Комплексно тематическое планирование по формированию познавательных интересов и действий у детей дошкольного возраста на примере темы «Волшебница-вода»
Комплексно тематическое планирование по формированию познавательных
интересов и действий у детей дошкольного возраста на примере
темы «Волшебница-вода».
Младший возраст.
День недели |
Тема |
Задачи |
Образовательные области |
Формы организации детской деятельности |
Создание среды |
Формы взаимодействия с семьей |
Понедельник |
«Везде и всегда помогает нам вода». |
Показать детям значение воды в жизни человека. ( Утоление жажды, приготовление пищи, гигиенические процедуры). Познакомить детей с потешками о воде. Предложить принять участие в лепке из глины тучки. Познакомить с новой подвижной игрой. |
Познавательное Речевое Художественно эстетическое Физическое Социально- коммуникативное |
Экскурсия на кухню, наблюдение за использованием воды в приготовлении пищи . Чтение потешек, песенок о воде. Барельефная лепка «Тучка» Подвижная игра «Солнышко и дождик». |
Внести новые книги с потешками. Глина
Изготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Кухня». |
Консультация для родителей « Берегите воду». |
Вторник |
Обитатели аквариума |
Познакомить с обитателями аквариума в зеленом уголке, обратить внимание на цвет, форму, размер рыбок, растительность в аквариуме. Предложить детям принять участие в совместной аппликации с целью закрепить представление об аквариуме. Познакомить с подвижной игрой «Рыбак и рыбки» |
Познавательное Речевое Художественно эстетическое Физическое Социально- коммуникативное |
Рассматривание и кормление рыб. Беседа могут ли рыбки жить без воды. . Аппликация «Засели аквариум».
|
Аквариум с рыбами; иллюстрации с изображением рыбок. в ИЗО уголок внести силуэты рыбок для раскрашивания. Атрибуты для подвижной игры. |
Предложить родителям принять участие в изготовлении «сухого аквариума». |
Среда |
«Вода и ее свойства». |
Познакомить детей со свойствами воды ( можно лить, разбрызгивать, смывать грязь). Развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Познакомить детям с разными способами рисования капелек.
Способствовать закреплению знаний о свойствах воды в игровой деятельности. |
Познавательное Речевое Художественно эстетическое
Социально- коммуникативное |
Опыты с водой «Что умеет вода?» Д\и «Постираем кукле платье». Рисование дождя разными способами. Сюжетно-ролевая игры «Баня», «Автомойка». |
Центр воды и песка, атрибуты для опытов с водой Аудиозапись «Звон капели»; Материал для рисования разными способами (палочками, штампами, бросовым материалом). Атрибуты для сюжетно-ролевой игры. |
Беседа с родителями «Игры с водой дома». |
Четверг |
«Вода и растения» |
Показать детям значение воды в жизни растений.
Развивать у детей познавательный интерес к растениям, желание изобразительными способами передать многообразие цветов. Создавать условия для игр детей с водой. |
Познавательное Речевое Художественно эстетическое |
Рассматривание комнатных растений, беседа об условиях необходимых для их роста. Участие детей в поливе растений. Рисование цветов для создания коллажа «Украсим землю цветами». |
Создание условий для полива детьми растений. Внести книги и альбомы с иллюстрациями. Подготовить материал для создания коллажа. Атрибуты для самостоятельной игровой деятельности. |
Выставка для родителей коллажа «Украсим землю цветами» |
Пятница |
« Вода в жизни животных». |
Показать детям значение воды в жизни животных. Предложить детям опытным путем установить, как изменяются свойства глины при использовании воды и из какой глины зернышки для цыплят получаются лучше. Упражнять в имитации действий цыплят. Предложить детям принять участие в поиске решения проблемной ситуации «Как помочь брошенному хозяйкой зайке» (по ст. А.Барто» |
Познавательное Речевое Художественно эстетическое Физическое Социально-коммуникативное |
Наблюдение за попугаем в зеленом уголке. Игры – эксперименты с сухой и влажной глиной. Лепка зернышек.
П.и «Курочка и цыплята» Постановка проблемной ситуации Как помочь брошенному под дождем зайке?» |
Корм и вода для попугая. Глина сухая и атрибуты для ее увлажнения. Книга стихов А.Барто |
Предложить родителям картотеку игр с водой с целью заинтересовать этим видом деятельности. |
Средний возраст «Волшебница-вода».
День недели |
Тема |
Задачи |
Образовательная область |
Формы организации детской деятельности |
Создание развивающей среды |
Формы организации взаимодействия с семьей |
Понедельник |
«Вода и лёд». |
Предоставить детям возможность уточнить опытным путем знания о воде и ее свойствах (состояния воды) Закреплять полученные представления в игре-драматизации. |
Познавательное Речевое Художественно эстетическое Социально- коммуникативное |
Исследовательская деятельность с водой и льдом (переход воды в разные состояния). Проблемная ситуация «Как сделать, чтобы Снегурочка не растаяла? Игра-драматизация «Снегурочка». Участие детей в уборке игровой комнаты. |
Создать условия для опытнической деятельности. Изготовить атрибуты для драматизации Внести инвентарь для уборки. |
Предложить родителям провести исследование со своим ребенком на тему «Вода-помощница». |
Вторник |
«Вы слыхали о воде? Говорят она везде?» |
Пополнить знания детей об источниках воды. Формировать представления о правилах поведения на воде. Развивать конструктивные способности детей. |
Познавательное Речевое Социально- коммуникативное Физическое |
Беседа с детьми «Откуда к нам вода пришла». Прослушивание аудио записи с журчанием ручейка. Проблемная ситуация: «Из чего сделать ручеёк?» П.и игра «Перепрыгни через ручеек». |
Внести аппаратуру для прослушивания аудиозаписи. Подобрать материал необходимый для конструирования ручейков. Дорожки разной ширины для прыжков. |
Встреча с представителем МЧ , беседа «Правила поведения на воде». |
Среда |
Обитатели рек и озёр |
Показать детям значение воды для обитателей водоёмов. Развивать умение детей выделять признаки различия и сходство между рыбами.
Предложить разные способы для аппликации в технике оригами.
Закреплять полученные представления о водоемах сюжетно –ролевой игре «Рыбаки». |
Познавательное Речевое Художественно эстетическое Социально- коммуникативное |
Беседа «Чистый водоём» Рассмотреть альбом с изображением обитателей пресных водоёмов. Дид. игра «Собери рыбку». Коллективная аппликация «Рыбки в пруду». В (разной технике) Проблемная ситуация «Пьют ли рыбы воду?» Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки».
|
Внести альбом, энциклопедию об обитателях пресных водоёмов. Д.и.»Собери рыбку». Изображение водоёма, материал для аппликации. Аквариум с рыбками для наблюдения.
Атрибуты для игры. |
Папка передвижка для родителей «Правила поведения на водоёмах» |
Четверг |
«Волшебница вода» |
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, вкуса, вода -растворитель. Развивать навыки лабораторных опытов, учить делать выводы. Развивать интерес к теме с помощью художественного слова. Развивать познавательную активность у детей при решении проблемной ситуации «Из чего сделать ручеек?» |
Познавательное Речевое развитие Социально- коммуникативное Физическое |
Опыты с водой: вода растворитель, окрашивание воды. Моделирование экологической сказки «Путешествие Капельки».
Чтение стихов о дожде.
П./и. «Ручеёк» |
Оборудование для опытнической деятельности. Материал для моделирования. Книги стихов. Материал для создания ручейков (ленточки, дорожки, веревочки). |
Консультация для родителей «Растим любознатель-ных» |
Пятница |
«Без воды никак нельзя!» |
Показать детям взаимосвязь всего живого в природе, на примере реки и её обитателей, воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение классифицировать предметы . Предложить отобразить полученные представления о реке в изобразительной деятельности. |
Познавательное развитие Речевое развитие Физическое Художественно эстетическое Социально- коммуникативное |
Экскурсия к реке. Беседа с детьми «Можно ли жить без воды». Рисование на тему «Наша река». |
Инвентарь для похода на реку (сачки, ведерки, совки, сито). Создать условия для рисования. Приготовить сачки, ведерки, совочки для похода на реку.
|
Развлечение вместе с родителями «Речное путешествие». (песни, стихи о реке, соревнования) |
Старший возраст. Тема недели «Волшебница – вода».
