Конспект Логопедического занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Дикие животные»
Цель: закрепить знания о диких животных
Задачи | |
Социально-коммуникативное развитие | - развивать навыки самоконтроля - развивать навык работать в паре - развивать умение взаимодействовать с педагогами и друг другом |
Познавательное развитие | - активизировать мышление -активизировать память - активизировать внимание - развивать воображение |
Речевое развитие | - развивать фонематическое восприятие - закреплять навыки словообразования ( образование названий детенышей) - развивать навыки звукового анализа (определение наличия и места звука в слове) - развивать связную речь (проговаривание слов пальчиковой гимнастики) |
Художественно-эстетическое развитие | - развивать смысловое восприятие загадок |
Физическое развитие | - развивать мелкую и общую моторику |
Методы и приемы :
Практические : показ, использование дидактических пособий, инвентаря (массажных мячей, мяча для игры).
Наглядные : показ дидактического пособия, предметных картинок фигур животных и фигур животных.
Словесные : объяснение, ситуативный разговор
Материалы и оборудование:
Учитель-логопед: предметные картинки с изображением диких животных, фигурки диких животных, мяч, схемы слова, магнитная доска.
Дети: массажные мячи, цветные квадраты для обозначения звуков в схемах
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательная | Назови диких животных Цель: закрепление представлений о диких животных |
Игровая | Игра: «Назови детеныша» Цель: закрепление навыка словообразования |
Коммуникатив- ная | «Найди звук в словах» Цель: закрепление навыка звукового анализа «Определи место звука в слове» Цель : закрепление навыка звукового анализа, умения определять позицию звука в слове «Назови какой?» Цель: закрепление умения подбирать слова - признаки «Чей голос?» Цель: закрепление навыка соотносить животного с его голосом и подбирать слово -действие Цель: закрепление звука С в предложении Умение слышать рифму в упражнении «продолжи стихотворение» Цель: развитие фонематического слуха |
Чтение художественной литературы | Слушанье загадок о диких животных Цель: продолжать знакомить с загадками как видом фольклорного творчества и развивать логическое мышление |
Двигательная | Упражнения на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной моторики, игра с мячом (ловля мяча). Цель: формирование физических навыков |
Технологическая карта
Этапы занятия | Задачи с обозначением образовательной области | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
Мотивационно-организационный | Познавательное развитие Задачи: Активизация внимания, привлечение внимания к теме занятия, активизация памяти. |
Логопед загадывает загадки о диких животных. В чаще он лесной живет, У кого из всех зверей Хвост пушистей и длинней? Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки — ни одной. То тут, то там. Ищет жёлуди… Логопед предлагает повторить названия всех животных одному ребенку. | Ответы детей. | |
Деятельностный | Речевое и познавательное развитие. Задача: подбор обобщающего слова для группы предметов, активизация мышления (процесс обобщения) | 2 Объявление темы занятия. Логопед предлагает обобщить названия всех животных одним словом. | Ответы детей | |
Речевое развитие Задача: активизировать работу мышц речевого аппарата и увеличить объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха |
Логопед : Дикие животные живут в лесу. Воздух в лесу всегда чистый. Давайте представим , что мы вдохнули лесной воздух как можно глубже . А на долгом выдохе скажем : «Ах, как пахнет!» Логопед: А теперь выполним артикуляционное упражнение «Беличий хвостик» . Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти при этом неподвижны. | Дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят фразу. Дети выполняют артикуляционные движения. | ||
Речевое развитие Задача: закрепление употребления предлогов | 4 Дидактическая игра «Где животное?» Логопед предъявляет детям фигурки диких животных, находящихся за игрушечным домом, выглядывающих из-за домика, спрятанных в домике и предлагает ответить на вопросы. Логопед: « Где находится медведь? «Где спрятался волк» и тд | Дети отвечают на вопросы логопеда, составляют предложения с предлогами. | ||
Речевое развитие Задача: подбор слов -действий | 5 Дидактическое упражнение «Голоса животных» Логопед предлагает послушать голоса диких животных и соотнести их с картинкой. Логопед: «Чей голос вы услышали? Это рев медведя, значит он что делает? | Подбор картинок. Дети отвечают на вопрос «Что делает животное» (волк воет и т.д.) | ||
Речевое развитие Задача: закрепление умения подбирать прилагательные к существительному, согласовывать их | 6. Дидактическое упражнение «Назови признак» Логопед предъявляет картинку зайца, предлагает рассмотреть ее и ответить на вопрос « Какой заяц?» Логопед: Назовите, какой заяц по размеру. Назовите, какой заяц по цвету. Назовите, какой заяц на ощупь. Назовите , какой заяц по характеру, если он всего боится. | Ответы детей | ||
Физическое развитие Задача: Тренировать в ловле мяча. Речевое развитие Задача: Закрепление навыка словообразования (названия детенышей) | 7 Игра с мячом «Назови детеныша» Логопед встает в центр круга и кидает по очереди каждому ребенку мяч, называет дикое животное. | Дети становятся в круг. Ответы детей | ||
Физическое развитие Задача : массаж пальцев рук и ладоней Речевое развитие Задача: закрепление умения проговаривать текст пальчиковой гимнастики вместе с выполнением массажных движений мячом | 8 Упражнение с массажными мячами «Ежик» Ежик, ежик, хитрый еж, На клубочек ты похож. (Дети катают мяч между ладонями) На спине иголки (Массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (Массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ежик мал, (Массажные движения среднего пальца) нам колючки показал. (Массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже на ежа похожи. (Массажные движения мизинца) | Дети синхронизируют движения пальцев и кистей с речью. Выполняет движения ,соответствующие словам из стихотворения. | ||
Речевое развитие Задача: закрепление звукового анализа | 8 Дидактическое упражнение «Найди звук» Логопед предлагает найти в названиях диких животных звук К и определить его место в слове. Слова : кабан , еж, лиса, волк, медведь, олень, лось. | Дети определяют наличие звука в слове и место звука в слове и подбирают нужную схему. | Закрепили знания о диких животных, их голосах, умении образовывать названия детенышей, подбирать слова-признаки, закрепили употребление предлогов ,закрепили умение работать со звуковой схемой, находить нужный звук в слове. | |
Физическое развитие Задача: развивать мелкую моторику,зрительное восприятие. | 9. Дидактическое упражнение « Выложи из палочек» Логопед предлагает выложить из палочек Кюизинера фигуру ежа по заданному образцу или по своему замыслу. Логопед: Посмотрите, как можно сделать из палочек ежа. Но если вы можете сами придумать как сделать ежа . Вы будете делать ежа со своим соседом. | Дети работают в парах. | ||
Заключительный | 10. Итог. Логопед спрашивает, какие задания вызвали сегодня сложности, какие задания понравились, где сегодня прятались животные. |