Конспект коррекционно-развивающего занятия для неговорящих детей с ТМНР на тему: "Мои игрушки".

1
0
Материал опубликован 4 November в группе

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Вышневолоцкая школа-интернат № 2»






Коррекционно-развивающее занятие

для неговорящих детей

с ТМНР

на тему: «Мои игрушки»





подготовила и провела

Шарикова Наталья Геннадьевна

учитель-дефектолог











ноябрь 2025 год



Коррекционно-развивающее занятие для неговорящих детей с ТМНР

тема: «Мои игрушки»

целевая группа: неговорящие дети с ТМНР

продолжительность: 15-25 минут (в зависимости от утомляемости ребёнка)


Цель: активизация коммуникативной и познавательной деятельности в рамках темы «Мои игрушки», формирование положительного опыта взаимодействия.

Задачи:

коммуникативные:

формировать умение выражать отказ/согласие, желание с помощью доступных средств (взгляд, жест, движение);

поддерживать зрительный контакт со взрослым;

стимулировать голосовые реакции (вокализации) в ответ на игровые действия.

сенсорно-перцептивные:

обогащать тактильный, зрительный и слуховой опыт;

стимулировать зрительное и слуховое сосредоточение на объекте (игрушке).

предметно-практические:

формировать простейшие причинно-следственные связи (нажал на кнопку – заиграла музыка);

развивать хватание, удержание, толкание предметов (по возможности ребёнка);

стимулировать активность выбора между двумя игрушками.

эмоциональные:

создавать ситуацию успеха и положительный эмоциональный фон;

формировать предвосхищение игрового действия.


Оборудование и материалы:

коммуникативные:

карточки «ДА»/«НЕТ» (контрастные, например, красный и зелёный круги);

игрушки - 3-4, контрастные по свойствам (мягкая игрушка (мишка, заяц) – для тактильного контакта, звучащая/музыкальная игрушка (погремушка, неваляшка, кнопка с записью мелодии), изуально яркая/светящаяся игрушка (волчок, юла со светом), игрушка-каталка (машинка на верёвочке).

сенсорные материалы:

коробка/«волшебный мешок» для игрушек, мягкое одеяло.


Ход занятия:


1. Организационный момент:

«Приветствие» (2-3 минуты)

Цель: настрой на занятие, установление эмоционального контакта.

действия дефектолога:

сесть рядом с ребёнком так, чтобы он видел учителя (напротив или сбоку, в зависимости от его возможностей);

спокойным, ласковым голосом поприветствовать ребёнка: «Привет, (имя ребёнка)! Я рада тебя видеть. Смотри, что у нас сегодня есть»;

показать «волшебную коробку» с игрушками;

потрясти ею, чтобы привлечь внимание, можно положить руку ребёнка на коробку, чтобы он почувствовал вибрацию;

спеть короткую приветственную песенку, сопровождая её движением (например, мягко хлопая по ладошке ребёнка в такт).




2. Основная часть. «Знакомство с игрушками» (10-15 минут)

Цель: предоставить ребёнку разнообразный сенсорный опыт и возможности для коммуникации.

действия дефектолога:

этап 1: «Волшебная коробка».

достаём игрушки по одной, давая ребёнку время на её зрительное сосредоточение;

каждую игрушку называем простым словом («Мишка», «Машинка», «Юла»);

демонстрируем её ключевое свойство: (Мишка - приложим к щеке ребёнка, погладьте его рукой: «Мишка мягкий», погремушка - потрясём у правого, затем у левого уха, сделаем паузу, давая возможность ребёнку отреагировать (взглядом, движением), юла -запустить её перед ребёнком: «Смотри, юла крутится! Как красиво!», машинка - покатаем её туда-сюда со звуком «ж-ж-ж», можно подкатить к руке или ноге ребёнка).

этап 2: «Выбор игрушки».

положим перед ребёнком две контрастные игрушки (например, Мишку и юлу);

чётко спросим: «(Имя), во что будем играть? В Мишку или в юлу?».

ВАЖНО: Дать время на ответ (не менее 10-15 секунд), понаблюдать за любой реакцией:

взгляд на одну из игрушек;

движение рукой в сторону игрушки;

изменение дыхания, вокализация.

Прокомментировать любую, даже минимальную реакцию: «Я вижу, ты смотришь на юлу! Ты выбрал юлу!». Если реакции нет, мягко направить его руку к одной из игрушек и сказать: «Давай поиграем с Мишкой».



этап 3: «Совместная игра».

организовать игру с выбранной игрушкой, вовлекая ребёнка по максимуму;

пример с Мишкой: «Потанцуем с Мишкой?» (покачивайте игрушку под музыку), «Обнимет Мишка (имя)!» - (приложите игрушку к ребёнку);

пример с юлой: помогаем ребёнку, если это возможно, запустить юлу (рука в руке), используем предвосхищение: «Раз-два-три... крутись!»;

пример с машинкой: сделаем «горку» из своих ног и прокатим по ней машинку до руки ребёнка.

Используем цветные картинки «ДА» и «НЕТ»: после короткого игрового эпизода спросим ребёнка: «Хочешь ещё?», помогаем выбрать нужную картинку.

Это формирует причинно-следственную связь и даёт мощное средство общения.

3. Динамическая пауза / Сенсорная интеграция (3-4 минуты)

Цель: смена деятельности, сенсорная разрядка.

действия дефектолога:

используем саму игрушку для движения. Например: «Покатаемся на машинке!» (аккуратно катаем ребёнка на коленях, держа машинку перед ним);

«Мишка прыгает!» (делаем лёгкие подпрыгивающие движения на фитболе или на коленях, держа игрушку в поле зрения ребёнка).

Можно использовать тактильные игры типа «Едем-едем на лошадке» или просто под спокойную музыку мягко покачивать ребёнка на руках.


4. Завершение занятия. «Прощание с игрушками» (2-3 минуты)

Цель: закрепить положительный опыт, завершить деятельность.

действия дефектолога:

спокойным голосом говорим: «Наше занятие заканчивается. Пора сказать игрушкам «пока-пока»»;

подносим каждую игрушку к ребёнку, помогая ему погладить её или просто посмотреть на неё. «Пока, Мишка! Пока, машинка!»;

можно спеть короткую прощальную песенку;

обязательно похвалить: «Ты сегодня хорошо играл! Молодец!», подкрепить похвалу тактильно (поглаживание, объятие).

Рекомендации:

1. Индивидуальный подход: подстроить занятие под конкретного ребёнка: его любимые игрушки, тип восприятия (тактильный, слуховой), физические возможности.

2. Темп и паузы: Самый главный инструмент — пауза. Дать

ребёнку время на обработку информации и ответную реакцию. Не торопить его.

3. «Ведение» за интересом: если ребёнок надолго зафиксировал взгляд на одной игрушке, развивать взаимодействие с ней, даже если это отклонение от плана. Его интерес — наш главный проводник.

4. Альтернативная коммуникация: выбор из двух предметов и использования цветных карточек «ДА» и «НЕТ».

5. Эмоциональное состояние: Следить за признаками утомления (отведение взгляда, напряжение).

Если ребёнок устал, мягко завершить занятие раньше.

6. Работа с родителями: Показать родителям элементы занятия, которые понравились ребёнку, чтобы они могли повторить их в домашней обстановке.

Это занятие направлено не на «научить говорить», а на то, чтобы дать ребёнку почувствовать радость от общения и возможности влиять на мир вокруг себя.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации