развивать артикуляционную и мелкую моторику; речевое дыхание;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять детей в согласовании числ. с сущ.;
формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: карта-маршрут,артикуляционная гимнастика «Мартышка и арбузы», картинка «райские птицы» и «тигр», перья, дорожка для изолированно произнесения звука, картинка «кенгуру», мяч, карточка для упражнения «Леопард», предметные картинки, игра «Посчитай-ка», картинка «страус», раскраски.
Ход занятия
№
Этап занятия
Содержание этапа
1
Организационный момент
Педагог и дети приветствуют друг друга.
Л: «Ребята, сегодня мы проведем наше занятие в интересном и увлекательном месте. А что это за место, вы узнаете, отгадав загадку:
Ты иди сюда скорей,
Посмотри-ка на зверей,
На заморских, очень редких,
Что живут в просторных клетках. (Зоопарк)
Правильно. Сегодня мы отправимся на экскурсию в сказочный зоопарк. Там мы не только познакомимся с разными животными, но и поиграем с ними. Вы готовы отправиться в путь? (ответы детей)
Чтобы попасть в зоопарк, нужно произнести волшебные слова:
- Покрутись-покружись, в зоопарке очутись!
2
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы мы не заблудились и смогли посетить разных животных, я составила маршрут нашей экскурсии.
Посмотрите на карту и назовите первое животное, с которым мы должны познакомиться (с мартышкой).
Мартышка-озорница очень любит арбузы. Давайте поможем ей собрать их, а заодно выполним артикуляционную гимнастику.
Это райские птицы. Они любят порхать с ветки на ветку. Посмотрите, что они обронили? (перья)
Дыхательная гимнастика «Райские птички».
Положите широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком [ф], сдуйте яркие перышки, лежащий у вас на ладонях. Щеки не должны надуваться.
4
Изолированное произношение звука
Анализ артикуляции
Продолжим наш путь. Куда теперь ведет дорожка? (к тигру)
Это тигренок Тигра. Он еще маленький и только учится рычать. Давайте поможем ему. Расскажите и покажите Тигре, как нужно правильно произносить звук [р].
Анализ артикуляции звука.
Упражнение «Порычим вместе с тиграми».
У тигренка Тигры есть братья и сестры, которые тоже учатся рычать. Давайте поможем им.
Ведите пальчиком по дорожкам и произносите длительно звук [р].
5
Автоматизация в слогах
Куда дальше ведет нас маршрут? (к кенгуру).
Кенгуру хочет с вами поиграть в мяч.
Упражнение «Слоговые песенки» (игра с мячом).
Ра-ра-ра, Ро-ро-ро, Ру-ру-ру, Ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ
Ра-ро-ро, ро-ру-ро, ры-ро-ра, ру-ро-ры, рэ-рэ-ра
6
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад.
(Стучат кулаками один о другой)
Антилопы, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(Загибают поочередно пальцы сначала на левой руке, потом на правой)
У нас чудесный аппарат-
(Кистями указывают на себя, затем пальцами обеих рук делают прямоугольник)
Фотографировать он рад!
(Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата»)
Сделаем вам фото.
(Указательными пальцами чертят в воздухе прямоугольник, остальные пальцы сжаты в кулаки)
Вот охота так охота!
(Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки)
7
Автоматизация в словах
С кем теперь мы должны познакомиться? (с леопардом)
Леопард хочет добраться до ручья. Помогите ему проложить тропинку.
Упражнение «Леопард»
Дети выкладывают дорожку из картинок, в названии которых есть звук в сторону.
8
Автоматизация в предложениях
Куда дальше приведет нас маршрут? (к ручью).
Посмотрите, возле ручья собралось много животных, назовите их (зебра, жираф, носорог, лемур).
Упражнение «Посчитай-ка».
Посчитай всех животных, которые пришли к ручью.
Упражнение «Исправь предложение»
Вода пьет носорога.
У черных и белых полосок есть зебра.
Фрукты любят есть лемуров.
Высокие ветки могут дотянуться до жирафа.
9
Физкультминутка
Ходит важный носорог.
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех он строго.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар другой.
Тяжело шагает он.
Очень толст он и силён.
10
Автоматизация в чистоговорках
К кому нас привел маршрут? (к страусу)
Этот страус очень любит сочинять чистоговорки. Повторяйте их вместе с ним.
Ра-ра-ра – в зоопарк пойдем с утра.
Ро-ро-ро – в зоопарке хорошо.
Ру-ру-ру – в зоопарке кенгуру.
Ры-ры-ры – в зоопарке рычат тигры.
11
Итог занятия
Молодцы! На этом наша увлекательная экскурсия подошла к концу.
Давайте вспомним, каких животных мы видели в зоопарке.