Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Конспект
образовательной деятельности по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема «Перелетные птицы».
Коррекционно-образовательные цели:
Расширение представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни.
Обучение полному, последовательному, выразительному пересказу сказки «Гуси-лебеди».
Формирование развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью.
Формирование умения использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие познавательной и регулирующей функции речи, голоса, выразительности речи, эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений.
Формирование возможности перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Руссккая народная сказка «Гуси-лебеди», цветная иллюстрация к сказке (Попенко А.А.), плоскостные фигурки, объемные фигурки.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям занять места на стульчиках перед мольбертом.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Я прочитаю вам русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Дикие гуси и дикие лебеди — тоже перелетные птицы, они улетают от нас осенью и возвращаются с юга весной.
2. Вводная беседа. [Оживление личного опыта детей. Развитие диалогической речи.]
Логопед помещает на доску иллюстрацию к сказке и книгу «Гуси-лебеди».
Логопед. Знакома ли вам эта сказка? Кто вам читал эту сказку? Кто из вас пробовал рассказать сказку сам?
Ответы детей.
3. Выразительное рассказывание сказки "Гуси-лебеди" педагогом с иллюстрированием на доске без нацеливания на пересказ. [Развитие речевого слуха.]
4. Беседа по сказке. [Развитие диалогической речи.]
Сделав небольшую паузу, логопед начинает с детьми беседу по сказке.
Логопед. С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли сказочника и начать рассказывать сказку?
1-й ребенок. Жили-были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.
Логопед. Что сделала Маша?
Дети. Она пошла искать братца.
Логопед. Кто помог ей сначала?
2-й ребенок. Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить дров и показала ей дорогу. Логопед. Кто помог ей потом?
3-й ребенок. Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки и показала, куда бежать дальше. Логопед. Кто еще помог Маше?
4-й ребенок. Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.
Логопед. Куда пришла Маша и что там увидела?
1-й ребенок. Маша пришла в лес и увидела избушку. В избушке сидела баба-яга, а перед окошком сидел Ванюшка.
Логопед. Что сделала девочка?
Дети. Девочка схватила братика и побежала домой.
Логопед. Кто помчался в погоню за детьми?
Д е т и. За ними полетели гуси-лебеди.
Логопед. Кто опять помогал Маше и прятал ее от гусей?
Дети. Маше опять помогала речка, яблонька и печка.
Логопед. Удалось ли гусям отнять Ванюшку?
Дети. Гуси улетели к бабе-яге ни с чем.
Логопед. Чем закончилась сказка?
Дети. Машенька и Ванюшка прибежали домой, а тут и родители приехали и привезли им подарки.
5. Подвижная игра «Ласточки летели». [Координация речи с движением. Развитие умения бегать по кругу в общем для всех темпе, приседать без опоры.]
Логопед предлагает детям пройти на ковер и вспомнить игру «Ласточки летели».
Ласточки летели, Все люди глядели. | Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями. |
Ласточки садились, Все люди дивились. | Приседают, сложив руки за спиной. |
Сели, посидели, | Делают ритмичные наклоны головой. |
Взвились, полетели. Полетели, полетели, Песенки запели. | Опять бегут по кругу, взмахивая руками. |
6. Повторное рассказывание сказки педагогом. [Нацеливание детей на последующий пересказ. Развитие речевого слуха детей.]
Логопед вновь приглашает детей на стульчики перед мольбертом.
Логопед. Сейчас я прочитаю вам сказку еще раз. Вы будете внимательно слушать, чтобы потом рассказать сказку мне. (Читает сказку второй раз.)
7. Пауза. [Обдумывание сказки детьми.]
Логопед заканчивает рассказывание сказки и предлагает детям подготовиться к пересказу.
Логопед. Теперь вы немного подумаете и попробуете рассказать сказку мне.
8. Составление логопедом плана пересказа. [Развитие речевого слуха.]
Логопед предлагает каждому ребенку план его части пересказа.
Логопед. Начнет рассказывать сказку 1-й ребенок. Она расскажет о том, что папа и мама собрались ехать в город и просили Машеньку следить за братцем, а Маша не послушалась и оставила братца одного. Не забудь рассказать, что произошло из-за этого. Кто унес мальчика?
Дальше сказку будет рассказывать 2-й ребенок. Он расскажет, как Маша отправилась на поиски братца, кто ей помогал по дороге, что Маша делала для этого.
Продолжит пересказ 3-й ребенок. Он расскажет о том, как Маша пришла в дремучий лес, нашла и унесла от бабы-яги своего брата.
Закончит пересказ 4-й ребенок. Он расскажет о приключениях детей по дороге домой, о том, чем закончилась сказка.
9. Пересказ сказки детьми. [Развитие связной речи, памяти.] Дети пересказывают сказку, логопед оказывает им необходимую помощь, привлекает их внимание к плоскостным фигуркам на мольберте с помощью указки. Можно предложить детям помогать друг другу.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, понравилась ли им сказка, кто из героев понравился и почему. Далее логопед оценивает работу каждого ребенка.