Материал на проверке

"Комплексное развитие дошкольников в учреждении дополнительного образования". Выступление на семинаре.

0
0
Материал опубликован Сегодня в 11:37

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»




«Принято» «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Заместитель директора

СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа

Протокол № __1___ от _09.01.2025г ___________ Фидарова Б.И.

______ ___________ 2025г





Комплексное развитие дошкольников в учреждении дополнительного образования

(выступление на семинаре)





Исполнила:

старший методист

Хачирова Б.Р.










Владикавказ, 2025г


Комплексное развитие дошкольников в учреждении дополнительного образования


 1. Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования и роль в ее преодолении УДО


В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной, креативной личности, способной к преобразующей деятельности. В связи с этим, необходимо обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста «равный старт»оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе.

Сразу возникают вопросы о преемственности дошкольного образования с первой ступенью среднего образования – начальным.

Преемственность дошкольного и начального общего образования – одна из сложнейших проблем, которую многие годы пытаются решить на самых разных уровнях (среди ученых, специалистов органов управления, педагогов, родителей). Несмотря на серьезные реформы, происходящие в дошкольном и школьном образовании, использование современных методик и технологий, по сей день, она остается до конца нерешенной. Причиной тому, возможно, является и обилие нетрадиционных, «развивающих» методик для начальной школы, авторы которых зачастую стремятся усложнить предлагаемый учебный материал, увеличить его объем, ориентируясь на цели «опережающего развития» и забывая не только о необходимости длительной, постепенной, тщательной отработки тех или иных навыков и умений, которые ребенок приобретает в первый год обучения и которые являются основой, фундаментом всего дальнейшего учения, но и о потребности ребенка в периоде адаптации, приспособления ребенка к новой для него социальной роли – ученика.

Преемственность во взаимодействии дошкольного и начального образования предполагает, прежде всего, целостность образовательного процесса. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Существуют проблемы, возникающие при переходе из дошкольного звена в начальное:

- смена стиля общения педагога с детьми;

- изменение отношения к ребенку со стороны родителей в связи с изменением социальной роли ребенка;

-отсутствие общности целей у педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы;

-отсутствие единой системы оценивания детской деятельности – для педагогов ДОУ характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе – оценка качества результата деятельности;

-отсутствие у ребенка при поступлении в школу опоры на предшествующий опыт и знания в силу формального отношения к индивидуальным характеристикам выпускника ДОУ, как со стороны педагогов детского сада, так и со стороны учителей начальных классов

-резкая перемена основного вида деятельности – игровой – на учебную.

Также одной из проблем является проблема педагогического сопровождения развития ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, что может являться руководством к действию учреждениям дополнительного образования детей.

Налицо мы имеем тот факт, что все больше родителей задумывается о том, готов ли ребенок к школе, все чаще они пытаются решить эту проблему самостоятельно, вне стен дошкольного учреждения. Ведь от того, как ребенок подготовлен к школе, будут зависеть его учебные успехи, психологическая комфортность, отношение к учебной деятельности в целом.

Пока ученые, методисты, педагоги школы и детского сада ищут способы преодоления сложившейся проблемы преемственности дошкольного и начального образования, образовавшийся вакуум смогли заполнить в учреждениях дополнительного образования. Именно система дополнительного образования, как наиболее гибкое и доступное нововведениям звено образовательной цепи, чутко реагирует на потребность в тех или иных услугах по обучению, воспитанию, развитию ребенка. И, как результат, сегодня в большинстве учреждениях дополнительного образования страны успешно действуют структуры, направленные на комплексное раннее развитие ребенка и подготовку к школьному обучению.


2.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста


Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения, а также период подготовки к новому этапу в жизни - школьному обучению. Самооценка старшего дошкольника достаточно адекватна, ребенок более объективно оценивает результат деятельности. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Старший дошкольник начинает сам анализировать, сопоставлять и делать выводы. Формируется логическое мышление. Именно поэтому в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы по развитию мыслительных операций. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития, происходят прогрессивные изменения во всех сферах деятельности.

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу, несомненно, является довольно сложным этапом его жизни, который требует напряжения как физиологических систем организма, так эмоционально-волевой сферы. Именно этим обусловлена необходимость заблаговременной подготовки детей 5–7 лет к обучению в школе. Активно происходит развитие познавательных психических процессов, к которым относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышления и других. В эмоциональной сфере также происходят изменения. Таким образом, дошкольный возраст — сенситивный период формирования психологической и интеллектуальной готовности к обучению в школе.


