Конспект открытого логопедического занятия для учащихся начальных специальных коррекционных классов школы 8 вида на тему «Вооруженные силы России»

2
2
Материал опубликован 6 November 2020

Михалевич Ирина Николаевна

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ванаварский детский дом»

648 490 Красноярский край с. Ванавара ул. Пайгинская д. 5-3

 

Конспект открытого логопедического занятия

для учащихся начальных специальных коррекционных классов школы VIII вида по теме «Вооруженные силы России».

Занятие предназначено для учащихся специальных коррекционных школ VIII вида. Направлено на закрепление знаний о звуковом составе слове, навыков деления слов на слоги и правилах переноса, расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи, способствует развитию многих психических процессов, позволяет закрепить полученные знания с учетом индивидуальных возможностей каждого воспитанника, формирует яркие положительные эмоции. Все задачи реализуются через игровые ситуации и позволяют поддерживать познавательный интерес на протяжении всего занятия, что является важным условием при работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление навыков звукового анализа, навыка деления слов на слоги и правила переноса, расширение представлений по теме, совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, мышления, просодии, навыка словообразования, развитие четкости и интонационной выразительности речи, формирование правильного дыхания.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, умения работать в команде, доброжелательности. Создание эмоционально-позитивного настроя.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, две доски, флажки трех цветов: красный, синий, белый, дидактический материал для заданий, эмблемы команд, магниты, атрибуты для творческих номеров.

Место проведения: актовый зал.

Ход мероприятия:

Логопед: Добрый вечер, уважаемые гости. На логопедических занятиях мы с ребятами очень много путешествуем по стране Знаний и многому учимся. Сегодня ребята будут проявлять свои знания, смекалку, находчивость. Сегодня у нас КВН. В нашем КВНе участвуют 2 команды. Встречаем, команда «Всезнайки», которую ведёт капитан Александр К.

Звучит музыка из телевизионной программы КВН.

Команда проходит по залу, дети встают лицом к зрителям.

Логопед: А теперь, друзья, встречаем команду «Мудрецы», которую ведет капитан Андрей С.

Команда проходит по залу, дети встают лицом к зрителям.

- Дорогие участники и гости, позвольте представить вам наше уважаемое жюри. Команды в сборе, самое время поближе познакомиться.

Логопед: Тема нашего КВНа сегодня «Вооруженные силы России», она выбрана не случайно, как вы думаете, почему?

Дети: Приближается День защитника Отечества.

1 конкурс «Визитная карточка».

Логопед: Правильно. Итак, мы начинаем. Первый конкурс называется «Визитная карточка». В нем участники должны представить свои команды. Первыми предлагаю начать команде «Всезнайки».

Капитан команды: Наша команда.

Все: Всезнайки.

Капитан команды: Наш девиз. Знаем много мы, друзья?

Все: Да.

Капитан команды: Проиграть ведь нам нельзя?

Все: Да.

Капитан команды: Ну, а если вдруг ничья?

Все: Не беда. С нами дружба навсегда!

Логопед: Спасибо. И право представиться переходит к команде «Мудрецы».

Капитан команды: Наша команда.

Все: Мудрецы.

1 ребенок: Мы - ребята «Мудрецы».

2 ребенок: Мы - ребята молодцы.

3 ребенок: Знаний больше мы хотим!

Все: Сегодня Вас мы победим!

Логопед: Скажите, а каким должен быть настоящий защитник?

Дети: Смелым, сильным и т.д.

Логопед: А еще он должен быть очень внимательным. Давайте и мы сейчас с вами выполним упражнение на внимание, ведь внимание нам сегодня просто необходимо.

Игра «Сигнальщики».

Российский флаг - три цвета.

На внимание игра эта.

Цвет я белый покажу –

Вас потопать попрошу.

На синий цвет я укажу-

Рукой махнуть вас попрошу.

Красный – всем «Ура!» кричать.

Что же, будем выполнять.

Упражнение выполняется 5-6 раз под музыкальное сопровождение.

Логопед: Молодцы. А сейчас потренируемся кричать «Ура» с разной силой. Белый цвет - шёпотом, синий - голосом обычной силы, красный – очень громко.

Упражнение выполняется 3-4 раза.