День недели |
Тема дня |
Задачи |
Образовательные области |
Формы организации дня |
Создание развивающей среды |
Формы взаимодействия с родителями, соц. партнерами. |
Понедельник |
«Взаимосвязи в природе». |
Пополнить представления детей о свойствах воды. Формировать представления о взаимосвязи всего живого на Земле. Создавать условия для исследовательской деятельности, Прививать интерес к народным играм, . |
Познавательное развитие. Социально--коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое |
Проблемная ситуация « Что будет, если на Земле исчезнет вода». Моделирование экологических цепочек. . Опыты по очищению воды. П.и. «Веснянка». |
Иллюстрации «Ресурсы земли», «Ресурсы воды ». Материал для моделирования. Инвентарь для опытов. |
Встреча с экологом, просмотр учебного фильма « Берегите природу». |
Вторник |
«Вода вокруг нас» |
Продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности , Предложить определить причины перехода воды в разные состояния. Закреплять полученные представления в подвижной игре. Развивать творческие способности. |
Познавательное развитие коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое. |
Опыты с водой, льдом, паром, снегом. Схематичное изображение состояния воды. Подвижная игра «Мороз и Солнце». Сочинение детьми сказки , «Путешествие капельки», рисование к ней иллюстраций. |
Модели для магнитной доски . Материал для опытов .Выставка книг о воде. Атрибуты для игры. Подготовка изобразительного материала. |
Предложить родителям помочь детям в работе над экологическим проектом на интересующую их тему. |
Среда |
Вода – друг, вода – враг» |
Воспитывать осознанное отношение к опасности. Закрепить знания о свойствах воды, напомнить правила поведения на воде. Закреплять полученные представления в подвижной игре, продуктивной деятельности. |
Познавательное развитие коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое |
Проблемная ситуация «Вода-друг, вода-враг». Драматизация ситуаций на реке. Соревнование «Юные спасатели». Изображение знаков, предупреждающих об опасности на воде. |
Внести энциклопедии, альбомы, картинки. Организовать пространство для опытов с растениями. Внести атрибуты для соревнования. Пополнить уголок изобразительной деятельности. |
Подготовить информационный стенд для родителей «Осторожно-тонкий лед» |
Четверг |
« От капли до океана» |
Помочь детям понять значимость воды для человека, животного и растительного мира. Предложить опытным путем установить возможность экономии воды. Воспитывать ответственность за состояние окружающей среды. Закреплять полученные представления в соревновании. |
Познавательное развитие коммуникативное, физическое, физическое |
Просмотр мультфильма «Кран». Беседа с детьми об экономии воды, аудиозапись разговора с детьми «Как мы бережем воду дома». Опытно-экспериментальная деятельность по экономии воды, Проблемная ситуация «Достань предмет из воды, не замочив рук». Соревнование « Кто достанет игрушку и не намочит рук.» |
Технические средства. Инвентарь для опытов с водой, альбомы по теме «Вода в жизни человека». Создание среды для проблемной ситуации. |
Познакомить родителей с аудиозаписью, с целью привлечения родителей к экономии воды. |
Пятница |
«Вода-волшебница» |
Закрепить у детей знания о свойствах воды. Предложить их принять участие в составлении коллажа «Вода в нашей жизни». Развивать интерес к творчеству художников-маринистов. |
Познавательное развитие коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое |
Изготовлние коллажа (вода в жизни людей, растений, животных, использование воды, состояния воды. Рассматривание репродукций с картин И.И.Левитана. Опыты с водой по желанию детей. Развлечение «Волшебные превращения воды» (фокусы). |
Изобразительный материал для коллажа. Репродукции с картин.И.И. Левитана Оборудование для опытов. Атрибуты для развлечения. |
Привлечение родителей к участию в развлечении «Волшебные превращения воды». |