3. Дополнительное образование дошкольников как важнейшая составляющая системы непрерывного образовательного пространства.


Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Дополнительное образование дошкольников - это создание условий для интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа дошкольной организации.

Основное образование дошкольника и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, потому что по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребёнок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие дошкольника во всём богатстве его запросов и интересов.

Именно учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Современное дополнительное образование ребёнка дошкольного возраста определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это совершенствование и развитие у ребёнка дошкольного возраста творческих, физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Сегодня учреждения дополнительного образования оказывают различные образовательные услуги. Выбор таких услуг определяется, прежде, требованиями родителей ребенка и имеющимися дополнительными образовательными программами для детей дошкольного возраста. Развитие разносторонних способностей дошкольников укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.


4. Программы комплексного раннего развития дошкольников Центра «Нарт»


В связи с разнообразными запросами на образовательные области для обучения детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования разрабатываются и реализуются комплексные дополнительные образовательные программы раннего развития.

Реализуемые образовательные программы способствуют раннему проявлению способностей, создают условия для интенсивного развития детей. Необходимо отметить, что педагоги, интегрируя в пространстве занятий различные виды творческой и познавательной деятельности, обеспечивают благоприятные условия личностного роста каждого ребенка.

Как правило, такие программы представляет собой интегрированный курс, включающий широкий круг различных образовательных областей, которые можно разделить на общеобразовательный блок и творческий блок.

Сегодня в структурном подразделении «Центр развития творчества детей и юношества «Нарт» реализуются три программы комплексного раннего развития дошкольников:

«Хочу все знать» (дети 6-7 лет) на базе «Нарта»

«По ступеням развития» (дети 5-6 лет) на базе «Нарта»

«По дороге к знаниям» (дети 6-7 лет) на базе «Прометея»

В общей сложности в этих объединениях обучаются 170 обучающихся.


Деятельность объединений развития ориентирована на формирование различных знаний, развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, формирование у обучающихся дошкольного возраста мотивации к обучению в школе и творческой деятельности, эмоциональной готовности.

Педагогическая целесообразность реализации данных программ состоит во взаимосвязи процессов интеллектуального и творческого развития, обучения и воспитания. Образовательный процесс объединения раннего развития включает в себя все виды деятельности, необходимые для полноценного развития ребенка данного возраста. К ним относятся: игровая, продуктивная (изобразительная), познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность совместно с родителями, развивающие упражнения, элементарная математика. Все эти виды деятельности, охватывая несколько направлений развития, вводят ребенка в культурный мир, в конечном итоге образовывая его как активного, культурного субъекта деятельности.

Охарактеризую программу «Хочу все знать»:

Занятия по программе включают:

— обучение грамоте и развитие речи: обогащение активного и пассивного словаря учащихся, развитие фонематического слуха, развитие умения применять мыслительные операции анализа (синтеза, сравнения, восполнения) на основе звукового и слогового состава слов, обучение чтению слогов, слов, предложений, текстов;

— подготовка к обучению письму: направлено на развитие мелкой моторики учащихся посредством упражнений на раскрашивание, штрихование предметов и букв, обведение их по контуру, письмо печатных букв, цифр;

— формирование математических представлений: направлено на обобщение представлений учащихся о свойствах предметов, математических операциях объединения и удаления предметов, развитие умения ведение счета в прямом и обратном порядке в пределах 20, расширение пространственных представлений, сравнение, сложение и вычитание, состав числа в пределах 10, геометрические фигуры, понятия длина, объем, измерение длины;

— ознакомление с окружающим миром: направлены на расширение представлений учащихся о растительном и животном мире России, обогащение знаний ребенка о самом себе, ближайшем социальном окружении, о культурно-исторических и географических названиях, о профессиях людей, формирование представлений о правилах поведения в природе;

— формирование элементарных представлений об информатике: развитие познавательных интересов, логического мышления, интеллектуально-творческих способностей с использования современных информационных технологий;

— изобразительную деятельность, лепку, художественный труд: ребенок получает возможность реализовывать свои творческие способности, получить базовые навыки в области художественной деятельности;

— осетинский язык: фонетика (овладение звуковым строем осетинского языка), лексика (изучение лексических групп), составление элементарных словосочетаний, предложений, диалогов, стихи на осетинском языке.

