Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [ц]»
Логопедическое занятие по автоматизации звука [ц]
Тема: звук [ц].
Цель: автоматизация звука [ц] изолировано, в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
закрепить навык правильного произношения звука [ц] изолировано, в слогах, словах, предложениях;
развивать фонематический слух;
развивать артикуляционную и мелкую моторику; речевое дыхание;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять детей образовывать сущ. мн.ч., сущ. в умен.-ласк. форме; составлять предложение с заданным словом;
формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: картинка (игрушка) цыпленок Цыпа, курица, овца, заяц, птенец, цапля; кубик и картинки с артикуляционной гимнастикой, карта движения персонажа, пособие «Гусеница», предметные картинки со звуком Ц на листьях; картинки к заданиям; крупа.
Ход занятия
№ | Этап | Содержание этапа |
1 | Организационный момент | Поскорее встанем в круг, Ты – мой друг, и я – твой друг! Мы ногами топнем, Мы в ладоши хлопнем, А потом пойдем, пойдем, Друга за руку возьмем! Сегодня к нам на занятие пришел цыпленок Цыпа. С ним приключилась беда – он потерялся. Ему нужно отыскать свою мама-курицу. Он просит нас о помощи? Ты готов помочь Цыпе и отправиться вместе с ним в путешествие? |
2 | Артикуляционная гимнастика | Для начала нам нужно подготовиться – выполнить артикуляционную гимнастику. Ты можешь выбрать, с помощью чего будем выполнять упражнения: кубик или картинки. Упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик», «Непослушный язычок», «Лопаточка», «Трубочка», «Сердитая киска», «Часики», «Качели». |
3 | Дыхательная гимнастика | У цыпленка есть карта, по которой мы сможем добраться до его дома. Но карту замело листиками и травинками. Упражнение «Сдуй листочек». |
4 | Изолированное произношение звука | Скажите, как зовут цыпленка? (Цыпа) Какой первый звук в слове «Цыпа» мы слышим? а в слове «цыпленок» ([ц]) Анализ и характеристика звука Ц. Покажи по карте, какой путь нужно пройти цыпленку. Веди пальчиком по дорожке и произноси длительно звук Ц. |
5 | Автоматизация в слогах | Куда привела нас дорожка? (К зайцу) Чтобы пройти дальше, мы должны выполнить задание зайца – правильно произнести слоги со звуком Ц: Ца-цо-ца Цу-цу-ца Цы-цо-цы Цу-цу-цы Ца-цо-цо Ац-оц-оц Иц-иц-ац Яц-ец-яц Уц-уц-эц |
6 | Физкультминутка | Зайцу очень понравилось, как ты выполнил его задание. Он хочет с тобой поиграть. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит) Вот так, вот так И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши) Вот так, вот так Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. (прыгает) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Волк зайчишку испугал. Зайка прыг и убежал. |
7 | Автоматизация в словах | Продолжим наш путь. Веди пальчиком дальше по дорожке и произноси звук Ц. К кому привела нас дорожка? (к гусенице) Гусеница просит нас о помощи – она не может добраться до сочных листиков на дереве. Собери и покорми гусеницу только теми листочками, на картинках которых есть слова со звуком Ц. |
8 | Согласование числ. с сущ. | Нам пора двигаться дальше. (изолир-е произношение) К кому привела нас дорожка? (к овце) Эта овечка учится считать. Помоги ей сосчитать разные предметы. Образец: один цветок, два цветка... Каких предметов больше? Каких – меньше? Посчитай предметы в обратном порядке по образцу. Образец: пять цветков, четыре цветка... |
9 | Развитие фонематического анализа и синтеза | Идем дальше. Веди пальчиком по дорожке и произноси звук Ц. К кому привела нас дорожка? (к птенцу) Птенец пищит в своем гнезде и просит помочь ему выполнить задание. Игра «Четвертый лишний». Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее в кружок. (Правильные ответы: яйцо, курица, цветок, огурец.) Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Ц. |
10 | Автоматизация в предложениях | Давай посмотрим, куда теперь приведет нас дорожка? (к цапле) изолированное произношение звука Цапля пропускает дальше только тех, кто правильно выполняет ее задание. Ты готов? Цапля будет называть тебе разные слова, а ты должен «подружить» эти слова между собой и произнести предложения правильно. Заяц, лисица, бояться. Улица, на, много, цветы. Цапля, на, жить, болото. Теплица, расти, в, огурцы. Царь, царица, жить, дворец, во. Папа, вытирать, лицо, полотенце. |
11 | Автоматизация в стихах | Давай узнаем, сколько цыпленку еще осталось пройти. (Изолированное произношение звука) К кому привела нас дорожка? (к курице) Ура! Мы нашли маму цыпленка. Цыпленок Цыпа очень этому рад. Он обещает, что никогда больше не будет теряться. А мама курица в благодарность дарит тебе стихотворение: Любовалась цыплятами курица, Что ни цыпленок- то умница! Молодец, удалец, Очень ценный птенец! |
12 | Итог занятия | Наше занятие подошло к концу. Кому мы сегодня помогали? С кем ты повстречался? Какой звук помог тебе выполнить все задания? Что тебе понравилось на занятии больше всего? |