Конспект образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности для обучающихся с РАС по теме "Фрукты"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №177»
г. Нижнего Новгорода
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
в разновозрастной группе компенсирующей направленности
для обучающихся с РАС
по теме: «Фрукты»
Автор:
Землянигина Елена Юрьевна, учитель-дефектолог
Нижний Новгород
2025 год
Цель занятия: создать условия для актуализации и закрепления знаний об фруктах.
Задачи занятия:
Образовательные:
-дать представления о фруктах, их цвете, форме, запахе и вкусе.
-побуждать называть обобщающее слово.
-расширять и активизировать словарный запас по теме «Фрукты»
-формировать навыки диалогической речи.
Коррекционно-развивающие:
-развивать восприятие цвета.
-обогащать сенсорный опыт (запахи, тактильные ощущения).
-мотивировать делать простое блюдо из фруктов (салат).
-развивать умение повторять движения и слова за педагогом .
-учить зрительно соотносить изображения на карточках
-укреплять мелкую моторику
Воспитательные задачи:
-побуждать приветствовать и прощаться с педагогом и партнерами
-формировать спокойное сотрудничество с соседом, учить ждать очереди, заниматься не мешая партнеру по игре.
-развивать умение заниматься под музыку, повторять движения и слова.
Оборудование: алгоритм занятия, массажные валики, стихотворение Е. С. Железновой «Катится колючий ёжик», карточка «ДА», настоящие фрукты(яблоко, банан, апельсин, лимон, груша), поднос, тарелка с порезанными фруктами, , запись музыкальной игры Е.С. Железновой «Мы делили апельсин», визуальная подсказка для музыкальной игры, игры на липучках «Собери блюдо», «Разложи по цвету».
Форма организации: подгрупповая.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, дидактическая игра.
В качестве визуальной поддержки на занятии с обучающимися с РАС используется алгоритм занятия, в котором все занятие разбито на этапы:
-Приветствие
-Организационный момент начала занятия
-Игра с массажными мячами
-Основная часть «Что это?», в которой раскрывается тема занятия
-Физминутка (обычно проводятся музыкальные игры, игры с движениями, мячами, деревянными ложками, погремушками и другими атрибутами)
-Совместные игры, закрепление темы
-Организационный момент окончания занятия
-Прощание
Ход занятия:
Вводная часть
Приветствие.
Дети сидят за полукруглым столом, перед ними алгоритм. Педагог показывает первую карточку «Привет».
-Привет! (Называю имя ребенка, рукой приветствую, прикасаюсь к его ладони.)
Дети в зависимости от наличия или отсутствия речи отвечают «Привет, Лена», или просто прикасаются к моей ладони с помощью тьютора.
-Поздороваемся друг с другом! (Предлагаю детям сказать «Привет» соседу и прикоснуться к ладони)
-Мы поздоровались!
Снимаю карточку с алгоритма и убираю ее со стола.
Организационный момент начала занятия.
-Делаем 1-2-3-занятие начнись! (хлопаю в ладоши три раза. Дети, повторяют фразу и хлопают в ладоши 3 раза, дети с отсутствием речи просто хлопают, если необходимо помогает тьютор)
-Отлично! Сделали!
Снимаю карточку 123 с алгоритма и убираю ее со стола.
Игра с массажными мячами.
-Что сейчас будем делать? (обращаю внимание на карточку на алгоритме)
Дети: -Катать мяч.
Показываю массажные валики. Предлагаю каждому ребенку взять заданный цвет «Возьми синий», «Возьми красный»
Массажные валики
-Катаем мяч. (показываю как катать валик по столу, рассказываю стихотворение Е.С. Железновой «Катится колючий ежик»:
Катится Колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Нам по ручкам он бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, туда-сюда. (помещаю валик между ладоней, катаю, дети повторяют движения и слова)
Нам щекотно?
Да, да да. (Отвечают дети, для визуальной подсказки показываю карточку со словом ДА)
Уходи, колючий ёж,
В темный лес, где ты живешь (катаем валик снова по столу)
-Отлично!
-Убираем мяч. (показываю коробку, дети складывают валики в коробку.)
Снимаю карточку с алгоритма и убираю со стола.
Основная часть.
Основная часть:
Показываю поднос с фруктами (на подносе яблоко, апельсин, лимон, груша)
-Что это? (жду ответа детей)
Дети: -«Фрукты».
-Да! Фрукты! (показываю карточку с обобщающим словом. Прошу детей, кто может говорить повторить еще раз слово «Фрукты».
-Назови. Что это? (предлагаю каждому ребенку назвать фрукт с подноса, невербальные дети показывают с помощью тьютора)
Показываю тарелку с нарезанными фруктами. Каждому ребенку даю кусочек понюхать. Дети при этом находятся под присмотром тьютора, который помогает и контролирует процесс.
Дети рассматривают и пробуют понюхать фрукты.
-Сделаем салат. Положи кусочек сюда. (Предлагаю каждому ребенку положить один кусочек фрукта в общую тарелочку.)
-Салат! Отлично!
Предлагаю закрепить полученный опыт игрой на липучках «Собери блюдо».
Игра «Собери блюдо»
-Найди салат. (ребенок приклеивает карточку на соответствующее блюдо)
-Найди фрукты (ребенок приклеивает карточки тех фруктов, которые изображены)
Другому ребенку предлагаю собрать блюдо «Компот».
-Найди компот.
-Найди фрукты.
-Отлично! Мы сделали это!
Снимаю карточку с алгоритма и убираю со стола.
Физминутка:
Перед детьми визуальная опора для игры. Включаю запись песни «Мы делили апельсин» (автор Е.С. Железнова), скорость воспроизведения уменьшена.
Дети самостоятельно или с помощью тьютора пальцем касаются поочередно картинок, соответствующих словам песни.
Мы делили апельсин,
Мы делили апельсин (дети показывают апельсин)
Много нас, а он один (показывают цифру 1)
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для ужа,
А эта долька для ежа,
Эта долька для бобра, (поочередно показывают на изображения животных)
А для волка кожура. (показывают волка и кожуру)
Визуальная опора для музыкальной игры «Апельсин»
-Мы сделали!
Снимаю с алгоритма карточку физминутки и убираю со стола.
Совместная игра:
Перед детьми выкладываю бланк с цветными тарелочками. Фрукты и овощи поделены на двоих детей и лежат в разных коробочках.
-Разложи по цвету. (предлагаю детям коробочки)
Дети играют вместе на одном бланке.
Игра на липучках «Разложи по цвету».
-Отлично! Молодцы!
-Мы поиграли! (Снимаю карточку с алгоритма убираю со стола)
Заключительная часть.
Организационный момент окончания занятия:
-Делаем 3-2-1- закончили!!! (хлопаю в ладоши и считаю от 3 до 1, дети повторяют слова и движения)
Прощание:
-Пока! (показываю жестом и называю имя ребенка)
Дети отвечают жестом, или фразой «Пока, Лена».