

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

основные социальные институты и процессы

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

предвидения возможных последствий определенных социальных действий

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

 

Предполагаемые результаты изучения курса:

учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;

научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;

успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Курс рассчитан на 34 часа.

Содержание

Введение (2 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2016.

Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2016.

Тема 1. Общество (4 ч.)

Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобаль­ные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Человек (4 ч.)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способно­стей.

Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус челове­ка. Свобода и ответственность личности.

 

Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание (3 ч.)

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

Решение тестовых заданий части А.

Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.)

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация соб­ственности. Кон­куренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и без­работица. Инфляция.

 

Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.)

Социальная система. Соци­альные отношения. Социальные группы (касты, сосло­вия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. От­клоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстре­мизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

 

Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.)

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

Структура полити­ческой власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, ре­ферендум. Человек в политической жизни.

 

Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.)

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Конституция РФ. Основы консти­туционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохрани­тельные органы. Мест­ное самоуправление.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

 

Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.)

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий части С. (2 ч.)

Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.

Задание С5  (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).

Задание С6  (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).

Задание С7  (Решение познавательных задач).

Задание С8  (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).


 

Учебно-тематический план

п/п

Недели

Наименование тем курса

Виды

познавательной

деятельности

Кол-во часов

1

1

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.

Лекция с элементами беседы

1

2

2

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.

Практическая работа

1

   

Тема 1. Общество.

 

4

3

3

Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

4

4

Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

Практическая работа

1

5

5

Ступени развития общества.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

6

6

Ступени развития общества.

Практическая работа

1

   

Тема 2. Человек .

 

4

7

7

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

8

8

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Практическая работа

1

9

9

Многообразие видов деятельности человека.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

10

10

Человек в системе социальных связей.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

   

Тема 3. Духовная сфера.

 

2

11

11

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

12

12

Наука и образование. Мораль. Религия.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

   

Тема 4. Познание.

 

3

13

13

Познание мира.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

14

14

Многообразие форм человеческого знания.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

15

15

Решение тестовых заданий части А.

Тренинг

1

   

Тема 5. Экономическая сфера.

 

4

16

16

Экономика: наука и хозяйство.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

17

17

Экономические системы.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

18

18

Многообразие рынков.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

19

19

Рыночные отношения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

   

Тема 6. Социальная сфера.

 

3

20

20

Социальная система.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

21

21

Семья и брак как социальные институты.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

22

22

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

   

Тема 7. Политическая сфера.

 

4

23

23

Политическая система.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

24

24

Признаки, функции и формы государства.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

25

25

Политический плюрализм.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

26

26

Структура полити­ческой власти в РФ.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

   

Тема 8. Право.

 

4

27

27

Право, система права. Источники права.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

28

28

Права человека.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

29

29

Конституция РФ.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

30

30

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

31

31

Решение заданий различных типов.

тренинг

1

32

32

Решение заданий различных типов.

практическая работа

1

33

33

Решение заданий части С. Эссе.

тренинг

1

34

34

Решение заданий части С. Эссе.

практическая работа

1


 


 

Литература

1.Общая методика преподавания обществознания в школе. Л.Н.Боголюбов.М. «Дрофа». 2008

Обществознание в схемах и таблицах. А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина.- М.: Эксмо,2013.-368с.

Обществознание в таблицах и схемах. Авт. Составитель Сазонова Т.Г.-С. Петербург,2005

4.Обществознание. Репетитор. А.Ю. Лазебникова и др. –М.: Просвещение, 2007.- 176с.

5.Обществознание: 11 класс.: Контрольные и проверочные работы/ П.А.Баранов, А.В.Воронцов.-М.: «Издательство АСТ»,2010.-288с

6.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ П.А.Баранов, А.В.Воронцов и др.- М.: АСТ: Астрель,2010.-478с.

7.Обществознание. Полный комплект пособий для подготовки к ЕГЭ. Полный экспресс-репетитор. П.А Баранов.-М.: Астрель, 2012.

8 .Обществознание. Экспресс-репетитор. Для подготовки к ЕГЭ: «Человек», «Познание» /П.А Баранов. -М.: Астрель, 2015.с158

9. Обществознание. Экспресс-репетитор. Для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» П.А Баранов, С.В.Шевченко. -М.: Астрель, 2015.с158

10. Обществознание. Экспресс-репетитор. Для подготовки к ЕГЭ: «Общество», «Духовная жизнь»/П.А Баранов. -М.: Астрель, 2015.с158

11.ЕГЭ обществознание. Экспресс-подготовка/Н.И.Семке.-М.:Эксмо,2015. с256

12.ЕГЭ 2012 Обществознание. Сдаем без проблем/О.В.Кишенкова.-М.:Эксмо.2012. 288с.

13.ЕГЭ Практикум по обществознанию: подготовка и выполнение части 3С/А.Ю. Лазебникова, Е.А.Рутковская.-М.: «Экзамен»,2015. 95с

14.ЕГЭ обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ/ А.Ю. Лазебникова, Е.С.Королькова и др.- М.:Эксмо, 2015.190с

15. ЕГЭ 2012 Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / А.Ю Лазебникова, М.Ю.Брандт.-М.: «Экзамен»,2015.104с

16.Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационной работы для подготовки к ЕГЭ/П.А.Баранов, С.В.Шевченко, под ред. П.А.Баранова.-М.: Астрель.2015.638с

Интернет-ресурсы по обществознанию

Образовательные стандарты

 

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/

Образовательные стандарты, примерные программы.

Методика преподавания

http://www.humanities.edu.ru/index.html

Социально-гуманитарное и политологическое образование.

http://www.childsoc.ru

Социология - школьному учителю.

http://lesson-history.narod.ru/pravo.htm

Электронное пособие по курсу «Основы государства и права» для 10-11-х классов. Иллюстрации, схемы, таблицы.

 http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm

Электронное пособие по курсу «Человек и общество» для 10-11-х классов. Таблицы, иллюстрации, схемы.

 http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm

Полная электронная версия курса по темам: что такое человек, человек и природа, человек среди людей, человек в обществе, личность и мораль, гражданин, государство, право, права человека и гражданина.

http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Часть 1. 10-й класс.

http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Часть 2. 11-й класс.

 http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41174&p_rubr=2.1.16

Гражданский форум в классе: Методические рекомендации в помощь педагогам.

 http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41176&p_rubr=2.1.16

Необычный задачник для обычного гражданина.

 http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41177&p_rubr=2.1.16

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации