Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Состав числа 7»
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №231 комбинированного вида»
660021, г. Красноярск, ул. Красной Армии, 38.
Телефоны: 221-27-86; 221-03-91.
dou.231@mail.ru
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в группе старшего дошкольного возраста № 5 «Почемучки»
Воспитатель: Малышкина Валентина Ивановна
Тема: Состав числа 7
Цель: образование числа 7 из двух меньших чисел.
Задачи:
Упражнять в составлении числа 7 из двух меньших чисел.
Совершенствовать умение путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур, по горизонтали, выбрать недостающие фигуры.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определённого количества движений).
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать у детей навыки самоконтроля и взаимопомощи.
Планируемые результаты: дети умеют составлять число 7 из двух меньших чисел; выбрать недостающие фигуры, по горизонтали, путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур; считать в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определённого количества движений); проявляют желание работать в коллективе.
Предметно-пространственная среда: Ноутбук, проектор, колонки, большой конверт, список заданий, презентация. Раздаточный материал: карточки в виде таблице с недостающими цветами, карточки - цветы (тюльпан, колокольчик, ромашка), карточки – букеты по количеству детей, цветы (нарцисс, тюльпан, колокольчик, роза, василёк, ромашка, пион, калла, лилия, подснежник, одуванчик) по 21 шт. по количеству детей.
Среда взаимодействия (взрослый-ребенок): фронтальная, групповая.
Методы и приемы: словесный метод: объяснение, вопросы, наглядный метод: демонстрация слайдов (презентация); игровой метод: создание игровой ситуации; практический метод: игровое упражнение.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап
Игровая ситуация. Включается видеозапись. На экране появляется Незнайка из мультфильма «Незнайка на луне».
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я из цветочного города. В этом году нашему городу исполняется 7 лет. И Знайка поручил мне целый список заданий, чтобы подготовиться к празднику. Я пробовал их сделать, только ничего не вышло. Отправляю вам конверт со списком. И обращаюсь к вам за помощью.
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Незнайке?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю посмотреть, что в конверте.
Открываем конверт, а там список с заданиями.
Воспитатель: Посмотрите, ребята. Вот список. Рассмотрите внимательно список поручений Незнайки. Сколько заданий нам предстоит выполнить?
Дети: Три задания.
Воспитатель: Предлагаю вам каждое выполненное задание зачеркивать маркером, чтобы не запутаться какое поручение мы помогли выполнить.
Основной этап
Игровое упражнение «Добавь недостающую фигуру»
Воспитатель: А сейчас подойдите, пожалуйста, все к доске, встаньте друг за другом и повернитесь ко мне лицом. Чтобы выполнить первое поручение, вы должны договориться, кто с кем хочет выполнять задание и в каждой группе у вас должно быть по 4 человека. Послушайте 1-ое поручение, которое задали Незнайке: определить недостающие цветы в рядах и рассадить их по клумбам. Чья группа выполнит задание, поднимет руку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Хорошо, вижу, вы выполнили задание. Давайте проверим, правильно ли вы посадили цветы? Давайте сейчас 1-ая группа подойдет к столу 3-ей группы и проверит, верно, ли они собрали, а 2-ая группа к столу 1-ой, а 3 группа – ко 2-ой группе.
Воспитатель: Молодцы ребята правильно рассадили цветы, тем самым выполнили 1-ое поручение. Даша, возьми маркер и зачеркни в списке поручений то задание, которое вы выполнили.
Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает»
Воспитатель: Следующее поручение звучит так: поиграй в игру «Кто быстрее сосчитает». Ребята, нужно быстро уметь считать и выполнять движение. Смотрим на экран.
Прыгните на двух ногах столько раз, сколько цветов на поляне. Сколько раз прыгнули? Почему вы подпрыгнули столько раз?
Сделайте столько шагов, сколько звуков услышите.
Хлопните в ладоши столько раз, сколько показывает цифра. (Цифра 3) Сколько раз вы хлопнули в ладоши? Почему хлопнули три раза?
Воспитатель: Хорошо, вижу, вы выполнили второе задание. Леша, возьми маркер и зачеркни в списке поручений то задание, которое вы выполнили.
Воспитатель: Нам осталось выполнить последнее третье поручение.
Игровое упражнение «Составь число правильно»
Воспитатель: Третье поручение из списка звучит так: «Составить букеты цветов из 7 цветов». Для того чтобы помочь Незнайке выполнить последнее задание, вам нужно будет договориться, кто с кем хочет выполнять задание в парах и сесть за стол. Ребята, посмотрите, в центре листа нарисована цифра 7, а в каждом букете не хватает цветов. Нужно добавить столько цветов, чтобы получилось по 7 цветов в каждом букете. Кто выполнит задание, поднимите руку.
Воспитатель: Вижу, что все готовы. Предлагаю, ребята, проверить букеты. Сколько цветов было в красном букете? Сколько цветов вы взяли? Как составили число 7? (Аналогичные вопросы по оставшимся букетам).
Вы выполнили еще одно поручение. Захар, возьми маркер и отметь на карте поручений задание, которое вы выполнили.
Рефлексивный этап
Воспитатель:
Ребята давайте посмотрим на список поручений Незнайки.
Воспитатель: Какие поручения мы выполняли?
Дети перечисляют.
Значит, вы все поручения выполнили. Молодцы, Незнайка вам говорит спасибо.
Воспитатель:
Ребята, но чтобы Незнайка мог про вас рассказать в Цветочном городе, он просит вас помочь ему составить фоторепортаж по нашему занятию. Согласны?
Воспитатель: Вот мы все дружно и справились с поручением. Кому мы сегодня помогали? Какое поручение было трудным/интересным?