12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Носова Ксения Михайловна36
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
0

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР по теме «Дифференциация согласных звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях, тексте»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР

Логопедическая тема: Дифференциация согласных звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте.

Грамматическая тема: Парные звонкие - глухие согласные в середине слова в слабой позиции. Образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.

Лексическая тема: Детёныши животных и птиц.

Вид занятия: групповое занятие, 2 класс.

Цель: Научить различать звуки [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте.

Задачи:

* Дидактические (образовательные):

- формировать навык дифференциации звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте;

- учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им сравнительную характеристику.

- закрепить образ букв Ш-Ж.

* Коррекционные:

- развивать чёткость артикуляции;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать навык словообразования существительных уменьшительно-ласкательной формы;

- развивать и активизировать словарный запас.

* Развивающая:

- развивать мелкую, общую моторику и координацию движений.

* Воспитательные:

- воспитывать желание говорить правильно и красиво;

- воспитывать интерес к учёбе;

- воспитывать чувство товарищества и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Коммуникативные:

- самостоятельно различать по звучанию звуки [ш]-[ж] в словах, предложениях и тексте;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.

Личностные:

- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

- фонетически и интонационно правильно оформлять своё высказывание.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия для выполнения задания.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование целей занятия;

- поиск и выделение необходимой информации;

- расширение и актуализация словарного запаса.

Методы организации работы:

— Наглядный (пособие, картинки);

— Словесный (совместная речевая деятельность);

— Игровой (герои занятия);

— Практический (выполнение заданий, упражнений);

— Стимулирование и мотивация (создание ситуации успеха);

— Беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.

Оборудование и материалы: смайлики, символы «синий колокольчик» и «синие наушники», слоги «ШО» и «ЖО», картинки «Ежонок» и «Мышонок», предметные картинки детёнышей животных и птиц, пластиковые конверты, рабочая тетрадь на печатной основе, простая тетрадь, тренажёр Базарного.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Цель для учителя-логопеда: создать условия для положительного настроя ребёнка, подготовить ребёнка к продуктивной работе на занятии.

Цель для ребёнка: подготовиться к продуктивной работе на занятии, позитивно настроиться на занятие.

Основные задачи этапа:

- создать положительный эмоциональный настрой.

- подготовить учащихся к сознательной целенаправленной учебной деятельности;

- включить учащихся в процесс целеполагания, когда предъявляемые учителем требования к учебной деятельности становятся личностно значимыми.

Методы: словесный.

(мотивация, целеполагание)

- Я вас приветствую и желаю вам хорошего дня!

- Какое сегодня число?

- Какой месяц?

- Давайте запишем в тетрадь сегодняшнюю дату!

- Ребята, давайте вместе подумаем чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(на основе задаваемой логопедом мотивации, ученики включаются в процесс целеполагания, понимают и принимают требования учителя, определяются со смысловой основой предстоящей учебной деятельности)

- Пятнадцатое.

- Январь.

- Дети записывают в тетради «Пятнадцатое января»

- Будем изучать новую тему. Слушать учителя и стараться на уроке!

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные.

Изучение нового учебного материала

Цель для учителя-логопеда: Научить различать звуки [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте.

Цель для детей: Научиться различать звуки [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте.

Методы:

— Наглядный (пособие, картинки);

— Словесный (совместная речевая деятельность);

— Игровой (герои занятия ежонок, лягушонок);

— Практический (выполнение заданий, упражнений);

— Стимулирование и мотивация (создание ситуации успеха);

1. Развитие чёткости артикуляции.

Основные задачи этапа:

- тренировать дикцию;

- развивать фонематический слух.

-Послушайте скороговорку и повторите её за мной:

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.

Ученики по одному повторяют вслед за логопедом скороговорку.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные.

2. Работа по развитию навыка сравнительного звукового анализа.

Основные задачи этапа:

- мотивирование учащихся к активной учебной деятельности;

- развитие умения различать близкие по произношению звуки на слух;

- актуализация личностного опыта учащихся.

- Какие два парных согласных звука часто повторяются в скороговорке?

Дети отвечают:

- звуки [ш] и [ж].

Формируемые УУД:

-познавательные;

-личностные.

3. Сообщение темы.

Основные задачи этапа:

- организация восприятия, внимания учащихся;

- формирование целевой установки предстоящей деятельности.

- Сегодня мы продолжим работать с этими звуками и буквами, их обозначающими: будем учиться различать их в словах, предложениях и тексте.

- А для чего нам это нужно?

- чтобы не допускать ошибок в устной и письменной речи.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные.

4. Сравнительная характеристика звуков.

Основные задачи этапа:

- актуализация знаний учащихся;

- дифференциация парных согласных звуков.

- Ребята, дайте характеристику звукам [ш] и [ж].

- Чем отличаются эти звуки?

- звук [ш] - согласный, глухой, всегда твёрдый.

- звук [ж] - согласный, звонкий, всегда твёрдый.

- звук [ш] глухой, а [ж] звонкий.

Формируемые УУД:

-познавательные;

-личностные.

5. Связь звуков с буквами.

Основные задачи этапа:

- постановка перед учащимися учебной задачи;

- организация самостоятельной деятельности.

- Какими буквами обозначаются на письме данные звуки?

- Ребята, откройте свои тетради и пропишите буквы Ш и Ж.

- буквами Ш и Ж.

- дети прописывают буквы в тетрадях.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-познавательные;

-личностные.

6. Работа по развитию фонематического восприятия и анализа.

