Конспект Логопедического занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Дикие животные»

0
0
Материал опубликован 28 December 2024

Цель: закрепить знания о диких животных



Задачи


Социально-коммуникативное развитие

- развивать навыки самоконтроля

- развивать навык работать в паре

- развивать умение  взаимодействовать с педагогами и друг   другом

Познавательное развитие

- активизировать мышление

-активизировать память

- активизировать внимание

- развивать воображение

Речевое развитие

- развивать фонематическое восприятие

- закреплять  навыки словообразования ( образование названий детенышей)

- развивать навыки звукового анализа (определение наличия и места звука в слове)

- развивать связную речь (проговаривание слов пальчиковой гимнастики)


Художественно-эстетическое развитие

- развивать смысловое восприятие загадок

Физическое развитие

- развивать мелкую и  общую моторику




Методы и приемы :

Практические : показ, использование дидактических пособий, инвентаря (массажных мячей, мяча для игры).

Наглядные : показ дидактического пособия, предметных картинок фигур животных и фигур животных.

Словесные : объяснение, ситуативный разговор

Материалы и оборудование:

Учитель-логопед: предметные картинки с изображением диких животных, фигурки диких животных, мяч, схемы слова, магнитная доска.

Дети: массажные мячи, цветные  квадраты для обозначения звуков в схемах

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательная

Назови диких животных

Цель: закрепление представлений о диких животных

Игровая

Игра: «Назови детеныша»

Цель: закрепление навыка словообразования

Коммуникатив-

ная

«Найди звук в словах»

Цель: закрепление навыка звукового анализа

«Определи место звука в слове»

Цель : закрепление навыка звукового анализа, умения определять позицию звука в слове

«Назови какой?»

Цель: закрепление умения подбирать слова - признаки

«Чей голос?»

Цель: закрепление навыка соотносить животного с его голосом и подбирать слово -действие  

Цель: закрепление звука С в предложении

Умение слышать рифму в упражнении «продолжи стихотворение»

Цель: развитие фонематического слуха

Чтение художественной литературы

Слушанье загадок о диких животных

Цель: продолжать знакомить с загадками как видом фольклорного творчества и развивать логическое мышление

Двигательная

Упражнения на развитие мелкой и общей моторики,  артикуляционной моторики, игра с мячом (ловля мяча).

Цель: формирование физических навыков

















Технологическая карта

Этапы занятия

Задачи с обозначением образовательной области

Деятельность учителя-логопеда


  Деятельность воспитанников


  Ожидаемый         результат


Мотивационно-организационный

Познавательное развитие

Задачи: Активизация  внимания, привлечение внимания к теме занятия, активизация памяти.

  1. Здравствуйте, ребята.  Я приготовила для вас загадки.

Логопед загадывает загадки о диких животных.

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….


У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней?


Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

 А нитки — ни одной.

Веток хруст в лесу

То тут, то там.

Ищет жёлуди…


Логопед предлагает повторить названия всех животных одному ребенку.





Ответы детей.




Деятельностный

Речевое и познавательное развитие.

Задача:

 подбор обобщающего слова для группы предметов, активизация мышления (процесс обобщения)

2  Объявление темы занятия.

Логопед предлагает обобщить названия всех животных одним словом.



Ответы  детей


Речевое развитие

Задача: активизировать работу мышц речевого аппарата и увеличить объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Логопед : Дикие животные живут в лесу. Воздух в лесу всегда чистый. Давайте представим , что мы вдохнули лесной воздух как можно глубже . А на долгом выдохе скажем : «Ах, как пахнет!»   

Логопед:   А теперь выполним артикуляционное упражнение    «Беличий хвостик» .

Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти при этом неподвижны.

Дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят фразу.




Дети выполняют артикуляционные движения.


Речевое развитие

Задача: закрепление употребления предлогов

4 Дидактическая игра «Где животное?»

Логопед  предъявляет детям фигурки диких животных, находящихся за игрушечным домом, выглядывающих из-за домика, спрятанных в домике и предлагает ответить на вопросы.

Логопед: « Где находится медведь? «Где спрятался волк»  и тд


Дети отвечают на вопросы логопеда, составляют предложения с предлогами.


Речевое развитие

Задача: подбор слов -действий

5  Дидактическое упражнение «Голоса животных»

Логопед предлагает послушать голоса диких животных и соотнести их с картинкой.

Логопед: «Чей голос вы услышали? Это рев медведя, значит он что делает?

Подбор картинок. Дети отвечают на вопрос «Что делает животное» (волк воет и т.д.)


Речевое развитие

Задача: закрепление умения подбирать прилагательные к существительному, согласовывать их

6. Дидактическое упражнение «Назови признак»

Логопед предъявляет картинку зайца, предлагает рассмотреть ее и ответить на вопрос « Какой заяц?»

Логопед: Назовите, какой заяц по размеру.

Назовите, какой заяц по цвету.

Назовите, какой заяц на ощупь.

Назовите , какой заяц по характеру, если он всего боится.

Ответы детей


Физическое развитие

Задача: Тренировать в ловле мяча.

Речевое развитие

Задача: Закрепление навыка словообразования (названия детенышей)

7  Игра с мячом «Назови детеныша»

Логопед встает в центр круга и кидает по очереди каждому ребенку мяч, называет дикое животное.

Дети становятся в круг.  Ответы детей


Физическое развитие  

Задача : массаж пальцев рук и ладоней

Речевое развитие

 Задача: закрепление умения проговаривать текст пальчиковой гимнастики вместе с выполнением массажных движений мячом

8  Упражнение с массажными мячами  «Ежик»

 Ежик, ежик, хитрый еж,     

  На клубочек ты похож. (Дети катают мяч между ладонями)

На спине иголки

(Массажные движения большого пальца)

     очень-очень колкие. (Массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ежик мал, (Массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал. (Массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

на ежа похожи.

(Массажные движения мизинца)

Дети синхронизируют движения пальцев и кистей с речью. Выполняет движения

,соответствующие словам из стихотворения.




Речевое развитие

Задача: закрепление звукового анализа

8 Дидактическое упражнение «Найди звук»

Логопед предлагает найти в названиях диких животных звук К и определить  его место в слове. Слова : кабан , еж,  лиса, волк, медведь, олень, лось.

Дети определяют наличие звука в слове и место звука в слове и подбирают нужную схему.

Закрепили знания о диких животных, их голосах, умении образовывать названия детенышей, подбирать слова-признаки, закрепили употребление предлогов ,закрепили умение работать со звуковой схемой, находить нужный звук в слове.

Физическое развитие

Задача: развивать мелкую моторику,зрительное восприятие.

9.  Дидактическое упражнение « Выложи из палочек»

Логопед предлагает выложить из палочек Кюизинера  фигуру ежа по заданному образцу или по своему замыслу.

Логопед: Посмотрите, как можно сделать из палочек ежа. Но если вы можете сами придумать как сделать ежа . Вы будете делать ежа со своим соседом.

Дети работают в парах.

Заключительный


10. Итог.  Логопед спрашивает, какие задания вызвали сегодня сложности, какие задания понравились, где сегодня прятались  животные.



Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации