Конспект ООД в индивидуальной форме по автоматизации звука Л (6-7 лет) Тема: «Дикие животные»
Конспект ООД
в индивидуальной форме по автоматизации звука Л
(6-7 лет)
Тема: «Дикие животные»
г.Сальск, 2022г.
Тема: «Дикие животные»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Учить четко произносить поставленный звук в словах, предложениях, стихах.
- Упражнять в звуко-буквенном анализе.
- Учить составлять схему предложения.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать мелкую и общую моторику во взаимодействии с речью при помощи гидрогимнастических упражнений.
- Развивать зрительное внимание, речевое дыхание, память, логическое мышление.
- Развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и отвечать на заданные вопросы.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, доска, маркер, снежинка-приглашение, прозрачная емкость с теплой водой, градусник, полотенце, камешки, ламинированные картинки, раскраска - дикие животные.
Методы и приемы: музыкальное сопровождение, стихи, дидактическая игра, лексические упражнения, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, физминутка, составление предложений и схем к ним.
Словарная работа: волчье логово, лисья нора, медвежья берлога, беличья, лисья, заячья, голова; беличий хвост, заячий, лисий, волчий хвост.
Организационный момент.
Приветствие.
Логопед: Улыбнемся друг другу! Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту, красоту.
А выдохнем через рот все свои обиды и огорчения.
( Вдох и выдох три раза.)
Логопед: послушай, пожалуйста, стихотворение.
Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути:
Ни проехать в лесу, ни пройти.
(С. Есенин)
Логопед: О каком времени года говорится в стихотворении?
Ребенок: «В стихотворении говорится о зиме».
Логопед: что это…?
Ребенок: это сильный ветер дует, вьюга, метель.
Логопед: все утихло. А это что лежит на стуле, посмотри, пожалуйста.
Ребенок: снежинка.
Логопед: это наверное вьюга и метель закружили снежинку и она прилетела к нам в детский сад. (Щелчок на слайде (волшебство)
Это не простая снежинка, волшебная, здесь приглашение, прочтем его? «Приглашаем вас в зимний лес поиграть с нами! Лесные жители.
Примем приглашение?
Ребенок: да!
Логопед: тогда отправляемся в гости к лесным жителям.
Логопед: в путь! (хруст снега)
( Идем по звериным следам в лес)
(выключить хруст снега)
Логопед: Молодец, а теперь присядем на пеньки и немножко отдохнем. Я расскажу сказку, а ты поможешь мне рассказать ее своим язычком.
Текст артикуляционной сказки «Белочка».
Жила-была Белочка. Однажды она проснулась рано-рано, в 7 часов утра.
(Упражнение «Часики»).
Белочка пошла чистить зубки: сначала верхние, затем нижние.
(Упражнение «Чистим зубки»).
Потом она захотела выпить чай из чашечки.
(Упражнение «Чашечка»).
Белочка пила чай с вареньем .
(Упражнение «Вкусное варенье»).
После этого она вышла на улицу и побежала качаться на качелях.
(Упражнение «Качели»).
Прискакала её подружка - маленькая Лошадка.
(Упражнение «Лошадка»).
Они вместе пошли гулять по лесу и собирать грибочки.
(Упражнение «Грибочки»).
Они насобирали много грибов на длинной и короткой ножке.
(Упражнение «Гармошка»)
Логопед: Лесные жителя хотят с нами поздороваться
(после каждого щелчка ребенок называет животное.)
Логопед: каким словом можно назвать этих животных?
Ребенок: дикие, лесные, хищные, травоядные
Логопед: У всех животных есть детеныши.
Логопед: кто у лисы?
Ребенок: у лисы лисенок (щелчок по лисенку)
Логопед:кто у зайчихи?
Ребенок: у зайчихи зайчонок (щелчок по зайчонку)
Логопед: у белки?
Ребенок: у белки бельчонок (щелчок по бельчонку)
Логопед: у ежихи ?
Ребенок: у ежихи ежонок (щелчок по ежонку)
У всех диких животных в лесу есть свое жилище.
Лексическое упражнение «Чье жилище?»
Логопед: где живет белка?
Ребенок: белка живет в дупле (щелчок по белке)
Логопед: волк?
Ребенок: волк живет в логове(щелчок по волку)
Логопед: где спит зимой медведь?
Ребенок: медведь спит в берлоге (щелчок по медведю)
Логопед: а заяц где живет?
Ребенок: под кустом.
Гидрогимнастика.
(На столе стоит емкость с теплой водой, на дне, при помощи двусторонней ленты, прикреплены картинки диких животных)
Логопед: назови диких животных.
Ребенок: (предполагаемые ответы):
Логопед: при помощи камней посчитай сколько слогов в названии каждого животного? (Под каждой картинкой ребенок выкладывает соответствующее количество камней.)
Логопед: а теперь достань картинки с животными в названиях которых есть звук [Л] и определи где он находится, в начале, в середине или в конце?
(Ребенок достает картинки и прикрепляет их к соответствующей схеме)
Автоматизация звука Л с элементами гидрогимнастики.