Основные задачи этапа:

- активизация внимания учащихся

- К нам на прошлое занятие приходил жук Жора, которому мы помогали выполнять разные задания, с которыми он не мог справиться. Он ушёл, но напоследок попросил нас помочь его друзьям девочке Жене и мальчику Мише выполнить упражнение (рабочая тетрадь на печатной основе стр.7 упр. 15)

-дети выполняют упражнение в тетради на печатной основе.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-познавательные;

-личностные.

7. Сюрпризный момент.

Основные задачи этапа:

- Знакомство с героями сегодняшнего занятия.

- Ребята, отгадайте имена героев сегодняшнего занятия по предложенным слогам (ЖО и ШО) и описанию:

Первый гость – колю­чий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.

Второй – зеленый, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух... (Ежонок, лягушонок.)

-Ежонок.

-Лягушонок.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-коммуникативные;

-личностные.

8. Физминутка.

Основные задачи этапа:

- переключение деятельности, «гимнастика».

- Ребята, возьмите в руки Су-джок и повторяйте за мной слова и движения:

Катился ёжик по дорожке

По левой ладошке,

По правой ладошке.

Покололи пальчики

Девочки и мальчики.

- Посмотрите на плакат и выполняйте движения глазами по указанным мной направлениям (тренажёр Базарного)

Учащиеся вместе с учителем-логопедом повторяют стих и выполняют движения.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные.

9. Дифференциация в словах (работа по закреплению норм орфографии).

Основные задачи этапа:

- организация работы в парах;

- активизация восприятия, осознания и осмысления, обобщения и систематизации нового материала.

- Ежонок и Лягушонок увидели задание в печатных тетрадях и не знают, как его выполнить. Поможем им?

- Ежонок и Лягушонок много времени проводили вместе. Они играли на берегу реки, плавали наперегонки, гуляли по лесу. Однажды, гуляя в лесу, друзья наткнулись на загадочную табличку. Друзья долго пытались разобрать­ся, что на ней написано, но так и не смогли ничего прочи­тать. Они принесли табличку нам.

- Откройте простые тетради и посмотрите на таблицу. Подумайте, какие буквы нужно вставить вместо точек и напишите их.

- Как вы будете проверять написание парных согласных в слабой позиции?

 

-Да!

Дети выполняют задание 16 на стр.7-8.

- Нужно изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная или сонорная буква.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-коммуникативные;

-познавательные.

10.Определение места заданного звука в слове

Основные задачи этапа:

- развитие фонематического слуха и восприятия.

-Молодцы! Вы справились с непростым заданием! А теперь я буду говорить вам слова, а вы должны определить на слух место звуков [ш] и [ж] – т.е. какой звук по счёту в слове (сразу оговорюсь: заданных звуков в слове по два) и зачеркнуть соответствующие цифры в строке. Каждая строка соответствует одному слову.

ШАЛАШ, КИШМИШ, ЖЕЛТОКОЖИЙ, ЖУЖЕЛИЦА.

- Дети работают с карточками.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-коммуникативные;

-познавательные;

-личностные.

11. Формирование навыка словообразования существительных уменьшительно – ласкательной формы (работа в парах). Дифференциация [ш] и [ж] в словах.

- Лягушонок и Ежонок благодарят вас за помощь. Они приглашают вас на День рождения. У малышей много знакомых детенышей животных и птиц. Но гостей всегда собирается так много, что в этом году друзья решили поступить так: если в названии птенца или детеныша жи­вотного есть звук Ж, то он идет к Ежонку. А если в его назва­нии звук Ш – к Лягушонку.

Проводите каждого малыша в «свой» домик – разложите картинки по конвертам.

-Дети раскладывают предметные картинки по конвертам с наклеенными рисунками Ежонка и Лягушонка. Наперегонки!

Формируемые УУД:

-коммуникативные;

-познавательные;

-личностные.

12. Дифференциация Ж-Ш на уровне предложения.

- Гости, веселясь на празднике, придумали инте­ресную игру. Они стали разбирать предложения на слова, менять слова местами. Прочитайте эти предложения, ис­правьте ошибки, запишите предложения верно и укажите звуки занятия. Работаем в печатной тетради стр.8 упр.17.

- Теперь по цепочке читаем предложения, которые у вас получились.

-Дети работают самостоятельно.

После по цепочке прочитывают получившиеся предложения.

 

Закрепление учебного материала

Цель для учителя-логопеда:

определить степень усвоения изученного материала.

Цель для ребёнка:

продемонстрировать степень усвоения полученных знаний.

Задачи:

— организовать беседу, направленную на оценку деятельности на занятии.

Методы:  беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.

- Ну что ж, друзья прощаются с нами и благодарят за помощь. Что мы должны сказать им в ответ?

- И я хочу вас, ребята, поблагодарить за интересное и увлекательное занятие! Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня работали?

- Что можно о них сказать?

- Ребята, оцените себя, как вы думаете, как вы работали на занятии. Всё ли у вас получилось, а в каких заданиях вам было сложно?

- У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающийся смайлик; кому понравилось кое-что - смайлик без улыбки; а кому всё не понравилось - грустный смайлик.

- До свидания, Ежонок и Лягушонок! Мы были рады вам помочь!

- Со звуками [ш] и [ж].

- Это твёрдые согласные звуки, которые отличаются тем, что [ж] - звонкий, а [ш] - глухой.

Отвечают.

Дети выбирают себе смайлик и кладут перед собой.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные.

Задание на дом

Цель для учителя-логопеда:  Закрепление знаний и умений, полученных на логопедическом занятии. 


 

 Цель для ребёнка: Закрепить изученный материал.

 

- Записываем домашнее задание: стр.8 упр. 18.

- До свидания, ребята! До новых встреч!

- Записали.

- До свидания!

 

 

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.