Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [р]
Тема: Звук [р]. «Экскурсия в зоопарк».
Этап: автоматизация звука [р] изолировано, слогах, словах и предложениях.
Задачи:
закрепить навыки правильного произношения звука [р] изолировано, в слогах, словах, предложениях;
развивать фонематическое восприятие;
развивать артикуляционную и мелкую моторику; речевое дыхание;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять детей в согласовании числ. с сущ.;
формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: карта-маршрут, артикуляционная гимнастика «Мартышка и арбузы», картинка «райские птицы» и «тигр», перья, дорожка для изолированно произнесения звука, картинка «кенгуру», мяч, карточка для упражнения «Леопард», предметные картинки, игра «Посчитай-ка», картинка «страус», раскраски.
Ход занятия
№ | Этап занятия | Содержание этапа |
1 | Организационный момент | Педагог и дети приветствуют друг друга. Л: «Ребята, сегодня мы проведем наше занятие в интересном и увлекательном месте. А что это за место, вы узнаете, отгадав загадку: Ты иди сюда скорей, Посмотри-ка на зверей, На заморских, очень редких, Что живут в просторных клетках. (Зоопарк) Правильно. Сегодня мы отправимся на экскурсию в сказочный зоопарк. Там мы не только познакомимся с разными животными, но и поиграем с ними. Вы готовы отправиться в путь? (ответы детей) Чтобы попасть в зоопарк, нужно произнести волшебные слова: - Покрутись-покружись, в зоопарке очутись! |
2 | Артикуляционная гимнастика | Для того чтобы мы не заблудились и смогли посетить разных животных, я составила маршрут нашей экскурсии. Посмотрите на карту и назовите первое животное, с которым мы должны познакомиться (с мартышкой). Мартышка-озорница очень любит арбузы. Давайте поможем ей собрать их, а заодно выполним артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика «Мартышка и арбузы». Упражнения: «Заборчик», «Лопаточка», «Чистим зубки», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Барабанщик», «Конфетка». |
3 | Дыхательная гимнастика | Куда дальше ведет маршрут? (к птицам) Это райские птицы. Они любят порхать с ветки на ветку. Посмотрите, что они обронили? (перья) Дыхательная гимнастика «Райские птички». Положите широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком [ф], сдуйте яркие перышки, лежащий у вас на ладонях. Щеки не должны надуваться. |
4 | Изолированное произношение звука Анализ артикуляции | Продолжим наш путь. Куда теперь ведет дорожка? (к тигру) Это тигренок Тигра. Он еще маленький и только учится рычать. Давайте поможем ему. Расскажите и покажите Тигре, как нужно правильно произносить звук [р]. Анализ артикуляции звука. Упражнение «Порычим вместе с тиграми». У тигренка Тигры есть братья и сестры, которые тоже учатся рычать. Давайте поможем им. Ведите пальчиком по дорожкам и произносите длительно звук [р]. |
5 | Автоматизация в слогах | Куда дальше ведет нас маршрут? (к кенгуру). Кенгуру хочет с вами поиграть в мяч. Упражнение «Слоговые песенки» (игра с мячом). Ра-ра-ра, Ро-ро-ро, Ру-ру-ру, Ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ Ра-ро-ро, ро-ру-ро, ры-ро-ра, ру-ро-ры, рэ-рэ-ра |
6 | Пальчиковая гимнастика | Пальчиковая гимнастика «Зоопарк» Мы шагаем в зоопарк, Побывать там каждый рад. (Стучат кулаками один о другой) Антилопы, зебры, крокодилы, Попугаи и гориллы. Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы. (Загибают поочередно пальцы сначала на левой руке, потом на правой) У нас чудесный аппарат- (Кистями указывают на себя, затем пальцами обеих рук делают прямоугольник) Фотографировать он рад! (Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата») Сделаем вам фото. (Указательными пальцами чертят в воздухе прямоугольник, остальные пальцы сжаты в кулаки) Вот охота так охота! (Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки) |
7 | Автоматизация в словах | С кем теперь мы должны познакомиться? (с леопардом) Леопард хочет добраться до ручья. Помогите ему проложить тропинку. Упражнение «Леопард» Дети выкладывают дорожку из картинок, в названии которых есть звук в сторону. |
8 | Автоматизация в предложениях | Куда дальше приведет нас маршрут? (к ручью). Посмотрите, возле ручья собралось много животных, назовите их (зебра, жираф, носорог, лемур). Упражнение «Посчитай-ка». Посчитай всех животных, которые пришли к ручью. Упражнение «Исправь предложение» Вода пьет носорога. У черных и белых полосок есть зебра. Фрукты любят есть лемуров. Высокие ветки могут дотянуться до жирафа. |
9 | Физкультминутка | Ходит важный носорог. Слышен всюду топот ног. Вертит он огромным рогом И глядит на всех он строго. Топнул раз одной ногой, А теперь удар другой. Тяжело шагает он. Очень толст он и силён. |
10 | Автоматизация в чистоговорках | К кому нас привел маршрут? (к страусу) Этот страус очень любит сочинять чистоговорки. Повторяйте их вместе с ним. Ра-ра-ра – в зоопарк пойдем с утра. Ро-ро-ро – в зоопарке хорошо. Ру-ру-ру – в зоопарке кенгуру. Ры-ры-ры – в зоопарке рычат тигры. |
11 | Итог занятия | Молодцы! На этом наша увлекательная экскурсия подошла к концу. Давайте вспомним, каких животных мы видели в зоопарке. Какой звук мы учились правильно произносить? Что вам понравилось больше всего? А теперь нам пора возвращаться в детский сад: - Покрутись-покружись, в детском саду окажись!
|