12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Викторовна80
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
6

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Ознакомление с природным окружением - эксперименты с воздухом"

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 68»

_______________620137, г.Екатеринбург, ул.Блюхера, д. 49А, тел. (343) 341-39-15____












Конспект НОД «Ознакомление с природным окружением»

Образовательная область «Познавательное развитие»



Тема:


«ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ»


(Подготовительная группа № 6, / дети 6 – 7 лет)









Составитель:

старший воспитатель

Маева Наталья Викторовна


















г. Екатеринбург, 2021г.

«ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ»


Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.


Задачи:

Образовательные:

1.Продолжать  знакомить детей с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).

2.Совершенствовать речь детей.


Развивающие:

1.Развивать у детей формы мышления: учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, и делать умозаключение.

2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия (лаборатория, фильтр, загрязнённый воздух, экология, цунами, движение воздуха, прозрачный, невидимый и т.д.)

3.Развивать умение детей решать проблемные задачи.


Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать основы экологического сознания у детей.

2. Развивать у детей умение работать в коллективе.

3. Воспитывать любознательность, интерес к экспериментированию.


Предварительная работа:

1.Беседы о воздухе, его роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Родная природа», «Наш город».

3.Дидактические игры: «Какой бывает воздух?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.

4.Чтение художественной литературы, рассказа В.Сухомлинский «Весенний Ветер»

5.Наблюдение за погодой (воздухом) во время прогулок.

 

Оборудование и материал.

Демонстрационный: мультимедийная установка, видеопрезентация со слайдами, пластиковые ёмкости глубокие прозрачные – 3 шт., коробочки с крышкой прозрачные, салфетки бумажные, вода, мыльные пузыри, салфетки, веера – 5шт., стаканы – 3 шт., две пластиковые бутылки по 0,5 л.. три тазика с водой, кораблики по количеству детей – бумажные, шары надувные (в подарок детям), ленточки – 2 шт.

Раздаточный: трубочки, прозрачные стаканчики, ложка, кораблики, салфетки, мешочки полиэтиленовые.














Ход:


Воспитатель:

Дорогие ребята, сегодня нас ждёт с вами что- то очень увлекательное и интересное. Но сначала давайте поздороваемся с нашими гостями.

(Здравствуйте!).

-А теперь послушайте меня внимательно и скажите – что нас с вами окружает.

Дети: разные предметы, люди, дома, деревья, птицы и т.д.

Воспитатель: да ребята, правильно! Вокруг нас много всего находится, мы это видим, слышим, ощущаем.

А скажите, пожалуйста, а воздух вокруг нас есть?

Дети: Да!

Воспитатель: конечно же есть, но мы его не видим! Вот как интересно, воздух – невидимка!

Ну а теперь давайте присядем с вами на места и продолжим разговор!


(дети подходят к столам, садятся на стульчики).


Воспитатель:

-Ребята, сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Мы с вами сегодня будем проводить опыты и эксперименты.


-Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.

Воспитатель:

-Правильно! Ребята, а наша группа сегодня тоже превратилась в небольшую лабораторию.

-Что бы у нас все опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать моим указаниям. Хорошо?


-Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем (положить ладошку на грудь).
-Как вы думаете что вы вдохнули?

Дети: Воздух


Воспитатель – когда мы положили ладошку на грудь – то можно было почувствовать, как грудная клетка наша поднимается – это входит и выходит воздух…давайте ещё раз попробуем это почувствовать.
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: Невидимый.


Воспитатель: Ребята, а чтобы воздух увидеть, его нужно поймать


ОПЫТ №1 («Поймаем воздух» - воздух можно увидеть)

Хотите я научу ловить воздух.

Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (дети берут мешочек) Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, взмахните мешочком и поймайте воздух и закрутите мешок. Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (дети отвечают: надувные матрасы, спасательный круг, шины машинные и т.д.)


Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод:Воздух прозрачный.



ОПЫТ №2 (Воздух занимает место) – можно всем детям или нескольким у демонстрационного стола.
Возьмите в руки стакан, внутри которого находится бумага.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли бумажная салфетка (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте бумажную салфетку.
Она намокла или нет? Почему бумажная салфетка осталась сухой?

Вывод: – мы видим, что бумага не намокла, потому что воздух занимает весь стакан и не даёт воде проникнуть в него.

Значит - воздух занимает место



ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)


Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Двум детям воспитатель не даёт ничего нюхать, а даёт потом только коробочку без запаха!

Сейчас мы это проверим. У меня есть коробочки, в которых лежали некоторые предметы. Вы сейчас медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет коробочка, хотя она пустая (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает понюхать (апельсин, лимон, чеснок). Два ребенок вдыхают из коробочки, которая не имеет запаха, т.к. в ней ничего не лежало.

Все что-то почувствовали, только ребята в своей коробочке ничего не почувствовали и не уловили никакого запаха. Как вы думаете, почему? (потому что в коробочке чистый воздух, без запахов, т.к. в ней не лежали пахнущие предметы, например, фрукты.

Какой из этого можно сделать вывод? Воздух сохраняет запахи, переносит их.

А когда мы с вами заходим с улицы в детский сад, мы какие запахи можем почувствовать? (Запахи вкусного обеда).

Вывод: чистый свежий воздух не имеет запаха, пахнут предметы, но по воздуху распространяются запахи.

ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода )

Воспитатель: бутылку пустую в таз наклонить и погружать в воду – в тазик прозрачный – воздух поднимается вверх, выходит из воды.…

Вывод: Воздух легче, чем вода.


ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать?

Музыканты, которые играют на духовых инструментах дуют в отверстие инструмента – в них происходит колебание воздуха, воздух дрожит, получаются звуки). Таким образом звуки распространяются по воздуху.

Возьмите музыкальные инструменты (дудочки, свистульки и др.) и подуйте в них.

Что мы услышали? (звук ).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.



ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)

Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек не может жить.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух ?( растениям ,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.

Ребята, а теперь давайте немного пофантазируем и представим, что мы очутились в лесу. Давайте перейдём на полянку.


(Дети располагаются на ковре перед монитором)


Слайд: лес, поляны.


Воспитатель: Посмотрите, какая здесь красота. А как вы думаете, какой здесь воздух.

Дети – чистый, свежий.

Воспитатель: Да ребята, в лесу, на природе - воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. И чем больше растений – тем больше кислорода, и тем чище воздух.) Вот почему на природе и дышится легко. И мы знаем, что очень полезны отдых и прогулки на свежем воздухе, именно там, где много зелёных насаждений: в парках, в лесу, в горах, на море.

Значит растения наши помощники, спасатели.
А как вы думаете? Где воздух лучше – на природе или в городе? Почему? Ответы детей)

А теперь посмотрите на эти картины.


Слайды (с заводами, машинами, курящим человеком.)


Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
А что нужно делать людям, чтобы сохранять воздух более чистым в городах?

(ставить фильтры на трубы заводов и т.д.)


Вывод: Значит, воздух бывает чистым, свежим и грязным или загрязнённым. Атмосфера более загрязнённая в крупных городах, где много промышленных предприятий и заводов.

ОПЫТ №7 (воздух может двигаться )


Воспитатель (держит ленточки).

Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (воздух, ветерок). Да ветер – это движение воздуха.

Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
(Вывод: когда воздух движется, получается ветер.)
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что ветер - это и есть воздух.


А теперь вы на меня помашите, посмотрите, как зашевелились ленточки от ветра.

Скажите ветер какой? (холодный, теплый)

Вывод: Ветер бывает сильный и слабый, прохладный и тёплый. А очень сильный ветер как называется (ураган).


Слайд: ветер, ураган, деревья наклоняются.


Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как? (Слайд – ветер разносит семена.)

Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.

А теперь давайте снова присядем на места.


Воспитатель:

-Вот сколько интересных опытов с воздухом мы с вами провели сегодня.


Вывод: слайд с планетой Земля

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло.

Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи.

Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить.

Мы теперь знаем, что растения – вдыхают листьями плохой воздух, а выдыхают хороший и обогащают воздух кислородом. Значит, они очищают воздух.

Когда ветер движется, то он помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле.

А еще можно сказать, что воздух – это неживая природа, но он тесно связан со всем живым, что есть на нашей планете Земля.

А ещё знаю, что Катя приготовила очень хорошее стихотворение. Давайте её послушаем!

Стихотворение про воздух


Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой

Он окутывает нас.


Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.


Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.


Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.


(Катя дарит ребятам кораблики)




Игра:

Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?
Дети: Подуть. (Дети дуют).
Воспитатель предлагает гостям подойти с другой стороны столика и поиграть с детьми.


Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пойдем на улицу и продолжим наши наблюдения за воздухом.


А ещё я вам открою секрет, что мы скоро снова будем делать интересные эксперименты с ВОДОЙ.


Конец.

______________________________________________________________________

Приложение.

В.Сухомлинский «Весенний Ветер» (читается заранее, или на занятии)

Клён целую зиму спал. Сквозь сон он слышал шум чащобы и тревожный крик чёрного ворона. Холодный ветер трепал его ветви, сгибал их.

Но вот однажды солнечным утром почувствовал Клён, будто до него дотронулось что-то тёплое и ласковое. Проснулся Клён. А это к нему прилетел тёплый весенний Ветер.

- Довольно спать, - зашептал весенний Ветер. - Просыпайся, весна приближается.

- Да где же она - весна? - спросил Клён.

- Ласточки на крыльях несут, - говорит тёплый Ветер. - Я прилетел из далёкого края, от тёплого моря. Весна идёт полями - зацветает цветами, красавица. А ласточки на крыльях несут многоцветные наряды.

Вот о чём поведал тёплый весенний Ветер Клёну. Клён вздохнул, расправил плечи. Зазеленели почки. Идёт Весна-Красна.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.