Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР по теме «Дифференциация согласных звуков [Ш] – [Ж] в словах, предложениях, тексте»
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР
Логопедическая тема: Дифференциация согласных звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте.
Грамматическая тема: Парные звонкие - глухие согласные в середине слова в слабой позиции. Образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.
Лексическая тема: Детёныши животных и птиц.
Вид занятия: групповое занятие, 2 класс.
Цель: Научить различать звуки [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте.
Задачи:
* Дидактические (образовательные):
- формировать навык дифференциации звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте;
- учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им сравнительную характеристику.
- закрепить образ букв Ш-Ж.
* Коррекционные:
- развивать чёткость артикуляции;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навык словообразования существительных уменьшительно-ласкательной формы;
- развивать и активизировать словарный запас.
* Развивающая:
- развивать мелкую, общую моторику и координацию движений.
* Воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- воспитывать интерес к учёбе;
- воспитывать чувство товарищества и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
- самостоятельно различать по звучанию звуки [ш]-[ж] в словах, предложениях и тексте;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Личностные:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
- фонетически и интонационно правильно оформлять своё высказывание.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия для выполнения задания.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование целей занятия;
- поиск и выделение необходимой информации;
- расширение и актуализация словарного запаса.
Методы организации работы:
— Наглядный (пособие, картинки);
— Словесный (совместная речевая деятельность);
— Игровой (герои занятия);
— Практический (выполнение заданий, упражнений);
— Стимулирование и мотивация (создание ситуации успеха);
— Беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.
Оборудование и материалы: смайлики, символы «синий колокольчик» и «синие наушники», слоги «ШО» и «ЖО», картинки «Ежонок» и «Мышонок», предметные картинки детёнышей животных и птиц, пластиковые конверты, рабочая тетрадь на печатной основе, простая тетрадь, тренажёр Базарного.
Ход занятия
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
||
Организационный момент Цель для учителя-логопеда: создать условия для положительного настроя ребёнка, подготовить ребёнка к продуктивной работе на занятии. Цель для ребёнка: подготовиться к продуктивной работе на занятии, позитивно настроиться на занятие. Основные задачи этапа: - создать положительный эмоциональный настрой. - подготовить учащихся к сознательной целенаправленной учебной деятельности; - включить учащихся в процесс целеполагания, когда предъявляемые учителем требования к учебной деятельности становятся личностно значимыми. Методы: словесный. |
||||
(мотивация, целеполагание) - Я вас приветствую и желаю вам хорошего дня! - Какое сегодня число? - Какой месяц? - Давайте запишем в тетрадь сегодняшнюю дату! - Ребята, давайте вместе подумаем чем мы сегодня будем заниматься на уроке? |
(на основе задаваемой логопедом мотивации, ученики включаются в процесс целеполагания, понимают и принимают требования учителя, определяются со смысловой основой предстоящей учебной деятельности) - Пятнадцатое. - Январь. - Дети записывают в тетради «Пятнадцатое января» - Будем изучать новую тему. Слушать учителя и стараться на уроке! |
Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные. |
||
Изучение нового учебного материала |
||||
Цель для учителя-логопеда: Научить различать звуки [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте. Цель для детей: Научиться различать звуки [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте. Методы: — Наглядный (пособие, картинки); — Словесный (совместная речевая деятельность); — Игровой (герои занятия ежонок, лягушонок); — Практический (выполнение заданий, упражнений); — Стимулирование и мотивация (создание ситуации успеха); 1. Развитие чёткости артикуляции. Основные задачи этапа: - тренировать дикцию; - развивать фонематический слух. |
||||
-Послушайте скороговорку и повторите её за мной: Ежик в бане вымыл ушки, |
Ученики по одному повторяют вслед за логопедом скороговорку. |
Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные. |
||
2. Работа по развитию навыка сравнительного звукового анализа. Основные задачи этапа: - мотивирование учащихся к активной учебной деятельности; - развитие умения различать близкие по произношению звуки на слух; - актуализация личностного опыта учащихся. |
||||
- Какие два парных согласных звука часто повторяются в скороговорке? |
Дети отвечают: - звуки [ш] и [ж]. |
Формируемые УУД: -познавательные; -личностные. |
||
3. Сообщение темы. Основные задачи этапа: - организация восприятия, внимания учащихся; - формирование целевой установки предстоящей деятельности. |
||||
- Сегодня мы продолжим работать с этими звуками и буквами, их обозначающими: будем учиться различать их в словах, предложениях и тексте. - А для чего нам это нужно? |
- чтобы не допускать ошибок в устной и письменной речи. |
Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные. |
||
4. Сравнительная характеристика звуков. Основные задачи этапа: - актуализация знаний учащихся; - дифференциация парных согласных звуков. |
||||
- Ребята, дайте характеристику звукам [ш] и [ж]. - Чем отличаются эти звуки? |
- звук [ш] - согласный, глухой, всегда твёрдый. - звук [ж] - согласный, звонкий, всегда твёрдый. - звук [ш] глухой, а [ж] звонкий. |
Формируемые УУД: -познавательные; -личностные. |
||
5. Связь звуков с буквами. Основные задачи этапа: - постановка перед учащимися учебной задачи; - организация самостоятельной деятельности. |
||||
