2. Постановка цели урока | Фронтальный опрос - Какой сегодня день недели, Богдан? - Вчера какой был? Какой будет завтра? - Какое сегодня число, Матвей? – Ребята, посмотрите за окно. Какое время года, Полина? - Назовите осенние месяцы.
За окном у нас осень. Листики меняют цвет, падают, идет дождь, птицы собираются в теплые края. Сейчас золотая осень. А в ноябре наступит…(поздняя). Деревья будут без листьев, мы будем тепло одеваться и возможно появится первый снег.
А сейчас мне бы хотелось прочитать вам рассказ о том, как однажды деревья поспорили. Рассказ так и называется «Спор деревьев». Написал его Константин Дмитриевич Ушинский. (чтение рассказа)
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою. Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: – Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. – Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
Выставление картинок деревьев на доске
Работа над содержанием рассказа. - Как называется рассказ? - Какие деревья поспорили? - По какому вопросу возник спор? - Что говорил дуб? - Что говорила яблоня? - Что ответила сосна? - Какие плоды у дуба, сосны, яблони? - А как вы думаете, кто из них лучше? (каждое полезно по-своему)
Какие деревья вы знаете? Какую пользу приносят деревья?
Сегодня мы поговорим про деревья, которые растут в саду.
Ребята, кто из вас видел фруктовый сад? - Почему он так называется?
Как хорош он, летний сад, Фруктами всегда богат. Абрикосов стройный ряд – Солнцем ягоды горят. Рядом здесь растет и слива, Плодами сочными красива. Груш и яблок аромат. Съесть одно бы каждый рад.
- Я предлагаю вам отправиться в фруктовый сад.
Музыкальное упражнение «Автобус» (Железновы)
|
Отвечают на вопросы учителя
Слушают учителя, дополняют рассказ.
Слушают рассказ
Отвечают на вопросы учителя, работают над содержанием рассказа.
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют логоритмическое упражнение |
3. 3.1 Актуализация опорных знаний
3.2 Физ. минутка
3.3 Знакомство с новым материалом
Физ. минутка
| Дети, скажите, чтобы на фруктовых деревьях выросли спелые и сочные плоды, что необходимо деревьям?(Солнце, вода, хорошая земля) - Кто ухаживает за деревьями в саду? (Люди, человек) - Как называется человек, который ухаживает за фруктовыми деревьями? - Что делает садовник? Обрезает старые засохшие ветки, опрыскивает деревья от различных насекомых-вредителей, поливает деревья в засушливое лето, вносит удобрения в почву, рыхлит землю и если нужно, лечит стволы деревьев. Чем лучше человек будет ухаживать за деревьями, тем богаче будет урожай фруктов. (Обобщение сопровождается картинками). Сейчас я попрошу вас показать, чем же занимается садовник в своем саду? Я вам буду говорить задания, а вы попробуете их изобразить. Готовы? Пластические этюды « Что умеет садовник». Дети изображают движениями действия, которые называет садовник: копают ямки сажают плодовые деревья поливают цветы, кустарники делают обрезку веток опрыскивают деревья и т.д. Как здорово у вас получается! А вы любите трудиться? (что мы с вами делаем осенью? Убираем листву, собираем урожай) -А вы знаете, что растет в саду? Дети: Фрукты.
Верно. Сейчас я проверю, какие фрукты вы знаете. Я буду вам читать загадки, а вы слушаете их, но не называете отгадку вслух, а показываете глазами на картинку-отгадку. Посмотрите по сторонам… (В разных частях комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов). Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку» Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. | (Груша) |
Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один - Кислый очень, очень. | (Лимон) |
Само с кулачок, Круглый бочок. Тронешь пальцем – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы)
Желтый-желтый, Длинный, гладкий. А очистишь – Сладкий-сладкий. Он нам жарким югом дан, И зовут его… (Банан)
Он с оранжевою кожей, Что на солнышко похожа. А под кожей – дольки, Посчитаем, сколько? Дольку каждому дадим, Всё по долечке съедим. (Апельсин)
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!
Ребята, а вы любите фрукты? У меня есть волшебный мешочек Попробуйте определить, какой это фрукт. Дети на ощупь определяют фрукт.
Где же они растут? Презентация «Фруктовый сад»
Посмотрите на них Стоит чудо-дерево, На дереве – мячики: Летом – зеленые, Осенью – румяные. (Яблоня) Яблоко какое? Потрогать рассмотреть
Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай, Созрела значит… (Груша)
Груша какая? Потрогать рассмотреть
Синий, вкусный, сочный плод, Он на дереве растет. Аппетитна и красива, Просится в корзину… Слива какая? Потрогать рассмотреть Что общего у них? (ствол, ветки, листья, корни)
Молодцы! Здорово у вас получается! Ручками мы с вами отгадали фрукты, А теперь я хочу предложить отгадывать с закрытыми глазками. Закрываем глазки, не подглядываем. Нюхаем…
Игра «Определи по запаху». По очереди подносит к ребятам кусочки фруктов. Дети нюхают и по запаху определяют.
Физкультминутка «В саду». Дети идут по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом. Мы сегодня в сад пойдем, Фрукты разные найдем (дети шагают на месте). Раз, два, три, четыре, пять, Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши) Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке), Виноград и апельсины. Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева). Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх) На носочки поднимись (встают на цыпочки) И до ветки дотянись (поднимают руки вверх), Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню), Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками). Вот какой мы собрали урожай! Теперь давайте присядем и немного отдохнем.
А что можно приготовить из фруктов? Дети: компот, варенье, сок, фруктовый йогурт, салат, начинки для пирогов. 1. Напитки (сок, лимонад, компот, кисель); 2. Начинку для тортов, пирогов, пирожных; 3. Фруктовое мороженое; 4. Салат, йогурт, желе; 5. Конфеты с фруктовой начинкой, мармелад.
- Ваши бабушки и мамы, наверное, умеют варить повидло и варенье из фруктов. А теперь я предлагаю вам вспомнить, какое варенье получается из разных фруктов.
Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов». ( с мячом) По очереди кидает детям мяч и задает вопрос. Дети ловят мяч и отвечают. Из яблок варят … какое варенье? Дети: Яблочное. Из груш варят … какое варенье? Дети: Грушевое. Из слив варят … какое варенье? Дети: Сливовое.
Давайте теперь раскрасим наши фрукты.
Раскраски Каждому ребенку раздается свой фрукт. Выйти и рассказать о нем по опорной схеме на доске.
Какие молодцы. Как хорошо поработали. |
Отвечают на вопросы учителя
Рассматривают изображения деятельности садовника
Выполняют пластические этюды
Отвечают на вопросы
Отгадывают загадки
Отвечают на вопросы учителя
На ощупь определяют фрукт.
Просмотр презентации.
Отвечают на вопросы учителя
Исследовательская работа по изучению фруктов (цвет, вкус, запах, поверхность, размер, форма)
Выполнение действий по показу учителя
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя
Раскрашивают фрукт. Выходят к доске, показывают и рассказывают про фрукт.
|