Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

0
0
Материал опубликован 18 March

Конспект

образовательной деятельности по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР


Тема «Перелетные птицы».


Коррекционно-образовательные цели:

Расширение представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни.

Обучение полному, последовательному, выразительному пересказу сказки «Гуси-лебеди».

Формирование развернутого связного вы­сказывания, умения пользоваться косвенной речью.

Формирование умения использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие познавательной и регулирующей функции речи, голоса, выразительности речи, эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представле­ний.

Формирование возможности перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Руссккая народная сказка «Гуси-лебеди», цветная иллюстрация к сказке (Попенко А.А.), плоскостные фигурки, объемные фигурки.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям занять места на стульчиках перед мольбертом.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Я прочитаю вам русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Дикие гуси и дикие лебеди — тоже перелетные птицы, они улетают от нас осенью и возвращаются с юга весной.

2. Вводная беседа. [Оживление личного опыта детей. Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает на доску иллюстрацию к сказке и книгу «Гуси-лебеди».

Логопед. Знакома ли вам эта сказка? Кто вам читал эту сказ­ку? Кто из вас пробовал рассказать сказку сам?

Ответы детей.

3. Выразительное рассказывание сказки "Гуси-лебеди" педагогом с иллюстрированием на доске без нацели­вания на пересказ. [Развитие речевого слуха.]

4. Беседа по сказке. [Развитие диалогической речи.]

Сделав небольшую паузу, логопед начинает с детьми беседу по сказке.

Логопед. С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли сказочника и начать рассказывать сказку?

1-й ребенок. Жили-были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послу­шалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.

Логопед. Что сделала Маша?

Дети. Она пошла искать братца.

Логопед. Кто помог ей сначала?

2-й ребенок. Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить дров и показала ей дорогу. Логопед. Кто помог ей потом?

3-й ребенок. Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки и показала, куда бежать дальше. Логопед. Кто еще помог Маше?

4-й ребенок. Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.

Логопед. Куда пришла Маша и что там увидела?

1-й ребенок. Маша пришла в лес и увидела избушку. В избушке сидела баба-яга, а перед окошком сидел Ванюшка.

Логопед. Что сделала девочка?

Дети. Девочка схватила братика и побежала домой.

Логопед. Кто помчался в погоню за детьми?

Д е т и. За ними полетели гуси-лебеди.

Логопед. Кто опять помогал Маше и прятал ее от гусей?

Дети. Маше опять помогала речка, яблонька и печка.

Логопед. Удалось ли гусям отнять Ванюшку?

Дети. Гуси улетели к бабе-яге ни с чем.

Логопед. Чем закончилась сказка?

Дети. Машенька и Ванюшка прибежали домой, а тут и родители приехали и привезли им подарки.

5. Подвижная игра «Ласточки летели». [Координация речи с движением. Развитие умения бегать по кругу в общем для всех темпе, приседать без опоры.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер и вспомнить игру «Ласточки летели».

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Приседают, сложив руки за спиной.

Сели, посидели,

Делают ритмичные наклоны головой.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

6. Повторное рассказывание сказки педагогом. [Нацеливание детей на последующий пересказ. Развитие речевого слуха детей.]

Логопед вновь приглашает детей на стульчики перед мольбертом.

Логопед. Сейчас я прочитаю вам сказку еще раз. Вы будете внимательно слушать, чтобы потом рассказать сказку мне. (Читает сказку второй раз.)

7. Пауза. [Обдумывание сказки детьми.]

Логопед заканчивает рассказывание сказки и предлагает детям подготовиться к пересказу.

Логопед. Теперь вы немного подумаете и попробуете рассказать сказку мне.

8. Составление логопедом плана пересказа. [Развитие речевого слуха.]

Логопед предлагает каждому ребенку план его части пересказа.

Логопед. Начнет рассказывать сказку 1-й ребенок. Она расскажет о том, что папа и мама собрались ехать в город и просили Машеньку следить за братцем, а Маша не послушалась и оставила братца одного. Не забудь рассказать, что произошло из-за этого. Кто унес мальчика?

Дальше сказку будет рассказывать 2-й ребенок. Он расскажет, как Маша отправилась на поиски братца, кто ей помогал по дороге, что Маша делала для этого.

Продолжит пересказ 3-й ребенок. Он расскажет о том, как Маша пришла в дремучий лес, нашла и унесла от бабы-яги своего брата.

Закончит пересказ 4-й ребенок. Он расскажет о приключениях детей по дороге домой, о том, чем закончилась сказка.

9. Пересказ сказки детьми. [Развитие связной речи, памяти.] Дети пересказывают сказку, логопед оказывает им необходимую помощь, привлекает их внимание к плоскостным фигуркам на мольберте с помощью указки. Можно предложить детям помогать друг другу.

​​​​​​​ 10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, понравилась ли им сказка, кто из героев понравился и почему. Далее логопед оценивает работу каждого ребенка.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации