12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Едунова Любовь Михайловна2736
Россия, Рязанская обл., Скопин

Коррекционно-развивающее занятие «Веселимся и грустим»

Цель: научить ребенка распознавать эмоциональные состояния человека и причины их происхождения.

Развивающие задачи:

- развитие или закрепление знаний о базовых эмоциях,

- развитие навыков общения,

- развитие мелкой моторики,

- развитие двигательной активности,

- развитие воображения,

- знакомство с элементами человеческого лица или закрепление знаний о них.

Воспитательные задачи:

- формирование эмпатии и ответственности за свое поведение,

- коррекция эмоциональных нарушений для лучшей социальной адаптации,

- формирование навыков адекватного эмоционального реагирования.  

Материалы и оборудование: стимульный материал к упражнениям «Я эмоция», «Дерево Любви», «Веселые бобы», пособие из фетра «Смайлики»,  два мячика с изображением эмоций радости и грусти, массажный мячик-ёжик, лист формата А4 для рисования, цветные карандаши или краски, бобы.

Длительность занятия около 45 минут.

Ход занятия

Ритуал приветствия

Упражнение 1. «Я эмоция» (длительность 5 минут)

Для проведения этого упражнения нам понадобятся картинки с пиктограммами эмоций человека.

Психолог: «Здравствуй. Сегодня мы с тобой познакомимся с эмоциями/вспомним, какие бывают эмоции. Посмотри на эти картинки и скажи мне, что испытывает, ощущает каждый человечек».

Специалист показывает на каждую из картинок, а ребенок должен назвать эмоцию, которая отражена на лицах человечков – радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие. В процессе работы ребенку предлагается вспомнить, где и когда он испытывал ту или иную эмоцию, как на это реагировали окружающие (мама, папа, бабушка, дедушка, друзья, воспитатели, прохожие). Также эмоции на картинке можно раскрасить (с согласия ребенка) теми цветами, какие понравятся.

image-20210419125135-1.png

Упражнение 2. «Смайлики» (длительность 5-10 минут)

Для проведения этого упражнения можно использовать пособие из фетра или бумаги, сделанное своими руками.

Психолог: «Мы с тобой познакомились с эмоциями человека/вспомнили эмоции человека, а теперь попробуем сами «сделать» лица человечков, которые испытывают какую-то эмоцию. Я приготовила для нашего занятия игру из фетра».

Далее психолог вместе с ребенком составляет различные эмоции на лицах человечков. Также в процессе работы ребенку предлагается вспомнить, кто из его знакомых, где и когда испытывал ту или иную эмоцию. Обсудить, как ребенок к этому отнёсся.

image-20210419125135-2.png

Упражнение 3. Пальчиковая гимнастика (длительность 3-5 минут)

Для проведения этого упражнения нам понадобится массажный мяч-ёжик.

Наши пальчики грустят,

доброты они хотят.

Гладим ладошки со всех сторон

Их погладим, пожалеем

Трем ладонь об ладонь

И теплом своим согреем.

Дышим на ладошки

В гости ёжика зовем,

С ёжиком гулять пойдем.

Массажный мячик-ёжик катаем в ладошках

Там на солнышко глядим,

Улыбаться мы хотим.

Каждый пальчик обхватываем тремя пальцами второй руки и вытягиваем вверх

Погуляли и опять

Надо пальчикам поспать

Каждый пальчик зажимаем в кулачке


image-20210419125135-3.jpeg

Упражнение 4. Сказка «Планета эмоций» (длительность 5 минут)

Для этого упражнения можно взять две игрушки или два мяча с изображением грусти и радости. Психолог предлагает ребенку сочинить сказку.

Психолог: «Давай сочиним с тобой интересную сказку, которую ты можешь рассказать маме на ночь. У меня два мячика – Радость и Грусть. Сказка будет про них. Сейчас мы по очереди станем придумывать по одному предложению нашей сказки.

Итак, я начинаю. На одной очень необычной планете жили Радость и Грусть». Следующее предложение придумывает ребенок, далее педагог. И так пока не получится целая сказка про две основных эмоции.

image-20210419125135-4.jpeg

Упражнение 5. Дерево Любви (длительность 5 минут)

         Для проведения этого упражнения нам понадобится картинка с изображением Дерева Любви.

Психолог: «На той планете, где живут Радость и Грусть, растут очень красивые деревья – деревья Любви, на которых распускаются сердечки каждый раз, когда кто-то себя хвалит. Сейчас я покажу тебе картинку с таким деревом.

А ты за что можешь себя похвалить? Напиши в каждом сердечке по одному примеру/Скажи мне, а я напишу в каждом сердечке по одному примеру. Скажу по секрету: мне нравится в себе то, что я много читаю и легко завожу друзей.

image-20210419125135-5.png

Упражнение 6. «Весёлые бобы» (длительность 5 минут)

         Для проведения этого упражнения нам понадобятся бобы и картинки с изображением пиктограмм эмоций.

Психолог: «Перед тобой картинки, на которых ты видишь эмоции человека – веселье, грусть, злость и так далее. Давай попробуем выложить изображения этих эмоций с помощью бобов».

         Психолог вместе с ребенком выкладывает бобами контуры пиктограмм, также бобами можно выложить глазки, носик и ротик.

image-20210419125136-6.pngimage-20210419125136-7.png

image-20210419125136-8.pngimage-20210419125136-9.png

image-20210419125136-10.pngimage-20210419125136-11.png

Упражнение 7. «Мы рисуем» (длительность 5-10 минут)

Для проведения этого упражнения нам понадобятся лист бумаги, цветные карандаши или краски.

Психолог: «На сегодняшнем занятии мы с тобой многое узнали про эмоции человека. Мы выяснили, какие они бывают, сочинили про них сказку, создали свое Дерево любви, выкладывали эмоции бобами. И в завершении занятия давай нарисуем ту эмоцию, которая тебе больше всего понравилась, с помощью карандашей или красок».


Рекомендации родителям. Родителям можно порекомендовать завести ребенку Дневник эмоций, в котором каждый день малыш рисует тот смайлик, который больше всего соответствует его настроению. По итогам месяца (а, возможно, и каждой недели) можно посчитать, сколько дней было очень радостных, весёлых, спокойных, грустных и злых. Такой Дневник поможет родителям понять, какое настроение преобладает у ребенка, выяснить причину такого настроения и скорректировать своё поведение в соответствии с потребностями малыша.

image-20210419125136-12.jpeg

Также перед анализом такого Дневника предложите родителям вместе со своими детьми посмотреть мультфильм «Головоломка» и сделать определенные выводы.

 image-20210419125136-13.jpeg

Используемая литература

  1. Эмоциональный интеллект. Развитие базовых эмоций: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 32 с.
  2. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст/авт.-сост. Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Методкнига. – 153 с.
  3. Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта/ В. А. Шиманская. - Манн, Иванов и Фербер, 2021 г.


Стимульный материал к упражнению "Я эмоция"
DOCX / 213.7 Кб


Дидактическое пособие из фетра "Эмоции"
DOCX / 1.46 Мб


Стимульный материал к упражнению "Дерево Любви"
DOCX / 276.08 Кб


Стимульный материал к упражнению "Веселые бобы"
DOCX / 52.1 Кб


Дневник эмоций для детей
JPG / 139.29 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Савельева Наталия Валерьевна, 19.04.21 в 23:06 2Ответить Пожаловаться
Спасибо вам за интересное занятие. Хорошая подборка упражнений!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.