Конспект индивидуального занятия «Автоматизация правильного произношения звука Р в сочетании ДР»
Нестандартное занятие в детском саду
Индивидуальное логопедическое занятие
«В гостях у дракона пустыни»
Автор: Воронина А.А., учитель-логопед МБДОУ д/с №25 «Ягодка» г.о.г. Бор Нижегородской области.
Цель: закреплять правильное произношение звука [р] в звукосочетании «др» в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные:
- Учиться правильно произносить звук [р] в звукосочетании «др» в слогах и словах.
- закреплять правильность артикуляционного образа звука [р].
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительное внимание, зрительную память, логическое мышление.
Воспитательные:
формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям с помощью игровых упражнений;
воспитывать интерес и желание узнавать новое.
Оборудование: зеркало, световой планшет с кварцевым песком, фигурки драконов, маленькие ведерки, карточки с заданиями, фишки (слова с сочетанием ДР, ТР).
Ход занятия:
Здравствуй, _______. Сегодня мы с тобой отправимся путешествовать по пустыне. А чтобы мы там не заблудились, дорогу нам будет показывать … А кто это ты узнаешь, если отгадаешь загадку:
На птицу не похож,
Со зверем он не схож,
И принцесс он охраняет,
Как его все называют?
Это Пустынный Дракон
.
II. Основная часть.
Дыхательные упражнения.
Чтобы подружиться с Пустынным драконом, мы попробуем как наш друг выпускать пламя. (Дыхательное упражнение – Язык Змеи)
Артикуляционная гимнастика.
У тебя очень хорошо получается, поэтому ты легко справишься со всеми загадками Дракона. Наш Дракон спрятал в пустыне клад, но забыл где именно. Давай поможем Дракону найти спрятанные сундуки и посмотрим, что в них.
Ребенок с помощью коктейльной трубочки сдувает песок и находит сундуки с изображенными артикуляционными заданиями. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом по общим правилам.
Автоматизация слогов ДРА, ДРО, ДРУ.
У Дракона есть любимые гласные звуки, но они тоже затерялись в пустыне. (можно попросить ребенка написать гласные А, О, У, опраделив первый звук в словах: арбуз, облако, удав) Помоги проложить до потерянных гласных дорожку. Нарисуй тропинку, произнося нужный слог: ДРА, ДРО, ДРУ. (ребенок пальцем рисует небольшие кружочки, проговаривая нужный слог)
А теперь проведи Дракона по нарисованным тобой тропинкам. Произноси длительно соответствующий слог: ДРРРРА, ДРРРРО, ДРРРУ или ДРРРРЫ. (ребенок прорисовывает дорожку, проговаривая нужный слог, долго тянет звук Р: ДРРРРА, ДРРРРРО, ДРРРРРУ)
Ты – молодец! У тебя так хорошо получились любимые слоги Дракона, что теперь Дракон хочет с тобой поиграть. Дракон будет начинать читать чистоговорку, а ты будешь ее заканчивать. Тебе надо будет повторить последний слог чистоговорки. (По ходу проговаривания чистоговорки на песочном столе рисуем тропинку, ставим ведра, разыгрываем сюжет)
У Дракона два ведра –
ДРА, ДРА, ДРА,
ДРА, ДРА, ДРА.
Я несу еще ведро –
ДРО, ДРО, ДРО,
ДРО, ДРО, ДРО.
Вот и друг идет к ведру –
ДРУ, ДРУ, ДРУ,
ДРУ, ДРУ, ДРУ.
Да, друзья всегда мудры –
ДРЫ, ДРЫ, ДРЫ,
ДРЫ, ДРЫ, ДРЫ.
Автоматизация произношения ДР в словах.
Посмотри, что Дракон принес нам в своем ведре. (Ребенок достает фишки-слова из ведра и называет их, выделяя голосом автоматизируемый звук).
У ДРРРРакона – ДРРРРотик
(Дракон, ведро, выдра, дрон, дротик, друг, дрова. Можно попросить ребенка проговорить полностью)
Работа над слоговой структурой слова.
Нашему Дракону неудобно хранить все предметы в ведре. Давай поможем Дракону навести порядок: Построй (нарисуй двумя руками) Дракону замок и разложи картинки-слова по этажам: с 1 слогом – на первом этаже, с 2 слонами – на втором, а с тремя – на третьем.
Подведение итогов занятия.
Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Тебе понравилось в гостях у Дракона? Какие самые любимые слоги у нашего Дракона?
Дракону тоже очень понравилось с тобой играть и он дарит тебе свой портрет. Раскрась его дома, вспомни и назови маме и папе любимые слоги и слова дракона.
Это интерактивные элемент. Его нужно вырезать и сложить следующим образом:
После интерактивный элемент вклеивается в альбом ребенка. Дома по картинкам в элементе ребенок проговаривает слоги, слова и составляет предложения: У Дракона в ведре дрова.