Ну что же, желаю командам удачи, занимайте свои места.

2 конкурс «Разминка».

Логопед: Следующий конкурс называется «Разминка». Командам будут задаваться вопросы, сначала вопросы задаются команде «Всезнайки». Внимание, 2 вопроса задается конкретному игроку, в случае затруднения команда может помочь.

1 ребенок.

1. Назови слово на военную тему, которое начинается со звука [С] (солдат, самолет, связь).

1. Сколько всего гласных букв в русском языке? (10)

2 ребенок.

1. Воин - победитель? (Герой).

2. Назови только гласные в слове Герой.

3 ребенок.

1. Что в солдатском котелке? (Еда).

2. Закончи правило: Сколько в слове гласных, …

4 ребенок.

1. Из какого материала сделан танк? (Железо).

2.Определи место звука [С] в слове КАСКА.

5 ребенок.

1.Какое слово кричали солдаты при наступлении? (Ура).

2. Назови слово, в котором четыре звука.

Логопед: А теперь вопросы команде «Мудрецы».

1 ребенок.

1. Он металлическую птицу поднимет в облака, теперь воздушная граница надёжна и крепка. (Летчик).

2. Что особенного в буквах Ь и Ъ знак.

2 ребенок.

1.Что на пилотке у солдата? (Звезда).

2. Придумай слово с Ь знаком на конце.

3 ребенок.

1.Назовите военную технику. (Танк).

2. Назови слово, в котором два слога.

4 ребенок.

1.Военная посуда. (Котелок).

2. Определи место звука [Л] в слове ПИЛОТКА.

5 ребенок.

1.Что получали солдаты за победу. (Награды).

2. Назови только гласные в слове АВТОМАТ.

Логопед: Наша разминка закончилась и самое время перейти ко второму конкурсу. Мы с вами отправляемся в войска, которые находятся на море, значит это какие вооруженные силы?

Дети: Морские.

Логопед: Все военные, которые служат на море, должны уметь отлично плавать и нырять. Чтобы уметь долго находиться под водой, необходимо правильно дышать. Давайте и мы потренируемся.

Вдох ртом – ныряем (приседаем) – вынырнуть (встать) – выдох ртом.

Вдох носом – ныряем (приседаем) – вынырнуть (встать) – выдох носом.

Вдох ртом – ныряем (присесть) – вынырнуть (встать) – выдох носом.

Вдох носом – ныряем (присесть) – вынырнуть (встать) – выдох ртом.

3 конкурс «Морской бой».

Логопед: Третий конкурс называется «Морской бой». На бой приглашаются два игрока, по одному от каждой команды. Военные морские силы сражаются на море, значить нам нужны корабли. Вот они, перед вами. Но смотрите, у наших кораблей нет названия, а без боевого названия кораблю не выиграть битву. Известно, что у одного корабля название состоит из двух слогов, у второго – из трех, у третьего - из четырех. Ваша задача расшифровать название кораблей, определить в названии количество слогов и записать слова на кораблях.

Поезд - езд + беда = ПОБЕДА

Витя – тя + кино – о + г = ВИКИНГ

Победа – а + и + тельняшка – няшка = ПОБЕДИТЕЛЬ

Бригада – да +н + тина =БРИГАНТИНА

Удар – р+ часы – сы = УДАЧА

Чашка – шка + й + каша - ша = ЧАЙКА

Дети выполняют задание. Логопед проверяет результаты.

 

Логопед: Что вам помогло правильно делить слова на слоги?

Дети: Гласные буквы.

Логопед: Какое правило мы знаем?

Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: Корабли готовы и могут смело отправляться в сражение. А мы идем дальше, приглашаю для выполнения следующего задания отважных морячек и моряков, по одному человеку от каждой команды.

Логопед: Настоящие моряки, чтобы выиграть сражение не имеют права на ошибку. Перед вами снаряды, на них написаны слова, которые разделили для переноса. Но при делении были допущены ошибки. Если вы вспомните правила переноса слов с одной строки на другую и исправите ошибки, то принесете своей команде победу.

МА - ЙКА - МАЙ-КА

КОН - ЬКИ - КОНЬ - КИ

П-УЛЕМЁТ - ПУ-ЛЕМЁТ

УЛЫБК - А - УЛЫБ - КА

Дети исправляют ошибки. Логопед проверяет результаты.