- Какими буквами обозначаются на письме данные звуки? - Ребята, откройте свои тетради и пропишите буквы Ш и Ж. |
- буквами Ш и Ж. - дети прописывают буквы в тетрадях. |
Формируемые УУД: -регулятивные; -познавательные; -личностные. |
||
6. Работа по развитию фонематического восприятия и анализа. Основные задачи этапа: - активизация внимания учащихся |
||||
- К нам на прошлое занятие приходил жук Жора, которому мы помогали выполнять разные задания, с которыми он не мог справиться. Он ушёл, но напоследок попросил нас помочь его друзьям девочке Жене и мальчику Мише выполнить упражнение (рабочая тетрадь на печатной основе стр.7 упр. 15) |
-дети выполняют упражнение в тетради на печатной основе. |
Формируемые УУД: -регулятивные; -познавательные; -личностные. |
||
7. Сюрпризный момент. Основные задачи этапа: - Знакомство с героями сегодняшнего занятия. |
||||
- Ребята, отгадайте имена героев сегодняшнего занятия по предложенным слогам (ЖО и ШО) и описанию: Первый гость – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. Второй – зеленый, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух... (Ежонок, лягушонок.) |
-Ежонок. -Лягушонок. |
Формируемые УУД: -регулятивные; -коммуникативные; -личностные. |
||
8. Физминутка. Основные задачи этапа: - переключение деятельности, «гимнастика». |
||||
- Ребята, возьмите в руки Су-джок и повторяйте за мной слова и движения: Катился ёжик по дорожке По левой ладошке, По правой ладошке. Покололи пальчики Девочки и мальчики. - Посмотрите на плакат и выполняйте движения глазами по указанным мной направлениям (тренажёр Базарного) |
Учащиеся вместе с учителем-логопедом повторяют стих и выполняют движения. |
Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные. |
||
9. Дифференциация в словах (работа по закреплению норм орфографии). Основные задачи этапа: - организация работы в парах; - активизация восприятия, осознания и осмысления, обобщения и систематизации нового материала. |
||||
- Ежонок и Лягушонок увидели задание в печатных тетрадях и не знают, как его выполнить. Поможем им? - Ежонок и Лягушонок много времени проводили вместе. Они играли на берегу реки, плавали наперегонки, гуляли по лесу. Однажды, гуляя в лесу, друзья наткнулись на загадочную табличку. Друзья долго пытались разобраться, что на ней написано, но так и не смогли ничего прочитать. Они принесли табличку нам. - Откройте простые тетради и посмотрите на таблицу. Подумайте, какие буквы нужно вставить вместо точек и напишите их. - Как вы будете проверять написание парных согласных в слабой позиции?
|
-Да! Дети выполняют задание 16 на стр.7-8. - Нужно изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная или сонорная буква. |
Формируемые УУД: -регулятивные; -коммуникативные; -познавательные. |
||
10.Определение места заданного звука в слове Основные задачи этапа: - развитие фонематического слуха и восприятия. |
||||
-Молодцы! Вы справились с непростым заданием! А теперь я буду говорить вам слова, а вы должны определить на слух место звуков [ш] и [ж] – т.е. какой звук по счёту в слове (сразу оговорюсь: заданных звуков в слове по два) и зачеркнуть соответствующие цифры в строке. Каждая строка соответствует одному слову. ШАЛАШ, КИШМИШ, ЖЕЛТОКОЖИЙ, ЖУЖЕЛИЦА. |
- Дети работают с карточками. |
Формируемые УУД: -регулятивные; -коммуникативные; -познавательные; -личностные. |
||
11. Формирование навыка словообразования существительных уменьшительно – ласкательной формы (работа в парах). Дифференциация [ш] и [ж] в словах. |
||||
- Лягушонок и Ежонок благодарят вас за помощь. Они приглашают вас на День рождения. У малышей много знакомых детенышей животных и птиц. Но гостей всегда собирается так много, что в этом году друзья решили поступить так: если в названии птенца или детеныша животного есть звук Ж, то он идет к Ежонку. А если в его названии звук Ш – к Лягушонку. Проводите каждого малыша в «свой» домик – разложите картинки по конвертам. |
-Дети раскладывают предметные картинки по конвертам с наклеенными рисунками Ежонка и Лягушонка. Наперегонки! |
Формируемые УУД: -коммуникативные; -познавательные; -личностные. |
||
12. Дифференциация Ж-Ш на уровне предложения. |
||||
- Гости, веселясь на празднике, придумали интересную игру. Они стали разбирать предложения на слова, менять слова местами. Прочитайте эти предложения, исправьте ошибки, запишите предложения верно и укажите звуки занятия. Работаем в печатной тетради стр.8 упр.17. - Теперь по цепочке читаем предложения, которые у вас получились. |
-Дети работают самостоятельно. После по цепочке прочитывают получившиеся предложения. |
|||
Закрепление учебного материала Цель для учителя-логопеда: определить степень усвоения изученного материала. Цель для ребёнка: продемонстрировать степень усвоения полученных знаний. Задачи: — организовать беседу, направленную на оценку деятельности на занятии. Методы: беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки. |
||||
- Ну что ж, друзья прощаются с нами и благодарят за помощь. Что мы должны сказать им в ответ? - И я хочу вас, ребята, поблагодарить за интересное и увлекательное занятие! Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня работали? - Что можно о них сказать? - Ребята, оцените себя, как вы думаете, как вы работали на занятии. Всё ли у вас получилось, а в каких заданиях вам было сложно? - У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающийся смайлик; кому понравилось кое-что - смайлик без улыбки; а кому всё не понравилось - грустный смайлик. |
- До свидания, Ежонок и Лягушонок! Мы были рады вам помочь! - Со звуками [ш] и [ж]. - Это твёрдые согласные звуки, которые отличаются тем, что [ж] - звонкий, а [ш] - глухой. Отвечают. Дети выбирают себе смайлик и кладут перед собой. |
Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные. |
||
Задание на дом Цель для учителя-логопеда: Закрепление знаний и умений, полученных на логопедическом занятии.
Цель для ребёнка: Закрепить изученный материал.
|
||||
- Записываем домашнее задание: стр.8 упр. 18. - До свидания, ребята! До новых встреч! |
- Записали. - До свидания! |