Программа «По ступеням развития» включает в себя предметные области:

- развитие речи и подготовка к обучению грамоте;

- развитие мелкой моторики и подготовка к письму;

- развивающие игры: развитие произвольности, внимания, памяти и мышления через игру;

- экология и окружающий мир;

- изобразительная деятельность;

- осетинский язык;

- ритмопластика;

- вокал.

Комплексное развитие дошкольников в отделе «Прометей» включает освоение программы «По дороге к знаниям», а также занятия по другим программам: «Рисуем вместе», «Греческий язык» и «Греческая хореография».

Сочетание предметных образовательных и творческих областей позволяет не только накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, но и предполагает раннее выявление познавательных и творческих интересов, склонностей, способностей, поиск творчески и интеллектуально одаренных детей, их последующее обучение в творческих объединениях Центра.


5. Технологии и методы обучения в объединении комплексного раннего развития.


Ведущей формой деятельности для старших дошкольников является игра. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.

Мотивационный потенциал игры в образовательном процессе объединения направлен на эффективное освоение дошкольниками программного материала. Естественная игровая среда является оптимальной для достижения целей освоения содержания программы. В игре отсутствует принуждение и есть возможность для каждого обучающегося найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

Организация естественной игровой среды позволяет плавно и постепенно включать в организацию занятий учебную деятельность, преимущественно в виде активных методов обучения. Активные методы обучения — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения материала занятия. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. На начальном этапе занятия используются активные методы позитивной настройки «Поделись хорошим настроением», что позволяет динамично начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и комфортную атмосферу для обучающихся в группе. Приветствуется на занятиях организация самостоятельной деятельности обучающихся, что позволяет всесторонне и глубоко проработать материал занятия в условиях созданной педагогом дополнительного образования предметно-развивающей образовательной среды. В завершении занятия используется такие методы, которые позволяют эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия и завершить работу. Используемые активные методы обучения обеспечивают активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся на всех этапах занятия, приводя к полноценному освоению материала дополнительной общеобразовательной программы, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Контроль и оценка усвоения содержания материала применяются таким образом, чтобы стимулировать обучающихся к улучшению результатов, повышению активности, радости от образовательной деятельности. На занятиях используются различные способы: поощрительные наклейки, «дневники личностного роста», творческие задания. При реализации образовательной программы объединения раннего развития педагоги активно используют методы индивидуального подхода, психолого-педагогическую поддержку, осуществляют личностно-ориентированный подход к детям в соответствии со склонностями и способностями. Педагогический коллектив опирается в своей работе на современные образовательные технологии, а в частности: это – технологии развивающего обучения, игровые технологии; ИКТ – технологии, технологии дифференцированного обучения; технологии создания ситуации успеха, технология проблемно – поискового обучения.

Особый стимул к достижению учебных результатов создает участие в конкурсных мероприятиях и в дистанционных предметных олимпиадах. Оно является одним из оптимальных условий для развития творческого потенциала обучающихся: способствует развитию интеллектуального потенциала, развитию творческого мышления, памяти, интеллекта, воображения.

B процессе организации образовательного процесса в объединениях раннего развития большое внимание уделяется вопросу воспитания обучающихся. В течение года в объединении проводятся различные культурномассовые мероприятия, праздники, игровые программы, тематические занятия: «Азбука безопасности», «Мамино сердце», «Прощание с осенью», «Новогодние приключения Деда Мороза и Снегурочки», «Весенняя карусель» и др. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Различные мероприятия и тематические занятия, беседы, экскурсии посвящены Дню защитников Отечества, Дню Победы, дню рождения К.Л.Хетагурова. Конечно, воспитательный процесс не ограничивается мероприятиями. Это ежедневное общение педагога с детьми, формирование правильных навыков поведения, взаимодействия с ровесниками и со взрослыми, личный пример, все то, что способствует нравственному становлению подрастающей личности.


6. Выводы.


Итак, на современном этапе развития общества деятельность учреждений дополнительного образования, направленная на работу с детьми дошкольного возраста, актуальна, что способствует решению более широких задач: приобщение детей к социальным, культурным, историческим ценностям, реализации творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, умственных способностей, умений учиться.

Таким образом, дополнительное образование обладает особым развивающим потенциалом для обучающихся дошкольного возраста, способствует полноценному развитию в личностном и познавательном плане, создает условия для психологической и интеллектуальной подготовки детей 5–7 лет к обучению в школе.

И, обобщая анализ деятельности учреждения дополнительного образования. необходимо отметить, что созданная развивающая среда направлена на развитие свободной, талантливой, способной к творческому развитию, самовыражению, нравственному поведению личности.  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.