Логопед: Расскажем стихотворение про волка при помощи рук.
(Руки ребенка в воде).
Вышел на охоту волк,
(Указательными и средними пальцами обеих рук имитировать шаги)
Волк в охоте знает толк,
(Напрячь пальцы обеих рук)
И коза, и гусь и даже елки
(Выставить вперед указательные пальцы и мизинцы, согнуть пальцы, имитируя гусиную шею, совместить кончики пальцев обеих рук)
Испугались злого волка.
(Скрестить пальцы в замок).
Логопед: Расскажем стихотворение про белку при помощи рук.
(Руки ребенка в воде).
Белый снег, белый мел
(Поочередно поглаживать кисти рук снизу вверх «Надеваем перчатки»)
Белый заяц тоже бел,
(Указательные и средние пальцы приподняты «Заячьи ушки»)
А вот белка не бела,
(Ритмично сжимать и разжимать кисти рук)
Белой белка не была.
(Поочередно поглаживать кисти рук сверху вниз «Снимаем перчатки»).
Логопед: зимой в лесу холодно, сейчас мы поиграем, согреемся.
Физминутка (ребенок имитирует повадки зверей)
Дикие животные.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Звук и буква Л
Игра «Ниточка»
(Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянуть звук Л, наматывая нитку на палец).
Логопед: давай вспомним, что звуки мы произносим, читаем, а буквы пишем. Звук Л на письме обозначается буквой Л.
Игра «Телесные прописи»
(Логопед предлагает «прописать» букву Л локтем правой руки, мизинцем левой руки, носом, указательным пальцем правой руки).
Логопед: теперь возьми маркер и напиши на доске букву Л.
Звуковой синтез слова лиса.
Логопед: я буду произносить слова, а ты называй только первый звук в слове. Теперь послушай внимательно Л*, И, С, А. Какое слово ты слышишь?
Ребенок: лиса.
Логопед: Правильно. Поиграем с лисой?
Разбор схемы слова лиса.
(На доске схема слова «Лиса», ребенок прикрепляет соответствующие квадраты)
Логопед: Назови по порядку звуки в слове ЛИСА. Сколько всего в слове звуков?
Ребенок: Л*, И, С, А. Четыре звука.
Логопед: назови первый звук, расскажи о нем, (второй, последний звук.)
Ребенок: Звук «Л» - согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом. «И» - гласный, обозначается красным цветом. «С» - согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. «А» - гласный, обозначается, красным цветом.
Логопед: сколько гласных звуков в слове? Назовите.
Ребенок: 2 звука, «И», «А».
Логопед: сколько слогов в слове?
Ребенок: 2 слога.
Составление графической схемы предложения и анализ.
Логопед: Где живет лиса?
Ребенок: лиса живет в норе.
Логопед: придумай предложение со словом лиса. А теперь составьте схему предложения. (Ребенок записывает схему предложения на доске и производит анализ).
Логопед: по-моему лесные жители решили поиграть с нами в прятки. Найдем их?
Ребенок: да!
Дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?»
Логопед: Чья это голова?
Ребенок: это лисья голова.
Логопед: правильно, а это чья голова?
Ребенок: это беличья голова.
Логопед: это чья голова?
Ребенок: это волчья голова.
Логопед: молодцы, это чья голова?
Ребенок: это заячья голова.
Логопед: это чей хвост?
Логопед: это чей хвост?
Ребенок: это беличий хвост.
Логопед: это чей хвост?
Ребенок: это волчий хвост.
Логопед: это чей хвост?
Логопед: Молодец, ты правильно назвал части тела животных и отыскал всех зверей.
Логопед: присядем, немного отдохнем, успокоимся, расслабимся, и сделаем себе легкий массаж.
Звучит спокойная релаксационная музыка.
Самомассаж.
Ручки растираем И разогреваем И лицо теплом своим Нежно умываем. Пальчики сгребают Все плохие мысли., Ушки растираем Сверху вниз мы быстро. Их вперед сгибаем Тянем вниз за мочки, А потом руками Трогаем за щечки |
(потирать ладони)
(хлопать в ладоши)
(разогретыми ладошками проводить по лицу сверху вниз) (граблеобразными движениями проводить пальцами от середины лба к вискам)
(растирать пальцами рук ушные раковины по краю сверху вниз). (сгибать руками ушные раковины вперед) (оттягивать уши вниз за мочки) (легко похлопывать щеки ладошками)
Итог.
Логопед: наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
Возвращаться по звериным следам. (хруст снега)
Логопед: тебе понравилось наше путешествие?
А что мы там делали? Что тебе больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
Ребенок: да, гуляли в лесу, играли с животными…
Домашнее задание.
Лесные жители хотят на память оставить свои портреты. Дома раскрась эти рисунки и вклей в свою тетрадь домашних заданий и расскажи маме и папе где мы сегодня были.
Сюрпризный момент.
Логопед дарит ребенку фигурку-пряник с изображением дикого животного.