Динамическая пауза.

Логопед: В минуты затишья наши моряки отдыхали, пели песни и танцевали, давайте и мы с вами отдохнем.

Дети становятся полукругом и выполняют кинезеологические упражнения «Лезгинка», «Ухо - нос», «Кулак - ладонь» под музыку «Эх, яблочко».

4 конкурс «Сражение в воздухе».

Логопед: Следующий конкурс называется «Сражение в воздухе». Давайте уточним. Если боевые действия проходят в воздухе, значит вооруженные силы какие?

Дети: Воздушные.

Логопед: Для участия в воздушном сражении я приглашаю двух пилотов. Настоящие пилоты относятся к своим самолетам как к боевым товарищам и даже дают им названия. Но во время последнего сражения враги запомнили названия наших самолетов, необходимо поменять им названия. Посмотрите, на самолетах написаны слова, ваша задача превратить одно слово в другое, для этого в слове нужно зачеркнуть лишние буквы.

Стрекоза - коза

Рогатка – рот

Улитка – утка

Горизонт – зонт

Ветер – веер

Стрекоза – река

Дети выполняют задание. Логопед проверяет результаты.

5 конкурс «Почини мундир».

Логопед: У солдатов, которые служат в военно-воздушных силах, очень красивая форма. Солдаты тщательно следят за ней, стирают, чистят, гладят, зашивают. Давайте и мы сейчас покажем, как нужно следить за своей формой. Следующий конкурс называется «Почини мундир». Я приглашаю двух игроков.

На доске прикреплены нарисованные мундиры, по одному для каждого игрока, на «пуговицах» написаны слоги.

Логопед: Это ваши мундиры. Пуговицы со слогами оторвались и перепутались. Вам нужно пришить «пуговицы» (круги). Для этого нужно расположить пуговицы в правильном порядке так, чтобы из слогов получились слова.

ПИС ЛЕТ ТО

НА ТА ГРА

МЁТ ЛЕ ПУ

ТЫ ДА СОЛ

Игроки составляют слова, правильно прикрепляют «пуговицы».

6 конкурс «Домашнее задание».

Логопед: Следующий конкурс называется «Домашнее задание». Наши команды приготовили творческие номера.

Команды по очереди показывают заранее подготовленные творческие номера на военную тематику.

7 конкурс «Конкурс капитанов».

Логопед: Пришло время последнего конкурса, он называется «Конкурс капитанов». В армии на плечах командиров лежит большая ответственность, им приходится принимать сложные и очень не легкие решения. Последний наш конкурс будет проходить на суше. Если вооруженные силы сражаются на суше, как называются войска?

Дети: Сухопутные.

Логопед: Я приглашаю капитанов команд. Внимание! На войне большое значение имело донесение, а как передать сообщение, чтобы его не прочитали враги?

Дети: Его нужно зашифровать.

Логопед: Перед вами зашифрованное сообщение, чтобы его прочитать, нужно проследить глазами за стрелками, собирая буквы по одной. Слова, которые вы соберете, записывайте рядом, в пустые клетки.

С

ь

т

а

н

а

д

о

о

з

н

о

а

т

т

с

ы

б

м

г

т

а

л

д

о

м

ч

т

о

н

о

ь

!

 

 

б

в

о

р

м

е

о

в

к

и

м

ы

о

р

н

у

л

л

м

ы

л

с

т

ь

п

ы

м

ы

м

!

!

е

м

 

 

Логопед: Давайте прочитаем, что у вас получилось?

Дети: Солдатом чтобы стать, надо много знать!

Быть проворным, умелым, ловким, смелым!!

Подведение итогов игры.

Логопед: Наша игра подошла к концу, самое время предоставить слово нашему жюри.

Выступление жюри. Награды. Звучит музыка. Дети покидают зал.

Список используемой литературы:

Барсукова Л.А., Н. А. Румега, Н. Е. Земская «Логопедия для учителей, психологов, родителей», 2010 г.

Аксенова А.К., Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, 2004 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный материал!

7 November 2020

Спасибо большое!!!

11 November 2020

Похожие публикации