Конспект коррекционно-развивающего занятия для неговорящих детей с ТМНР на тему: "Мои игрушки".
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Вышневолоцкая школа-интернат № 2»
Коррекционно-развивающее занятие
для неговорящих детей
с ТМНР
на тему: «Мои игрушки»
подготовила и провела
Шарикова Наталья Геннадьевна
учитель-дефектолог
ноябрь 2025 год
Коррекционно-развивающее занятие для неговорящих детей с ТМНР
тема: «Мои игрушки»
целевая группа: неговорящие дети с ТМНР
продолжительность: 15-25 минут (в зависимости от утомляемости ребёнка)
Цель: активизация коммуникативной и познавательной деятельности в рамках темы «Мои игрушки», формирование положительного опыта взаимодействия.
Задачи:
коммуникативные:
формировать умение выражать отказ/согласие, желание с помощью доступных средств (взгляд, жест, движение);
поддерживать зрительный контакт со взрослым;
стимулировать голосовые реакции (вокализации) в ответ на игровые действия.
сенсорно-перцептивные:
обогащать тактильный, зрительный и слуховой опыт;
стимулировать зрительное и слуховое сосредоточение на объекте (игрушке).
предметно-практические:
формировать простейшие причинно-следственные связи (нажал на кнопку – заиграла музыка);
развивать хватание, удержание, толкание предметов (по возможности ребёнка);
стимулировать активность выбора между двумя игрушками.
эмоциональные:
создавать ситуацию успеха и положительный эмоциональный фон;
формировать предвосхищение игрового действия.
Оборудование и материалы:
коммуникативные:
карточки «ДА»/«НЕТ» (контрастные, например, красный и зелёный круги);
игрушки - 3-4, контрастные по свойствам (мягкая игрушка (мишка, заяц) – для тактильного контакта, звучащая/музыкальная игрушка (погремушка, неваляшка, кнопка с записью мелодии), изуально яркая/светящаяся игрушка (волчок, юла со светом), игрушка-каталка (машинка на верёвочке).
сенсорные материалы:
коробка/«волшебный мешок» для игрушек, мягкое одеяло.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
«Приветствие» (2-3 минуты)
Цель: настрой на занятие, установление эмоционального контакта.
действия дефектолога:
сесть рядом с ребёнком так, чтобы он видел учителя (напротив или сбоку, в зависимости от его возможностей);
спокойным, ласковым голосом поприветствовать ребёнка: «Привет, (имя ребёнка)! Я рада тебя видеть. Смотри, что у нас сегодня есть»;
показать «волшебную коробку» с игрушками;
потрясти ею, чтобы привлечь внимание, можно положить руку ребёнка на коробку, чтобы он почувствовал вибрацию;
спеть короткую приветственную песенку, сопровождая её движением (например, мягко хлопая по ладошке ребёнка в такт).
2. Основная часть. «Знакомство с игрушками» (10-15 минут)
Цель: предоставить ребёнку разнообразный сенсорный опыт и возможности для коммуникации.
действия дефектолога:
этап 1: «Волшебная коробка».
достаём игрушки по одной, давая ребёнку время на её зрительное сосредоточение;
каждую игрушку называем простым словом («Мишка», «Машинка», «Юла»);
демонстрируем её ключевое свойство: (Мишка - приложим к щеке ребёнка, погладьте его рукой: «Мишка мягкий», погремушка - потрясём у правого, затем у левого уха, сделаем паузу, давая возможность ребёнку отреагировать (взглядом, движением), юла -запустить её перед ребёнком: «Смотри, юла крутится! Как красиво!», машинка - покатаем её туда-сюда со звуком «ж-ж-ж», можно подкатить к руке или ноге ребёнка).
этап 2: «Выбор игрушки».
положим перед ребёнком две контрастные игрушки (например, Мишку и юлу);
чётко спросим: «(Имя), во что будем играть? В Мишку или в юлу?».
ВАЖНО: Дать время на ответ (не менее 10-15 секунд), понаблюдать за любой реакцией:
взгляд на одну из игрушек;
движение рукой в сторону игрушки;
изменение дыхания, вокализация.
Прокомментировать любую, даже минимальную реакцию: «Я вижу, ты смотришь на юлу! Ты выбрал юлу!». Если реакции нет, мягко направить его руку к одной из игрушек и сказать: «Давай поиграем с Мишкой».
этап 3: «Совместная игра».
организовать игру с выбранной игрушкой, вовлекая ребёнка по максимуму;
пример с Мишкой: «Потанцуем с Мишкой?» (покачивайте игрушку под музыку), «Обнимет Мишка (имя)!» - (приложите игрушку к ребёнку);
пример с юлой: помогаем ребёнку, если это возможно, запустить юлу (рука в руке), используем предвосхищение: «Раз-два-три... крутись!»;
пример с машинкой: сделаем «горку» из своих ног и прокатим по ней машинку до руки ребёнка.
Используем цветные картинки «ДА» и «НЕТ»: после короткого игрового эпизода спросим ребёнка: «Хочешь ещё?», помогаем выбрать нужную картинку.
Это формирует причинно-следственную связь и даёт мощное средство общения.
3. Динамическая пауза / Сенсорная интеграция (3-4 минуты)
Цель: смена деятельности, сенсорная разрядка.
действия дефектолога:
используем саму игрушку для движения. Например: «Покатаемся на машинке!» (аккуратно катаем ребёнка на коленях, держа машинку перед ним);
«Мишка прыгает!» (делаем лёгкие подпрыгивающие движения на фитболе или на коленях, держа игрушку в поле зрения ребёнка).
Можно использовать тактильные игры типа «Едем-едем на лошадке» или просто под спокойную музыку мягко покачивать ребёнка на руках.
4. Завершение занятия. «Прощание с игрушками» (2-3 минуты)
Цель: закрепить положительный опыт, завершить деятельность.
действия дефектолога:
спокойным голосом говорим: «Наше занятие заканчивается. Пора сказать игрушкам «пока-пока»»;
подносим каждую игрушку к ребёнку, помогая ему погладить её или просто посмотреть на неё. «Пока, Мишка! Пока, машинка!»;
можно спеть короткую прощальную песенку;
обязательно похвалить: «Ты сегодня хорошо играл! Молодец!», подкрепить похвалу тактильно (поглаживание, объятие).
Рекомендации:
1. Индивидуальный подход: подстроить занятие под конкретного ребёнка: его любимые игрушки, тип восприятия (тактильный, слуховой), физические возможности.
2. Темп и паузы: Самый главный инструмент — пауза. Дать
ребёнку время на обработку информации и ответную реакцию. Не торопить его.
3. «Ведение» за интересом: если ребёнок надолго зафиксировал взгляд на одной игрушке, развивать взаимодействие с ней, даже если это отклонение от плана. Его интерес — наш главный проводник.
4. Альтернативная коммуникация: выбор из двух предметов и использования цветных карточек «ДА» и «НЕТ».
5. Эмоциональное состояние: Следить за признаками утомления (отведение взгляда, напряжение).
Если ребёнок устал, мягко завершить занятие раньше.
6. Работа с родителями: Показать родителям элементы занятия, которые понравились ребёнку, чтобы они могли повторить их в домашней обстановке.
Это занятие направлено не на «научить говорить», а на то, чтобы дать ребёнку почувствовать радость от общения и возможности влиять на мир вокруг себя.